АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архитектура императорского Рима

Читайте также:
  1. I. Архитектура и градостроительство Передней Азии.
  2. III. Искусство Древнего Рима.
  3. MPP архитектура
  4. PVP архитектура
  5. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  6. Алгоритм Прима.
  7. Архитектура
  8. АРХИТЕКТУРА
  9. АРХИТЕКТУРА
  10. АРХИТЕКТУРА
  11. АРХИТЕКТУРА
  12. АРХИТЕКТУРА

Последнее столетие существования Римской республики было насыщено крупными политическими событиями. Восстания рабов, волнения крестьян, изнурительные войны показали несостоятельность республики и ее основных институтов. Диктатура Корнелия Суллы (138-78 гг. до н. э.) была последней попыткой сохранить политическое господство сенатской олигархии, которая, будучи тесно связана с отживавшими полисными традициями, потеряла свой прежний авторитет и власть. Была поколеблена и экономическая основа полисной организации. Право получения земельных наделов определялось уже не принадлежностью к гражданской общине, а службой в армии и в государственных учреждениях.

После многолетней гражданской войны, в процессе которой власть переходила то в руки боровшихся против сената крупных военных и политических деятелей Красса, Гнея Помпея, Юлия Цезаря, то сосредоточивалась в руках Юлия Цезаря, то после его убийства (в 44 г. до н. э.) вновь перешла к триумвирату, на этот раз состоявшему из Марка Антония, Октавиана и Элия Лепида, фактически единоличным правителем римского государства стал Октавиан (в 30 г. до н. э.,), а в 27 г. до н. э. сенат закрепил за ним верховную власть и преподнес ему почетный титул Августа.

Установленный в конце I в. до н.э. политический строй, получил название принципата (т. е. главенства в сенате), но фактически это была монархия, а так как Октавиан Август взял в свои руки и всю военную власть (империум), то он получил право называться императором.

Истощенное многолетними гражданскими войнами Римское государство требовало переустройства во всех областях, связанных с его управлением. Кроме того, ощущалась необходимость создания такого искусства, которое способно было бы отвечать новым политическим идеалам и новой великодержавной идеологии. Все эти злободневные задачи возникли в тот самый период, когда завершался многовековой процесс формирования самобытной римской культуры и искусства, до того времени развивавшихся под этрусским и греческим влияниями.

Понимая важность поставленных задач, Август начал свое правление значительными градостроительными преобразованиями. Например, расширив территорию города за счет предместий, садов и померия, заменил четыре Сервиевых района четырнадцатью. Расстояние между Форумом и внешними границами города приблизлось к 2,8 км.

Для обеспечения нужд города, Август начал преобразования, служащие созданию городского кадастра. В числе созданных общественных служб были городской гарнизон, призванный не только охранять Рим, но и бороться с пожарами, служба воды, занимавшаяся водообеспечением города и наблюдением за Тибром, который часто становился причиной наводнений, специальная служба для удаления нечистот. Сообщение улиц оставалось под наблюдением эдилов и одновременно вверялось предпринимателям, чьи владения располагались вдоль общественных дорог.

Впрочем, управление городом теперь прочно смыкалось с идеологией. Август, называвший себя еще принцепсом, всю жизнь стремился к репутации рачительного хозяина и мудрого политика. Он не только заботился о новых мостовых и крытых пешеходных переходах (в портиках и на императорском форуме), рынках и акведуках, фонтанах, улучшавших условия жизни, но и последовательно создавал впечатление, что после многочисленных гражданских войн, он является единственным гарантом мира в Риме. Вот почему такое большое внимание в его градостроительной политике уделялось сакральным центрам города: Марсову полю, Палатину и старым форумам, - император превращал древний хаос в эпос.

Август начал с реставрации самых древних и почитаемых храмов (около 80) и освящения нового форума, формально посвященного памяти его приемного отца Цезаря, но фактически предназначенного укрепить авторитет нового императора. Форум Августа был построен по соседству с форумом Цезаря, перпендикулярно к нему. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50 х 100 м. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. На месте, где было сожжено тело Цезаря, возвели храм Марса Ультора (Мстителя), позднее воплотившего синтез всей истории Рима. Августов Форум, закрытый с севера высокой стеной от плебейских кварталов Субуры, был окружен портиком и двумя экседрами, предназначенными для деятельности юристов.

Замкнув пространство площади стенами, вымостив ее мрамором и украсив дорогими породами камня и бронзой, Август создал новое полуинтерьерное - полугородское пространство, которое теперь было доступно далеко не каждому гражданину города.

Скульптура левой экседры выводила род Цезаря-Августа от самого Энея, изваяния правой экседры представляли великих участников римской истории, начиная с Ромула. Перед базиликой был сооружен портик в честь Гая и Луция, внуков Августа, а у каждого угла храма Цезаря установлены триумфальные арки, напоминающие о победе над Марком Антонием и Клеопатрой, и возвращении парфянами римских регалий, захваченных в 53 г. у Красса. Благодаря Августу триумфальные сооружения станут активными средствами императорской пропаганды, в конце века они покроются повествовательными рельефами.

Здесь, в присутствии своих предков, Август принимал иностранных послов, отсюда управляющие отправлялись в провинции. Форум Августа примыкал к форуму Цезаря. Август не смог сделать его больше и богаче, так как боялся скупкой земель навлечь на себя гнев горожан. Но неправильную линию задней стены форума, архитекторы попробовали сгладить, придвинув храм к задней стене, и неоднократно повторив криволинейные очертания в плане форума. Апсидой заканчивался храм. Полуциркульными углублениями – экседрами заканчивались портики. Каждая экседра отделялась столбами, чередующимися с колоннами, от портика, к которому она примыкала. Никогда прежде не использовались так системно, целостно криволинейные очертания частей плана, как в композиции экседр и апсиды форума Августа. Все его архитектурное оформление выделяло переднюю сторону храма, служащую входом в завершенное апсидой внутреннее помещение: строгий храм, выступающий из глубины вытянутого в длину двора состредотачивал на себе внимание зрителя, тогда как боковые апсиды создавая поперечную ось, еще раз акцентировали взгляды на фасаде.

Август превратил все символически значимые места города в официальные кварталы императорской славы. Так, жилище принцепса, второго Ромула, было возведено на Палатине, на месте архаического Рима. Это место, где отныне переплетались судьбы императора и государства, становилось, в свою очередь, центром города, и центр возвращался к истокам. Здесь же был разбит сад, в котором размещались покои жены правителя – Ливии. На Капитолийском холме, на месте более древних сооружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона. Возвращение мира было отмечено в 28 г.до н.э. символическим закрытием дверей Януса, а в 9 г.до н.э. освящением на Марсовом поле Алтаря Мира, где праздновался конец битв в Галлии и Испании.

Рис. 150. Алтарь Мира в Риме.

Алтарь Мира – памятник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев, представлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как правило, с изломанной под прямым углом линией). Нижний - изображал застилающие все поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нем: верхний представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома.

 

151-152. Мавзолей Августа. Реконструкция и современный вид.

К северу от Марсова поля в 28 г. до н.э. Август по примеру Мавзолея в Галикарнасе построил усыпальницу для себя и своей жены. Огромный искусственный холм диаметром около 90 м, только внизу обрамленный стенами, оберегавший покой императора, чем-то напоминал этрусский курган, чем-то могилу Александра, устремляясь в будущее, к Пантеону. Внутри мавзолей имел погребальные камеры с урнами. Коническая насыпь со всех сторон была обсажена деревьями, а наверху стояла статуя Августа. Портик, пристроенный к холму, указывал на внутреннее пространство мавзолея, а наружная масса сильно вытянутая по вертикали создавала впечатление величественной монументальности. Мавзолей имел цилиндическое основание, облицованное блоками травертина и вход в центральной части, к которому вел короткий ряд ступеней. О популярности предложенной императором формы гробницы свидетельтствуют ее многочисленные имитации, вдоль дорог в это время возводилось множество циркульных гробниц, например, таких как гробница Марка Валерия Мессалы Корвина на Аппиевой дороге, сегодня известная, как ротонда Цецилии Метеллы.

Совсем рядом с мавзолеем в 10 г. до н.э. установили солнечные часы, показывавшие положение Солнца и звезд в соответствии с римским годовым циклом. 123 сентября гномон часов, представляющий 30-метровый египетский обелиск, указывал своей тенью в центр Алтаря Мира, нескромно намекая на то, что отныне Август – центр космоса, он родился, чтобы принести миру мир. В гражданском календаре время обретало ритм согласно культовым императорским праздникам, мавзолею и часам, установившим в Риме августовское время. В то же время, поддерживая свой авторитет, первый император твердо ориентировал урбанизм в направлении созидания престижного общественного пространства: ни политические здания, ни жилые не были для него приоритетными. Регламентируя в городе строительство жилья, он ограничивал высоту домов, стоявших вдоль улицы (не более 70 римских футов – 20,72 м) и требовал устройства в первых этажах открытых галерей, где можно было бы размещать таверны, лавки и мастерские.Важным принципом было изменение материала: «Я принял столицу кирпичной, а оставляю мраморной», говорил император.

Большое внимание уделялось противопожарному состоянию Рима. Август настоятельно советовал использовать вьющиеся растения в качестве огнезащитного средства, и издал указ, запрещавший возводить в Риме жилые дома выше 70 футов (21 м).

Подарив городу театры, термы, библиотеки, сады, Август подарил народу искусство досуга, которым до сих пор наслаждались на своих виллах только правящие классы. Большое внимание уделял благоустройству.

Античные писатели, характеризуя эпоху Августа, называли множество храмов, театров, водопроводов, построенных членами императорской фамилии и его приближенными, а также им самим.

При Августе водообеспечением занимался его зять и друг, полководец Марк Випсаний Агриппа, который за время своего избрания в эдилы с 33 по 19 г. переоборудовал систему сточных канав и реставрировал клоаку Максима, отремонтировал древние водопроводы Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Анция и Аква Тепула, провел новые водопроводы Аква Юлия и Аква Вирго, обустраивал берега Тибра, увеличил число общественных фонтанов и возвел на Марсовом поле общественные бани, снабжавшиеся водой из акведука Аква Вирго. Эти новые бани, окруженные парком, искусственным озером и каналом, впадающим в Тибр, снабженные спортивными площадками и постройками, предназначенными для досуга и произведений искусства, - стали первым комплексом, который под названием термы навсегда будет связан с удовольствиями, получаемыми от бань и спортивных занятий.

В эпоху империи 11 акведуков доставляли в город 760 млн. литров чистой питьевой воды. Только один из желобов Рима позволял давать 180 млн л воды в день. Желобы делали открытыми и закрытыми, но если подземный водопровод оставался неудобным для устранения неисправностей и заторов, то открытые акведуки открывали множество дополнительных преимуществ. Изучая один из самых высоких водопроводов Рима – акведук Пон дю гар в Ниме, - исследователи обнаружили, что для нужд города был выбран один из самых далеких и труднодоступных источников.

Это сооружение достигает 275 м в длину, 48,75 м в высоту; 3 этажа и 64 арки (пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину — 24,5 м.)позволяя причислить его к шедеврам античной архитектуры, хотя для римлян это был всего лишь водопровод через реку Гордон.

Для поддержания римского уровня комфорта и гигиены в провинциальном Немузе (современный Ним), Агриппа обеспечил здесь постоянный и обильный приток чистой воды из источника, обнаруженного в 20 км от города. Однако от реки, находившейся на 17 м выше уровня Нима, пришлось проложить 50-километровую каменную трассу через горные выступы и глубокую долину реки Гордон. Чтобы обеспечить уклон акведука для постоянного тока воды и обойти впадины и ущелья использовались ряды арочных стоек. По выложенным каменным желобам вода направлялась в напорные емкости, что позволяло регулировать ее уровень. Тяжелые каменные мосты защищали систему от размывов даже во время паводков. По мере необходимости каналы углубляли в землю или прокладывали туннели сквозь горную породу.

 

 

153. Акведук Понт дю Гар. Водовод.

 

 

154. Понт дю Гар. Акведук через реку Гордон в Ниме.

При строительстве 64 дуг для создания прочности архитекторы по-разному обыграли диаметр опор: он уменьшается на нижнем ярусе, при приближении к побережью, а расстояние между опорами колеблется от 15 до более 24 метров, в то время как на верхнем ярусе при разнящейся ширине колонн все своды имеют равную ширину. Через линию аркад, расположенных наверху проходит собственно 275 метровый водоканал. Покрыв его оштукатуренной и каменной кладкой снаружи, для внутренней части римляне разработали водостойкий бетон. Первоначально гидродинамическая труба, проведенная в центре системы, состояла из известняка, смешанного с песком, водой и каменной крошкой. Последним штрихом служил герметизирующий раствор, основой для которого могла служить известь, гашенная вином. Некоторые ученые предполагают, что здесь могли также содержаться свиной жир и винные ягоды. Один из желобов в римском акведуке был облицован смесью извести с терракотой, так что водонепроницаемые растворы могли быть разными и, несомненно, считались профессиональным секретом римских инженеров.

К сожалению, при расчете высоты закладки водопровода римский архитектор ошибся. Из-за небольшого уклона на мосту давление воды повышалось, и поток воды переливался через края. Строителям не оставалось ничего другого, как поднять свой акведук на 46 см.Тем не менее, простота форм, гармония соотношений, ясность тектоники, крупность масштаба и выразительная фактура лишь подчеркнули монументально-изысканную красоту композиции, достигнутую исключительно при помощи конструктивных форм.

Большая часть водопровода проходила под землей. Две трети этой системы закапывалось или проводилось через длинные туннели, пробитые в горной породе. Воде требовалось от 24 до 30 часов, чтобы пройти весь 50-километровый путь от источника до своей конечной цели.

Разветвленная система трубопровода опутывала весь город, снабжая проточной водой колодцы, бани, уборные, а также множество частных домов. Акведук завершался водораспределителем, расположенным над городом. От распределителя в свою очередь отходили основные линии трубопровода. Три сточных трубы составляли городскую систему канализации. Ежедневно жители Римской империи потребляли до 400 литров воды на человека. Это в два раза больше, чем потребляем сегодня мы, живя в больших индустриальных городах.

При императорах было построено девять акведуков, считая лишь самостоятельные трассы, с опорами, построенными из обожженного кирпича. В результате в городе было такое количество великолепной воды, что почти каждый дом имел свой водоем, не говоря об общественных резервуарах и термах. Самый большой акведук античной эпохи - акведук Клавдия – питал водой даже загородные виллы.

Вслед за Римом акведуки начали строить почти по всей Италии и в провинциях, особенно западных - Галлии, Испании. Их стройные аркады стали характерной чертой пейзажа эпохи империи. Некоторые из акведуков сохранились и подают воду и сейчас, и население пользуется этой водой охотнее, чем из современных водопроводов.

Активное строительство способствовало развитию архитектуры. Не случайно, что именно в это время был написан знаменитый трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре».

Сведения о Витрувии крайне скупы. Если черпать их из предисловия к трактату, содержащему посвящение императору Августу, можно сказать, что Марк Витрувий Поллион служил в войсках Юлия Цезаря в качестве архитектора и инженера, что он был очень образованным по своему времени человеком, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на труды других архитекторов и античных ученых. В трактате Витрувий упоминает о своем преклонном возрасте и скромном достатке. Вот сведения, которые можно считать наиболее достоверными.

Размышляя о состоянии римской архитектуры, ученый отмечал потребность эпохи Августа в энциклопедических и практических знаниях, умении применять различные конструктивные решения с учетом природно-климатических особенностей обширной Римской империи. В числе его требований к градостроительным решениям – выбор здоровой местности для основания города: то есть той, где существуют благоприятные климатические и топографические условия месторасположения, наличие чистой питьевой воды, системы водных и сухопутных дорог для развития торговли, плодородной сельской земли. Далее Витрувий рассказывает о закладке городских стен и башен, размещении главных городских площадей, а также о трассировке улиц по сторонам света с учетом ветрового режима в данной местности, аэрации и инсоляции внутренних помещений.

Пятый том трактата Витрувия посвящен общественным сооружениям: базиликам, куриям, театрам, баням, палестрам, гаваням и форумам. Он говорит о свойствах этих сооружений, о требованиях к их размещению, о пропорциях основных габаритов, об ордерном решении. В Книге шестой содержатся аналогичные сведения о жилых зданиях. Казалось бы, Витрувий подходил в рассмотрению отдельных элементов города типологически. Однако он не ограничивался этим. В Книге первой Витрувий излагал те общие эстетические принципы, которые и могли служить руководством к компоновке городского плана наряду с его рассуждениями об удовлетворении санитарно-гигиенических и утилитарных требований.

Среди эстетических требований архитектора были: необходимость ординации (от греческого слова ордер), разумной диспозиции (планировки), соблюдение эвритмии (гармонии), симметрии (т.е. соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов). Следование этим общим эстетическим установкам с учетом конкретной ситуации и составляло концепцию Витрувия в области градостроительного искусства.

 

 

155.Театр Марцелла в Риме.

Любопытные изменения можно отметить в конструкции театра Марцелла, задуманного Цезарем, но присвоенного Августом. В отличие от театра Помпея, повторявшего греческие образцы, театр Марцелла замыкал внутреннее пространство, объединяя в общем кольце стен сцену и места для зрителей. В отличие от греческого театра, использовавшего естественные склоны почвы, в римском театре места для зрителей были возведены на субструкциях, на ровном месте. Снаружи высокие стены здания выглядели торжественными и монументальными, а внутри, они служили опорами для зрительного зала, расположенного на одной высоте со сценой. Сцена теперь располагалась в глубине, была перекрыта деревянной кровлей и оформлена богато декорированными архитектурными элементами. Кольцо стен в театре позволяло также защищать зрителей от палящих лучей южного солнца натянутым тентом, так что внутренняя поверхность театра оказывалась еще более замкнутой. Субструкции под местами для зрителей приняли форму правильных горизонтальных галерей, образующих пространственные слои под сиденьями, а внутренние галереи распахнулись наружу арками, оформленными в виде римских арочных ячеек, напоминающих Табуларий.

 

156. Театр Марцелла, реконструкция.

Преемники Августа не поддержали его градостроительные проекты. Тиберий - экономный правитель, провел ряд реставраций и начал конфискации частных земель, составив зеленую зону вокруг Рима – его неприкосновенную территорию.

Клавдий, желая избежать голода в Риме, построил искусственный порт в Остии.

По-настоящему, к градостроительным проектам вернулся только император Нерон. Продолжая августовскую традицию укреплять свой авторитет строительством общественных сооружений, он не только построил деревянный амфитеатр, предназначенный для гладиаторских боев, но и украсил его мрамором и слоновой костью; императорским термам вторили большие, площадью 3 тыс. кв.м, общественные бани, созданные в 62 г. на Марсовом поле. Нерон завершил цирк Калигулы, отныне называвшийся цирком Нерона. Чтобы упростить подход к нему, император повелел построить мост. На Целиевом холме был основан новый рынок, Мацеллум Магнум. Открытый в 59 г., он стал самым большим продуктовым центром города. Наконец, Нерон повелел построить императорское жилье, Домус Транзиториа (Проходной дом), чтобы соединить императорские владения на Палатине и Эсквилине.

До Нерона Рим оставался совершенно неправильным, но страшный пожар 64 г., уничтоживший значительную часть столицы, потребовал радикальной реконструкции города. Согласно Тациту император потребовал подчинить город регулярному плану, расширить улицы, отделив их портиками для защиты от пожара, разбить открытые дворы. Была ограничена высота жилищ, запрещены общие стены, облегчавшие распространение огня, по той же причине в значительной части построек дерево заменили камнем. Древние акведуки удлинили до Палатина и Целия, а также Трастевере, чтобы народ мог использовать резервуары воды. Впрочем, коренная перепланировка оказалась не возможна из-за густозаленности Рима. Хотя Нерон был готов к смелым инновациям: планировал прорыть канал на Коринфском перешейке (что было сделано только в XIX в.), построить каналы между Римом и Остией, между Остией и Авернским озером, рядом с портом Путеолами, улучшить снабжение города, при жизни он осуществил только одну необычную идею, воспользовавшись пожаром, возвести в самом центре Палатина новый дворец Домус Ауреа – Золотой дом.

На землях, конфискованных диктатором у палатинских аристократов, в самом центре метрополии, на площади в 80 га, что превышало размер всего Палатинского холма, Нерон создал абсолютно автономное по отношению к Риму пространство, призванное

Золотой дом Нерона. Реконструкция.

подчеркнуть безграничную власть и могущество диктатора.

Дорога в императорский комплекс проходила через огромный вестибюль, перед которым была установлена почти 35-метровая статуя Нерона в позе Колосса Родосского скульптора Зенодора. За

вестибюлем располагались портик, занимавший почти весь холм Велий и искусственное озеро, наполненное соленой водой. Дворец, таким образом, превращался в роскошную виллу на берегу озера, воспринимавшегося по словам Светония ««подобным морю, окруженным домами, подобными городам». Нерон с приближенными любил устраивать здесь лодочные прогулки.

Портики-перекрытия, поддерживаемые колоннадами, достигавшие порой полутора километров проходили как между частями дворца, так и в парке, разбитом вокруг водоема. Здесь были фонтаны и каскады, нимфеи и статуи; радовали глаз цветущие виноградники, пастбища, леса, населенные дикими и домашними животными.

Напротив, на холме Опий, размещалась резиденция – ориентированная по оси восток-запад соответственно движению Солнца. Жилище было столь отдаленным, что с его террас не виден был город.

Роскошь большого дворца соперничала с изобретательностью. Архитекторы Север и Целер, использовав бетон и кирпич, создали прочное, и в то же время, легкое и воздушное сооружение. Арки и купола, не требовавшие мощных стен для опоры, позволяли наполнить здание светом: солнечные лучи, проникавшие в залы сквозь отверстия в потолках и стенах, играли в струях воды фонтанов, переливались в золоте фресок, мозаик и инкрустациях из драгоценных камней, отражались в мраморных облицовках и златотканых драпировках. Золотое сияние дворца отождествлялось с божественностью императора Нерона. До сих пор в сохранившейся анфиладе нанизанных на одну ось почти квадратных помещений, сохранились гротески, декоративные «обманки» (иллюзорно выписанные живописные мотивы), фрагменты скульптуры. Изысканная лепнина из стукко, стены, украшенные мрамором и перламутровыми раковинами, создавали светотеневые эффекты.

Почти в каждом зале были приготовлены технические сюрпризы: при входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду; был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие рабами; во время пира легкий ажурный купол центрального зала раздвигался, и гостей императора осыпали лепестками роз и обрызгивали благовониями. В главном (восьмиугольном) зале потолок, устроенный в виде небесного свода, вращался вокруг своей оси день и ночь, имитируя движение небесной сферы, словно он следовал курсу Солнца. Посреди потолка имелось 6-метровое окно, освещавшее помещение, ориентированное согласно астрономическим расчетам. В банях «волшебные машины» смешивали морскую воду с водой из серных источников района Тибур, а в личных покоях императора, увлекавшегося искусством, звучал крупнейший в мире гидравлический орган.

Фрески в Золотом Доме Нерона

 

Восьмиугольный (Октогональный) зал Золотого дома Нерона. Реконструкция и современный вид.

 

 

 

Рис.158. Дом Нерона. Реконструкция.

 

Подчеркивая особый статус дворца, Нерон изменил характер главных улиц Форума: виа Нова отныне шла вдоль императорских дворцов, а виа Сакра была превращена в большую прямую улицу, соединявшую храм Весты с атриумом Весты, превращенным в огромный вестибюль. Посередине его высился Колосс, огромная (35 м в высоту) бронзовая статуя императора работы Зенодора, представлявшая правителя в виде Гелиоса (Солнца), увенчанного нимбом из солнечных лучей. Форум превращался в аллею, ведущую к императорскому дворцу, который отныне был центром города.

Впрочем, после самоубийства Нерона, пришедшие к власти Флавии – последовательно правившие императоры Веспасиан, Тит (79-81 г.г.) и Домициан (81-96 г.г.), - стремившиеся реставрировать изначальные традиции принципата, засыпали дворец мусором, Тит повелел открыть на месте бань Нерона общественные бани, а на месте искусственного озера был возведен Колизей, призванный заменить единственный постоянный амфитеатр в Риме, Статилия Тавра, разрушенный пожаром 64 г.

Этот гигантский амфитеатр был не случайно возведен вблизи республиканского форума. Императоры дома Флавиев не только хотели поставить его в центре города, но и сам Колизей сделали новым центром, замещающим площадь народных собраний зрелищами для широких слоев населения. То, что отстроили его на месте Золотого дома свергнутого императора Нерона было, конечно, политической демонстрацией и стремлением добиться популярности у народа.

Строительные работы заняли 8 лет, они начались при императоре Веспасиане и закончились при Тите в 80 г.. Торжественные игры в честь открытия Колизея длились 100 дней, было затравлено пять тысяч диких животных, пролито море человеческой крови. И то, что чувства людей теперь были заняты бессмысленными убийствами, а не политическими страстями, сторицей окупило усилия правителей.

 

171. Колизей.

Колизей - это колоссальное сооружение высотой 48,5 м и периметром 530. Его продольная ось 187,77 м, поперечная – 155,64 м, вместимость от 50 до 63 тыс. зрителей. Арена имела очертания эллипса, величиной 85 х 53 м и была ограничена высоким четырехметровым подиумом. Среди мраморных кресел для знати, находившихся на подиуме, особо выделялись две ложи, расположенные друг против друга по концам короткой оси арены: императорская ложа, сообщавшаяся подземным переходом с дворцом на Палатине, и ложа городских властей.

Конструкция Колизея далеко выходит за пределы возможностей греческой архитектуры. Огромные размеры и высота, а также функциональное решение амфитеатра во многом были новым словом в искусстве. Архитекторы должны были создать величественное монументальное сооружение, соответствующее мощи и непоколебимости империи, а также решить проблему размещения огромного количества зрителей. Шагом колоссальной важности явился осуществленный в Колизее процесс подъема зала над поверхностью земли, в амфитеатре, построенном на совершенно ровной площадке, зрительные места были подняты вверх на субструкциях. Двумя главными достижениями новой технологии было использование арки, как основы полуцилиндрических и крестовых сводов, на которых держалась вся масса сооружения, и бетона, обеспечившего необычайную прочность всей конструкции.

Но при индивидуализме и рационализме Рима труднейшей задачей для архитектора было приблизить здание огромных размеров к человеку, построить его по человеческой мерке. Любопытно, что римляне решили эту задачу не только внешне, при помощи декоративных элементов, но и конструктивно, внутри. Во-первых, они сохранили впечатление последовательно сменяющих друг друга горизонтальных ярусов в горизонтальных коридорах субструкций под местами зрителей, во-вторых, решая задачу освещения галерей, они использовали арки, открывающиеся наружу. В самом нижнем ярусе эти наружные арки блестяще разрешили проблему входа в здание для зрелищ. Каждая из 76 арок для входа имела свой номер, который указывался на билете. Внутри действовала система коридоров и рамп, регулирующих дальнейшее продвижение. В Колизее зрители занимали и покидали свои места в течение пяти минут. Наконец, в-третьих, наружную массу фасада они дополнили греческим ордером: нижний этаж был украшен тосканскими колоннами, средний - более удлиненными ионическими, а верхний – изящными коринфскими. Видимое облегчение высокой стены способствовало более комфортному восприятию всего сооружения зрителем. Кроме того, внутри арок были размещены скульптуры, также связавшие фасад с пропорциями человека. Сложенный снаружи из коричнево-желтого, чуть искрящегося на солнце травертина, Колизей удивительно красиво смотрелся на фоне голубого, римского неба.

 

 

Рис. 160. Колизей. Арена.

В этом амфитеатре каждый из десятков тысяч зрителей видел со своего места всю массу римлян, заполнявшую здание. Он растворялся в этой толпе, охваченный одним настроением и наслаждался представлением, чувствуя, насколько динамично развертывалось перед ним кровавое действие. Утром обычно травили зверей. Потом казнили осужденных на смерть, придавая действию особую театрализацию, после обеда сражались гладиаторы, иногда до трех тысяч пар одновременно. Многие из них были рабами, мечтавшими получить деревянный меч, дарующий свободу, но иногда рисковали жизнями и свободные, стремившиеся к славе, деньгам и признанию женщин.

Особый акведук снабжал Колизей водой; затопив арену, можно было показывать грандиозные морские сражения. 28 лифтов позволяли мгновенно менять декорации, поднимать клетки с животными, дополнять зрелища различными эффектами.

У каждого места был свой номер, соответствовавший номеру на жетоне, который имел каждый римский гражданин. Но внутри нужно было соблюдать строгую иерархию. Нижний ярус предназначался для высших слоев общества: на мраморных ступенях рядом с ареной восседали сенаторы, 14 следующих ступеней принадлежали сословию всадников, затем, вплоть до последней ступени, шли деревянные скамьи для плебеев, самый последний ряд предназначался для незамужних женщин, которым не полагалось находиться в обществе остальных. Но самые привилегированные места были и самыми опасными. Жизнь императора и аристократов защищала металлическая сетка, слоны и лучники, готовые пристрелить диких животных, если они попробуют преодолеть заграждения.

Для комфорта зрителей в амфитеатре было 110 питьевых фонтанов, две комнаты отдыха, общественные туалеты.

Четвертый ярус амфитеатра имел специальные кронштейны, к ним крепили велум - тент, который во время выступления натягивали моряки Мизенского флота.

Организация представлений осуществлялась при помощи сложной инфраструктуры: рядом с Колизеем стояли казармы для размещения и тренировок сражающихся, лагерь моряков Мизенского флота, арсенал, мастерская для изготовления декораций, больница и…морг.

Важно отметить, что такое современное и технически сложное сооружение, впервые решалось, прежде всего, функционально, впервые архитектурный замысел был свободен от религии.

Тит пытался украсить Рим, открыв широкие перспективы. При нем на Римском Форуме была воздвигнута мраморная триумфальная арка (81 г.), в память победы римлян в Иудейской войне. Если при Августе все архитектурные детали арок прорисовывали тонко и сухо, то арка Тита отличалась полновесным и богатым украшением.

Словно подчеркивая весь пафос императорской мощи совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в ее формы. Выступающий антаблемент и аттик (стена над антаблементом), контрасты света и тени усилили пластическую и живописную выразительность ее форм. Среднюю часть арки замыкали две летящие фигуры богини победы – Виктории, исполненные в невысоком рельефе.

 

 

Рис.161. Арка Тита в Риме.

Пространство арочного пролета расширяли кассеты свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенные рельефные композиции, изображающие торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усилило глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос жестов легионеров как бы вторили триумфальной теме архитектуры.

Поражает совершенство группировки масс. В отличие от греческой классической архитектуры масса не пронизывалось пространством, как в периптере, а разлагалось на отдельные, взаимно подчиняющиеся объемы. В стремлении к большей декоративности, пышности и богатству, архитекторы применили композитную капитель, в которой благородство дорической капители было дополнено в нижней части лиственными деталями коринфской капители, а в верхней – волютами ионической. Впоследствии композитные капители украшали термы Каракаллы и Диоклетиана.

Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях.

Стремление к помпезности прослеживается и во дворце на Палатине, построенном архитектором Рабирием для преемника Тита Домициана. На Палатине уже стояли раньше дворцовые корпуса, построенные еще при Августе и Тиберии, рядом с ними Флавии разместили величественный парадный комплекс, в который помимо дворца Домициана, так называемого дома Августа, входили также Палатинский стадий и термы. Воздвигнутый на холме, понижающемся к юго-западу, весь комплекс располагался на разных уровнях. Основу главного дворца составлял эллинистический перистиль, с четырех сторон окруженный разными помещениями. Двумя сторонами дворец Флавиев примыкал к более старым дворцовым частям Августа, две другие стороны, украшенные колонными портиками, углом выдавались на север, в сторону площади, связанной с республиканским форумом. Посетители, подходившие со стороны арки Тита, сразу оказывались перед парадным фасадом дворца, разворачивающимся двумя колоннадами под углом друг к другу, словно классический периптер. Высокий подиум, поддерживающий колоннаду, выступая в центре, превращался в своего рода трибуну, на которой император представал перед народом. За трибуной открывался тронный зал, где происходили официальные приемы. Зал размером 31,44 х 32,1 м был перекрыт легким бетонным сводом и ритмически членился колоннами у стен. Простенки были украшены эдикулами с полукруглыми и треугольными фронтонами. В них стояли базальтовые статуи, эффектно контрастирующие со светлой мраморной облицовкой стен. Пол был украшен цветной мозаикой. Трон императора размещался в глубине зала, в сводчатой нише.

Рис. 162. Руины Палатина.

Справа от тронного зала находилась базилика с апсидой и двумя рядами колонн, перекрытая, скорее всего, цилиндрическим бетонным сводом. Здесь император вершил суд. Интерьер базилики был разделен на три части двумя рядами колонн, боковые нефы, по-видимому, имели хоры (т.е. помещения верхнего яруса, выходившие в высокий одноярусный средний неф). В апсиде, перекрытой конхой (сводом в виде четверти сферы, т.е. полукуполом), стоял трон главного судьи – императора. По другую сторону от тронного зала находился ларарий (алтарь предков). Он представлял из себя небольшой прямоугольный зал, рядом с которым располагалась лестница, связывавшая часовню с другими помещениями.

Два широких прохода соединяли тронный зал с перистилем, стены которого были облицованы мрамором и затенены портиками. Середину перистильного двора занимал восьмигранный бассейн с фонтаном. К двум его боковым сторонам примыкали различные помещения. Простые небольшие комнаты со стороны ларария выполняли, скорее всего, служебную роль. С противоположной стороны перистиля, сложные, криволинейного плана, комнаты могли выполнять роль гостиных, необходимых для приемов во дворце. На стороне перистиля, противоположной тронному залу располагался комплекс триклиния (парадного пиршественного зала). Он состоял из прямоугольного главного зала, ориентированного, как тронный зал, в глубину. По сторонам его ограничивали только прямоугольные столбы, между которыми открывались пролеты на два полузакругленных помещения с овальными фонтанами, возможно, нимфеи, не имевших кровли.

Дворец Флавиев, являясь самым монументальным домусом империи, имел и ряд черт загородной резиденции: стадии для прогулок, бассейны с островками, летние павильоны, множество нимфеев (так назывались архитектурные сооружения, широко применявшие в декоративных целях воду, так что архитектура их была обрамлением фонтанов) и смотровую площадку, с которой можно было любоваться городскими пейзажами и Большим цирком.

В императорском дворце, общей площадью 3 000 кв.м., Рабирий продолжил начатую им в Золотом доме разработку динамичной пространственной композиции. Рассматривая отдельную пространственную форму не в ее замкнутости, самостоятельности, а как составную часть ансамбля, зодчий добился виртуозного развития, намеченного им ранее приема анфиладности. Большие и малые, высокие и низкие, крытые и открытые залы прямоугольных, многоугольных и криволинейных в плане очертаний переходили один в другой и смотрелись один из другого. Они последовательно сопоставлялись друг с другом, с колоннадами и перистилями, а также связывались с широкой панорамой Рима, возникавшей за колоннами портиков и за окнами раскинувшегося на холме дворца. Это создавало многообразие интерьера при его четкой в целом организации в соответствии с традиционно римским принципом осевой симметрии. В этом сложном и протяженном комплексе отдельные части, различающиеся по своему назначению, сохраняли необходимую обособленность, не теряя связи с целым.

Величественный дворец Флавиев, возвышавшийся в центре столицы империи, наглядно воплощал могущество императорской власти, добившейся мирового господства. Даже руины дворца в средние века и в эпоху Возрождения производили неизгладимое впечатление, свидетельствуя о величии и размахе античной архитектуры, не случайно производное от Палатинского холма название дворца Палациум, стало нарицательным обозначением дворца вообще.

Во втором столетии Римская империя переживала свой расцвет. Из покоренных стран непрерывно поступали новые рабы, кровопролитные войны, уносившие жизни римских граждан, закончились, развивалась международная торговля римских провинций, строились новые дороги, осваивались новые морские пути, население Рима достигло 1 млн человек. Горожане, разделенные по имущественному признаку на разные сословия (к сенаторам и всадникам относились крупные землевладельцы, рабовладельцы, политики и военачальники, плебеями считались торговцы, ремесленники и городская беднота), различались еще и этнической принадлежностью. Кроме того, ежегодно в Риме оседали рабы-вольноотпущенники, приезжали иностранцы – перегрины - свободные люди, не имевшие ни римского, ни латинского гражданства.

Разместить, накормить, напоить, обеспечить свободное передвижение и досуг такой массы людей было не легкой задачей. Вот почему все императоры проводили политику «хлеба и зрелищ». В Риме 150 тыс. бедняков получали даровой хлеб и дополнительно продукты питания во время празднеств. В городе возводили многочисленные стадионы, цирки, театры, амфитеатры, термы. Обеспечивая горожан жильем, императоры строили многоэтажные дома-инсулы. Известно, что в конце I в. в городе было 1790 особняков и 46 602 инсулы. Число последних значительно возросло в следующем столетии. Инсулы были дорогие и дешевые. Дорогие напоминали дома-сады, как свидетельствуют археологические раскопки в Остии. Дешевые, с жилыми комнатами, сгруппированными вдоль узкого коридора, располагались на столь же узких улицах, иногда шириной всего 5 м при высоте домов в 20 м. В таких кварталах царила вечная теснота, шум и антисанитария.

Наряду с успехами в империи усилились общественные противоречия. Императорская власть приобрела тиранический характер, участились конфликты с сенатом, нарастало недовольство низших слоев населения метрополии и провинций. Однако финансовые реформы, упорядочение аппарата управления, приток богатств из провинций, укрепление внешнего положения, привлечение провинциальной знати различного племенного происхождения к управлению государством — все это не могло не вызвать известного подъема общественной жизни. Высокого расцвета достигли провинции. Рим превратился в империю рабовладельцев Средиземноморья.

С конца I в. к власти пришла новая династия римских императоров, получивших название династии Антонинов. Следует отметить, что основали эту династию, так называемые «испанские» императоры, то есть выходцы из западных римских провинций. Большинство правителей обладали выдающимися политическими и военными талантами, были превосходными юристами, для сохранения гармонии в империи они по римскому обычаю подвергали «усыновлению» наиболее пригодных для управления страной аристократов и передавали им власть, сохраняя династию в течение почти 100 лет (с 96 по 192 гг.). Антонинами считались императоры Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий.

Границы Римской империи достигли своего максимума при Траяне (98-117 г.г.). Он ввел в государство новые провинции и колонии - Дакию, Аравию после завоевания Набатейского царства, Петру, Армению, Месопотамию, Ассирию после войны с парфянами.

Отдавая дань родине – Испании – он многое для нее делал. До сих пор сохранилася мост в Алькантаре через реку Тахо (теперь Тежу) в Сеговии. Он одноярусный, с очень высокими проемами, завершен простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка.

Здесь же, в Сеговии сохранился акведук – он двухъярусный, с узкими высокими пролетами совершенно одинаковых арок. Сложив его из грубо обработанного камня, и оформив рустом, строители приблизили его к естественной природе, с которой он гамонично сочетается.

Вся жизнь Траяна прошла в сражениях, а собранные им богатства расходовались в Риме на благотворительность. В 109 г. на месте Золотого дома Нерона Траян открыл новый термальный комплекс площадью 110 кв. м. Термы были переориентированы так, чтобы увеличить длительность поступления послеполуденного солнца. Огромная стена с четырьмя воротами и характерными экседрами (одна из которых, дошедшая до нас, вмещала, без сомнения, нимфей, другая – библиотеку) включала огромный парк, в центре которого выделялось основное термальное здание, с великолепными комнатами, последовательность которых воспроизводила строй, существовавший в термах Нерона и соответствовавший маршруту купальщика: калдариум (горячая баня) для потения, тепидариум (теплая баня), фригидариум (холодная баня) и нататио (бассейн с холодной водой). Вокруг этого центра существовали две группы симметричных пространств: гардеробные, палестры, массажные и спортивные залы. Ансамбль снабжался резервными запасами воды, хранившимися в огромных цистернах, вмещавших 7500 куб. м. Многочисленные рабы трудились в этих залах и в криптопортиках, длинные подземные коридоры которых часто проходили через римские виллы и были пригодны для параллельного использования. Невиданная роскошь этого комплекса изменила саму концепцию досуга, ассоциируя бани со спортом в больших обустроенных садах с читальными залами, где можно было послушать лекции, а также декламации поэтов и риторов. Приспособленные для большого числа посетителей при скромной цене, бесплатные для детей, бани стали популярны в Риме и во всем римском мире.

Желая оставить в центре Рима престижное напоминание о себе, на богатстсва, захваченные в Дакии, Траян начал строительство нового, последнего и самого грандиозного форума Рима (107-112 г.г.). Исторический центр уже не соответствовал своему административному и правовому назначению. Поэтому Цезарь пытался переместить некоторые виды деятельности на Марсово поле и к новому форуму, за ним последовали Август и Веспасиан. Домициан увеличил артерию Аргилет и превратил центральный район в огромное прогулочное пространство. Однако сообщение с Марсовым полем затрудняла узость дороги между Капитолием и Квириналом. Чтобы решить эту проблему, Траян повелел построить новый форум в проходе между двумя холмами. Для реализации этой задачи архитектор Аполлодор Дамасский срыл часть Квиринала, засыпал впадину между Квириналом и Капитолием, и выравнял участок, разрушив старинные здания и часть городской стены.

 

163. Рим. План форумов: 1-храм Весты; 2-храм Кастора и Поллукса; 3-храм Цезаря; 4-храм Антонина и Фаустины; 5-базилика Эмилия; 6-базилика Юлия; 7-Ростра; 8-арка Септимия Севера; 9-храм Сатурна; 10-храм Веспасиана; 11-храм Конкордии (Согласия); 12 - Табуларий; 13 -храм Венеры Родительницы; 14 -храм Минервы; 15-храм Марса Ультора; 16-базилика Ульпия; 17-колонна Траяна; 18, 19-библиотеки; 20-храм Траяна; 21-вход на рынок Траяна

 

Форум был задуман как внушительный ансамбль (300 м в длину и 180 м в ширину), окруженный рядом колонн. Со стороны форума Августа через триумфальную арку, встроенную в форум Траяна, можно было попасть на открытую беломраморную площадь, фланкированную колоннадами с двумя экседрами, размером 90 х 120 м. На вершине арки высилась статуя Траяна, восседающего в колеснице с шестью лошадьми. Скульптуру окружали изображения трофеев и Виктории. Центр площади украшала еще одна конная статуя императора в военных доспехах. Поперек площади располагалась пятинефная базилика Ульпия, представлявшая собой прямоугольный зал. На форум она открывалась монументальным входом. Стены были убраны цветным мрамором, крыша покрыта черепицей из позолоченной бронзы. За базиликой, на маленькой площади, на 43 м (включая постамент) возвышалась триумфальная 38-метровая колонна Траяна. Мраморные барельефы колонны, поднимавшиеся по спирали, рассказывали о дакийских походах триумфатора. Любопытно, что император изображен здесь 90 раз, отдающим приказания, сражающимся и даже утверждающим законы об алиментациях (общественных кормлениях, когда бедным родителям помогали воспитывать детей). 2500 фигуры, изображенные на колонне, первоначально были раскрашены, что увеличивало эффект барельефа и улучшало его просматриваемость. Вершина колонны, согласно надписи, указывала максимальную высоту расчищенной зоны, а ее цоколь должен был служить гробницей императору. Изображение Траяна заменили в XVI в. при папе Сиксте V статуей Святого Петра.

 

Рис. 164. Базилика Ульпия и колонна Траяна, 110-113 г.г. Рим, форум Траяна.

По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив нее находился храм Траяна, построенный при Адриане в честь Траяна и его «божественной» супруги Плотины. Вся эта сложная композиция по своей объемно-пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли Древнего Востока и Египта. Что же касается архитектурного масштаба, то она вполне соответствовала другим ансамблям императорского Рима.

С востока к форуму был пристроен обширный многоярусный рынок Траяна. Шестиэтажные здания, образующие внизу полукруг террас, поддерживали склон Квиринала, и в то же время служили магазинами. 150 лавок предлагали римлянам все, что было душе угодно: свежие овощи из сельских районов, пшеницу из северной Африки, специи из Азии, изысканные столовые приборы, дорогую косметику и драгоценности из отдаленных провинций. На верхнем этаже располагалась городская администрация. Между двумя главными террасами проходила улица, названная в средние века Бибератикой от латинского «бибер»- напитки. На рынках Траяна устраивались бесплатные раздачи еды и денег для римского плебса.

 

 

 

165. Цирк в Риме.

Еще одним щедрым даром Траяна Риму стал Большой цирк. При длине в полкилометра и ширине 150 м, он служил ареной для величественных представлений с травлей диких зверей, гладиаторскими боями и гонками на колесницах. 350 тысяч человек могли свободно посещать эти зрелища, так как вход был свободным, представления ставились за счет государства.

Первый цирк в Риме был построен еще 500 лет назад. Но деревянное сооружение легко воспламенялось и поэтому неоднократно сгорало. Поэтому ок. 100 г. император Траян решил отстроить его один раз и навсегда.

Цирк Траяна стал самым удачным проектом стадиона Древнего Рима. Основным строительным материалом в нем стал бетон. Только верхний ярус был деревянным. При высоте сооружения более 30 м было возведено 4 яруса зрительских рядов, которые петлей охватывали скаковой круг длиной в 1300 м. Первые три этажа, построенные из бетона и облицованные кирпичом и мрамором, использовались снаружи как торговые лавки. Огнестойкость сооружения позволила устроить торговые ряды по всей длине стадиона, и, несмотря на пожароопасность, исходившую от галерей и лавок, здание простояло полтысячелетия.

Центром стадиона был скаковой круг, где располагалась 300-метровая спина (своего рода запретная площадка, предназначенная для объезда колесниц). Для римлян этот элемент символизировал сломанный хребет врагов Рима. Выше всех здесь возвышался 24-метровый обелиск Рамсеса II, когда-то прославлявший могущество египетского фараона, а теперь служивший прославлению Рима.

Арена была настолько прочной, что позволяла одновременно выпускать на битву десятки крупных животных. Известно, что однажды, во время представления одновременно было выпущено 63 леопарда, 40 медведей и несколько слонов. Для безопасности зрителей по всему периметру арены проходил ров шириной и глубиной в 3 м. Еще Нероном был введен в использование специальный гладкий валик, покрытый слоновой костью, который при касании вращался, не позволяя животным влезать на него. Все эти предосторожности позволяли устраивать действия прямо перед зрителями.

Большой цирк был настолько большим, что и зрелища ему требовались грандиозные, эффектнее всего здесь проходили гонки на колесницах. Колесничие должны были обогнуть круг стадиона 7 раз и остановиться на финише прямо перед императорской ложей. Огибая углы трассы, многие из них оказывались опрокинутыми и погибали под колесами колесниц. В среднем ежегодно на арене стадиона погибало полсотни возничих.

Преемник Траяна император Адриан думал уже не о расширении, а о сохранении обширной территории Рима. Чтобы физически отделить римлян от варваров, он начал строительство гигантской оборонительной стены, как опорного пункта на границе и средство контроля за торговлей между двумя сторонами.

В Англии сохранились следы самой северной границы Рима, так называемого вала Адриана. В 2,5 тысячах км от столицы, он перерезал Англию от Северного до Ирландского моря. 18 млн. камней ушло на строительство этого грандиозного сооружения, на 4,5 м поднимались каменные стены, на 2 м вглубь опускался перед ними оборонительный ров, через каждую милю над валом поднималась сторожевая башня с воротами, в которой размещался гарнизон из 32 солдат в каждом, через каждые 11 км в прекрасно оборудованных 17 крепостях располагались отборные легионеры, по 1000 солдат в каждом форте. На площади в 1,5-2 га размещалось все необходимое: казармы, госпитали, бани. Вокруг военных лагрей со временем появлялись деревни местных жителей. А позже и города, такие как Лондон, Мадрид, Париж… По всей стране, как в Европе, так и в Азии, Рим насаждал свое представление о комфорте, рациональности и красоте.

 

 

166. Валы Адриана в Англии.

Как и Траян, Адриан избороздил всю империю, но из чисто туристского любопытства. С ним связывают стабилизацию границ и усиление административной централизации. Этот культурный человек стал великим реставратором древностей и архитектором римских провинций. Все его официальные сооружения (в осоновном из облицованной каменной кладки) имели двойной смысл: верность традиции принципата, но также страсть к Греции и Египту; Августовское желание создать новый золотой век. Этим объясняется присутствие феникса на некоторых из монет Адриана.

Когда Адриан пришел к власти, римский Форум полностью был занят памятниками Юлиев - Клавдиев или Флавиев. Это почитаемое пространство император пытался переделать в открытую публичную площадь: Домус Тибериана продвинулся до Форума, рядом с виа Нова, обрамленной лавками, появился Атенеум, школа греческой грамматики и риторики. Софисты, философы, просвещенные люди входили в императорское окружение и участвовали в формировании двуязычной культуры, которая переживала в эту эпоху великий расцвет.

С другой стороны Форума, на Велии, Адриан повелел переместить в сторону Колизея Колосс Нерона, превращенный в бога Солнца. На его месте был возведен храм Венеры и Ромы, ставший самым большим святилищем города. Храм, полностью окруженный колоннами на греческий манер, был освящен в 135 г., он покоился на просторном искусственном подиуме, составлявшем пандан храму Юпитера на Капитолии. Внутри две целлы были повернуты спиной друг к другу, согласно оригинальному замыслу, Венера смотрела на Форум, а Вечный Рим – на Колизей. В градостроительном отношении роль храма была весьма существенна, поскольку здание было сооружено между Колизеем и форумом Романум на одной композиционной оси с последним, и его масштаб служил как бы переходной ступенью между крупным масштабом Колизея и более мелкой масштабной структурой древнего форума.

 

 

167. Пантеон.

Лучше всего об изменении политической и культурной обстановки в Риме Антонинов свидетельствует строительство Пантеона, (115-126 г.г.) если в I в. кульминацией развития римской архитектуры стал Колизей – светское общественное здание, то во II в. вершиной архитектуры вновь стало религиозное сооружение - Пантеон – храм всех богов. Огромное пространство Пантеона было соразмерно римским форумам, в нем могло разместиться около 2 тысяч человек. Своими размерами оно уступало знаменитому амфитеатру: 57 х 45 м, но, решением внутреннего замкнутого пространства и качеством синтеза массива колоссальных размеров и ордера, во многом опережало архитектурный уровень прежних времен.

Задача решалась за счет строгого пропорционирования форм. Основная масса купола храма – почти правильная сфера (высота сооружения – 43 м, при диаметре – 43,5 м), вписанная в цилиндр. Портик, украшающий сооружение снаружи, имеет темно-красные египетские гранитные колонны диаметром 1,5 м и высотой 15 м, это в 1,5 раза больше высоты традиционного греческого классического портика, но увеличение колонны позволило превратить ордер в центральный мотив наружного вида Пантеона. С другой стороны, укрупнение форм портика последовательно продолжалось в решении всего фасада. Над портиком Пантеона крутой фронтон, над ним возвышается крупный аттик и выше – ступени под куполом; все эти части вместе с кривой купола связывают цилиндрический массив с ордером портика. Это подчеркивают горизонтальные тяги, расчленяющие цилиндрический массив. Им соответствует сверху закругляющаяся поверхность купола, которая также сводит наружный массив к ширине портика. Узловым пунктом всей наружной композиции является аттик. На фоне его вырисовываются скаты фронтона, и вместе с тем он является верхним завершением промежуточной стенки, приставленной к цилиндру, к которой, в свою очередь, примыкает портик. Так образовывается последовательный ритм линий снизу вверх, подчеркивающий замкнутое внутреннее пространство. Загибающийся цилиндр, круглящийся и завершающий его купол, выявляют наружу свою функцию охватывания и замыкания внутреннего пространства и показывают своими изогнутыми формами, что они относятся к внутренней полости, которая важнее их и по отношению к которой они играют до известной степени служебную роль. Мраморный, богато украшенный портик, явно противопоставленный совсем гладкой кирпичной наружной массе, сразу выделяется как монументальный портал, как роскошный вход во внутреннее пространство.

 

168. Купол Пантеона. Интерьер.

Огромный сферический купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Римляне включали в бетон песок вулканического происхождения, но если в нижней части кладки в бетоне содержалось множество крупных гранул, то в верхних последовательно облегченных ярусах уже использовалась мелкая крошка и пемза. Распор купола определил значительную толщину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6,3 м, а также создание непрерывной кольцевой опоры для купола. В систему арочных конструкций включались и арки в нижней зоне самого купола, задачей которых являлась передача давления купола только на пилон.

Внутренняя структура архитектурной формы в Пантеоне подчинялась новой религиозной идее. Человека, вошедшего в Пантеон с

 

 

освещенной улицы, поражал не только сумрак, окутывающий храм, но и несколько жуткое ощущение таинственности. С одной стороны, сами римляне подчеркивали, что купол храма соответствует небесному своду, с другой стороны, внутренняя масса воспринималась как толща неопределенной глубины, массивность стен подчеркивали огромные внутренние ниши, а центральный 9-метровый проем (опэйон – глазок), через который проникал свет и воздух, создавал ощущение, что поверхность земли находится на уровне этого отверстия.

Членение внутреннего помещения храма строго симметрично. Нижний этаж стен разделен на восемь частей попеременно расположенными 4 прямоугольными и 3 полуциркульными нишами, против средней полуциркульной ниши находился близкий ей по форме прорез арки входа. Главная ниша и по величине несколько большая, выделялась тем, что не отделялась колоннадой от центрального пространства и завершалась не прямым антаблементом, как все боковые ниши, а высокой аркой, конхой, образуя апсиду. Между апсидой и входом образовывалась ось, пронизывающая купольное пространство и направляющая внимание зрителя к главному божеству – Юпитеру.

Каждая из ниш некогда отделялась от центрального пространства двумя большими колоннами коринфского ордера, поддерживавшими довольно простой по формам антаблемент с гладким фризом; только в расположенной против выхода нише эти колонны сильно раздвинуты и обрамляют ее с боков, а антаблемент проходит по вогнутой линии стены, образуя высокую арку, как внутреннее обрамление пролета.

Обрамленные коринфскими пилястрами широкие гладкие простенки между нишами оживлялись небольшими, поставленными перед ними эдикулами (ордерными обрамлениями), в них, также как в больших и малых нишах стояли статуи божеств. Лежавший над антаблементом второй ярус расчленялся могучими полуциркульными арками, находившимися над нишами; между ними же шла широкая гладь стены. Горизонтальная профилировка отделяла второй ярус от грандиозного полусферического купола, поверхность которого в нижней и средней частях оживлялась пятью рядами больших кассет. Два нижних ряда кассет купола соответствовали той части стены, которая призвана противодействовать громадной силе распора купола.

Пантеон посвящен 7 планетным богам (Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), но его религиозный мистицизм борется с латинским рационализмом и индивидуализмом, поэтому в его внутренней композиции больше антропоморфизма. Ордер храма служит расчленению массы. Большой ордер нижней части (пилястры, колонны, антаблемент) противопоставлен кассетам потолка, выделяя нижний ордер, как главный, и подчиняя ему все остальное. Кассеты Пантеона имеют огромное значение для акустики здания: они уничтожают эхо и звуковые эффекты, неизбежно получающиеся при купольном покрытии и криволейных очертаниях стен. Материальная часть купола из сплошной бетонной оболочки, к которой внутри приставлен тонкий слой мраморной облицовки.

Любопытна аналогия между Пантеоном и форумами. Диаметр Пантеона равен диаметру экседр форумов Августа и Траяна. Эта аналогия подтверждается также и тем, что Пантеон имел верхний просвет диаметром около 9 м, через который проникало солнце и совершало свой круг в течение дня, последовательно освещая отдельные ниши со скульптурным изображением различных богов. Слепые наружные стены Пантеона также походили на стены форумов, лишенные верхних проемов и украшенные лишь карнизными тягами.

За время своего 20-летнего правления Адриан посетил почти все римские провинции, побывал в Северной Африке и путешествовал по Египту, основал много новых городов, но любимым его городом были Афины. В Афинах им был достроен храм Зевса, построены триумфальная арка и новые крепостные сооружения, благоустроена агора, починены ветхие памятники. Из Греции он вывез в Рим многих греческих архитекторов. Благодаря греческим увлечениям в окрестностях Рима, в Тибуре (нынеТиволи) им была построена вилла, где элементы греческого, римского и даже египетского градостроительства нашли свое отражение.

Выбор места был тщательно обдуманным. В этой сельской местности уже стояла вилла, с 1 в. до н.э. зараставшая сосновым лесом. Ее земли были ограничены двумя реками, немного дальше впадавшими в реку Аниене, так что до Рима легко можно было добраться как по воде, по Тибру, так и по суше, по Тибуртинской дороге.

На территории площадью в один квадратный километр император, вспоминая наиболее любимые шедевры архитектуры, воссоздавал собственный «идеальный» город.

 

Печили – площадь виллы Адриана в Тибуре.

 

Каноп, например, водоем, украшенный колоннадой, напоминавший египетский канал, соединявший город Каноп в дельте Нила с Александрией, заканчивался в Серапеуме, воздвигнутом под впечатлением от Храма Сераписа, - здании, в котором Адриан обычно устраивал летние пиршества. С другой стороны, Стоя Пойкиле – точная копия оригинала в Афинах, хот


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.)