|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познанияЧеловек живет в мире, осуществляя с ним постоянный информационный и энергетический обмен по следующей схеме: воздействие внешнего мира на человека- восприятие- обработка информации- ориентировка-принятие решения. Когда все ясно и понятно, тогда осуществляется обычное взаимодействие человека и действительность. Как только данная схема начинает давать сбои и не позволяет принимать ясные и привычные решения, человек начинает задаваться вопросами «Почему так происходит?», «Какие средства необходимы для устранения неопределенности?». Описанная ситуация называется познавательной. Она может возникнуть как в повседневной жизни, так и в научной практике. Эта форма деятельности- (познавательная деятельность), которая направлена на получение достоверных знаний- присуща только человеку. Возможность и успешность познания во многом определяются средствами познания, к которым относятся познавательные способности, данные человеку от природы (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение) и материально-технические средства, созданные человеком. Многообразие видов познавательных способностей, исторические и социокультурные условия существования человека, разнообразные средства и методы получения знания породили различные формы познания. Познание может быть мифологическим, религиозным, художественным, научным, обыденным и т.д. Оно может осуществляться в естественных, гуманитарных, технических науках. Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое познание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой практического познания является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный характер. К исторически первым формам человеческого познания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботится о практической выгоде и вести себя свободно принятыми игровыми нормами. Оно носит обучающий и развивающий характер, выявляет качества и возможности человека. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, спецификой которого было фактическое отражение действительности в художественной форме. В рамках мифологии вырабатывались определенные представления о природе, обществе, людях. Художественная форма познания зародилась на заре человечества, наибольшее развитие получила в искусстве. В каждом произведении искусства содержатся те или иные знания о людях, обществе, природе. Основные функции практики в процессе познания следующие: 1.Практика является источником и основой движущейся силой познания. Конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества. Практика человечества порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания. 2. Практика с ее насущными запросами- это одновременно и конечная цель познания. Получения человечеством знания предназначены для применения их в своей жизни- в быту, в промышленности. Если знания оказываются невостребованными на практике, их ценность может быть утрачена. 3.Практика является критерием истинности человеческого знания. Практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в науке результатов, гипотез, теорий. Но этот критерий не является универсальным, так как не все идеи можно проверить на практике по разным причинам. Поэтому наука для обоснования своих знаний прибегает к таким способам, как логическое доказательство, мысленный эксперимент, обоснование.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |