|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6: Креативность как универсальная способность к творчеству1. Подходы к пониманию креативности 2. Структура креативности 3. Креативность и интеллект
Креативность (от лат. Creatib – созидание) – общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. Э.Фромм: «Это способность удивляться и познавать, это умение, находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Значит критерием творческости является не качество результатов, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Креативность трактуется как способность к творческому стилю деятельности. И суть ее состоит не в простом количественном накоплении знаний, а в умении качественно, по-новому, их использовать, направлять на получение оригинальных идей, результатов. Анализируя существующие определения креативности (Е.Торранс насчитал их 84), К.В.Тейлор объединяет их шесть групп. 1. Определения типа «гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности, а креативный процесс описывается как разрушение существующего гештальта для построения лучшего. 2. Определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового. 3. Эстетические или экспрессивные определения, в которых подчеркивается самовыражение творца. 4. Психоаналитические или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх-Я». 5. Проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс. Например, Дж. Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления». 6. Определения, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп. Современная трактовка проблемы креативности, экспериментально подтвержденная исследователями разных стран (В.Андерсоном, Дж.Гилфордом, АН.Луком, М.Розетом, Я.А.Пономаревым и др.), отличается признанием того факта, что проявление творческих качеств носит универсальный характер, т. е. креативность рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для любой сферы деятельности личности. Причем, развитие креативности в каком-либо одном виде деятельности (например, наука или искусство) влечет за собой перенос творческих качеств личности на любую другую сферу (социальную, производственную, коммуникативную, бытовую и др.). Существуют научные доказательства того, что развитие творческих качеств детей средствами искусства стимулирует развитие математических способностей. Креативность – охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств (способностей), способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности. Креативность редкая черта, поскольку она требует одновременного наличия ряда характеристик (понятливости, нешаблонности, способности мыслить в необычной манере, настойчивости и др.). Ни одна из этих черт не является особо редкой. Но необычно сочетание их у одного и того же человека. Можно представить, что все эти черты имеют биологическую основу. 2. Структура креативности (И.А. Малахова) Основными компонентами креативности являются: 1) критерии и показатели, или факторы креативности; 2) творчество как свойство личности в целом; 3) технология творчества. Каждый из этих трех компонентов-блоков в свою очередь включает отдельные элементы, а каждый элемент определяется сочетанием признаков его составляющих. Все компоненты этой системы находятся в сложном взаимодействии. В соответствии с представленной структурой опишите креативность известной Вам творческой личности (подтверждение биографическими фактами и ссылками на источники обязательно!)
Кинофильм «Мой выдающийся мозг. Гениями рождаются» 1. Какие особенности строения мозга музыкантов можно обозначить 2. Каковы причины такого строения мозга музыканта 3. Назовите главную причину и отличие одаренного ребенка от способного 4. Оцените роль раннего обучения ребенка для развития одаренности 5. Какие еще есть способности у главного героя кроме музыкальных 6. Оцените чувство юмора одаренного ребенка (и его мамы) 7. Какие личностные особенности главного героя можно выделить 8. Роль потоковых состояний в развитии творческих способностей 9. Каковы личностные особенности воспитателя (мамы) одаренного ребенка 10. Каковы проблемы одаренных детей в социуме 11. В чем опасность подросткового возраста. Почему «уходит» одаренность 12. Чем общество может помочь на пути преодоления трудностей при становлении одаренного ребенка в талантливого взрослого Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |