АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для внутреннего употребления и собственного использования

Читайте также:
  1. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  2. VI. Выражение собственного мнения по проблеме исходного текста
  3. А) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
  4. А4. Расчетная температура внутреннего воздуха
  5. Алгоритм определения наибольшего по модулю собственного значения и соответствующего собственного вектора матрицы с положительными элементами.
  6. Анализ активов организации и оценка эффективности их использования.
  7. Анализ влияния использования прибыли на финансовое положение предприятия
  8. Анализ влияния факторов на повышение эффективности использования основных средств
  9. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат
  10. Анализ внутреннего имиджа МБДОУ «Детский сад №5».
  11. Анализ доходности и эффективности использования собственного капитала
  12. Анализ доходности собственного капитала

1. Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание.

Человека часто разрывает в этих трех направлениях. ХОЧУ, но НЕ МОГУ. ДОЛЖЕН, но НЕ ХОЧУ. ХОЧУ и МОГУ, но НЕЛЬЗЯ (не должен). А «когда в товарищах со­гласья нет, то выйдет из того не дело, только ж мука», как писал наш великий баснописец. Нередко из-за системы «должен-нельзя» человек делает не то, что хочет, или не де­лает того, что хочет. И человек, как писал Ф. Ницше, ста­новится верблю­дом, который несет на себе все эти ценно­сти. И нужно мужество льва, чтобы сбросить их со своей спины. Что же я «должен»? — Развивать себя! Все осталь­ное — вынужден.

Но даже если система «должен-нельзя» и позволяет де­лать жела­емое действие, то получается так, что система «могу» не может это выполнить. А для того, чтобы в систе­ме «могу» было много навыков, необходимо много трудить­ся над собой, что не всегда хочется делать.

Да и в системе «хочу» имеется масса желаний, удовле­творение которых только принесло бы вред личности и фактически является требованием системы «должен-нельзя». Например, желание выпить противоестественно, ибо тормозит развитие личности. Крайне необхо­димо из­бавиться от противоестественных желаний, которые тормо­зят развитие личности.

Таким образом, стратегия работы над собой: как можно больше УМЕТЬ удовлетворять свое ХОЧУ так, чтобы удов­летворение моего ХОЧУ не мешало, а помогало другим. Навести порядок в своей системе ДОЛЖЕН-НЕЛЬЗЯ, т. е. избавиться от устаревших и тормозящих развитие ДОЛЖЕН и НЕЛЬЗЯ и наполнить навыками и умения систему МОГУ.

Итак: счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание.

2. Ищи правильный путь, а не прямой, ибо не всегда
правильный путь — прямой.

Когда я нахожусь на двадцатом этаже, и мне нужно бы­стро спуститься вниз, то самый прямой и светлый путь — через балкон вниз. При этом еще удастся пережить незабы­ваемое чувство полета, о котором, правда, вряд ли потом удастся кому-нибудь рассказать. Правильный путь — это выход в коридор, даже если он не очень хорошо освещен, и поиск лестницы или лифта.

И еще: нередко человек, избравший прямой путь, похож на муху, которая хочет попасть на улицу через стекло, или на ракету, идущую прямо к цели, хотя цель оттуда уже дав­но убрали.

Итак: ищи правильный путь, а не прямой.

3. Выбирая цель, хорошенько узнай, ведет ли к ней
та дорога, по которой ты собрался идти.

Многие знают, куда они хотят прийти, но часто не по­дозревают, что идут в противоположном направлении. По­этому как только узнал, что идешь по неверному пути, сразу же меняй направление в сторону правильного. Этого пра­вила, к сожалению, не хотят придерживаться даже те, кто осознал, что жил неправильно. Их довод: «Мне теперь уже поздно!» Не знаю, как мне убедить, что в самый раз! Ведь внутренние силы толкают на правильный путь.

Дерево ведь всегда стремится расти вверх. Когда ему не дают расти вверх, то оно растет вбок, но как только появ­ляется возможность, сразу начинает расти вверх. К сожале­нию, человек, которого обстоя­тельства сбили с его пути, не разворачивается в нужную сторону даже тогда, когда появи­лись для этого возможности.

Трудно убедить, что теперь идти в правильную сторону будет легче: ведь уже приобретен опыт преодоления препятствий, да и силы при­роды тянут нас в правильную сторону. Можно, конечно, идти и в про­тиво­положную от цели сто­рону и достигнуть ее, но для этого нужно будет совершить кругосветное путешествие. Может быть, лучше сразу вый­ти на правильный путь?

Итак, выбирая цель, хорошенько узнай, ведет ли к ней та дорога, по которой ты собрался идти.

4. Хочешь быть полезным другим — живи для себя!

Стратегия жизни — жить для себя — приведет к тому, что ты станешь профессионалом высокого класса, будешь за­ботиться о своих партнерах по работе. Ведь без заботы о них не извлечешь пользы и для себя. Будешь хорошо относиться к жене, чтобы она тебя крепче любила. Хорошо воспитаешь своих детей, чтобы они могли сами себе зараба­тывать, а не сидеть у тебя на шее. Позаботишься о своем будущем, что­бы не мешать жить своим детям, когда наступит преклон­ный возраст.

Простой пример. Женщина на тренинге, не спросив раз­решения, пошла и прикрыла двери. В комнате стало намно­го тише. Сделала она это, ибо чувствовала сквозняк. Она действовала в своих интересах, но одновременно действо­вала и в интересах партнеров. Многие чувство­вали сквоз­няк, но не решались закрыть дверь. Действовала она и в моих интересах. Улучшились условия проведения тренин­га в группе. Она сберегла себя от простуды. Есть шанс, что она придет и на следующий тренинг.

Итак: хочешь быть полезным для других — живи для себя.

Более подробно в книге «Как узнать и изменить судьбу» в главе «Кто есть кто».

5. Начал думать — реши, решил — действуй.

Беда многих невротических личностей в том, что они долго размышляют, но не принимают решений. А если при­нимают решения, то не действуют. Один видный педагог справедливо заметил, что если после размышлений нет ре­шений и действий, то можно считать, что человек и не ду­мал. Когда действуешь, можно ошибиться, но это повод для дальнейших размышлений и действий. Так приобретается опыт.

Мы разработали технику принятия решений. «Вспомни первую мысль, которая пришла в голову, — она самая правильная. Если вспомнить не удается, положись на судьбу — брось жребий». Один мой подопечный переживал свои сложные отношения с подругой и коле­бался, продолжать дружбу или прекратить. В течение длительного времени их отношения ограничивались объятиями и поцелуями. Он стоял на склоне горы. И вверх идти не решался, и вниз спу­ститься не хотел. Я посоветовал ему бросить жребий. Вы­пало «прекратить». Как только он стал спускаться вниз, ему сразу стало предельно ясно, что следует подниматься вверх. Он поднялся на вершину. Сейчас у них все хорошо.

Итак: подумалреши, решил — действуй.

6. Хочешь жить спокойно — не оказывай благодея­ний, когда тебя об этом не просят.

Иначе станешь избавителем и попадешь в треугольник судьбы (пресле­дователь — избавитель — жертва). Неизбеж­но станешь жертвой. Коротко не расскажешь. Хочу только рассказать о своем понимании, что такое «благодетель» и что такое «благое деяние». Истинный благодетель — это такой человек, который делает свое дело («благое деяние») и не подозревает даже, что оно неожиданно оказывается благим для его партнеров по общению. Я как-то слушал лекции профессора С.С. Либиха. Они произвели переворот в моем сознании и в моей жизни оказались благим деяни­ем. Естественно, он и не подозревал, какое воздействие оказал на мою судьбу и, естествен­но, не ждал благодарно­сти. А когда я, встретив его через много лет, сказал ему «спа­сибо», для него это было полной неожиданностью. А если человек считает, что он оказывает кому-то «благодеяние», то пусть скажет «спасибо» тому, кто это «деяние» принял. Ведь если бы он его не принял, «благодетель» немог бы чув­ствовать себя благодетелем. Подробно об этом можно про­честь в моих статьях «Личный интерес и интерес дела» и «Психология предательства» в книге «Психотерапев­ти­чес­­кие этюды».

В общем, делай свое дело. Если оно будет сделано хоро­шо, ты свое получишь, а для того это окажется благодеяни­ем. Но ты подозревать об этом не будешь.

Итак: хочешь жить спокойно — не оказывай благодеяний.

Если этот совет неубедителен, и вы продолжаете оказы­вать благо­деяния, когда вас об этом не просят, то приготовь­тесь к неприят­ностям. А если хотите их избежать, имейте в виду следующие правила:

7. Оказывая осознанно благодеяние, не жди благодарности.

Осознание, что ты совершил благое деяние, и есть твоя награда за него. Поэтому будь вечно признателен тому, кто это благодеяние принял, ибо без него ты не мог бы чувство­вать себя благодетелем.

Итак: оказывая осознанно благодеяние, не жди благодар­ности.

8. Оказывая благодеяние, жди подлости от того, кто
это благодеяние принял.

Совет основан на упомянутом выше треугольнике судь­бы: «преследователь — избавитель — жертва». Закон исклю­чений не знает. Но ведь бывает же так, что человек не мо­жет удержаться от благих деяний! Так пусть хоть приготовится к неприятностям. Следует учесть и то, что чем больший ты сделал подарок, тем больше гадостей тебе сде­лает тот, которого ты одариваешь.

Итак: оказывая благодеяние, жди подлости от того, кто это благодеяние принял.

9. Не принимай дорогих подарков и благодеяний, а сразу же рассчитывайся.

Это совет для тех, кто пытается что-то получить даром. Замечено, что дороже всего обходится то, что тебе досталось бесплатно, ибо попадаешь в психологическое рабство — чувствуешь себя все время обязанным. Это не значит, что, получая мелкую услугу, нужно сразу же лезть за деньгами. Но как только тебя упрекнули в этом, то следует немедлен­но рассчитываться.

Итак: не принимай дорогих подарков и благодеяний, а сразу же рассчитывайся.

10. Если приобрел дешево вещь, а потом оказалось, что она стоит гораздо дороже, пойди и доплати.

На эту мысль меня натолкнул такой случай. Беседовал я как-то на улице с очень известным врачом. К нему подо­шла женщина лет сорока и попросила принять ее, так он лет пять назад вылечил ее от очень тяжелого и длительного заболевания. Жизнь ее после этого кардинально изменилась в лучшую сторону, в том числе и в материаль­ном отноше­нии, но сейчас снова появились проблемы. По его виду я понял, что он ее не узнал, как ни пыталась она напомнить ему обстоятельства и детали ее лечения. Он дал ей номер телефона поликлиники, где он работал, и посоветовал за­писаться на прием. Как видите, все вышло очень коррект­но. Но я-то знаю, что на прием она попадет не ранее чем через 3—4 месяца. Такова очередь. Но если бы через год или два счастливой жизни она пришла бы к нему с чувством благодарности и преподнесла хотя бы букет цветов, он бы ее запом­нил, и она, по-видимому, попала бы на прием к нему пораньше.

Хочу предложить вам, дорогой мой читатель, небольшой тест:

«Вам на склад завезли 40 бочек соленых огурцов. В од­ной из бочек с маркировкой «огурцы» оказалась бочка со­леных грибов великолеп­ного качества. Что будете делать?»

Я этот тест проводил со своими подопечными. Были разные предложения. Но никто не предложил вернуть гри­бы или доплатить. Вопрос навеян случаем из практики. Это случилось во время моей службы в армии. Начальник про­довольственной части неожиданно получил с продоволь­ственного склада бочку соленых грибов. Очень обрадовал­ся и угостил всех офицеров. Я тоже получил свою долю и обрадовался. Сейчас я смотрю на это несколько иначе.

Итак: если приобрел дешево вещь, а потом оказалось, что она стоит гораздо дороже, пойди и доплати.

11. Если кто-то из твоих благодетелей-избавителей упрекнул тебя в неблагодарности, сразу же выясни, сколько стоит эта услуга, рассчитайся и боль­ше не имей с этим человеком дела.

Этот совет для тех, кто уже совершил ошибку: принял благо­деяние и не рассчитался. Кстати, то же стоит сделать детям, которых упрекают родители в неблагодарности, за­являя им, что они жили ради них. Ко мне в слезах пришла студентка 6 курса медицинского универ­ситета. Мама кате­горически возражала против ее замужества с угро­зами, что покончит жизнь самоубийством, и упреками («Я ради тебя жила, я тебе отдала всю жизнь»). Ну, типичный избавитель. Ведь дочь ее об этом не просила. Один из моих подопеч­ных, юноша 16 лет на частые упреки своей матери в том, что он выпил все ее молоко, ответил следующим образом: «Мама, конечно, я по своему физиологи­ческому устройству не могу вернуть тебе свое молоко, но я купил два ведра ко­ровьего молока, которые и возвращаю тебе. Деньги на него я заработал сам. Постепенно отдам все остальное молоко, которое я у тебя выпил». Сам я эту сцену не наблюдал, но думаю, что мама немного опешила. Больше она его не уп­рекала. К этой теме мы еще вернемся. А пока запомните:

Итак, если кто-то из благодетелей-избавителей упрекнул тебя в неблаго­дарности, сразу же выясни, сколько стоит эта услуга, рассчитайся и больше не имей с этим человеком дела.

12. Не бойся ошибаться — неудача в семь раз полез­нее успеха.

Успех приводит к застою — в следующий раз в подобных случаях будешь делать то же самое. Раз то же самое, два то же самое... Да и ситуации начнешь искать те же самые. Другое дело, если ошибся. Ошибка заставит думать. В сле­дующий раз поступишь уже не так. Если не боишься оши­баться, то через какое-то время приобретешь новый навык. А почему в 7 раз, прочтите в книге «Психологическая дие­та» (1993). Ведь не выбрасываете же вы мясо, если его пе­ресолите или переперчите. Вы просто увеличите немного порцию, и станет в самый раз. Поэтому и неудачу или ошибку следует разбавить успехами. И еще: все то, что лег­ко дается, не очень ценится.

Вспомните самый яркий случай в вашей жизни. Я уве­рен, что это будет тот случай, где вы с честью выпутались из крупных неприят­ностей и при этом, естественно, вырос­ли как личность.

Вот наиболее яркие воспоминания моих подопечных: заблудились в горах, но потом удалось найти дорогу, после длительных неудачных попыток; победа за счет собствен­ных усилий и сообразительности в конкурсе, где было мно­го достойных соперников; удачное с преодо­ле­нием препят­ствий, устройство на работу.

«Для меня так, например, самым ярким моментом в жизни была защита кандидатской диссертации, — говорил мне один из своих подопечных. — Два ученых совета ее от­вергли. В третьем она была восторженно принята. Когда шел сам процесс, то самочувствие мое можно и не описы­вать. Но теперь это одно из самых ярких украшений моей биографии. Да и отношение к жесткой, а порой жестокой и несправедливой критике выработалось спокойное. Теперь неудачи, гораздо более значительные, я и неудачами-то не считаю».

Итак не бойся ошибатьсянеудача в семь раз полезнее успеха.

13. Не бойся, а радуйся, когда тебя критикуют — критика в семь раз полезней похвалы. Но сам не упрекай и не критикуй, особенно бесплатно.

Афоризм навеян мыслями Сократа, который утверждал, что не стоит обижаться на людей, когда тебя упрекают или оскорбляют. Если несправедливо, то это тебя не касается, а если справедливо — то поделом. Думайте и исправляйтесь. В конце концов, тот, кто тебя критикует, заставляет обра­тить внимание на самого себя.

Суть наших тренингов — это конструктивная критика собравшихся к нам. Но это люди, которые готовы к крити­ке. Для этого они к нам пришли. Ну, мы им и устраиваем парную. Некоторые же критикуют нас. Мы это приветству­ем. Шлите нам отзывы на книгу и критические тоже. Вто­рое издание этой книги — это ответ на вашу критику, до­рогой мой читатель. Спасибо вам за все ваши замечания Специально для студентов. При таком подходе вы не буде­те бояться получать двойку на экзамене. У вас появится лишняя возможность побесе­довать с умным человеком или потренироваться... как обдурить дурака.

Итак: не бойся, когда тебя критикуют —упрек и крити­ка в семь раз полезней похвалы. Но сам не упрекай и не критикуй, особенно бесплатно.

14. Хочешь иметь врагов — иронизируй.

Афоризм навеян мыслями Ф. Ницше, который сравни­вал иронич­ного человека с собакой, которая кусается и од­новременно улыбается. Он считал, что от этого портится характер. Беда заключается в том, что на шутки не приня­то обижаться, даже тогда, когда обидно. Иронич­ный чело­век не получает обратной связи. Злость на него накап­ли­ва­ется. В трудную для себя минуту он получает удары от своих обидчиков. Я когда-то, до тех пор, пока не изобрел систе­му психологического айкидо, которая позволяет защититься от иронич­ных людей, сам был объектом их насмешек. Большой любви у меня к ним не было, хотя пользу от этих на­смешек я для себя извлек значительную. Ведь ирония — это в конечном счете критика, ведущая к личностному росту.

Если уж хочется иронизировать, лучше иронизировать над собой. Сам себе врагом не станешь, но исправишься. Пример иронии над собой, если вам кажется, что ваш парт­нер глупец: «Для меня это слишком мудрено. Мне знако­мы три типа мышления: наглядно-действенный, конкрет­но-образный и абстрактно-логический. С каждым из них я в какой-то степени знаком. Но вы владеете каким-то чет­вертым — более высоким — надлогическим уровнем мыш­ления, который мне непонятен».

Итак: хочешь иметь врагов — иронизируй.

15. Не пытайся изменить обстоятельства и других людей, а меняй себя и приспосабливайся к обстоятельствам.

Здесь изложены два признака психологической зрелос­ти, описан­ные создателем гештальт-терапии Ф.Перлсом. Психологически незрелый человек пытается изменить об­стоятельства и других людей, зрелый приспосабливается к обстоятельствам и меняет самого себя. Зрелый человек и незрелый, хотя и находятся в одном месте, живут в разных мирах. Два человека вместе загорают на пляже Черного моря. Но погода для них разная. Для одного хорошая, по­тому что на море волны, для другого плохая, потому что на море волны. Один умеет в волнах купаться, другой нет.

Самое удивительное, что когда человек созревает, то при этом меняются и обстоятельства. То, что раньше представ­лялось как шторм, теперь выглядит как легкое волнение. Беды невротических личностей в основном заключаются в том, что они готовы изменить всех людей и все обстоятель­ства, но только не себя. Самое интересное, что им и в го­лову не приходит, что лучше изменить себя, можно пере­воспитать только одного человека — самого себя. Это хоть и трудно, но возможно. Но невротики не хотят учиться «плавать» в открытом море, в бурных волнах нашего време­ни, а предпочитают отсиживаться в «гаванях» больниц и уч­реждений социальной помощи.

А я хочу к описанным выше признакам зрелости/незре­лости добавить еще несколько.

Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность кри­тикует, а зрелая делает.

Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то ни другое, и она попадает в зависимость от дру­гих людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь ус­траивается сама по себе.

Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует по­требности зрелой личности, увеличивая их размеры. (Вспомните потребности велико­возраст­ных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей).

Незрелая личность думает о результате, а зрелая — о деле. Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслу­живает, в резуль­тате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает еще что-то.

Незрелая личность хочет, чтобы ее дела ей устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.

Незрелая личность надеется, зрелая действует.

Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собою.

Незрелая личность — декорация, которая считается фи­гурой. Она беспокоится о том, как выглядит. Зрелая лич­ность — фигура, которая не задумывается, как она выгля­дит.

Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда ее подо­зрительность). Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение. Отсюда откры­тость зрелой личности.

Незрелая личность хочет занимать высокое положение и иметь много, не занимаясь личностным ростом и приоб­ретением навыков. Зрелая личность заботится о личност­ном росте и приобретении навыков. Высокое положение и деньги приходят сами по себе, как побочный продукт лич­ностного роста.

Итак: не пытайся изменить обстоятельства и других лю­дей, а меняй себя и приспосабливайся к обстоятель­ствам.

16. Кто тебе льстит — обманет, кто тобою восхищает­ся – предаст.

17. Каждый воспитывает своего предателя сам.

Подробней в статье «Психология предательства» в кни­ге «Психоло­ги­ческий вампиризм». Исключений из этих правил нет!

18. Старайся быть, а не казаться.

Совет невротичным натурам. На то, чтобы КАЗАТЬСЯ, уходит много энергии, а БЫТЬ — легко. Это положение легко проверить. Встаньте на цыпочки и постойте столько, сколько сможете. Если кто-то чего-то и не достиг, то толь­ко потому, что всю энергию потратил на то, чтобы КАЗАТЬ­СЯ. Самое интересное, что когда человек старается казать­ся, то приобретает прямо противоположное качество. Например, чем больше человек старается выглядеть умным, тем глупее становится. Ведь известно, что у дурака умный вид, а «обличив глупца — вот мудрость мудреца» (У. Шекспир, «Гамлет»).

Итак: старайся быть, а не казаться.

19. Хочешь избавиться от зависти — не смотри на тех, кто выше тебя, а сравнивай себя с собой.

20. Хочешь избавиться от высокомерия — не смотри на тех, кто ниже тебя, а сравнивай себя с собой.

21. Есть единственная причина для огорчения — остановка в личностном росте.

Последние три афоризма полезны для того, чтобы пере­стать КАЗАТЬСЯ, а начать БЫТЬ. Что касается физичес­кого роста, то здесь очевидно, что человек должен дорасти до самого себя. У меня, например, рост 172 см. Мне с этим ростом очень удобно. Если бы я смотрел на тех, у кого 190 см и старался бы быть как они, то мне было бы очень тяжело. Мне пришлось бы стоять на цыпочках или ходить на ходулях. Еще хуже было бы, если бы я подражал тем, кто ниже меня. Я вырос бы горбатым или мне пришлось бы все время сидеть на корточках, что еще хуже, чем стоять на цы­почках. В плане духовного роста действуют те же правила. И если человек не дорастет до самого себя, то формирует­ся «духовный горб», которым всех задеваешь или тебя за­девают. Поэтому легче всего быть самим собой: а если это­го еще не произошло, то стать самим собой. Если же говорить короче, то следует избавиться от первородного греха. Человеку не дано знать, что такое хорошо, а что та­ксе плохо. Это может знать только Бог. Нам, скромным людям, лучше говорить, что нас устраивает, а что — нет

Итак: есть единственная причина для огорчения — оста­новка в личностном росте.

22. Есть много причин, препятствующих счастью, но три из них основные — страх, зависть и чувство вины. И все они в самом человеке.

Страх делает человека духовным мертвецом. Сенека го­ворил, что вещами можно спокойно обладать, если не бо­ишься в любой момент их потерять. От себя могу добавить, если ты что-то боишься потерять, то ты это уже потерял. Я боюсь потерять хрустальную вазу, прячу ее в шкаф, не пользуюсь ею и тем самым теряю ее. Тот, кто боится поте­рять жизнь, тот уже мертв. У некоторых моих пациентов навязчивый страх смерти. Я их успокаиваю примерно так: «Не бойтесь умереть. Как личность вы уже мертвы. Давай­те будем воскресать». Умным помогает сразу. Они тут же начинают правильно пользоваться жизнью и начинают идти в гору А когда идешь в гору, некогда думать о смерти. Думаешь, как бы подняться на вершину. Кстати, когда идешь в гору, добиваешься своей цели, меньше думаешь, как ты выглядишь.

Зависть убивает человека, потому что он перестает жить своей жизнью, т. е. теряет самого себя, и начинает жить жизнью того, кому завидует. Не завидуют те, кто занимает­ся своим личностным ростом и больше следит за своими де­лами, чем за делами других. При таком подходе обязатель­но будут успехи и будут основания для радости. Ведь если вы будете чем-то заниматься систематически и методично, не может же быть такого, чтобы со временем вы не стали делать это дело лучше! Но зависть можно и использовать: узнать, какую способ­ность мы не развили. Зависть может правильно организовать вашу деятельность. Просто нужно добиться того, что имеет человек, кото­рому вы завидуете. Неудачи не будет. Раз вы завидуете, то, следова­тельно, у вас есть способности, которые смогут привести к желаемому Я не завидую певцам. У меня нет слуха и голоса, и нет жела­ния стать певцом. А вот математикам я завидовал. Но за­висть сразу же прошла, когда освоил высшую математику.

Чувство вины возникает у тех, кто мнит себя Богом или живет по чужим правилам. Виноватым может быть только Бог. Он все знает, он все может предвидеть. Поэтому необ­ходимо избавиться от неосознава­емой мысли, что ты — Бог, и жить по правилам, которые сам выработал на основании собственного опыта. У здорового человека при неудачах возникает только чувство досады. Тогда начинаешь думать, искать свои ошибки и усовершенствовать правила, по ко­торым живешь.

Если моя книга вам не понравится, вы меня будете кри­тиковать, делать замечания — мне будет досадно, но чув­ства вины я испы­тывать не буду — я ведь не Бог! Просто еще раз переделаю эту книгу.

Итак: есть много причин, препятствующих счастью, но три из них основные — страх, зависть и чувство вины. И все они в самом человеке.

23. Счастье — вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случав оно с него скатится, в худшем — раздавит.

Дорогие читатели! Представьте себе, что все то, о чем вы мечтаете, свалилось с неба к вашим ногам или на вас! Вы­держите ли вы и сможете ли унести? Этот вопрос я задаю студентам. Там я его конкретизирую и предлагаю им представить такую ситуацию: «Вы мечтаете стать заведую­щим кафедрой, клиникой, ректором универ­ситета или ми­нистром здравоохранения. Вам вдруг предложили эту долж­ность. Ясно, что это предложение вы принять не можете. И счастье с вас соскользнет. Копите силы. Станьте сильными».

Счастья в жизни много, но часто не хватает сил, чтобы его вынести. Ученые утверждают, что все счастье и все не­счастья нахо­дятся в самом человеке. Отсюда вывод; обсто­ятельства могут быть благо­приятными только для счастли­вого человека. Те же обстоятель­ства несчастного человека сделают еще несчастнее. Станьте счастли­вым, и счастье вас найдет!

Как это сделать? — Дорасти до самого себя! Подробно­сти в книге «Если хочешь быть счастливым».

Итак: счастье — вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случае оно с него скатит­ся, в худшем — раздавит.

24. Способность любить и хорошо переносить одиночество — показатель духовной зрелости. Все самое лучшее мы делаем, когда находимся в одиноче­стве.

25. Духовно пустой человек плохо переносит одиночество и общается, чтобы брать.

26. Духовно зрелый человек хорошо переносит одиночество и общается для того, чтобы отдать.

27. Плохо переносит одиночество тот, кто противен сам себе. Он идет в общество и думает, что другим он не будет противен. Глубокое заблуждение!

28. Одиночество для человека, как вода для кита, а общение — как кислород. И если от одиночества нельзя избавиться, то его следует использовать.

Афоризмы 24—28 могут вызвать несогласие у тех, кто плохо переносит одиночество. Лучше, если они вызовут легкую грусть по поводу собственной пустоты и сильное желание заполнить ее интенсивной работой над собой. Ведь все ценное, что есть в нас для нас и для других, наработано нами тогда, когда мы находились в одино­честве. Если оди­ночество правильно использовано, то целью общения ста­новиться не только ВЗЯТЬ, но и ДАТЬ. Тот, кто мучается от одиночества, как правило, не имеет ничего, чтобы мог дать. Тех, кому нравится моя книга, я хочу спросить: «Как вы думаете, когда я ее писал, сколько людей было вокруг меня?»

29. Ставь только самые высокие, большие, но реальные цели, ибо к маленькой цели ведет только
один путь, а к большой цели — много путей.

Вся беда невротичных натур заключается в том, что они ставят цели или слишком маленькие или нереальные. Когда цель маленькая, то ее мешают выполнить обстоятельства, а когда нереальные — то сам Господь Бог. Небольшой при­мер. Выпускница школы мечтала стать модельером верхней женской одежды, но мать настаивала на том, чтобы она поступила в мединститут, иначе отказывалась финансиро­вать ее учебу. В семье назревал скандал. В процессе психологического тренинга мы предложили мечтать о том, что­бы стать хозяйкой салона типа «Моден Бурда». Тогда по­ступление в мединститут становилось желательным, ибо для того, чтобы осуществить эту мечту, необхо­димо знать анатомию. Она решила, что во время учебы сможет зани­маться моделированием, обшивая однокурсниц. Занятия психологией общения оказались ей тоже необходимыми для того, чтобы управлять людьми, интенсифицировала она и свои занятия английским языком. Под моим руковод­ством она выполнила две научные работы по психологии управления, а желание стать модельером верхней одежды у нее пропало. К моменту выхода первого издания этой книги она уже поступила в медицинский университет, и я писал: «Не знаю, станет ли она врачом-психотерапевтом, но в том, что ее судьба сложится счастливо, не сомневаюсь». Сейчас я рад, что мои предсказания сбылись. Во время учебы она активно занималась научной работой. Когда училась на вто­ром курсе, ее доклад был принят на между­народный съезд психотерапевтов. Она все время подрабатывала, используя знания психологии, которые приобрела, учась еще в шко­ле. На 4-м курсе вышла замуж за такого же активного мо­лодого человека. У нее уже растет сын. Она увлеклась пси­хосоматической проблемой и практически подготовила диссертацию, работая в кружках на кафедрах терапии и хирургии. Сейчас она уже окончила медицинский инсти­тут и ординатуру.

Ученым я советую стремиться получить Нобелевскую премию, бизнесменам — стать самыми крупными предпри­нимателями в своей отрасли, спортсменам — стать чемпи­онами мира, политическим деятелям — президентами, и т. п. И не беда, если вы не достигните этой цели. Вы при­обретете так много навыков, что все равно из вас получит­ся что-то хорошее. Я пытаюсь получить Нобелевскую пре­мию. Пока ее не получил. Да и не получу, но двадцать книг уже опублико­вал. Тоже неплохо!

К нереальным целям относятся желание перевоспитать другого человека, никогда не ошибаться, всегда и во все времена пользоваться успехом, всегда всем нравиться, все­гда быть на высоте, и т. п.

Итак: ставьте только самые высокие, большие, но реаль­ные цели.

30. Намечай великое, но довольствуйся и малым.

Афоризм навеян мыслями психотерапевта И.М. Литвака, который считает, что у человека должно быть две про­граммы: программа-минимум и программа-максимум. Если у человека есть только программа-максимум, то его реаль­ная жизнь будет очень тяжелой, и он просто не доживет до того светлого будущего, которое намечено программой-максимум. У нас вся страна жила светлым будущим в эпоху социализма, не имея программы-минимум. А если чело­век имеет только программу-минимум, то он теряет направление и крутится на месте.

Такой подход хорош и при выборе работы. Берись за любую интересную работу независимо от того, какой она дает доход. В общем, все, или хотя бы что-нибудь.

Итак: намечай великое, но довольствуйся и малым.

31. Не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там грибы сами найдутся.

Совет тем, кто хочет удачно устроить свою личную жизнь. Нельзя искать суженого на дискотеках, балах и гу­ляньях. Его можно найти на производстве, научной конфе­ренции, на соревнованиях профессиона­лов и пр. Очень хо­рошо, если с ним сотрудничаешь.

Итак: не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там гри­бы сами найдутся.

32. Не гонись за счастьем, а найди то место, где оно водится. И счастье само тебя найдет. Могу подсказать то место, где водится твое счастье, — это ты сам. А путь к нему — максимальное развитие всех своих способностей.

33. Стань тем, кем ты должен стать, — и счастье тебя найдет.

34. Человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим...» (врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т. п.)

Для этого нужно много усилий, но нет никаких гаран­тий, что ты станешь самым-самым... Есть только один га­рантированный способ «стать самым, самым...» – ничего не делать. Но станешь ты «самым-самым...» несчастным.

Афоризмы навеяны мыслями В. Франкла, который рас­сматривал счастье, успех, авторитет, радость как побочный продукт правильно организованной деятельности. А для тех, кто ставит цель всего этого достигнуть, они, как линия горизонта, при приближении к ним удаляются.

Итак: человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим...» (врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т. п.)

35. Солдату надо мечтать стать генералом не для того, чтобы стать генералом, а для того, чтобы быть хорошим солдатом.

Афоризмы 30—35 — это как бы дополнение к афоризму 29. Разъясню только последний. Думаю, что это будет по­лезно и другим, чем-то похожим на одного из моих подо­печных. Послушайте его рассказ.

«Меня воспитывали в духе «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Мною он был понят как «стань генералом». И став студентом мединститута, я выбрал тео­ретическую кафедру не потому, что мне нравился предмет, а потому что, как я и мои близкие считали, там можно было быстрее стать генералом, т. е. доктором наук и про­фес­со­ром. Не буду описывать всю тягомотину неинтересных экспери­ментов, хотя успехи у меня были. Я почти написал диссертацию, но, к счастью (это я теперь говорю «к счас­тью», тогда для меня это было большое горе), меня не при­няли в аспирантуру, что в конечном итоге привело меня на клиническую кафедру. Но, к сожалению, осталось «желание стать генералом». Тему для научной работы я выбрал, свя­занную с дерьмом в прямом и переносном смысле слова: я исследовал микроэлементы в моче, кале, крови и спинно­мозговой жидкости у дефектных больных. Когда диссерта­ция была уже готова, ВАК, разо­бравшись, запретил прини­мать такие темы к защите (и в годы застоя бывали правильные решения). Я тоже много пережил, но потом с помощью УЧИТЕЛЕЙ понял, что МЕЧТАТЬ стать генера­лом надо лишь для того, чтобы БЫТЬ хорошим солдатом. А быть всегда легко! И только после этого ко мне стали приходить сами по себе знаки отличия. И если я еще не «генерал», т. е. не доктор наук, то это только потому, что, став хорошим солдатом, я не имею времени для добыва­ния генеральских погон. Но меня это не волнует, кроме того, сейчас у меня совсем другие, более высокие цели, которых можно добиться и без «генеральского» звания». Так я пи­сал о нем в первом издании. К моменту выхода этого изда­ния он уже имеет практически все «генеральские отличия», которыми отмечают научную работу. Он даже является ака­демиком одной из наших академий.

Итак: солдату следует мечтать стать генералом не для того, чтобы стать генералом, а для того, чтобы быть хорошим солдатом.

36. Даже если только хочешь остаться на месте — расти!

Можно долго не объяснять. Жизнь идет вперед, и если ты не растешь, то останешься позади. Если бы это знали те, кого увольняют с работы, от кого уходят мужья и жены, друзья и дети! Когда растешь, то меняешься сам и тем са­мым можешь поддержать к себе интерес.

Итак: даже если только хочешь остаться на месте — ра­сти!

37. Когда критикуешь гения, подумай, может быть,
ты его просто не понимаешь.

Больше говорю это себе и своему поколению. Нас при­учили критиковать психоаналитиков, генетиков, так назы­ваемых буржуазных философов, вейсманистов-морганистов и т. п., не читая их работ. Так, генетику, психоаналитичес­кую психотерапию и кибернетику мы называли «продажны­ми девками» империализма. Потом выяснилось, что они вполне приличные и респектабельные дамы. Так что кри­тикуем мы очень легко, охотно и с грохотом. Только кого? Не себя ли? Когда я понял, что одного диплома мало, нуж­но еще и образование, я стал его добывать. Читая гениев, я по инерции их продолжал критиковать. Но когда я стал их перечитывать, уже имея хоть небольшое, но все-таки обра­зование, до меня дошло, что это не гении ошибались, а я просто их не понимал. Сейчас я пришел к глубокому убеж­дению, что гении не ошибаются. Они иногда просто не все делают, но это только потому, что в те времена, в которых они жили, не было условий сделать то, что можно сделать сегодня. Как можно обвинять Демокрита за то, что он не описал структуру атомного ядра? Ведь тогда еще не было соответ­ствующего оборудования! Спасибо ему за высказанную мысль. И слава Богу, что гении не все сделали! Что-то новое, может быть, удастся сделать и нам! В общем, взби­раясь на гору, которую создал гений, возьми себе то, что тебе нужно для построения собственной горы, а остальное не трогай.

Итак: когда критикуешь гения, подумай, может быть, ты его просто не понимаешь!

38. Если ты сделал открытие, жди освистывания. Верно и обратное: если тебе рукоплещут, следовательно, открытия нет.

Навеяно высказанной кем-то мыслью о том, что исто­рия всех великих открытий проходит три стадии: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда. В этом что-то есть. Только так и должно быть». Не присутствовал при разговоре изобретателя автомобиля с чиновником, но убеж­ден, что он проходил примерно так:

Изобретатель: Бот я придумал повозку, которая может двигаться без лошади.

Чиновник: Не говорите глупости. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Я и чиновника не обвиняю. Думаю, что первый автомо­биль был менее надежным, чем лошади чиновника.

Афоризм предназначен для молодых (не календарным возрастом, а душой), чтобы не расстраиваться, когда тебя освищут. В приложении прочтите статью, которую написал специально для гениев: «Как стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни». А если этого мало, почитай­те А.С. Пушкина:

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минуты шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд, Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Почему бы нам не последовать совету великого поэта и мудреца.

Итак: если ты сделал открытие, жди освистывания. Вер­но и обрат­ное: если тебе рукоплещут, следователь­но, откры­тия нет.

39. Иной все сделает для твоего счастья при условии, что ты останешься несчастным.

Э. Берн говорил примерно то же, но относил это к ро­дителям, для которых смыслом жизни стало лечение своих детей. Они жили по лозунгу: «Я все сделаю, чтобы мой ре­бенок выздоровел при условии, что он останется больным». И если врачу удавалось вылечить их ребенка, они делали все (естественно, неосознанно), для того, чтобы вызвать обо­стрение. Я описал этот тип как психологического вампира «забот­ливая мать». Это еще одно предостережение тем, кто пользуется или рассчитывает на благодеяния. Я бы совето­вал убегать от тех, кто хочет сделать вас счастливым. Есть один только человек, кто это может сделать, — это вы сами.

Еще раньше Ф. Ницше писал, что сорадость, а не соуча­стие создают друга. Подумайте внимательно, и вы согласи­тесь со мной, что это так. Один из моих подопечных отме­тил с горечью, что его успехи оказа­лись ненужными всем его друзьям, которые в его мытарствах оказали ему большую помощь и которые стали ставить ему палки в колеса, когда он достиг большого успеха. Причем делали они это неосоз­нанно. Он на них не обижался. Да разве можно обижаться на то, что принцип сперматозоида действует? Это же ЗА­КОН!

Итак: иной все сделает для твоего счастья при условии, что ты останешься несчастным.

40. Знай свое место — и всегда будешь первым.

41. Не называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.

И действительно, как только назвал дурака дураком, так и сам стал дураком, ибо связался с дураком.

Итак: не называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.

42. Не лезь на чужую гору — карабкайся на свою.

Навеяно песней В. Высоцкого «Чужая колея»;

...Делай, как я. Это значит: не надо за мной. Колея эта только моя, - Выбирайся своей колеей.

Совет может пригодиться тем, кто в своей жизни подра­жает кому-то. Ничего путного не выйдет. Каждый из нас создан в одном экземпляре.

Но можно свою гору насыпать. Как при многоуровневом маркетинге. Я обучаю своих учеников. Мои ученики учат других, те тоже кого-то учит. А меня это поднимает. Это и есть моя гора.

Итак: не лезь на чужую гору — карабкайся на свою.

43. Старайся понравиться прежде всего самому себе,
а затем начальнику и сексуальному партнеру. Остальные пусть заботятся о том, чтобы тебе понравиться.

Подумайте сами! Себе нужно нравиться, потому что этот человек всегда «при вас». Начальнику — потому что ты от него зависишь. Сексуальному партнеру — чтобы он тебя любил. Без последних двух нельзя. Конечно, расстаться с ними можно, но придется искать других. А это хлопотно. Некоторые начальники говорят, что у них нет начальника. Как они глубоко заблуждаются. У них самый грозный начальник — Господь Бог для верующих и законы природы для атеистов. А эти господа ничего не прощают. Представь­те себе дерево и решите, у кого больше степеней свободы: у листьев и веток или у ствола. Начальнику нельзя ни впра­во, ни влево, а только вверх. Подробнее об этом читайте в книге «Командовать или подчиняться».

Зачем вам пытаться нравиться остальным? Что ни делай, все равно есть риск, что не понравишься. Кроме того, с другим можно расстаться, в крайнем случае, свести обще­ние до минимума.

Но самое главное — понравиться самому себе.

А куда уйдешь от себя? Один человек всегда будет при мне — это я сам. И я должен понравиться этому человеку! Если хотите себе понравиться, станьте профессионалом высокого класса. Кстати, и другим тогда тоже понравитесь.

Итак: старайся понравиться прежде всего самому себе, а затем начальнику и сексуальному партнеру. Ос­тальные пусть заботятся о том, чтобы тебе по­нравиться.

44. Хочешь узнать своего главного врага — посмотри в зеркало. Справься с ним — остальные разбегутся.

45. Если будешь помогать себе сам, то и другие тебе помогут; если будешь вредить себе сам, то и другие будут вредить тебе.

46. Если ты сам ничего не делаешь, как тебе можно помочь? Управлять можно только движущимся автомобилем.

В правильности этого положения убедился на собствен­ном опыте. Я много рассказывал о своих идеях, но никак их не оформлял. Мне сочувствовали, возражали, принима­ли, отвергали. Не помню, кто, но кто-то сказал мне пример­но следующее: «Где текст?» Запомнил я и его презритель­ный взгляд на меня как на болтуна. А вот когда у меня появился текст, то сразу же нашлись и помощники. Теперь, если я к кому-то обращаюсь за помощью, несу результаты своих трудов, а не устно высказанные идеи. И от своих уче­ников я требую прежде всего поступки.

Один набожный еврей молился Богу и умолял дать ему шанс улучшить свое материальное положение в виде выиг­рыша в денежной лотерее. Бог тоже просил у него шанс и попросил купить хотя бы один лотерейный билет.

Итак: если ты сам ничего не делаешь, то и помочь тебе невозможно.

47. Хочешь быть счастливым — развивай свои способности!

Правильно и обратное: никогда не будешь счастлив, если способ­ности останутся неразвитыми. Навеян мыслями Ари­стотеля. «Счастье — это развивать свои способности, какие бы они ни были». Потом нечто подобное я находил и у дру­гих мыслителей. Лоуэн, один из после­дователей великого психотерапевта В. Райха, определял счастье как осознание личностного роста. Очень неплохое определение. Если вы не реализовали вашу программу и вашу способность выра­сти физически, то вы будете горбатым физически. Если недоразовьетесь духовно, то у вас будет духовный горб, ко­торым вы будете всех задевать, да и его будут все задевать. В книге «Как узнать и изменить свою судьбу» подробно разобрано.

Итак: хочешь быть счастливым — развивай свои способ­ности!

48. Каждый рождается, чтобы стать королем или королевой в королевстве своем, но нередко остает­ся на всю жизнь лягушкой.

Лягушками мы становимся в процессе воспитания. Нет, не лягушками — просто на нас лягушачья кожа, которую следует сбросить. Хочу разъяснить, что значит, по моему разумению, стать «королем». Это значит делать свое дело не просто хорошо, а так, как его не делает никто. Чтобы тебя не могли ни с кем сравнивать, чтобы твою работу узнавали по почерку. Профессия в этом плане не имеет никакого значения. В Ростове было кафе «Дружба». Там одно время работал повар, который славился приготовлением фирмен­ного блюда «Солянка». В любое время работы этого кафе можно было в него попасть, простояв не менее часа в оче­реди. ТАК готовить солянку никто не мог. Когда он пере­стал работать, кафе стало одним из многих. Этот повар и был королем!

Один из моих подопечных говорил так: «Основное мое достижение заключается в том, что так, как я работаю, ник­то не работает, и что меня перестали сравнивать с другими. Кому-то я нравлюсь, кому-то нет. Чаще не нравлюсь. Но никто не говорит, что я на кого-то похож. Те, кому нужны мои навыки, никуда от меня не денутся. Ведь больше так никто не работает».

Итак: каждый рождается, чтобы стать королем или ко­ролевой в королевстве своем, но нередко остается на всю жизнь лягушкой.

49. Характер — это нередко лягушачья кожа, которую набрасывают на нас родители в первые пять лет жизни.

50. Хочешь стать королем — сбрось лягушачью шку­ру характера.

51. Лягушачью шкуру набросили на тебя другие, но снять ев с себя можешь только ты сам. Но нужны помощники.

52. Изменить самому свою судьбу довольно трудно, так же трудно, как вытащить самого себя за волосы из болота. Нужны помощники.

53. Вылезши из болота своей судьбы, не забывай как следует обмыться.

Болотная тина имеет свойство размножаться. Не успе­ешь оглянуться, как снова окажешься в центре болота. К сожалению, некоторые, получив в результате психологичес­кого тренинга существен­ное улучшение, потом прекращают работать над собой. Все плохое возвращается! Они по­том приходят, находят время, но потерянного времени ведь не возвратить. Что-то еще хочется сказать, чтобы доказать, что следует продолжать работу над собой и тогда, когда тебе хорошо. Ведь лучше автомобиль ремонтировать тогда, ког­да он еще на ходу, чем тогда, когда остановился. Но лучше остановиться. Ведь начнет действо­вать принцип спермато­зоида, тогда человек тем более прекратит работу над собой. Лучше в заключение я скажу следующее: «Как только вам станет хоть чуть-чуть лучше, сразу же прекращайте работать над собой. Зачем зря тратить время на такую ненужную вещь, как работа над собой. Лучше пойдите, помогите дру­гим, даже если они этого не просят».

Итак: вылезши из болота своей судьбы, не забывай как сле­дует обмыться.

54. Наличие характера — это всегда несчастье. Чело­век живет не по ЗАКОНАМ жизни, а подчиняется КАПРИЗАМ характера.

55. Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.

56. Глупо говорить глупому умные вещи.

57. Прежде чем менять место работы или место жительства, вначале измени себя.

Может быть, тогда не надо будет менять ни работу, ни место жительства. В моей практике часто были такие слу­чаи, когда, пройдя успешно психологическую подготовку, подопечные оставались на преж­ней работе, научались так ладить с людьми, что отпала необходимость переезжать. Со­крат как-то сказал своему собеседнику, что от его стран­ствий нет никакого толка, потому что он таскает за собой самого себя.

Итак: прежде чем менять место работы ими место жи­тельства, вначале измени себя.

58. Хочешь приобрести врагов — советуй. Чем лучше совет, тем мощнее враг.

59. Будь осторожен с теми, кто говорит: «Вы меня не поняли», «Я с вами не согласен».

Они оскорбляют людей, сами того не осознавая.

60. Бойся ценителя и не оценивай сам.

Ты не Бог. Только Бог может знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Человеку это не дано знать. У него может быть только своя точка зрения. Человек, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, просто заражен «первород­ным грехом».

Послушайте рассказ одного из моих подопечных, кото­рый избавился от «первородного греха» и перестал разли­чать, что такое хорошо и что такое плохо.

«Я сразу почувствовал громадное облегчение, как толь­ко избавился от «первородного греха». С меня сразу свали­лось очень много забот. Строить отношения с людьми ста­ло заметно легче, ну просто легко. Лишь следует решить, каков человек для меня. Вот сотрудники неко­торых газет для меня хороши. Публикуют мои статьи. Какие они на самом деле, пусть решает Бог. Пусть мне о них говорят пло­хо, я просто слушать не буду и буду с ними общаться! И наоборот, если мне партнер по общению не подходит, я не буду с ним общаться, сколько бы хорошего о нем ни гово­рили. Но я не буду говорить, что он плох. Просто мне он не подходит. Плох он или хорош, не мое дело. Так вот че­ловек, избавившийся от «первородного греха», имеет толь­ко одну заботу — личностный рост. Тогда у него не будет зависти, а жизнь подарит много радостей. Прочел книгу, овладел каким-то навыком, познакомился с интересным человеком, написал статью — все в радость, и не волнует его то, что другой в это время приобрел дачу, машину, встретил­ся с английской королевой. Избавившись от «первородно­го греха», человек становится самим собой. У каждого свое счастье!»

Итак: бойся ценителя и не оценивай сам.

61. Заботься о другом, и не останешься без вины; заботься о себе, и никогда не будешь виноватым.

62. Если знаешь, но не умеешь — считай, что не знаешь. Никому не говори, что ты знаешь, если не умеешь.

Навеяно восточным изречением: «Знать — значит уметь». К сожалению, воспитание у нас идет таким обра­зом, что ученики иногда неплохо знают, но, тем не менее, нередко ничего не умеют. Я это вижу по выпускникам на­шего медицинского университета. Но это вина не только преподавателей. Ведь некоторые студенты выходят весьма квалифицированными специалистами. Следовательно, ус­ловия для получения образования у нас есть. Хотел бы, что­бы этим советом воспользовались молодые и как можно быстрее приобретали навыки самостоятельной жизни.

Итак: если знаешь, но не умеешь, считай, что и не знаешь.

63. В дележе добычи не участвуй, свое делай сам.

Выполнение этого правила спасло меня от многих не­приятностей и избавило от многих врагов. Я оказался вне борьбы, и кое-что смог сделать для себя сам.

Итак: в дележе добычи не участвуй, свое делай себе сам.

64. Не мешай человеку веселиться.

«Веселье — звонкая монета счастья, все остальное — кредитные билеты», — писал А. Шопенгауэр.

Рекомендация, с моей точки зрения, очень важная. Сме­ющийся, радующийся человек беззащитен, как ребенок. К сожалению, часто люди пытаются лишить человека радости. «Не очень радуйся! Еще намучаешься с... (женой, долж­ностью, машиной, квартирой и т. п.)». Очень метко как-то подметил Ф. Ницше, что сорадость, а не соучастие созда­ют друга.

Итак: не мешай человеку веселиться.

65. Если тревожно — присядь пятьдесят раз.

Сгорит адреналин, вызывающий тревогу, останутся гор­моны покоя. Потом следует разобраться, что вызвало тре­вогу.

Итак: если тревожно — присядь пятьдесят раз.

66. Не тревожься о других — они не глупее тебя. Если хочешь уничтожить близких, тревожься о них.

67. Не бойся выглядеть трусом, а бойся быть им.

Навеяно рассказом В. Франкла. В. Франкл, когда он слу­жил в армии врачом, вышел на передовую. Командир пол­ка, австриец, с презрением сказал о том, что представите­ли еврейской нации дрожат, когда стоят на передовой. В. Франкл ответил ему примерно так: «Да, я дрожу, но стою, А вот если бы вы дрожали, вы бы стояли?» Ведь суть храб­рости заключается не в том, чтобы не бояться, а в умении преодолевать страх. Мой клинический опыт показывает, что многие талантливые люди не реализовали свои способнос­ти только из-за того, что боялись выглядеть трусами, а мно­гие сильные и храбрые люди из-за психологи­ческой трусо­сти совершали глупые поступки, поддерживали нелепые мероприятия, накрывали для гостей чрезмерно обильный стол, пере­плачивали в такси или ресторане и т. п.

Итак: не бойся выглядеть трусом, а бойся им быть.

68. Депрессия для того и дана человеку, чтобы подумать о себе.

Поэтому во время депрессии не пей. Депрессия на то и дана, чтобы подумать о своих ошибках. Поэтому я назвал депрессию королевой отрицательных эмоций. Она велит нам обратить внимание на самих себя.

Итак: депрессия для того и дана человеку, чтобы подумать о себе.

70. Когда человек в тоске, не предлагай ему «взять
себя в руки», а восхищайся его выдержкой.

Ему и без тебя тошно. И дав такой совет, приобретешь врага.

Итак когда человек в тоске, не предлагай ему «взять себя в руки», а восхищайся его выдержкой.

71. Физическая боль выводит из тоски.

Отсюда практическая рекомендация: когда не можешь справиться с тоской, в качестве неотложной помощи зай­мись упражнениями на выработку гибкости. Растяжки вы­зовут боль. В кровь начнет выде­ляться адреналин. Чтобы снять боль, сам организм начнет вырабатывать морфиноподобные вещества. Когда вы снимите боль, тем, что сой­дете с растяжки, выделение адреналина прекратится, а ока­завшиеся в избытке морфиномодобные вещества уменьшат выраженность тоски.

Итак: физическая боль выводит из тоски.

72. Хочешь обратить на себя внимание — удиви.

73. Хочешь, чтобы о тебе долго думали, — разозли.

74. Хочешь, чтобы с тобой долго общались, вызови интерес.

Последние три афоризма относятся к технике целена­правленного моделирования эмоций. Подробно об этом на­писано в книге «Психо­логи­ческая диета».

75. Не обвиняй других — может быть, ты не прав.

Афоризм возник, когда я изучал проблему первородно­го греха. Вы хорошо знаете этот раздел Библии, да и во вве­дении я об этом писал. Человеку не дано знать, что такое хорошо и что такое плохо. Если есть Бог, то он и знает, что хорошо, а что плохо. Поэтому если кто-то делает что-то, что мне не нравится, то я могу с ним не согласиться, но не буду его обвинять. Может быть, как раз не прав и я, а может быть, оба не правы.

Итак: не обвиняй других — может быть, ты не прав.

76. Тебе не дано знать, что такое хорошо и что такое
плохо, — ты не Бог. А раз не дано, то и не пытайся.

77. Если не знаешь логики, не говори никому, что у тебя есть высшее образование. У тебя есть только крыша, но нет стен и фундамента. В шалаше и на чердаке жить неуютно.

78. Если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им.

Это совет тому, кто хочет овладеть ораторским искусст­вом и искус­ством убеждать других людей.

Итак: если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им.

79. Как ты можешь знать меня, если ты не знаешь моего дела?

Практика показала, что самые близкие люди не знают друг друга. Дома весьма уважаемые и квалифицированные работники превраща­ются в плохих кухарок, неквалифици­рованных слесарей-сантехников, небрежных прачек и не­ловких плотников и маляров. Вот почему нередко дети не уважают родителей, а супруги презирают друг друга. При­меры можно продолжить. Родители не знают своих взрос­лых детей и про­должают относиться к ним, как будто им еще пять лет. Даже сослуживцы, если они не вместе, не де­лают одного дела, не знают друг друга.

Итак: как ты можешь знать меня, если ты не знаешь мо­его дела?

80. Выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!

Это для обидчивых и злопамятных. Наша злопамятность поддер­живается тем, что мы не знаем законов логики. Злим­ся на человека, которого уже давно нет, т. е. создают в душе своей мавзолей, где хранят «покойников». Одна 70-летняя женщина продолжала злиться на мужа за проступок, кото­рый он совершил 40 лет назад. Все остальное поведе­ние его было безупречным, они прожили счастливо, но этот червя­чок продолжал в ней жить. Рассказывая это, моя пациент­ка горько плакала, она страдала. Я попросил ее принести фотографию мужа тех лет и последнюю, а потом попросил ее посмотреть на старую фотографию и сказал: «Этого че­ловека, на которого вы обижаетесь, уже давно нет. Вы го­ворите о покойнике и живете с покойником в душе своей. Посмотрите, кто сейчас рядом с вами. Разве этот человек сделал вам что-нибудь плохое?» Довольно часто простить — это значит засунуть свою обиду в дальний ящик. Многие так складывают свои обиды и при недоразумениях вытаскива­ют всю пачку, присоединяют к ней последнюю и трясут ею перед провинившимся партнером.

Обидчивые! К вам мое слово! Не будьте так жестоки! Не пригова­ривайте своих партнеров к пожизненному заключе­нию. Ведь даже преступник, после того как он отбыл наказа­ние в тюрьме, считается чистым перед обществом. Да и тот, который вас обидел, возможно, уже умер, а вы обвиняете ни в чем неповинного человека, у которого с тем, кого вы обви­няете, могут быть общими только фамилия, имя и отчество. А если он точно такой, как тот, который вас обидел, так не живите с ним, но не вспоминайте обид. Себе же хуже делаете.

Итак: выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!

81. Не будь Кощеем Бессмертным — держи свою душу при себе.

Еще одна формулировка пожелания жить для себя. До­воды могут не помочь, а вот если человек прочувствует, что он Кощей Бессмерт­ный, может быть, постарается вернуть свою душу себе.

Для разъяснения тезиса привожу свою статью «Хорошо ли жилось Кощею Бессмертному?»

«В детстве я очень завидовал Кощею Бессмертному по двум при­чинам. Во-первых, он был худым, а меня дети дразнили за мою пол­ноту; во-вторых, он был бессмертным, а мне умирать не хотелось. Сейчас я ему уже не завидую. Я стал регулярно заниматься спортом и похудел. Бессмертие я себе обеспечил тем, что у меня есть дети и внуки. Кроме того, я написал несколько книг, которые многим нра­вятся, а некоторым принесли пользу. А Кощея все-таки убили, да и память о нем осталась худая, как об образце жестокости и коварства.

Кроме того, психологический анализ показывает, что сама внут­ренняя жизнь Кощея Б. была полна переживаний, а неприятнос­тей у него хватало, так как врагов было много. Но самым тяжким момен­том было то, что ему все время необходимо было беспокоить­ся о своей Смерти.

Поместил он ее, как вы помните на острие иглы, иглу — в яйцо, яйцо — в утку, утку — в зайца, зайца — в сундук, сундук — на вер­шину большого дуба, который рос на неприступной для человека rope, но смерти все равно не избежал. Помогли друзья Ивана-ца­ревича, кото­рых в свое время он спас от гибели. Медведь раскачал дуб, сундук упал и разбился. Зайца догнала и разорвала лиса, выле­тевшая из него утка была уничтожена селезнем, а выпавшее в море яйцо принесла Ивану-царевичу рыба. Ему осталось только разбить яйцо и надломить кончик иглы. Ничего не подозрева­ющий Кощей, занятый совсем другими делами (он в это время распивал чаи с Ба­бой Ягой), погиб в страшных мучениях.

Что же хранилось на кончике иглы? В сказке указано, что смерть. Но по верованиям наших предков смерть наступает тогда, когда душа отлетает от тела или вообще от места ее хранения. По­этому можно утверждать, что на кончике иглы размещалась душа Кощея Бессмерт­ного. Вот почему он погиб, как только его душа (кончик иглы) отдели­лась от тела (от самой иглы).

Я уже не раз писал, что сказки любят не только дети, но и взрос­лые, и не за ложь сюжета, а за психологическую правду, которая в ней заложена. Но, к сожалению, эту правду нелегко извлечь из сказ­ки, еще труднее направить ее на пользу себе и людям. А правда ска­зок заклю­ча­ется в том, что и в реальной жизни встречаются герои сказок. Распознать их бывает трудно, ибо Кощей Бессмертный мо­жет быть вполне упитан­ным джентльменом или привлекательной полноватой женщиной.

Так вот Кощеи Бессмертные встречались мне чаще всего и вы­глядели весьма благородно. Во многом это были достойные люди. Выявить Кощея Бессмертного очень просто. Задайте человеку во­прос, ради кого или ради чего он живет. Я провел большое иссле­дование на более чем 10 000 человек и установил, что только 8 % жи­вут для себя, т. е. Кощеями не являются. Остальные живут преимущественно ради детей (53%), родителей (23%), дела (10%), мужа или жены (5%), одним процен­том назывались прочие причи­ны. Таким образом, 92% оказались психо­логи­ческими Кощеями Бессмертными, т. е. они живут не ради себя, нарушая и Законы Жизни, и Законы Божьи (прежде всего заповедь «Не сотвори себе кумира»). Каковы же шансы на счастье у этих людей?

Предположим, что человек живет ради родителей. Нетрудно сооб­ра­зить, что его ждет трагедия. По Законам Жизни родители уходят раньше детей. Но и жить такой человек спокойно не может. Одна моя пациентка Настолько любила отца и восхищалась им, что у нее возникли трудности в выборе спутника жизни, затем развил­ся невроз навязчивых состояний. У нее обострялся навязчивый страх смерти тогда, когда отец уезжал в командировки. Он был крупным бизнесменом. По роду своей деятельности должен был довольно часто уезжать из дома. Из-за болезни дочери ему прихо­дилось отказываться от некоторых поездок, что привело его к боль­шим убыткам и затрудняло жизнь.

Еще один пример.

У одного моего пациента был культ матери. «Мама в первую очередь», «Мама не должна волноваться», «Что скажет мама» и т. п. Каждый день, возвращаясь домой, в 22.00 он звонил ей, сообщая, что он уже прибыл домой, чтобы она не волновалась. Мать привык­ла к этим звонкам, и если звонка не было, то она посылала теле­грамму-молнию (они жили в разных городах. А вам нетрудно по­нять, что и она была Кощеем Бессмертным). Иногда телефон дома не работал, и он вынужден был ехать на другой конец города, на междугородный переговорный пункт сообщать, что он благополуч­но прибыл домой. Нелепость! Он был неплохим изобретателем и выдвинул перспективную идею. Собралась перспективная группа. Им приходилось задерживаться на заводе, работать по вечерам, иногда оставаясь на ночь. Междугородной связи в цеху, где они ос­тавались работать, не было. Он вынужден был уходить к 22.00. Вско­ре его исключили из группы. А через некоторое время за это изоб­ретение всей группе была присуждена Государствен­ная премия. Трудно не заболеть в такой ситуации! Кстати, первая жена от него ушла.

Не лучше складывается жизнь у тех, кто живет ради детей. Не­трудно сообразить, что в соответствии с Законами Жизни дети рано или поздно покинут родителей, и человека, который живет ради детей, ждет трагическая судьба. Да и само течение жизни не достав­ляет большого удовольствия, да и детям несладко. Типичным типом такого Кощея является Заботливая Мать. Ведь ее душа в ребенке, и она, заботясь о своей душе, кутает его, не разрешает уходить дале­ко от дома, растит в оранжерейных условиях. Чем старше становится такой ребенок, тем более наглядной становится его неприспособ­ленность к жизни, и число тревог растет. Именно такие родители придумали пословицу «Малые дети спать не дают, а большие жить не дают». Хотя на самом деле это Кощеи Бессмертные не дают жить своим детям. И при этом утверждают, что живут для детей. Их ло­зунг: «Я все сделаю для того, чтобы ты был счастлив (здоров), при условии, если ты останешься несчастным (больным)».

Кстати, все Кощеи чувствуют себя старыми, больными и одино­кими (а с ними жить невозможно, ибо они внедряют в партнера свою душу, которая и управляет теми, ради которых они живут, или их душа где-то в другом месте)...

Любому врачу знакомы Кощеи Бессмертные, которые живут ради их заболевших родственников. Они не годятся даже в сидел­ки, ибо от волнения не могут подать воды, перестелить простыню или умыть своего больного родственника.

Если человек живет ради мужа (жены), это уже немного лучше. Но это тоже ненадежное основание для жизни. Разводы у нас не редкость, да и на тот свет одновременно не уходят.

Мне много приходится заниматься семейным консультировани­ем. Кощеизм особенно заметен в бракоразводном процессе. Тогда стано­вится ясно, что уже в момент зарождения семьи Кощей вкла­дывал собственную душу в своего супруга (-у). Чаще жена живет ради мужа, воспитывая его, доводя его до необходимых ей «конди­ций». Когда он «вырастает», естественно, он уходит от нее, забирая, сам того не желая, ее душу. Вот одно из типичных заявлений Ко­щея: «Я его (ее) люблю. Я без него (нее) жить не могу». Иногда про­исходят шантажные заявления или попытки совершить самоубий­ство. Собственно, Кощею наплевать на партнера. Его не интересует, каково с ним жить. А жить с ним тяжело. Ведь он без души. Душа его в партнере!

Еще один пример.

Двадцать лет, со слов моей пациентки, они жили «душа в душу». Она, пианист


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.059 сек.)