АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3: Психофизиологические детерминанты творчества

Читайте также:
  1. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  2. Б. Механизмы творчества с точки зрения М. Кlein
  3. В. Механизмы творчества с точки зрения M Milner
  4. Виды правотворчества
  5. Виды правотворчества. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
  6. Возникновение государственности , суверенитета,правотворчества.
  7. Возрастные психофизиологические особенности
  8. Вопрос: Принципы правотворчества
  9. Врезка 12.4. Детерминанты ценовой эластичности при олигополии.
  10. Г. Механизмы творчества с точки зрения D. Winnicott
  11. Глава 8. Формирование предметно-пространственной среды, бытовой дизайн как область повседневного творчества
  12. Глава V. Теория силы или основы воинского духотворчества

1. Особенности законов высшей нервной деятельности в творческом процессе.

2. Строение мозга как основа творческих способностей

3. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же звучания вызывают более сильные реакции у музыкантов, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмахвозбуждения и торможения.

Эти механизмы лежат в основе формирования и завязывания рефлекторных связей, выступающих инструментом профессиональных умений, приемов творческой деятельности. Соотношение сил возбуждения и торможения определяет успешность осуществления творческого акта. Их дисбаланс приводит к тому, что творческий акт осуществляется в разных темпах, с разной интенсивностью…

Если в момент творчества возбуждение будет слишком сильным, то раздражение разольется свободно. В результате реставрация, музыкальных, изобразительных, … следов осуществится хаотично, не приведя к созданию законченного художественного произведения. Обуздание возбуждения, осуществляется с помощью механизма торможения. Поэтому с одной стороны, продуктивность творческого процесса зависит от умения достигать сильного возбуждения, ведущего к быстрому образованию рефлекторных связей; с другой - от упорядоченного действия механизмов торможения, закрепляющих складывающуюся канву. Частая беда холерического темперамента, когда действие механизмов возбуждения превышает механизмы торможения - неструктурированная творческая деятельность, по существу - бесконечная. Холерический темперамент более других присущ графоманам в литературе, музыке и пр.

Оптимальное условие для творчества - когда и возбуждение, и торможение уравновешены. Субъективно такое состояние оценивается как наилучшее для творческой деятельности. Для того, чтобы состоялось рождение произведения, необходима длительная поддержка возбуждения, то есть наличие так называемой творческой доминанты. Доминанта - это специфическое понятие психологии творчества.

!
Доминанта – (от лат. dominans – господствующий) временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Как явление психического порядка, домиинанта трансформирует воздействие самых различных стимулов в направлении, заданной доминирующей идеей и, в силу этого, постоянно питает и обогащает ее, поддерживает процесс ее вызревания (в том числе и тогда, когда он протекает вне сферы сознания) и в конце концов ведет к ее осуществлению.

!
Доминанту можно определить как орган творческого поведения.

А.А.Ухтомский: «доминанта связывается и индивидуализируется эмоциональным тоном,…. эмоция как целостное состояние души в особенности перетягивает к себе и в своем направлении толкует различные побочные раздражители – толкует в духе своего настроения». Отсюда:

Ø «многозначность чтения» одного и того же художественного произведения зрителями, если оно способствует актуализации наиболее общих и значимых для человека потребностей;

Ø индивидуальность автора.

По мере формирования профессионально-художественных доминант, человек начинает замечать такие стороны мира, которые до этого были ему недоступны. Систематическая творческая работа, даже начатая с большим усилием, может привести в деятельное состояние весь творческий аппарат. Самого слабого воздействия иногда бывает достаточно, чтобы пустить в ход весь сложнейший творческий аппарат. И наоборот, в случае, если были большие перерывы, требуется значительный толчок извне, т.к. мешает укрепившееся торможение внутри мозга.

При воздействии слабых, субсенсорных (подпороговых, неосознаваемых) раздражителей процесс возбуждения иррадиирует по коре головнного мозга. Сам раздражитель не входит, как правило, в сознание человека, но вызывает эмоциональную реакцию (эмоциональный тон ощущений). На этом держится «волшебство искусства», когда зритель не может объяснить рациональную силу эстетического воздействия того или иного произведения. Весь язык искусства держится на взаимодействии неуловимых деталей, на знаменитом «чуть-чуть», а красота затмевает смысл.

Исследования Ротенберга В.С. показали:

1) В состоянии покоя у высокотворческих людей альфа-ритм (ритм покоя мозга) занимает меньшее время на ЭЭГ, чем у лиц с низкими или средними творческими способностями. Это значит, что в состоянии относительного покоя мозг творческих людей более активирован. Видимо творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем раздражителям, поступающим извне.

2) В процессе решения задач творческого характера у творческих личностей альфа-ритм даже возрос (!) по сравнению с фоном, тогда как при решении задач на логическое мышление он снизился. Это значит, что лицам с высокими творческими задатками не только не нужна дополнительная активация мозговых структур при решении творческих задач, но даже целесообразно некоторое снижение этой активности по сравнению с состоянием спокойного расслабленного бодрствования.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)