|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Градостроительство и архитектура Ассирии и Вавилона
Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано их предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену. Так в XXI в. до н.э., когда было основано древневавилонское царство, и в XIV в. до н.э., когда возвысились города Ассирии, строители продолжали развивать прежние архитектурные традиции. Ассирийские крепости следовали округлой форме очертания планов Шумера. Священные участки на которых рядом с дворцом правителя на прямоугольной платформе возвышалось святилище и зиккурат следовали прежним традициям. Впрочем, в эпоху Древневавилонского царства во II тыс. до н.э. появились попытки разработать прямоугольную схему городского плана. Наиболее совершенным в этом отношении был план города Борсиппы, расположенного южнее Вавилона. Борсиппа была расположена на берегу озера, образованного в разветвленной дельте Евфрата, и имела правильный прямоугольный план 1406х1760 м, его территория равнялась 250 га. Город был ориентирован углами по сторонам света. В него вело 7 ворот, из которых на северо-восточной стороне находились ворота бога Сина и ворота Лапис Лазур, на юго-востоке – ворота богини Иштар и бога Эа, на юго-западе ворота богов Анну и Адад, на северо-западе были расположены седьмые, безымянные ворота. В соответствии с воротами город пересекали главные улицы, соединявшие их. В центре города располагалось святилище, квадратное в плане. В основе планировки Борсиппы лежал модуль, равный 176 м, или 3 ашлу (древневавилонская мера – «веревка», прибл.59 м). Во всяком случае, если принять за модуль 176 м, то 3 таких модуля точно укладываются на юго-западной стене между углом города и воротами, а также между двумя воротами этой стены. В том, что разбивка территории города производилась на основе модульной системы, не было ничего удивительного, если учесть высокий уровень развития математики и геометрии в древнем Двуречье.
28. Дворец Саргона в Дур-Шаррукине.
Ориентация городов Двуречья по сторонам света долгое время представляла собой загадку. По мнению Унгера, такая ориентация объяснялась направлением преобладающих ветров и была вызвана защитой от них. По мнению других ученых, такая ориентация была связана с религиозными представлениями народов Двуречья. Так или иначе, но археологические раскопки дают возможность проследить развитие нескольких городов с подобной планировкой. Она была свойственна не только для вавилонского царства, но и для Ассирии. Наиболее ярким примером служит город Дур-Шаррукин, нынешний Хорсабад, построенный ассирийским царем Саргоном II (722-705 г.г. до н.э.) за короткий срок с 711 по 707 г.г. до н.э.. Ассирия – мощное, агрессивное государство, в период расцвета простиралось от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли народы. На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречались все известные типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города – город-крепость с единой строгой планировкой. Дур-Шаррукин, разрушенный мидянами в конце VII в. до н.э.., представлял собой в плане близкий к квадрату прямоугольник, ориентированный углами по сторонам света, размером приблизительно 1760 х 1685 м. Он был окружен мощной крепостной стеной толщиной и высотой в 23 м (на высоте 1,1 м стены сложены из камня, выше – из необожженного кирпича), 167 башнями, имел цитадель, встроенную в северо-западную стену. Цитадель была расположена на искусственной земляной террасе высотой 14 м. На высокой террасе, содержащей 1 300 000 кубометров земли стоял дворец. Дур-Шаррукин был столицей Ассирии, поэтому Саргон II строил дворец с размахом. Он занимал больше половины площади города. (Сейчас откопано 186 залов дворца, хотя первоначально их было больше.) Дворец был встроен в одну из стен так, что приблизительно половина его выступала из уровня стен внутрь города, другая половина – наружу (модель загородной резиденции); вместе с ним выступали наружу и крепостные стены. Они достигали 14 м высоты. По Геродоту, стены города имели 7 ворот, из которых только одни находились на стороне дворца. Одни из этих 7 ворот служили для прохода, другие – для проезда. Внутри города были мощеные улицы шириной до 12 м. Площадь дворца составляла около 10 га. Техникa двopцa подробно изyченa. Теppаса, на которую он поставлен, состоит из земляной насыпи, утрамбованной на месте. В этой сплошной мacce yстроена тщательная дренажная система; в полах дворов оставлены отверстия для стока воды в проложенные внутри террасы отводные каналы. Кроме того, в террасе и в зиккурате проложены многочисленные вентиляционные каналы. Снаружи терраса облицована камнем. Нижние каменные блоки этой облицовки имеют длину до 2.5 м и даже до 3 м. Стены, возведенные на террасе, выложены из необожженного кирпича. Глиняный кирпич, прессованный с соломой, укладывался правильными рядами. Готовый горизонтальный ряд, перед тем как класть следующий ряд над ним, слегка поливали водой. Благодаря этому сырые кирпичи образовывали монолитную массу огромной прочности, особенно вследствие колоссальной толщины стен, доходивших в Хорсабаде до 3 м. Стены облицовывали слоем алебастра или асфальта или покрывали их рельефами, а также завешивали коврами. Свет проникал в помещение через двери, особенно из многочисленных дворов дворца. Вопрос о покрытии дворца в Хорсабаде окончательно не выяснен. В развалинах дворца найдены дверные отверстия, перекрытые полуциркульной аркой, но не найдено достаточных остатков ни одного из покрытий. В некоторых помещениях дворца нашлись остатки обгорелых кедровых балок. Дворец погиб от пожара. По-видимому, часть его внутренних помещений была перекрыта практиковавшимся в Месопотамии способом – при помощи деревянного настила, над которым насыпали слой земли. Наверху устраивалась плоская крыша. А над ней обычно возвышалась маленькая будочка с дверью, защищавшая от непогоды выходное отверстие ведшей на крышу лестницы. Но в других помещениях были обнаружены фрагменты кирпичной кладки криволинейного профиля, происходящие, по-видимому из сводов. Значит, в системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Парадный вход охраняли гигантские фигуры фантастических стражей шеду – крылатых быков с человеческими лицами. Дворец славился обилием внутренних помещений, богатством убранства и красивейшим зиккуратом высотой 42 м. В украшении покоев царских дворцов ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Главная улица города подходила к воротам дворца, монументально ориентированным в виде арки, по бокам которой располагались крылатые быки и изображения героев Гильгамеша и Энкиду. Внутри дворец Саргона был украшен алебастровыми раскрашенными рельефными изображениями военных походов царя, который сумел подчинить себе за короткий период огромные территории и такие государства, как Египет, Иерусалим, финикийские города и Сирию. В планировке Дур-Шаррукина можно обнаружить модульное построение (модуль равен 61 м). Стороны города, равные 1800 и 1650, делились в соответствии с этим модулем на 30 и 27 модулей. Кратны модулям и расстояния между воротами и углами города. К сожалению, мы не можем судить о планировке крупнейшей столицы Ассирии IX-VII в.в. до н.э. – Ниневии, поскольку в 612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Во времена I вавилонской династии (1894-1595 г.г. до н.э.) особого расцвета достиг город Вавилон. До нас почти не дошли сооружения времени правления наиболее выдающегося царя Хаммурапи 1792-1750 г.г. до н.э., поскольку город неоднократно подвергался сильным разрушениям, особенно в период завоевания его хеттами в 1595 г. до н.э. и касситами в 1518 г. до н.э.. Он дважды опустошался ассирийскими войсками, а в 732 г. до н.э. вошел в состав Ассирийского государства, после чего вновь был разрушен в 689 г. до н.э. ассирийским царем Синахерибом.
29.Вавилон. (реконструкция).
Но памятники города позднего времени, времен правления царя Навуходоносора были подробно описаны многими историками, в том числе греком Геродотом. Известно, что город занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 кв.км., обнесенную внешними крепостными стенами, протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360 м, укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м., через каждые 20 м находились крепостные башни. В город вело 8 ворот, названных именами богов. Главными были северо-западные – ворота богини Иштар. Кроме них были ворота бола луны Сина, Мардука, бога земли Энлиля, солнца Шамаша, грозы и бури Адада, ворота Лугалгирра и Ураш. Все ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части.
30. Вавилонская башня. Эсагила. Зиккурат Этеменанки.
В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки. Главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли». Следует отметить, что древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира. По их представлениям, Земля была кругом, состоявшим из нескольких слоев. Верхний – был собственно земной поверхностью. Под ним находился подземный мир, нижний слой которого занимало царство мертвых. Над землей располагалось три полусферы небес, омываемых воздушным океаном. Места восхода и захода солнца фиксировались в их представлении горами, поднимавшимися на западном и восточных краях земли, а северо-южное направление образовывалось за счет течения Евфрата. Вавилон, таким образом, был отражением этой модели мироздания, а зиккурат – ее геометрическим центром. Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу. Нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета. Верхние ярусы чередовались по цвету – красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из 7 чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города. Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян, что видно из названий ворот и главных улиц города, предназначенных для религиозных процессий, и из наличия большого числа храмов, посвященных различным богам вавилонского пантеона. Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
31. Ворота богини Иштар в Вавилоне. Новогодний праздник начинался в марте, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами, происходившими в храме Мардука и на башне – зиккурате Этеменанки, откуда жрецы вели наблюдение за звездами, затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города. Там, в специальном храме, называвшемся «Домом Нового года», служили молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам богини Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ним следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворота богини Иштар и направлялась по улице Процессий в сторону центра города. Другие улицы Вавилона также служили для торжественных процессий во время праздника Нового года или в другие торжественные дни. Ворота богини Иштар представляли собою прекрасное произведение вавилонского искусства. Они олицетворяли собою представление вавилонян о силе и могуществе города и государства. Богиня Иштар была богиней цветущей природы, любви и красоты. Обычно она изображалась в виде прекрасной женщины, тело которой поросло нежнейшими зелеными побегами. Иштар была главной богиней вавилонского пантеона, ее отождествляли с планетой Венерой. Аналогично ворота Сина, бога луны, очевидно, отождествляли с восходом луны в период новолуния. Так же ворота бога солнца Шамаша были обращены в сторону юга и т.д. Город делился на 2 части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата. Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и, очевидно, имела второстепенное значение. Обе части Вавилона были соединены мостом длиной 123 м. Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых группировались жилые дома и храмы. Население Вавилона было довольно пестрым как по социальному, так и по этническому составу, поскольку в его состав всегда входило много иностранцев и рабов. Наверху социальной лестницы находился царь со своими приближенными. Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался, имел три дворца. Один дворец - летний, находившийся на холме Бабиль у реки, у начала внешних крепостных стен, второй дворец – Южный, примыкавший к дороге процессий и воротам богини Иштар, третий – Северный, расположенный здесь же, но за крепостной стеной.
32. «Висячие сады Семирамиды» в Вавилоне. Наиболее изучен Южный дворец. Он представлял собой сложный архитектурный комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось, начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые помещения. Из двора в двор вели монументальные ворота. Первые два двора были предназначены для чиновников и придворных и размещения административных учреждений. Третий, самый крупный двор, служил парадным пространством перед тронным залом царя, находившимся на южной стороне двора. Западная часть дворца, расположенная на более низкой террасе, предназначалась, по-видимому, для жилых царских покоев. Достопримечательностью этого двора были находившиеся в его северном углу, так называемые «висячие сады», остатки которых были найдены при раскопках. Северный дворец, примыкавший к городской стене, был построен несколько позже. Он был тщательно укреплен и украшен с особой пышностью. В этом дворце находилось хранилище произведений искусств и реликвий.
33. Дворец с пятью дворами. Реконструкция.
Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраинах города. Нищий, бесправный слой города составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли все виды работ. Жилые дома строились по одной и той же схеме. Комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженными кирпичами. Иногда в центре двора находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на южной стороне двора и были обращены к северу своими проемами. Одно- и двухэтажные дома имели плоские кровли. На улицу они выходили белеными стенами и северными проемами. Вода бралась из колодцев. Имелись канализационные водостоки. Жилая застройка была очень плотной, поэтому пожары здесь были не редки. В городе было мало зелени. Лишь во дворах самых зажиточных жителей росло 2-3 пальмовых дерева. Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, населенный несметным числом жителей. В период правления Навуходоносора II в Вавилоне было ок. 360 тыс. жителей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. человек. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен – все это поражало взор чужестранцев. И недаром впоследствии Александр Македонский хотел сделать Вавилон столицей своей огромной империи. Однако судьба этого города сложилась иначе. Столицей Селевкидов, преемников Александра стала построенная поблизости от Вавилона Селевкия. Вавилон пришел в полное запустение и был забыт.
34. Карта Ирана. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |