АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мегалитическая архитектура

Читайте также:
  1. Архитектура Древнего Востока. Монументальная культовая архитектура.
  2. АРХИТЕКТУРА.
  3. АРХИТЕКТУРА.
  4. Города и архитектура.
  5. МЕГАЛИТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
  6. Поздневизантийская архитектура.
  7. Средневизантийская архитектура.
  8. Судовая архитектура.
  9. Суперскалярная архитектура.

В истории архитектуры существует масса теорий, затрагивающих как историю развития архитектуры, так и специфику зданий. Например, Гегель предлагал рассматривать развитие архитектуры как смену тезиса, антитезиса и синтеза. Были теории, объяснявшие эволюцию архитектурных форм природно-климатическими особенностями, развитием теории пропорционирования, даже эволюционными циклами, когда развитие общества приводило к развитию искусства и архитектуры. Развитие государств, рост городов, конечно же, также были мощными стимулами развития градостроительства и архитектуры.

Но чтобы представить себе все многообразие факторов, определявших развитие подобного творчества людей, необходимо рассмотреть тот момент, когда к жилой архитектуре присоединилась архитектура монументальная.

 

 

1. Менгир, покрытый гравировкой, в кромлехе Алмендриш.

 

 

2 Ряды вертикальных камней-менгиров – алиньманы – были характерны для эпохи перехода от каменного к бронзовому веку (3-2 тыс. до н.э.), прекрасный пример такой аллеи менгиров сохранился в Карнаке, на северо-западе Франции.

 

Мегалитические сооружения, встречающиеся в самых разных странах: в Скандинавии, Дании, Франции, Англии, Испании, Северной Африке, Сирии, Крыму, на Кавказе, в Индии, Японии и других странах лучше всего свидетельствуют о духовном значении архитектуры, потому что сложенные из огромных каменных глыб памятники не служили каким-либо бытовым целям, но подчинялись идеологическим и магико-религиозным идеям. Среди мегалитов различают:

Менгиры (от бретонск. men- «камень» и hir- «длинный») – вид мегалитов, представляющий собой вертикально поставленный камень, по большей части округлой формы, полученной либо от природы, либо в результате грубой обработки. Самым большим из известных на сегодняшний день является менгир из Локмариакера, в Бретани, в окрестностях Морбигана. Этот гигантский гранитный столб длиной свыше 20 м и весом 300 т еще в незапамятные времена разбился на части в результате падения. Менгиры сопутствовали дольменам и другим мегалитическим сооружениям, но часто были организованы в грандиозные ансамбли, наиболее впечатляющие из которых представлены в Бретани. В Карнаке (Морбиган) ряды, насчитывающие в общей сложности 2813 менгиров, тянутся к востоку на протяжении 3900 м. Они начинаются от деревни Менек и дохо

 

 

3. Аллея менгиров в Кермарио.

 

 

4. Аллея менгиров. Керлескан.

дят до Керлескана или Менек-Виана. Их можно разделить на три группы, или поля, расположенных последовательно одно за другим. Самым большим является Менекское поле у Карнака с замкнутым двойным кругом камней; ведущие к нему аллеи менгиров достигают длины 167 м, имеют около 100 м в ширину и делятся на 11 рядов. Следующее поле – Кермарио, протяженностью 1120 м и шириной 100 м, - состоит из 10 рядов камней. Третье поле – Керлескан, длиной 800 м и шириной 139 м, - включает в себя 13 каменных аллей: его северный конец увенчан огромным кромлехом, состоящим из 43 каменных столбов.

Дольмены («каменный стол» от бретонского dol- «стол» и men- «камень»), сооружения в виде большого каменного ящика, в простейшей своей форме состоящие из нескольких вертикальных ортостатов, перекрытых большой плоской плитой. Вес верхней каменной плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры - до десятка метров. Назначение и способ возведения достоверно не известны. Среди гипотез встречаются определения дольменов как святилищ, мест для жертвоприношений, погребальных комплексов, а также, как древних обсерваторий, точно отмечающих множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд. Распространены эти сооружения в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму. Материал из которого складывались дольмены, менялся в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана; или, наоборот, дольмен углублялся в землю, устраивался в яме. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Чтобы отличать столь сложное использование дольменов в ансамбле камер и галерей, их называют еще каирнами. Один из наиболее известных и древних каирнов сохранился в Бретани, в Барненез. Его построили ок. 4700 г. до н.э. Занимая пространство длиной 72 м и шириной от 20 до 25 м, он включал 11 дольменов, представляющих собой отдельные камеры, от которых к выходу тянулись галереи длиной от 7 до 12 м.

 

 

5. Дольмен в окрестностях Геленджика.

 

 

6. Каирн в Барненез.

 

7. Дольмен в курганной гробнице Куэва-де-Менга, Антикера, Испания.

 

 

8.Столбы в гробнице Куэва-де-Менга, Антикера, Испания

 

Дольмены использовались также в конструкциях со стенами, возведенными из плашмя уложенных плит, образующих высокий ступенчатый свод, перекрытый затем одной большой плитой, как, например, в погребальной камере Ромераль в Антикере (Испания).

Тут же, в Антикере, другой дольмен – Куэва-де-Менга – имеет прямоугольную погребальную камеру (гробница галерейного типа) длиной 18,5 м, высотой 6 м и шириной 2,7 м. Пять больших плит (вес одной из них достигал 200 т) служили кровлей гробницы. Эти плиты, помимо самих стен, опирались на три каменных столба, установленных по осевой линии сооружения.

Сама гробница состояла из 32 каменных блоков, коридор в погребальную камеру углублялся на 25 метров. После завершения строительства погребальной камеры, где, вероятно, хоронили вождей племени, каменное сооружение было покрыто землей и образовало холм, который виден и сегодня.

Целый комплекс из 40 могильных курганов, покрывающих сооружения на основе дольменов, находится в Ирландии. Это Бру-на-Бойн. Территория памятника занимает площадь 10 кв км. В него входят 37 небольших курганных насыпей, окружающих три огромные гробницы - Ньюгрейндж, Даут и Наут. Их размеры исчисляются десятками метров в диаметре, и все они относятся к типу так называемых коридорных гробниц: в погребальную камеру, расположенную под насыпью, ведет длинный узкий коридор, сооруженный из массивных каменных блоков.

Из всех гробниц особой известностью пользуется Ньюгрейндж. В эпоху неолита, в период между 3100 и 2900 гг. до н.э. строители сначала срыли холм, чтобы выравнять площадку для размещения дольменов, затем соорудили коридор из монолитов весом от 20 до 40 тонн длиной 24 м. Центральную камеру сложили из вертикально поставленных каменных блоков. Используя в каждом новом ряду кладки камни меньшего веса и объема, камеру перекрыли «ложным куполом» - сужающейся кверху шестиугольной шахтой высотой 6 м, завершающейся трубой с заслонкой, которую при необходимости можно было открывать. Для защиты от осадков на внешней поверхности перекрытия были вырезаны канавки для стока воды и начертаны чашевидные символические знаки.

С трех сторон от центральной камеры были сложены миниатюрные комнаты, образующие в плане крест. Проход и камеры возводились без строительного раствора, щели между камнями заполняли морской песок и жженная земля. От превратностей погоды и воздействия времени над постройками был насыпан курган, диаметром 90 м и высотой 13,5 м, состоявший из слоев камня и торфа. Ограждала курган опорная стена-керб из орнаментированных плит. По обе стороны от входа зеленые камни керба были увенчаны стеной из белого кварца.

 

 

9.Ньюгрейндж.

 

 

10. Ньюгрейндж. Интерьер.

 

11. Движение солнечного луча по коридору Ньюгрейнджа.

Вход в гробницу отмечал круг камней высотой от 1,5 до 2,5 м. Еще один круг из 97 вертикально стоящих камней окружал по периметру саму гробницу (всего в комплексе использовано около 400 монолитов). Все эти камни, а также стены коридора и погребальной камеры были покрыты орнаментом, состоящим из зигзагообразных линий, треугольников, концентрических кругов, но наиболее часто встречалось изображение тройной спирали. Этот символ был широко распространен в неолитическом искусстве и, как предполагают исследователи, был связан с циклом смерти и возрождения.

Впрочем, указывая на религиозно-магическое значение мегалитических сооружений, исследователи в последнее время все чаще высказывают мысль, что тумулусы или курганы ––земляные сооружения, не обязательно предназначались для погребения. Насыпи могли использоваться для придания всей конструкции необходимой устойчивости. В самом Ньюгрейндже, где не было обнаружено явных следов погребения, главное чудо связано с астрономическими явлениями.

Коридор памятника ориентирован на юго-восток, точно на место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Над входом в сооружение было сделано отверстие шириной 20 см, через которое солнечные лучи проникают во внутреннюю камеру, в центре которой сохранилась большая чаша ритуального назначения, а в стенах пробиты ниши, украшенные каменной резьбой. В течение нескольких дней (с 19 по 23 декабря) лучи восходящего Солнца ярко освещают всю камеру около 17 минут.

Чтобы добиться такого эффекта мастерам каменного века необходим был не только строительный навык, но и опыт астрономических наблюдений. Скорее всего для возведения кургана им приходилось разрабатывать предварительные планы или модели, позволявшие устанавливать углы и повороты на наклонной поверхности рельефа, а также предварительно определять местоположения монолитов и способ установки плит свода.

Ещё одним типом мегалитической архитектуры является кромлех. Слово это, так же бретонского происхождения (от crom – «круг» и lech – «место»). Он обозначает много разных типов мегалитических памятников. В Великобритании круги из камней входят в такие известные памятники, как Найнмейденс (Nine Maidens – «Девять дев») в Корнуолле или «Длинная Мэг и ее дочери» (Long Meg and her Daughters) в Кумберленде. Кромлехами также называют Стоунхендж и Эйвбери-хендж, которые образуют интегральную часть памятников с центром, окруженным рвом, с внешней стороны которого насыпан вал, и сами являются частью той категории доисторических сооружений, которая в наши дни в основном определяется как «хендж».

 

 

9. Эйвбери-хендж в Англии.

Эйвбери-хендж в Англии возводился в течение 2700- 2000 гг. до н.э. на круглой выровненной местности размером в 11,53 гектара. Это был круг, состоящий из ряда вертикально поставленных камней (изначально их было больше 600), окруженный 10-метровым рвом и внешним валом из известняка высотой до 6 м (сейчас высота сооружений составляет всего лишь одну треть от первоначальной.) Во внешней насыпи было оставлено четыре симметричных входа. Внутри большого круга (диаметр сооружения 427 м) располагались еще два кромлеха, ориентированные на север и юг. В середине северного круга из камней было составлено сооружение, напоминавшее букву «U» (такую же форму, напоминающую подкову, мы встретим позже в центре другого кромлеха – Стоунхенджа). В южном круге некогда гордо возвышался огромный менгир высотой 6 м и несколько метров в диаметре. К каждому из кругов вели аллеи менгиров: проход к южной части хенджа состоял из 100 пар камней.

Хранитель древностей Джон Обри ок.1665 года утверждал, что Эйвбери «превосходит Стоунхендж так же, как и кафедральный собор приходскую церковь». Впрочем, кромлех сильно пострадал за истекшие тысячелетия, поэтому на сегодняшний день он менее известен и реже посещается.

Стоунхендж (название Стоунхендж в переводе с англосаксонского «Висящие камни»), руины которого лежат в 130 км к юго-западу от Лондона – на Солсберийской равнине, среди болот и холмов Девоншира был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения Трои. В античные времена из-за старости, на него уже не обращали внимания. Греки и римляне, видевшие египетские пирамиды и строившие собственные величественные храмы не заинтересовались этой грудой камней. Но в средние века легендарные барды и монахи, писавшие хроники, окружили его легендарной тайной, то приписывая храм гению Мерлина, то колдовству друидов.

Впрочем, строили этот монумент примерно полутора тысяч лет, и это дает представление о тех хронологических периодах, которые могли быть затрачены на возведение и перестройки наиболее монументальных памятников древности. На самой ранней стадии (ок. 2800 г. до н.э.) возникли ров и внутренний вал в виде окружности. Впрочем, функциональное назначение выполнял только вал, а ров служил лишь для выемки необходимого для его возведения грунта. Кольцо, образованное рвом и валами, оставалось незамкнутым на северо-востоке. Напротив этого входа, примерно в 30 м от кольца, был установлен так называемый Пяточный камень, который, вероятно, служил визиром для определения восхода солнца в день летнего солнцестояния. Непосредственно на перемычке у концов внутреннего вала обнаружены следы выкопанных лунок, вероятно служивших для установления менгиров. Таким образом, первоначальное святилище – Стоунхендж I, было простым замкнутым сооружением, ограниченным рвом и двумя валами, со входом на северо-востоке и одним вертикально поставленным камнем снаружи. Внешний вал, теперь почти исчезнувший, имел форму почти правильного круга диаметром около 115 м. Он представлял собой земляную насыпь высотой 1,8 м, шириной 2,5 м и высотой 50-80 см. Внутренний вал образовывал окружность, имевшую в диаметре от гребня до гребня примерно 100 м. Ослепительно белый из-за меловой породы, из которой сложена Солсберийская равнина, где стоит Стоунхендж, около 6 м в ширину и по меньшей мере 1,8 м в высоту, этот вал замыкал священное место. Вход, расположенный там, где оба вала и ров прерывались, имел ширину примерно 10 м и был ориентирован так, что человек, стоящий в центре круга и смотрящий через разрыв утром, в день летнего солнцестояния, увидел бы, как солнце встает чуть левее Пяточного камня.

 

 

10.Стоунхендж.

 

 

11. План Стоунхенджа. Великобритания. Современное состояние.

1 – трилиты, 2 –северный курган, 3 – южный курган, 4 – жертвенник, 5 – Пяточный камень, 6 – менгиры, 7 – внешний вал, 8 – ров, 9 – внешний вал, 10 – проход, осевая линия, 11 – кольцо из сарсенских камней, 12 – синие камни, 13 – лунки Обри, 14 – вал.

 

Пяточный камень – первый большой камень, установленный в Стоунхендже, - имеет высоту около 6 м и ширину 2, 4 м при толщине 2,1 м. Он закопан в землю на 1,2 м. Его вес 35 т. Это «сарсеновый» камень, доставленный сюда с холмов Марлборо-Даунс, в 30-35 км от Стоунхенджа, где такие валуны лежат на поверхности земли. Это чистый песчаник, и термин «сарсен» остается загадочным. Полагают, что он является производным от слова «сарацин», то есть «чужеземный», и согласовывается с преданиями о строителях Стоунхенджа как заморских пришельцах. Пяточный камень называется так потому, что на нем есть выемка, якобы след пятки монаха.

Затем, появились деревянные сооружения, от которых остались лишь расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки. Их 56, они имеют округлую форму, примерно две трети лунок содержат захоронения останков кремированных людей. Кольцо лунок располагалось вдоль внутренней стороны вала и имело диаметр 87,8 м.

Следующий этап строительства Стоунхенджа II начался, вероятно, за 2200 лет до н.э. и был организован, по-видимому, носителями культуры райнио-клэктон. Это они доставили из Пембрукшира к Стоунхенджу синие камни, проложив обвалованную с двух сторон дорогу от Уэст-Эймсбери, на берегу Эйвона, следы которой отчетливо видны у входа в Стоунхендж I. Весь путь длиной около 2 км изучил лейтенант Кроуфорд, основоположник аэроархеологии, и установил, что дорога была проведена по наиболее отлогим местам.

Синие камни из Стоунхенджа являются классическим примером транспортировок мегалитов на очень большие расстояния. Примерно 82 камня весом до 5 т каждый были из каких-то соображений доставлены к месту строительства так называемого Стоунхенджа II из Уэльса, с гор Преселли в Пембрукшире – единственного места в Великобритании, где есть выходы особого вулканического туфа, послужившего материалом для этих менгиров. Вся кампания по добыче и перемещению камней проходила в несколько этапов. Первоначально их выламывали в горах Преселли и доставляли к морю у Милфорд-Хейвена. Затем их доставляли морем до Эйвонмута и вверх по рекам Эйвону (Бристольскому) и Фрому до волока, по которому камни перетаскивали к реке Уайли, после чего отправляли вниз по течению до Хемпширского Эйвона и вверх по этой реке до Эймсбери, откуда волоком тащили до Стоунхенджа. Общее расстояние по суше – около 40 км, по воде – около 340 км. Кроуфорд рассматривал также полностью водный маршрут по морю вокруг Корнуолла и затем по Хемпширскому Эйвону до Вест-Эймсбери, насчитывающий более 600 км.

Синие камни должны были составить двойной кромлех, даиметром колец – 23 и 26 м. В то время центр памятника был слегка смещен таким образом, чтобы радиус, проходящий через Пяточный камень, указывал на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Была также сооружена обрамленная валами и рвами аллея шириной в 12 метров, средняя линия которой совпадала с этой новой осью. Аллея на 550 м шла по прямой на северо-восток, а затем поворачивала к востоку – к берегу реки Эйвон, находящейся на расстоянии примерно 1,6 км.

Впрочем, двойной круг из синих камней так и не был завершен. На западной его стороне не хватает нескольких лунок – сооружение кольца было по какой-то причине прекращено. В период строительства Стоунхенджа III незавершенный круг из синих камней был разобран, камни на время складированы поблизости и заменены сарсеновыми валунами в количестве 81 или больше, взятыми в Марлборо-Даунсе, откуда первые строители притащили свой Пяточный камень.

На последнем этапе строительства Стоунхендж получил четыре больших каменных круга. Внешний круг – это поставленные вертикально 30 столбов, на каждом из которых лежала плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб при высоте – 5,5 м весил в среднем 25 тонн, а плита – 700 кг. Они были врыты в среднем на глубину 1,2 м. Каменные глыбы были тщательно обтесаны и скреплены друг с другом. На каждом конце перемычки вырубали паз, в который вставляли шип, имевшийся на верхушке столба; посредством пазов и шипов перемычки были соединены и между собой. Вертикальным камням и перекладинам круга были приданы вогнутость и соответствующая ей выпуклость. Эти камни лежат на удивление ровно, хотя их поставили на наклонную плоскость. Диаметр кольца – 29, 6 м.

Камни сарсенового кольца были размещены с большой тщательностью: 30 вертикальных камней установлены через равные промежутки со средней ошибкой менее 10 см. Точно на северо-востоке, то есть на линии восхода солнца в день летнего солнцестояния, находился вход в это кольцо, где два камня, №1 и № 30, поставлены на 30 см дальше друг от друга, чем все остальные.

Второй круг составили более низкие одиночные синие камни (менгиры). А в самом центре в виде подковы расположились третий и четвертый разомкнутые круги: первый из них был образован пятью так называемыми трилитами («трилит» - термин, составленный из греческих слов и означающий «три камня», - группа, состоящая из двух вертикально поставленных камней, на которые положен третий). Подкова трилитов открывалась на северо-восток, и ее ось была ориентирована на Пяточный камень. Трилиты имели разную высоту – 6, 6,5 и 7,2 м (включая перекладину), увеличивающуюся от северных концов подковы к ее середине. Центральный трилит был самым большим элементом во всей гигантской структуре Стоунхенджа. Его восточный камень имел длину 7,5 м, а западный – 8,7 м, разница в их длине компенсировалась тем, что западный камень вкопали глубже, а восточный – только на 1,2 м, в результате чего он упал и разбился, разрушив целостность ансамбля. Вес камней подковы достигал 50 т. Поперечные плиты или перекладины трилитов также удерживались на месте с помощью шипов на вертикальных камнях и гнезд на перекладинах. Такая техника характерна для работы с деревом и, возможно, первоначально опробировалась при строительстве Вудхенджа, следы которого открыл О.Кроуфорд. Вертикальные камни были поставлены очень близко друг к другу – минимальное расстояние достигало 30 см. Им была придана форма, создающая ощущение прямой линии сверху донизу. Некоторые из них ближе к вершине были снабжены выпуклостью – «энтазисом», который указывает на высокое развитие строительного искусства. Перекладины также получили форму, создающую оптическую иллюзию строгой перпендикулярности. Наверху они были сделаны шире примерно на 15 см, а грани, идущие по окружности, слегка изгибались внутрь, причем кривизна внешней грани превышала кривизну внутренней.

Четвертый круг образован более низкими синими камнями.

 

 

12. Стоунхендж. Реконструкция.

 

Назначение Стоунхенджа не выяснено. Центральная его часть, несомненно, представляло собой святилище, так как плита, которая в ней сохранилась, была жертвенником, что доказано остатками жертвоприношений, найденных при раскопках. Центральное святилище отмечено и выделено крупным камнем, несущим горизонтальный камень, который отделяет его от окружающих его частей. Спорным является назначение двух концентрических кругов вокруг святилища. Наиболее вероятно предположение, что они служили для конских состязаний и были своего рода ипподромом. Чтобы понять возможность его использования как конского ристалища, нужно принять во внимание, что оба круга отделены друг от друга только маленькими камнями, а также соотношение частей строения. Общий диаметр памятника равен приблизительно 40 м, из которых около 20 м падает на центральное святилище, и приблизительно столько же на окружающие его части, так что диаметр обоих наружных кругов составляет около 10 м, каждый круг имеет ширину около 5 м – совершенно достаточную для конских состязаний. Известно, какое значение лошадь имела для господствующих группировок эпохи разложения родового строя и поэтому можно предположить, что в Стоунхендже происходили конские состязания представителей военных группировок, связанные с культом солнца и культом мертвых.

Впрочем, чаще всего учитывая точную ориентацию Стоунхенджа в пространстве, ученые называют его святилищем, предназначенным для наблюдения за Солнцем и Луной. Этот грандиозный по размерам и затраченным усилиям памятник мог стать центром объединения разных племен, наконец, в пространственно-временной конструкции сооружения можно увидеть наметки первого театра. Во всяком случае, здесь есть определенное сходство с греческим театром: его круглой орхестрой, алтарем в ней и кольцом, окружающих их зрителей.

Несмотря на то, что из 160 первоначальных камней осталась лишь малая часть, Стоунхендж, в отличие от более ранних мегалитических сооружений, воспринимается как совершенный и логичный архитектурный памятник. Во-первых, бросается в глаза довольно гладкая поверхность камней, во-вторых, блокам сообщена правильная форма, приближающаяся к параллелепипеду, и, наконец, в-третьих, стремясь замкнуть в композицию разрозненные глыбы, древние строители впервые по-новому осмыслили пролет. В отличие от горизонтальной перемычки дольмена, напоминающей скорее отверстие пещеры, пролеты Стоунхенджа, позволявшие рассматривать действа внутри святилища, процессии или конские ристалища снаружи, уже позволяют художественно овладевать окружающим пейзажем, не случайно, наверное, памятник был возведен на самом высоком месте участка. Древние строители впервые осознали пролеты как логическое архитектурное строение и возвели их в систему.

Из гигантских каменных глыб далекие наши предки, находившиеся в каменном веке, сложили (как из кубиков) монументальную аркаду, замкнутую в круг. Все сооружение замкнуто в огромный земляной вал, зафиксированный кольцевым рвом, не стертым даже тысячелетиями. И все это тщательно подогнано, соразмерно и геометрически точно размещено в гладком пространстве спокойного ландшафта.

Любопытно, что собственные жилища строителей хенджей были примитивными и недолговечными. Нужно признать, что мегалитические памятники стали возникать в эпоху перемен, во времена природных катаклизмов, смен культур и народов. Почему-то люди усомнились в привычных ритуалах и жертвоприношениях. Чтобы заручиться защитой богов и преодолеть смерть, они решили многократно умножить труды для вечности. Неизвестно, что стало причиной этой духовной революции, но она охватывала не только Европу, но и Африку, Средиземноморье, берега Черного моря.

Стоунхендж порой затмевает собой уникальность территории графства Уилшир, славящегося многими другими неолитическими памятниками, такими как Силбери Хилл (величайший доисторический погребальный холм в Европе), Уэст-Кеннет-Лонг_Барроу, самое большое камерное погребение в Англии и Эйвбери – величайший каменный круг в мире.

 

 

 

 

 

14. Нураги в Сардинии.

Несколько десятков тысяч памятников мегалитической архитектуры сохранилось в Италии, на острове Сардиния. Но кроме отдельно стоящих менгиров, дольменов и кромлехов, внимание ученых здесь привлекли нураги – башни, сложенные из огромных каменных глыб.

Нураги (итал.Nuraghe слово мужского рода) возводились на острове с конца II тыс. до н. э. и до римского завоевания. Используя массивные каменные глыбы, древние строители воздвигали эти башни в форме конуса с усеченной вершиной. Фундамент башни выкладывали ровным кругом, а каждый последующий ряд немного свдигали к центру, варьируя породы камней так (гранит, туф, известняк, базальт), чтобы их вес уравновешивал постройку. Разница в твердости и прочности каменной породы также обеспечивала крепость нураги. Вес всей конструкции распределяли по диагонали. Камни плотно прижимали друг к другу: нижние блоки оставляли необработанными, глыбы верхней кладки обрезали и тщательно подгоняли под очертания соседних камней. Каждый блок точно соответствовал своему отверстию, и никакому другому. Стыкы между камнями аккуратно заполняли мелким щебнем. Так, без связующего раствора, только благодаря весу и расположению камней, с каждым рядом уменьшая размер блоков, строители нураг создавали своды, которые превосходят все известные купола, выложенные сухой кладкой. Стены толщиной у основания около 4-5 метров, постепенно утоньшаясь, достигали в высоту 20 м и оставались необычайно прочными тысячелетия.

Некоторые нураги были трехэтажными. Внутри находился круглый зал с двумя или более нишами, которые служили входом на лестничную площадку внутри стены. Зал второго этажа уступал в размерах нижнему.

Нураги возводили и на равнинах, и на вершинах холмов, и в горах, в портах и вдоль побережья. После Троянской войны, когда финикийцы активно вторгались в мирную жизнь поселений Сардинии, нураги, окруженные дополнительными башнями, становились центрами поселений. Защитные стены, по периметру охватывавшие нураги, образовывали своеобразный двор, к которому примыкало множество жилых помещений.

 

 

15. Комплекс нураг.

 

 

 

16. Нураг Санту-Антине. Реконструкция.

 

Несмотря на то, что все нураги строили в стратегически важных местах, и проще связывать их предназначение с гражданской и военной пользой, скорее всего они были не просто смотровыми башнями или крепостями, резиденциями племенных вождей или сокровищницами, а прежде всего святилищами. Во время вторжений иноземцев, когда жители острова сражались сначала против финикийцев и карфагенян в VII и VI веках до нашей эры, а позднее против римлян, огромная сеть оборонительных укреплений Сардинии оказалась совершенно бесполезной. То, что возводили их в священных местах, где часто проводили общинные собрания и использовали как храмы и гробницы (известно, что одна из башен находилась прямо посреди рынка и служила своеобразным «храмом справедливости», здесь совершали не только религиозные ритуалы, но и заключали самые крупные и значимые сделки) подтверждается тем, что даже оставляя свои города, жители Сардинии закладывали камнем входы и засыпали нураги землей, так что большая их часть до сих пор скрыта под высокими курганами (важно напомнить, что обычно оставляя фортификационные сооружения, защитники крепостей уничтожали и разрушали их, а не прятали от врагов, как обычно поступают со святынями). В Сардинии открыто 7-8 тысяч нураг, но предполагают, что их было 20-30 тысяч.

Островитяне поздних времен тоже испытывали чувство благоговения перед древними башнями. И хотя пастухи нагорий во внутренних районах острова, на протяжении столетий, будучи их полноправными хозяевами, прятали в нурагах свой скот от непогоды, они всячески оберегали и охраняли их. Если бы нураги не вызывали у владельцев овечьих отар какой-то сакральный трепет, передавшийся через много поколений, вряд ли бы они так сохранились на острове, по прошествии стольких веков. Любопытно кстати, что традиционные пастушеские жилища на Сардинии — пиннетты — очень напоминают нураги в миниатюре: конусообразные сооружения из камней, только с соломенной крышей.
В пользу гипотезы о сакральном значении нураг говорит также тот факт, что около 300 нурагов в настоящее время носят имена христианских святых, а 270 находятся либо около церквей, либо под возведенными над ними христианскими храмами. Известно, что христианская церковь любила превращать языческие храмы в свои церкви. Вокруг нурагов много могильных камней всех эпох, а хорошо известно, что мертвых всегда хоронили около священных мест, а не у оборонительных сооружений.
Любопытно и то, что входы в нураги обычно ориентированы на юг, реже на восток и запад. Был ли в этом какой-то определенный смысл, или это просто совпадение?
И хотя нет единого мнения о назначении нурагов, никто не может отрицать, что это удивительные постройки. Своим монументальным видом они напоминают микенские толосы Древней Греции, а устремленностью в небо и расположением в центре поселения древневосточные зиккураты. Не лишним будет напомнить, что зиккураты – башни-храмы, тоже помимо религиозных функций имели военное и гражданское предназначение, использовались как смотровые башни, обсерватории, а также защищали святилища богов во время наводнений.

Слово «нураг» происходит от слова «нурра», что означает «наваливать», «ворох», «груда», а также «полость». Вероятно, благодаря двойному значению это слово и стали использовать для названия башен, которые построены из положенных друг на друга больших камней, чтобы создать «полость», перекрытую каменным куполом.
По сложности своей конструкции сардинские нураги едва ли уступали египетским пирамидам, а по времени создания они лишь немного моложе.

Так же, как в Древней Греции модели нураг посвящали богам (например, в храме-лабиринте Су-Романеску около Битти в центральной части Сардинии), благодаря найденным в святилищах моделям мы можем представить, как выглядели эти сооружения в древности.

К сожалению, сохранилось совсем немного целых нурагов, большая часть разрушена до самого основания, некоторые – погребены под большим слоем почвы. В зависимости от времени постройки, нураги делятся на категории.

Самыми древними считаются нураги-коридоры, их называют протонурагами, т.к. они значительно отличаются от классических сооружений. Эта постройка представляет собой не башню, а длинные проходы с перекрытием из горизонтально положенного камня. Подобный протонураг Брунку-Мадагуи на Джари-ди-Джестури с помощью радиоуглеродного метода датируется 1820 г. до н.э..

Переходными между протонурагами и классическими башнями и по времени, и по архитектуре были нураги смешанного типа. К ним относится нураг Су-Мулину в Виллановафранка. В нем, внутри
башни находится единственный экземпляр алтаря— камень с вертикально расположенными узорами и с изображением богини Луны. Он был когда-то предназначен для жертвоприношений.

Чаще всего встречаются одиночные нураги - «монобашни» в форме усечённого конуса. Длинный коридор ведёт от входа к главному залу. От коридора отходят небольшие второстепенные ниши-помещения. Своим размером (22 м первоначально, сейчас 17 м) и хорошей сохранностью, известен нураг Сант-Антине, который имеет большую трехэтажную башню. Из гранита был возведен однобашенный нураг Майори в окрестностях Ардзакены.

Этот тип мог быть развит нурагами - «tancato». Возле главного сооружения строилось другое, имеющее с первым общий двор. Позже к ним добавлялись третьи и т.д. В конце концов, получался достаточно сложный и замысловатый комплекс. Исследуя нураг Куккурада, построенный ок. 1600 года до н.э., археологи обнаружили, что композиция «tancato» была постепенно развита здесь из типа протонурага. На большой базальтовой возвышенности во II тыс. до н.э. был построен комплекс Лоза-ди-Абассанта в окрестностях города Ористано. Некогда он имел три башни. Его главная башня в форме конуса достигала 20 метров в высоту (сегодня в ней всего 13 метров) и десяти в диаметре. Между центральной и боковыми башнями размещался внутренний двор, к комплексу примыкали поселения, окруженные элипсообразной стеной.

На границах племенных владений, возле стратегически важных дорог, у источников питьевой воды и т.д. строились нурагические комплексы. Один из них, нураг Аррубиу около Орроли с 5 башнями по периметру и главной башней в центре имел площадь без поселения вокруг - 3 тысячи квадратных метров! Это были настоящие крепости. Множество башен разной величины соединялись крепостным валом и были созданы для защиты центральной башни. Такие нурагические комплексы могли иметь в своём составе десятки толстостенных сооружений, создававших несколько линий обороны. По всей видимости, эти постройки являются древними прототипами средневековых замков.

 


17. Нурагический комплекс Аррубиу.

На последнем этапе можно выделить нурагические поселения, когда нураги разрастались, постепенно окружая деревню и создавая каменную стену вокруг хижин. Сельские постройки оставались предельно простыми, но для общественных целей и знатных людей строились каменные дома с мощными стенами и множеством комнат.

 

 

Наиболее известным является комплекс Су-Нуракси-ди-Барумини. Его «раскрыл» страшный ливень 1949 г. Вода размыла большой холм, где жители Барумини пасли овец, и на поверхности земли появились огромные каменные башни и круглые остовы домов — всего 28 построек. Комплекс строили на равнине в течение 1500-700 гг. до н.э. Всё началось с центральной башни, возле которой были возведены хорошо укрепленный бастион в форме квадрата и четыре башни, по одной в каждом углу, ориентированные по сторонам света. Затем весь комплекс был огорожен массивной стеной, увенчанной еще семью башнями.

Дорога к центральной башне проходила через лабиринт каменных стен, мимо домов и хозяйственных помещений, сам нураг был сложен сухой кладкой из базальтовых глыб весом в три тонны каждая. Однако глыбы прочно подгонялись одна к другой — в щели плотно вбивались мелкие камни. Как выяснили ученые, примерно в 1200 году до нашей эры главная башня стала крениться, наподобие Пизанской, но архитекторы-строители нурага нашли способ укрепить ее сто лет спустя. Вход во внутренние помещения башни находился на высоте 8 м. Чтобы войти в них использовали веревочные лестницы или подъемный мост. Внутренние помещения башен, расположенные друг над другом, венчали каменные своды. Окон в башнях не было. Даже огонь в них не разводился. В одной из башен хранилось продовольствие, в другой — нечто еще более ценное. Вход в нее охраняли солдаты — в коридоре, ведущем туда, сохранилась специальная ниша для стражника. Так что, сделали вывод археологи, в башне находились какие-то святыни. Что именно — можно только предполагать.

В лежащем у подножия нурага поселении, или даже небольшом городе, жило сто человек. В период же наивысшего расцвета население Су-Hуракси доходило до 600 жителей.
Разновидность нурага, которую современные археологи называют итальянским словом «торре» («башня»), существовала в тот же период на Корсике и Балеарских островах, где воздвигали талайоты - круглые башни из круглых блоков, с одним помещением со ступенчатым сводом. Иногда на Балеарских островах использовали плоские крыши, опирающиеся внутри на единственный столб. Со временем талайоты также становились центрами поселков, которые окружали стены циклопической кладки (таула).

Впрочем, не только нураги заслуживают нашего внимания. Жители древней Сардинии почитали не только башни, образ которых возможно был навеян видом гор, они почитали священные источники. До сих пор местом паломничества является Санта-Кристина-ди-Паулилатино. Это горный источник, к которому ведет каменная лестница. Покатый потолок над колодцем зеркально отражает ее форму. Каменные блоки, из которых сложены стены лестницы, необычной формы — прямоугольные с одной стороны, они сужаются к противоположному краю, упирающемуся в окружающий грунт. Оказывается, это идеальная форма для того, чтобы давление было направлено не вниз, а «уходило» в сторону. Чтобы так рассчитать форму блоков, строителям подземного святилища нужно было быть не только прекрасными каменщиками, но и искусными матеаматиками. Вода в подземном бассейне держится на постоянном уровне. В земле, над источником, пробито узкое круглое отверстие, выложенное камнями. Эта дыра расположена над водой так, что лишь в дни равноденствия прямой луч света попадает на поверхность воды. Причем древние строители применили к тому же какие-то оптические хитрости, так что, спустившись в это время вниз, человек в луче света видит свое отражение, но перевернутое вверх ногами. Как и зачем это было сделано — непонятно.

Сооружения комплекса Санта-Кристины-ди-Паулилатино относятся к бронзовому веку. Святилище было посвящено богине плодородия и воды. Мы мало знаем о культовых обрядах, совершаемых у источников, но культ воды — почитаемой крестьянскими общинами как источник жизни — был широко распространен по всей Европе. В первом тысячелетии до нашей эры культ воды оставался главным в религии этрусков, которые видели в источниках выражение Божьей воли. В виде крещения культ воды сохранился и в христианстве. Подземные резервуары обнаружены во многих комплексах острова, пожалуй, единственный источник Сардинии, который и снаружи сохранил значительную часть своей первозданной красоты, это — Су-Темпьесу, который можно найти в уединенной долине в коммуне Оруне. К нему вел широкий вход, который по своей архитектуре близок постройкам Востока, возможно Египта. Источник был открыт в 1955 году. Его очистили и выявили еще один бассейн для сбора воды, а также нишу с ценнейшими изделиями из бронзы.

Hеизвестно, как религиозные воззрения древних сардинцев отразились на их погребальных ритуалах. Hо, по всему острову сохранилось около семисот древних гробниц, известных как «могилы гигантов». Некоторые представляли собой усыпальницы, сложенные из огромных глыб, другие — ряды поставленных вертикально больших плоских камней, напоминающих стелы. Хоронили в них особо почитаемых, великих людей, так в гробнице Су-Фрайгу-ди-Сен-Сперате было найдено около 300 останков.

Некрополи всегда были связаны с окружающим ландшафтом: высокие плоские камни, стоящие в ряд, как неплотная стена закрывали собой расположенную перпендикулярно к стене гробницу, вход в которую имел форму узкого отверстия с закругленным верхом. Иногда главные вертикальные камни некрополей, как в гробнице Кодду-Веккиу в окрестностях Ардзакены, обладали магнетическими свойствами, то есть древние строители умели определять в монолитах наличие железняка или другой руды, обладающей специфическими свойствами.

Расположенный неподалеку от Кодду-Веккиу и Ли-Лолги комплекс Ли-Мури, относящийся к более древним временам (3500—2700 годы до нашей эры), представлял собой круги из огромных булыжников, поставленных вертикально продолговатых глыб, напоминая уменьшенный Стоунхендж. То есть на острове, так же как на материке мегалитические сооружения были связаны каким-то образом с наблюдениями за космосом, даже некрополь соединял в себе черты мемориала и древней обсерватории.

Считая, что «могилы гигантов» предшествовали возведению нураг, исследователи выделяют еще один древний вид некрополей - пещерные города, так называемые «домус-де-янас» — «дома ведьм». Это вырубленные в скалах длинные ячейки, в которых хоронили людей в эпоху неолита. Таких «ведьминых домов» на острове около тысячи, самый крупный — на 36 ячеек. В окрестностях Седило расположен комплекс Илой, где есть и нураг, и «могилы гигантов», священный источник и «дом ведьм»! То есть значение этого сакрального места сохранялось очень длительное время.

Гордон Чайлд считал, что в ряде случаев применение термина «мегалитические» может ввести в заблуждение, поскольку по тому же плану построены гробницы, сложенные из небольших камней на сухом растворе, и другие, выкопанные в грунте (или высеченные в скалах). Более того, он полагал, что там, где мягкая известковая почва облегчает копание, например, в Португалии, на склонах холмов выкапывались камеры в форме ульев, со входом через узкий длинный коридор. В местах, где слой почвы не глубок и горная порода тверда, тот же самый план постройки воспроизводился на поверхности способом сухой каменной кладки; если местный песчаник или сланец легко раскалывался на удобные плиты, то над постройкой сооружался ступенчатый свод; там, где горная порода была тверже, например, гранит, камеры и коридоры сложены из огромных поставленных на ребро камней – ортостатов, поддерживающих плоское перекрытие из одной гигантской плиты или нескольких плит меньшего размера. Во всех трех видах гробниц часто встречается одинаковый инвентарь.

Впрочем, на Мальте одновременно существовали и мегалитические постройки – храмы (причем при их возведении могли использоваться как ортостаты, так и более мелкие, часто необработанные камни), - и подземные некрополи, такие как гипогей Хал-Сафлиени, что демонстрирует применение в одних и тех же условиях различных строительных практик.

 

 

18. Один из входов в Таршин в деревне Паола, Мальта.

Мальтийские храмы воздвигались из многотонных каменных глыб. Трудно представить каким образом древние строители устанавливали блоки 8-метровой длины и перекрывали их монолитными перемычками. Не менее сложна их ориентация. Если Стоунхендж ориентирован на Солнце и связан, прежде всего, с солнечными циклами, то древние мальтийцы были способны рассчитывать все дни солнцестояния, а так же восход звезд созвездий Плеяд, Альдебарана и прочих. Но в отличие от кромлехов Европы, каждый из мегалитических комплексов Мальты был перекрыт полукупольной крышей, некоторые центральные камеры имели ниши (их называют «нишами оракула») в стене напротив входа, которая в дни равноденствия освещалась лучами солнца.

Возраст всех сооружений датируется эпохами неолита и халколита (4000-2000 гг. до н.э.). Самые древние из сохранившихся храмов – 2 святилища Джгантия на острове Гозо - были построены ориентировочно в 3600 году до н.э., то есть где-то на 1000 лет раньше египетских пирамид. Это два отдельных храма с разными входами, но общей задней стеной. Храмы имеют несколько вогнутый фасад, перед которым устроена платформа из больших каменных блоков. Самый древний храм комплекса состоит из трех полукруглых комнат, расположенных в форме трилистника. Ученые считают, что такая троичность символизирует прошлое, настоящее и будущее или рождение, жизнь и смерть.

 

19. Хагар Кин.

Хагар Кин находится к юго-востоку от Ла-Валетты и датируется примерно 3300 годом до н. э. Это название переводится как «стоящие камни», потому что до раскопок над землей виднелись только верхушки огромных глыб. Высота некоторых из них больше пяти метров.
Поражает мастерство зодчих древности, идеально подогнавших друг к другу горизонтальные и вертикальные камни. Геометрические и математические расчеты, которыми пользовались строители, удивительно точны. Храмы отображают движение Солнца от восхода до заката, а во время равноденствия солнечные лучи падают прямо на главный алтарь.

 

 

20. Одно из помещений внутри Хал-Сафлиени.
Гипогей Хал Сафлиене отличается от всех других мегалитов. Слово гипогей в переводе с греческого означает «под землей». И действительно, это многоуровневый подземный храм, уходящий в землю на 12 метров. Его вырубили в скале, разместив в трех помещениях ритуальную комнату и серию катакомб, в которых в сер.III тыс. до н.э. было погребено 7 тыс. человек. Гипогей интересен и тем, что стены его погребальных камер были расписаны красной охрой орнаментом в виде спирали. Этот орнамент связывался с идеей продолжения и возобновления жизни.

21. Мегалитический комплекс Таршин на Мальте.
Таршин, самый большой храмовый комплекс Мальты, состоял из четырех зданий. Интересно, что люди медного века проводили здесь обряды и церемонии, а в бронзовом веке храм использовался как место для погребений. У одного из входов было найдено несколько каменных шаров разных размеров. Считают, что они предназначались для транспортировки огромных глыб.
Во время раскопок Таршина археологи обнаружили множество изделий из керамики, украшений, кинжалов, красиво декорированных сосудов, благодаря чему этот мегалит считается самым красивым доисторическим памятником Европы.
Если учесть, что мегалитическая архитектура развивалась из искусственных скальных гробниц, то сохранение или сосуществование тех и других не вызывает удивления. Кроме того, как отмечает Глин Дэниел, в Западной Европе, должно быть, насчитывается сорок или пятьдесят тысяч мегалитических сооружений и, конечно, их типы и приемы постройки зависели от самых разных причин, включая как качество строительного материала, так и общий замысел или цель возведения мегалитических гробниц, храмов или хенджей.

Глин Дэниел исследуя грандиозные постройки древности, выделял мегалитическую и циклопическую техники их возведения. Обе техники использовали большие камни, но есть основания для того, чтобы применять термин «циклопическая архитектура» там, где большие плиты уложены поверх других больших плит, как в наветас на Балеарских островах или в нурагах Сардинии. Особенность же мегалитических конструкций – это либо вообще одиночная большая плита (ортостат), либо несколько больших плит, образующих стены, перекрытые такой же одной или двумя плитами по типу карточного домика. И циклопическая, и мегалитическая техники строительства отличаются в деталях обработки камня от больших эгейских толосов, где используются гладко обтесанные или распиленные каменные блоки. Но, безусловно, существуют типы переходных памятников, которые по их конструкции сложно отнести к какой-либо одной из этих трех категорий, и они образуют свои собственные типы. Для запада и северо-запада Европы характерны мегалитические сооружения, для Западного Средиземноморья – циклопические; обработанные плиты использовались для сооружения в восточной части Средиземного моря.

Керб и гробницы Наут (одна со ступенчатым сводом, а вторая – с плоской кровлей) также испещрены геометрическими гравировками; некоторые из них, возможно, являются стилизованными изображениями богинь смерти или их атрибутов. Наут возведен на каменно-земляной платформе диаметром чуть более 90 м, диаметр самого кургана около 60 м. Он, как и Ньюгрейдж, датируется второй половиной IV тыс. до н.э. К этому времени относится одна из наиболее тщательно декорированных коридорных гробниц в Европе, расположенная на маленьком островке Гавринис в заливе Морбиган (Бретань). На внешних поверхностях камней, перекрывающих погребальную камеру и не видимых под каирном, имелись выгравированные изображения топора или плуга и пары длинных бычьих рогов. Это были обломки разбитых менгиров, которые использовались вновь при возведении гробницы. 29 ортостатов коридора и гробницы сплошь покрыты меандрами, зигзагами и шевронами. Дата, полученная методом 14 С, указывает на 3400 г. до н.э.

На Оркнейских островах наиболее замечательной коридорной гробницей под круглым курганом является Маэс-Хоу. Длинный коридор с полом, стенами и потолком из массивных каменных плит высотой от 1,5 до 2,1 м вел в прямоугольную камеру со ступенчатым перекрытием, камни которого образуют свод. Хотя вершина свода была утрачена, первоначальная высота камеры предположительно равнялась 4,5 м. Каирн, покрывающий погребальную камеру, датируется методом 14 С 2700 г. до н.э.

Длинные курганы в Уилтшире (Южная Британия) в среднем достигают размеров до 45 х 20 м, но некоторые из них, в частности Вест-Кеннет и Ист-Кеннет, имеют протяженность более 100 м. Возраст Вест-Кеннета оценивается в 3500 лет до н.э. Он является частью комплекса, созданного вокруг хенджа в Эйвбери. Фасад кургана на восточном конце представляет собой полукруглый двор, оформленный сарсеновыми камнями, фланкирующими вход в погребальные камеры. Их было пять, и они располагались попарно слева и справа орт коридора, пятая камера помещалась в конце сооружения, в тупике. В погребениях находились останки 46 человек. Отсутствие многих костей скелета свидетельствует об обрядах перезахоронения или перемещения умерших. Вест-Кеннет входит в так называемую северно-котсволдскую группу памятников, расположенную в 8 км к западу от Марлборо. Величина всех этих курганов намного превышает размеры погребальных камер. В Вест-Кеннете погребальный зал имеет длину не многим более 13 м, в Ист-Кеннете его наличие вызывает некоторые сомнения.

Длина и объем кургана свидетельствуют не только об их конструктивно-функциональной нагрузке. В форме курганов, покрывающих погребальные сооружения, заключен конкретный смысл. Стандартной формой покрытия большей части погребальных камер в Иберии, Франции, Западной Британии, Ирландии, Шотландии и Скандинавии является круглый курган. Многие из вытянутых прямоугольных дольменов на Балеарских островах, Сардинии, во Франции, в Британии имеют овальную и длинную насыпь, в то время как в Скандинавии более обычны курганы прямоугольной формы. Но вне зависимости от формы насыпи не следует думать, что он является просто грудой земли и камня. Надмогильные сооружения обычно возводились с большой тщательностью, и разница между их конструкциями бывает весьма существенной. Курган часто облицовывался скрупулезно подобранными плитами. Большие курганы окружали кромлехи, а вход в погребальную камеру шел из специального двора, оформленного в виде полкруга; такие же вогнутые фасады можно видеть и у некоторых мальтийских храмов. И порталы, и проходы во внутрикурганные помещения, возможно, использовались для различных церемоний.

Иногда дольмены или другие мегалитические гробницы не имеют земляного покрытия. Например, в Англии и Южном Уэльсе таких около четверти от числа погребальных камер покрытых курганов. Иногда для придания монументальности мегалитические сооружения возводили на естественных буграх небольшого размера, поверх которых насыпали затем курган. В отдельных случаях, между скальными гробницами и дольменами строители мегалитов прорубали в естественных возвышениях большие траншеи, где возводили свои монументальные постройки. К их числу относятся Куэва – де-Менга, Куэва-де-Вьера и Ромераль в Антикере. Выкопав траншеи и достигнув скального грунта, строители устанавливали в них ортостаты, или, как, в пещере Ромераль, стены двух гробниц и дромос, ведущий к ним, возводились из плитняка сухой кладкой. Затем проходы и камеры перекрывали многотонными плитами, а естественному всхолмлению придавали облик круглого кургана. Скорее всего, естественные холмы использовались для того, чтобы сберечь силы, которые могли быть затрачены при строительстве кургана, и всю эту энергию направить на создание наиболее грандиозных дольменов. Наряду с обширной коридорной гробницей Куэва-де-Менга впечатляюще выглядит Куэва-де-Ромераль, впущенная в холм диаметром 90 м. Гробницы были перекрыты ступенчатым сводом. Крупнейшая из них имеет диаметр 5 м и высоту более 4 м. Свод перекрыт одной массивной плитой. Дромос, ведущий внутрь кургана, был длиной 30,5 м. Куэва-де-Вьера имеет длинный проход из плит с амбразурами и небольшую квадратную камеру.

 

24. Куэва-де-Вьера, Антикера, Испания. Коридорная мегалитическая гробница.

 

Группа могил вблизи Арля на юге Франции (округ Буше-дю-Рон), представляет интересные переходные формы конструкций. Одна из гробниц – Грот-де-Фе – вырублена прямо в скале. Три соседние – Грот-Бониас, Грот-де-ла-Сурс и Грот-Кастелле – представляют собой котлованы, вырубленные в скальном грунте, но с перекрытием из мегалитических плит, лежащих на краях ям, и курганами, сооруженными над ними. Неподалеку, в пятом кургане этой группы, Ла-Дольмен-Котинар - погребальная камера возведена из ортостатов на древней дневной поверхности.

В Парижском бассейне на севере Франции существует большое количество примеров могильных конструкций переходного типа. Многие коллективные захоронения впущены в склоны естественных холмов и представляют собой траншеи с плоской плиточной кровлей, стены которых облицованы каменными плитами. Возможно, что и мегалитические гробницы на поверхности земли, и гробницы, перекрытые курганами, возводились в обратном порядке: сначала насыпался земляной холм, в котором оставляли траншею или котлован для погребальной камеры, а затем, после установления последней, гробница полностью перекрывалась надмогильным сооружением.

Некоторые из гробниц, установленных в котлованах, имеют кровлю, одним краем опирающуюся на естественный склон холма. К таким полумегалитическим, или промежуточным сооружениям примыкают постройки без покровной плиты, но боковые стены у них соединены в форме куверта и напоминают перевернутую букву «V». Этот довольно редкий тип памятников можно увидеть на мысе Финистерр в Испании и в Ирландии.

Изучая конструктивные разновидности коллективных захоронений в мегалитических сооружениях, современные ученые предлагают классифицировать их, как:

1.Дюссы, то есть скандинавские мегалитические погребения; они представляют собой небольшое помещение – круглое, прямоугольное или полигональное в плане.

2.Коридорные гробницы. Они выглядят как один круглый или многоугольный зал с ведущим в него прямым проходом, ширина и высота которого значительно меньше погребальной камеры. Коридорные гробницы в основном распространены в Испании, Португалии, Северо-Западной Франции, Западном Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Встречаются также на островах Средиземного моря – Сицилии и Сардинии.

3.Галерейные гробницы. Они, в свою очередь, подразделяются на два типа – классические, с двумя параллельными стенами, и клиновидные, сужающиеся к концу. На склонах Пиренеев, в Северной Ирландии и Юго-Западной Шотландии галерейные могилы разделены на ряд сообщающихся между собой отсеков низкими поперечными плитами, носящими название септальных (перегородочных) камней, иногда в соединении с колоннадой у входа. Такие гробницы также называются сегментированными.

Так усложненные ритуалы, вера в загробную жизнь требовала от людей развития приемов и навыков строительства, изучения свойств материала, поиска разнообразия конструкции и формы.

Первоначально исключительные события, требовавшие необычных сооружений, были заменены насущными нуждами. Так мегалитическая архитектура стала использоваться в фортификационных сооружениях. В Испании, на реке Андаракс сохранился поселок Лос-Мильярес. Он занимал площадь в 5 га, и был расположен между Андараксом и руслом небольшой пересыхающей реки. Его окружала стена сухой кладки с круглыми бастионами и рвом. В самом поселке были построены круглые жилища, а к западу от него расположен некрополь, включавший 80 коридорных гробниц с толосами со ступенчатым сводом, которые использовались для коллективных захоронений.

На островах Западного Средиземноморья к фортификационным мегалитическим постройкам можно отнести талайоты на Балеарских островах, торе на Корсике и нураге в Сардинии.

Изучая уцелевшие памятники, археологи с удивлением обнаружили, как часто древние сооружения использовались в значительно более поздние эпохи: греками, римлянами и другими народами. Понимание функциональных особенностей здания, его символического образа, впечатления, производимого его высотой и объемом, выкристаллизировалось именно в эту эпоху, в разнообразных памятниках мегалитической архитектуры.

Форма сооружения: круг, овал, прямоугольник или квадрат наполнились для людей богатым символическим смыслом. Появилось огромное разнообразие конструкций: конические башни, чередование балок и опор, соединения комнат в виде трилистника или листа клевера, - позволяющее наиболее эффективно соответствовать предназначению архитектуры. В течение тысячелетий древние люди освоили технические приемы и строительные материалы, наиболее пригодные для природно-климатических условий их земли. И научились использовать свои сооружения для активного творческого (то есть и магико-религиозного, и психологического, и физического) воздействия на окружающий мир: природу, духов и богов, людей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.)