АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества

Читайте также:
  1. B) Компенсация непредвиденных затрат в процессе производства продукции.
  2. V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
  3. Активные индивидуальные методы
  4. Алгоритмические технологии и особенности их реализации в процессе педагогической деятельности по своей специальности
  5. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
  6. Апелляция в российском процессе (глава 39)
  7. Биомедицинская этика об основных правилах взаимоотношений и обязанностях врача и пациента в процессе лечебной деятельности
  8. В воспитательном процессе
  9. В гражданском процессе
  10. В какой последовательности обычно протекают действия в процессе проведения черной PR кампании?
  11. В мировом культурном процессе
  12. В познавательном процессе

Особенности высшей нервной деятельности - степень её силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением, трудно образующие физиологические доминанты, крайне требовательны к условиям творческого труда, нуждаются в "оранжерейных" условиях. Индивидуальные различия в работе активационного блока, важные для креативности, проявляются:

Ø в способах адаптации к среде;

Ø в скорости и прочности образования стереотипов и стандартов;

Ø во взаимодействии двух полушарий мозга.

П.Тюрин выделил три типа художников по уровню проявления творчества в зависимости от преобладания у них адаптивного или творческого начала.

v Стимульно-репродуктивный – низший уровень, когда художник ориентирован на подражание мод­ному течению или реальности.

v Эвристический уровень – средний, когда в своих произведениях художник сам никому не подражает, но и ему никто не подражает. Ориентировка на индивидуальную оригинальность.

v Креативный, высший уровень творческого продукта – опора на проблемы настоящего, чувство времени, эпохи с ориентировкой на «потребное будущее», чувство зрителя. Их работы ориентированы не на внешнюю привлекательность, а на целостный эстетический образ.

1. Сила нервной системы определяется индивидуально-различной способностью выдерживать длительное или интенсивное возбуждение без перехода в тормозное состояние. Эксперименты Ермолаевой-Томиной Л.Д. показали, что для каждого испытуемого существует свой «порог пробуждения» творческого начала. У кого-то на самом простом задании. У других творческий процесс возникал при легкой провокации или после подсказки. А у третьих — только на самом сложном задании. Однако наиболее интересными были данные тех немногочисленных испытуемых, которые одинаково творчески выполняли все типы заданий. Для них было характерно автоматическое включение творчества, которое Ермолаева-Томина Л.Д. описывает как показатель креативности. Она доказала что нестандартное сочетание высокой чувствительности и реактивности с потребностью и способностью к напряженной интеллектуальной деятельности является наи­более благоприятным нейрофизиологическим задатком для спонтанного формирования креативности.

2. Подвижность и динамичность нервной системы имеют большое значение для творческих способностей.В лаборатории Б.М.Теплова экспериментально доказано, что у творческих людей нет предпосылок к формированию шаблонов и стереотипов на уровне врожденных нейрофизиологи­ческих задатков. Именно на этом базируется их потреб­ность в новизне, способность к гибкости и беглости мыслительной деятельности. Кроме того, для высококреативных людей характер­но «сопротивление навязанному извне стилю деятель­ности». Это сопротивление проявляется и на неосознаваемом, нейрофизиологическом уровне, что показала регистрация биоритмов мозга на электроэнцефа­лограмме. Каждый человек усваивает биоритмы в диапазоне разных частот, что является показателем его специфи­ческой чувствительности к активирующим или тормо­зящим воздействиям внешней среды. У высококреатив­ных испытуемых усвоения каких-либо ритмов не происходило.

3. Уравновешенность нервных процессов и взаимодействия полушарий относится к числу природных задатков. И.П.Павлов выделил два человеческих типа — ху­дожественный и мыслительный – опирающихся на первую и вторую сигнальные системы. Оди­наковое развитие двух полушарий дает возможность сочетания интеллектуальных меха­низмов с творческими. Такое взаимодей­ствие необходимо для всех видов творчества и лежит в основе креативности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)