АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Раздел III. Развитие стойкости внимания
Упражнения.
1. Рассмотреть один из предметов, разложенных на столе /перчатки, ключи, очки, кольцо и т.д./, к наделить его интересными вымыслами воображения. Эти упражнения проводятся так: Педагог обращается к какому-либо ученику занятий: - что у вас за объект? - Я рассматриваю шарф. Педагог. Оправдайте, почему вы так внимательно его рассматриваете? 2. Педагог подбирает серию открыток - репродукции картин известных художников: И.Репин "Стрекоза", В.Васнецов "Аленушка", Ж.Лиотар "Шоколадница" и др. Дается каждому открытка и предлагается рассмотреть позы людей, наделив их вымыслом воображения и начать действовать.
Упражнения /на оправдание расширения и сужения кругов внимания/.
1. Оправдать сужение кругов внимания. Педагог вызывает ученика и ставит вопрос: как вы будете сужать круг внимания? Предлагает ему начать с оправдания. Например: Ученик. Мне надо сделать ремонт окон... Я осматриваю стену комнаты, где есть три окна и намечаю объем ремонта.., /большой круг внимания/• Потом останавливаю внимание на среднем окне /средний круг/, задерживав взгляд на форточке /малый круг/, фиксирую внимание на крючке, который сломан /объект-точка/ и начинаю• 2. Оправдать расширение круга внимания. Ученица. Я хочу сделать подарок племяннице. Она любит книги. У меня библиотека. Заостряю внимание на одной книге /объект-точка/, осматриваю книги, лежащие на столе /малый круг внимания/ - здесь нет подходящих книг...
Раздел 4. Публичное одиночество
Упражнения /на публичное одиночество/.
1. Вызвать ученика и предложить ему, создав малый кругвнимания, начать действовать: а/ рассмотреть предметы на столе, нафантазировать, как они попали сюда и что с ними делать дальше; б/ рассмотреть репродукции художественных картин. Выбрать открытки для этюда себе и своим товарищам; в/ найти спрятанную записку в книгах, тетрадях, кармане костюма; г/ разобрать содержимое найденной сумочки. По предметам определить, кому она принадлежит. 2. Вызвать 2-3 учеников, дать им общее задание и предложить начать действовать, создав средний круг внимания. 3. Вызвать 6-8 учеников, дать им общее задание и предложить действовать", создав большой круг внимания. /Прежде чем начать действовать - найти оправдание - цель/.
Ученики, не занятые в упражнениях, должны тихо вести какой-нибудь разговор, двигать, ронять предметы, сдержанно смеяться и пр. Это не должно быть назойливо. После упр. спросите действующих, что они слышали, мешал ли кто им? Если нет, то значит, они действовали в публичном одиночестве.
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ
Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения
Упражнения. 1. Вспомнить дорогу из дома в институт, клуб, дорогу от станции к даче и т.д. Рассказать, указывая отличительные признаки и характерные приметы дороги, по которым можно найти дом или дачу. 2. Рассказать о своей комнате - мебель, расположение. Остальные должны по создавшимся представлениям нарисовать план этом комнаты, расположение мебели и сделать по этому плану выгородку. 3. Описать хорошо знакомое здание Москвы, не называя его, с тем чтобы слушающие по характерным архитектурным признакам могли узнать и назвать это здание. 4. Предложить 3-4 ученикам описать внешность одного из товарищей, облик известного писателя, актера и др. 5. Описать, не называя, широко известные памятники, скульптуры; рассказать содержание картин известных художников. Слушающие угадывают их по переданным видениям. 6. Дать репродукции цветных картин 2-3 ученикам /30-40 секунд/. Потом предложить по очереди рассказать подробно, что они видели на открытках - действия, позы и др. Слушающие должны представить по рассказу изображение и постараться реализовать свои представления при помощи соотв. действий и мизансцен. Затем сопоставить с открытками.
Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости
Упражнения 1. Представьте себе детскую игрушку /плюшевого мишку/ - обьект-точка. 2. Представьте себе витрину прилавка магазина с игрушками - малый круг внимания. 3. Представьте себе весь магазин с отделами игрушек - средний круг внимания. 4. Представьте себе ярмарку, в которой находится магазин игрушек - большой круг внимания. 5. Наметить границы кругов внимания - расширять их и сужать, найдя оправдание этому действию.
ТРЕТИЙ ЭТАП. МНОГОПЛОСКОСТНОЕ ВНИМАНИЕ /ИЛИ РАЗДВОЕННОЕ ВНИМАНИЕ/
Упражнения.
I. Ученику дается пачка спичек или цветных бумажек. Задача: считая спички или раскладывая бумажки по цветам, одновременно рассказывать сказку или сюжет повести, кинофильма. 2. Участнику дается лист бумаги, на котором написано, например, 128X24, и предлагается быстро решить эту задачу, А в это время /по заданию педагога/ кто-то другой должен его отвлекать вопросами, требуя от него логичного и исчерпывающего ответа. 3. Раздать всем карточки с номерами. Потом каждому дать определенную задачу: решить кроссворд, вспомнить и записать пару строф стихотворения и т.д. Двоих учеников поставить в сторону и предложить им громко разговаривать короткими фразами. Все выполняют задание. А в это время ведущий называет номера карточек. Имеющий карточку с этим номером, должен встать и повторить последнюю фразу из беседы товарищей. 4. Дать одному конец веревки и предложить сделать на ней 5-10 сложных узлов. Рядом кто-то наблюдает за связыванием узлов и в то же время описывает, например, картину художника К.Флавицкого "Княжна Тараканова". Педагог в ходе рассказа дает ему в руки такую же веревку и предлагает продолжить рассказ и в то же время завязывать" такие же узлы. 5. В комнате создать препятствия из столов, стульев и других предметов. В стороне посадить на стулья четырех участников и предложить каждому одновременно петь свою любимую песню. Затем выбирается ведущий. Он ведет гуськом через препятствия группу,"которая точно повторяет все движения ведущего и в то же время слушает, что поют ученики. По окончании перехода по пути с препятствиями, каждый должен точно сказать, кто что пел. 6. Педагог или ведущий раздает всем порядковые номера. Предлагает каждому про себя /мысленно/ читать какое-то стихотворение, басню. Спустя 2-3 секунды после начала упражнения ведущий называет какой-то номер. Ученик с этим номером должен встать и продолжить вслух чтение до того момента, пока не будет вызван следующий номер. Вновь вызванный начинает читать вслух, а предыдущий продолжает читать стихи мысленно. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Поиск по сайту:
|