|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Будущее Земли и человека. Научный и технический прогресс будущегоДатируя статью, К. Э. Циолковский сделал пометку: «Кончена 11 августа 1915 г.». Однако, судя по пометкам на полях рукописи, он предполагал к ней вернуться и обстоятельно развить отдельные мысли, подкрепить их новыми рассуждениями, расчетами. По-видимому, ученый намеревался внести дополнения в текст, переписывая его набело, но это намерение так и не было осуществлено. Статья открывает собой ряд научных произведений Циолковского, в которых разрабатывались вопросы освоения и использования природных ресурсов Земли. Эти работы явились составной частью его научного наследия по проблемам направленного и управляемого изменения среды обитания людей в ходе их космической эволюции и активного приспособления к новым условиям существования. Процесс преобразования Земли он рассматривал как необходимый этап на пути индустриализации космического пространства. К моменту написания статьи у Циолковского уже сложилось определенное представление о месте деятельности, направленной на рациональное использование природных богатств Земли, в общем процессе промышленного освоения космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами», написанной в 1902—1910 гг. и опубликованной в 1911 —1912 гг., излагая план распространения человечества «по пути Вселенной», он писал, что данный процесс складывается из этапов овладения пространствами и природными ресурсами Земли, Солнечной системы, других звездных систем. Этапы эти четких границ между собой не имеют. Так, начало освоения пространства Солнечной системы и овладения солнечной энергией, по мнению Циолковского, становится возможным по достижении определенного уровня производства и потребления энергии в пределах Земли. Но для того, чтобы выйти за эти пределы и начать внедрение в околоземную среду, не обязательно дожидаться полного освоения земных ресурсов. В течение какого-то времени дальнейшее преобразование планеты и пространства и небесных тел Солнечной системы должны идти параллельно. Точно так же переход к овладению природными богатствами других звездных систем может произойти, по мнению Циолковского,еще до того, когда «истощится энергия Солнца», если «часть существ захочет иного света или заселения пустынь». Сосредоточив внимание в статье на необходимости социальных и научно-технических преобразований, которые позволят максимально эффективно использовать пространство земного шара и все виды энергии, доступные на нем человеку, ученый исходил из того, что задача перестройки планеты выдвигает на повестку дня два вопроса: каков итог этой перестройки и какие она вызовет изменения в человеке как биологическом виде. Как таковые, в конкретной формулировке эти вопросы в статье не прозвучали. Но все ее содержание свидетельствует о том, что, работая над ней, Циолковский по существу предлагал свой вариант ответов на них. В русле первого вопроса ученый высказал идею постепенного уничтожения тех животных, насекомых, растений, которые не могут быть использованы в производстве продуктов питания, энергии и других жизненно важных сферах. В статье Циолковский не дал разъяснения исходным посылкам этой идеи, и у читателя может возникнуть мысль о непонимании ученым необходимости соблюдения на планете экологического баланса. Между тем вывод о безболезненном, не сопровождающемся мучениями уничтожении животных и «вредных» растений логически вытекал из его представлений о Земле, сначала как опорной базы для организации жизни и деятельности за ее пределами, а затем как строительном материале для создания многочисленных, все усложняющихся искусственных космических поселений, которые придут на смену естественным небесным телам. По мнению ученого, наша планета, как и другие планеты Солнечной системы, за исключением, может быть, планет-гигантов, будет демонтирована и из ее вещества будут построены гигантские искусственные кольца вокруг Солнца — пристанище будущей цивилизации — далеких потомков нынешних землян. При такой постановке вопроса, естественно, следовало подумать о судьбе животного и растительного мира планеты, и Циолковский предложил один из возможных выходов. Размышляя над судьбой самого человека, ученый сформулировал положение о его направленной автоэволюции, включая кардинальную реконструкцию его генотипа. К сожалению, свои рассуждения на эту тему он облекал в несовершенную терминологию, допуская такие выражения как «породы людей», «опыты с людьми» и т. п. Вольно или невольно это может подтолкнуть неподготовленного читателя к проведению параллелей между такими высказываниями Циолковского и различными расистскими концепциями о создании рас господ и рабов. Однако размышления ученого о возможности перестройки генотипа человека, какими бы дискуссионными они сегодня ни представлялись, проникнуты заботой о здоровье и интеллектуальном могуществе всей человеческой расы, о том, чтобы все жители Земли были творчески одаренными и имели сильные, крепкие организмы, приспособленные к жизни в открытом космическом пространстве, на других небесных телах. Примечательно, что биологическую реконструкцию человека Циолковский не отделял от его нравственного совершенствования, направленного на воспитание в нем самых гуманных начал. Оценивая статью, следует учитывать, в каких исторических условиях она создавалась. Ученый писал ее через год после начала первой мировой войны, проникшись ужасами кровавой бойни, в которую оказались втянуты миллионы людей. Убежденный противник насилия, вражды, бессмысленного истребления живого, он выдвинул в ней идею мирной деятельности на благо всего человечества, его настоящего и будущего. Для выражения ее он избрал своеобразную форму. Он не стал поучать, что надо делать людям, чтобы, не уничтожая друг друга, достичь всеобщего благоденствия и процветания. Он просто описал общество будущего, основанное на началах разума, справедливости, миролюбия и предельно сосредоточенное на упрочении своего могущества над природой. Ученый верил, что предложенный им идеал общественного устройства увлечет читателей и явится той движущей силой, которая повернет их от войн и раздоров к совместному освоению природных богатств. Этому он остался верен до конца жизни, об этом он писал в многочисленных, более поздних сочинениях. Статья публикуется впервые по черновому автографу, хранящемуся в ААН СССР (ф. 555, оп. 1, д. 373, л. 1 — 12 об). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |