АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеи принципа сперматозоида в Ветхом завете

Читайте также:
  1. ERP-стандарты и Стандарты Качества как инструменты реализации принципа «Непрерывного улучшения»
  2. Антипод принципа отброса - принцип регенерации.
  3. ДВА РАЗНЫХ ПРИНЦИПА КЛАССИФИКАЦИИ НАУК
  4. Достаточно важным является изучение вопроса о принципах государственного управления.
  5. Древний Рим: краткая характеристика развития общественного строя и государственных органов на основных этапах развития (республика, принципат, доминант)
  6. Ещё один аспект проявления принципа «практика — критерий истины»: «по вере вашей да будет вам»
  7. З урахуванням цього грошово-кредитна політика повинна ґрунтуватись на таких принципах:
  8. Защита принципала от недобросовестных действий бенефициара
  9. Значение данных палеонтологии для обоснования принципа эволюции органического мира.
  10. Идеи принципа сперматозоида в Евангелии от Матфея
  11. Идеи принципа сперматозоида у Ницше

К Библии я прибегаю чаще всего при работе как с верующими, так и с неверующими. Образные и поэтические сравнения, которые я нахожу в ней, позволяют хорошо иллюстрировать психотерапевтические идеи. Их число неимоверновелико как в Ветхом, так и в Новом завете.

Так как в процессе личностно ориентированной психотерапии приходится разрушать ложные моральные ценностипациента, т. е. фактически лечить его больную совесть, следует показать, что наши ценности не только не проти­воречат библейским заповедям, но, наобо­рот, позволяют их исполнять. И здесь знание Библии и психо­терапев­тическая трактовка ее основных положений позволяют добиться значительных результатов.

Из Ветхого завета наиболее часто я использую Пятикни­жие Моисеево, притчи Соломоновы, Екклесиаст, Премуд­рость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Приходится только удивляться мудрости людей, живших несколько тысяч лет назад и предвосхи­тивших некоторые выдающиеся открытия современной науки. Хочу подчерк­нуть, что я атеист и считаю, что только наука может по-на­стоящему объединить всех людей, ибо наука изучает Зако­ны природы и общества, которым подчиняются все люди без исключения. Ведь если погрузят незащищенную руку в кипящую воду и православный, и католик, и баптист, и иудей, и магометанин, у всех у них будет ожог! К сожале­нию, религиозная практика нередко разъединяет людей и народы. На одной из конференций всерьез обсуждались проблемы православной психотерапии. Мы, кажется, это уже проходили. У нас были и мичуринская биология, и марксистско-ленинская философия. Но в свое время именно религия предопределяла прогресс и объеди­нение чело­вечества. Сейчас же, по-моему, очередь науки!

Пятикнижие Моисеево

Итак, сотворил Бог землю за шесть дней, а седьмой день отдыхал. И нам следует, поскольку мы — создания Божий, шесть дней творчески работать, а седьмой день отдыхать. Современной психо­логией выделены только две положи­тельные фундаментальные эмоции: интерес и радость (Изард К., 1980). Интерес — единственная эмоция, при которой возможна продуктивная творческая деятельность. Послед­няя оказывает положительное влияние на здоровье, сопро­вож­дается наиболее экономичной тратой энергети­ческих ресурсов. Только творческая работа может дать чув­ство радости, а эмоция радости, по современным дан­ным, — оптимальная эмоция, при которой лучше всего идут восстановительные процессы в организме. Соотношение между интересом и радостью 6:1.

Хочу подчеркнуть, что Бог после того, как что-то сделал, оценивал свою работу, и каждый раз оставался доволен. Современные нейро­хирурги­ческие исследования показали, что 35 % зон головного мозга стимулируются положитель­ными эмоциями. Эмоцией интереса стиму­­лируются 30 % зон, а эмоцией радости — 5 %. Библия установила ритм ра­боты и отдыха и указывает, что труд должен быть творчес­ким, тогда человек будет доволен результатами своего тру­да. Мук твор­чества не бывает, муки возникают, когда нет творчества. Отсюда вырисо­вывается задача психотерапии — помочь пациенту найти или интересную работу, или инте­рес в работе. А эти идеи примыкают к экзистенциальному анализу, который видит смысл жизни прежде всего в осу­ществлении созидательных ценностей, затем ценностей переживания, а когда приходится пострадать, то и здесь можно найти смысл.

В Библии указывается, что Бог понимал, что человек не может быть один, и плохо, что «...для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2,20). Бог увидел недоста­ток и исправил его: он создал женщину. В Библии правиль­но описывается значимость близких для человека, и для мужчины определяет главным жену, а для женщины — мужа. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2,24). Это же вытекает и из данных науки. Человеческая практика, к сожалению, воспитывает нас в духе того, что самыми близ­кими для индивида являются родители или дети. Если на этом тезисе человек строит свое поведение, то он вступает в противоречие с Законами, по которым он устроен, да и с Законами Библии, что является сильным источником стресса. Вспомни такие расхожие высказывания: «Жен бу­дет много, а мать одна», «Прежде всего думай о родителях», «Если ты за него выйдешь замуж и уедешь, я этого не пере­живу». Когда длительно сохраняется невротическая связь с родителями, у пациентов плохо налаживается семейная жизнь, начинаются болезни.

Фактически все воспитание строится у нас так, что че­ловека заражают «первородным грехом». А это является постоянным источ­ником стресса, ибо обучают его считать основными те ценности, которые противоречат его приро­де. Фактически все это приводит к авторитарной этике (Э. Фромм), что противоречит гуманистической этике, на­правленной на развитие человека, его способностей и та­лантов. Работа Э. Фромма «Человек для себя» (1994) пока­зывает вред такого воспитания. Я тоже попытался раскрыть это положение в книге «Я: Алгоритм удачи». Психотерапевт старается избавить пациента от «первородного греха», что­бы он не судил, что такое хорошо, а что такое плохо. При­веду фрагмент занятия по снятию «первородного греха».

«Первый и основной источник стресса — «первородный грех». Помните, Бог запретил Адаму и Еве есть с древа по­знания добра и зла и пригрозил им смертью, если они на­рушат этот завет? «И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как бога, знающие добро и зло» (Быт. 3,4-5).

Человек, знающий, что такое хорошо, а что такое пло­хо, заражен «первородным грехом». Но только не из рая его изгнали, а в его душе поселился ад. Теперь он должен оце­нить любого человека, любое его действие, любое явление да и самого себя и все свои действия с точки зрения хоро­шо это или плохо. Как тут с ума не сойти! Дети, которые еще не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, живут счастливо и ничего глупого не делают. Правда, своими дей­ствиями они мешают нам жить. И мы, зараженные «перво­родным грехом» от своих родителей, заражаем им своих детей. Вспомни стихотворение В. В. Маяковского «Что та­кое хорошо и что такое плохо?». А дальше получается по М. Ю. Лермонтову:

Богаты мы, едва из с колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный. Когда огонь кипит в крови.

А у Данте в девятом круге Ада грешники вмерзли в лед:

Мы были там, — мне страшно этих строк, —

Где тени ледяного слоя

Сквозят глубоко, как в стекле сучок.

Одни лежат; другие вмерзли стоя. Кто вверх, кто книзу головой застыв; Л кто дугой, лицо ступнями кроя.

Так и живут люди с «первородным грехом» — льдом от Дьявола и огнем от Бога. Огонь от Бога тянет вверх, к лич­ностному росту, а лед от Дьявола — в мороз застоя. В резуль­тате довольно часто внутри­личностный рост равен нулю.

Это хорошо иллюстрирует тест самооценки Дембо (рис. 4.1).

Ты видишь перед собой четыре шкалы. Размести себя на каждой. Если ты расположил себя на них посередине, то, следовательно, ты заражен «первородным грехом», т. е. ты сравниваешь себя с другими. Этот тест проводится со школьниками, студентами, молодыми специа­листами и опытными специалистами, выходящими на пенсию, санита­рами, врачами, доцентами, профессорами. И все ставят себя посередине!

Посмотри, что получается. Жизнь человека проходит как бы на гладком столбе. Он все время пытается подняться вверх, обстоятельства его сталкивают вниз. А итог — все время посередине. Какая-то часть людей выше меня, и я преклоняюсь перед ними, потому что знаю (если, конечно, у меня именно такая система ценностей), что быть канди­датом или доктором наук хорошо, а «неостепененным» вра­чом — плохо. Но ведь когда я был студентом, то считал, что врачом быть лучше, ну а те, кто не студенты, те вообще не люди. И когда я стану кандидатом наук или доктором, по­коя все равно знать не буду Мне захочется стать академи­ком, а там я счастье свое буду связывать с Нобелевской премией. И буду чувствовать себя глубоко несчастным от того, что до сих пор ее не получил.

Каково же было мое изумление, когда я узнал, что вся система ценностей, в которой я воспитывался, не имеет никакого значения в армии, куда я попал после окончания института. Там солдаты и даже офицеры не очень отлича­ли санинструктора и фельдшера от врача. Всех называли докторами и смотрели на всех нас снизу вверх (думаю, по­тому, что тогда не было военных действий). Тоже были за­ражены «первородным грехом».

Человека, зараженного «первородным грехом», мучает зависть к тем, кто наверху, презрение — к тем, кто внизу, и чувство вины перед собой. Он весь охвачен страхами, ко­торых часто не осознает. Ведь мы часто страдаем не от того, что у нас нет чего-то, а от того, что это есть у другого, «Жи­гули» неплохая машина, а ее владелец пере­живает от того, что у него нет «Вольво» и одновременно презирает владель­ца «Запорожца». И вот такой человек начинает гоняться не за тем, что ему нужно, а за тем, что позволит ему поднять­ся чуточку выше, к тем, кто, с его точки зрения, находится на вершине столба. Ведь все, что нам необходимо, у нас под рукой, потеем мы от погони за избытком.

Что же делать? Избавляться от «первородного греха»! Как? Повали этот столб и определи на нем свое место (рис. 4.2).

Никто из нас не выше и не ниже. Мы просто на разных местах и нам следует знать свое место в коллективе. Если я работаю врачом в больнице, то там я — номер один. Все остальные сотрудники должны работать на меня. Но если я работаю врачом в спортивной команде, то там я номер четыре или даже пять, а номер один — футболист, ибо, в конечном итоге, от его игры на поле зависит судьба всего коллектива, в том числе и моя. Но можно еще и переходить с места на место Для этого нужно не только повалить столб, но и сойти с него.


 

Человек, избавившийся от «первородного греха», имеет только одну заботу — личностный рост. И в жизни у него много радостей. Прочитал книгу, овладел каким-то навы­ком, познакомился с инте­ресным человеком, написал ста­тью — все в радость, и тебя не будет волновать, что другой в это время приобрел дачу, машину, познако­мился с англий­ской королевой.

Избавившись от «первородного греха», ты становишься самим собой. У каждого свое счастье!

В работе с больными я стараюсь избавить их от «перво­родного греха». Хочется, чтобы они видели мир своими гла­зами, а не чужими.

Послушай, что рассказал мне один больной неврозом навязчивых состояний, который избавился от «первородно­го греха» и пошел дорогой личностного роста.

«В школе и институте я учился отлично, и мне прочили науч­ную карьеру крупного математика — профессора и даже академи­ка. Но жизнь дала трещину. Мне уже было 40, а я все еще был ря­довым педагогом. Когда с вашей помощью я понял, что меня ориентировали не столько на математику, сколько на академика, мне стало ясно, что я много нервной энергии потратил на то, что­бы карабкаться по столбу, о котором вы рассказывали на занятиях. Взял не ту тему, которая меня интересовала, а по настоянию науч­ного руководителя ту, по которой легче защитить диссертацию. Когда я повалил столб, а потом сошел с него и стал заниматься тем, что мне интересно, и меньше думать о чинах, мне сразу же стало легче. Я перестал беспокоить других, да и меня оставили в покое. На диссертацию не хватало энергии, я решил написать книгу, где обобщил все свои данные. Началась перестройка, и я рискнул опуб­ликовать монографию за свой счет. По ней я защитился. Мне сразу присвоили докторскую степень. Сейчас приглашают на конферен­ции даже за рубеж. Приятели советуют мне идти к начальству и просить повышения. Но я сам думаю, зачем? Откуда я знаю, что хорош для повышения? Наверное, не очень, раз не повышают. Если начальству удобно держать меня на этой должности, то мне тем бо­лее удобно на ней находиться. Чем ходить по кабинетам, лучше я еще что-нибудь сделаю!

Десять заповедей я широко использую в психотерапев­тической работе. Поэтому приведу их здесь со своими ком­ментариями.

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 3).

Блестящая заповедь. С точки зрения человека науки это значит: опирайся только на факты и выводы, которые вы­текают из этих фактов, конечно, если мышление работает правильно.

«Не делай себе кумира...» (Исх. 20, 4).

Очень прогрессивная и современная заповедь, которая учит не преклоняться перед авторитетами, а полагаться на себя, опираясь на знания законов природы. Клинический анализ показывает, что боль­шин­ство несчастий у больных неврозами проистекает потому, что они преклоняются пе­ред авторитетами и не полагаются на Законы, по которым мы устроены: пьют, нарушают режим дня, не занимаются физической и психологической подготовкой, живут по принципам, которые разрушают их внутреннюю структуру, идентифицируют себя с авторитетами и ориентируются на ложные ценности. В современной психотерапии этот грех определяется различными терминами. Родитель — в трансактном анализе, интроект — в гештальтгерапии, малоадаптив­ная мысль — в системе когнитивной терапии, патологи­чес­кая привычка — в бихевиоризме.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20, 7).

По-видимому, Бог рекомендовал заниматься делом, а не тратить время на пустые разговоры. Здесь уже прослежива­ются идеи о взятии ответственности за свою жизнь на себя, идеи психологической зрелости.

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20, 8).

Тоже неплохая заповедь. Отдыхать необходимо.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12)

По поводу этой заповеди замечу, что Бог требует почи­тания, а не послушания. Ведь если дети во всем будут слу­шаться родителей, прогресс остановится. Родителям следу­ет избавиться от «первород­ного греха». Тогда они перестанут думать, что они, конечно же, умнее своих потомков. Это я больше себе говорю. Ведь я не только отец, но и дед. И от­ношения с детьми и внуками у меня хорошие, потому что я не заставляю их слушаться меня. Они меня почитают, хотя я и не вбивал им в головы эту заповедь.

«Не убивай» (Исх. 20, 13).

«Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14).

«Не кради» (Исх. 20, 15).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твое­го» (Исх. 20, 16).

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20,17).

Все эти заповеди хороши, но только две составлены так, что их легко выполнить: «Помни день субботний...» и «По­читай отца твоего и мать твою...». Все остальные начина­ются с запретов. Бог, если Он есть, не мог дать заповеди в такой форме! Суть человека такова, что именно запретное будет наиболее желанным, и именно это он будет хотеть делать.

Может быть, если бы Бог не запретил есть с дерева по­знания добра и зла, Адам и Ева и не подошли бы ни разу к нему. Всеведущий Бог не мог не знать, что заповеди, состав­ленные в форме запретов, обязательно будут нарушаться. Поэтому он не только запретил, но и указал, что делать, но Моисей то ли не полагался на разум своих соплеменников, то ли в спешке передал в основном только запрети­тельную часть заповедей. В процессе психотерапевтической работы я стараюсь придать им утвердительную форму.

«Не делай себе кумира» превращается в «Живи своим умом», естественно, соблюдая Законы природы; «Не уби­вай» — в «Налаживай отношения с партнером» (вот тут-то как раз психология общения и нужна); «Не прелюбодей­ствуй» — в «Наладь сексуальные отношения со своим (своей) супругом (супругой)» (в голову не придет прелюбо­дей­ствовать); «Не кради» — в «Учись зарабатывать» (некогда и незачем будет красть) и автоматически выполнятся запове­ди «Не произноси ложного свидетельства на ближнего тво­его» и «Не желай дома ближнего твоего...».

Многие заповеди, касающиеся диетологии, гигиены по­ловой жизни, весьма разумны и укрепляют семью. В част­ности, длительное воздержание после месячных — лучшая профилактика пресыщения собственной женой.

«Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повину­ющийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: То отец его и мать его пусть...<…> скажут старейшинам города своего; «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя...» (Втор. 21, 18—21).

Не хочу судить о справедливости этого правила, но его соблюде­ние, конечно же, способствует сохранению челове­ческого генофонда, ибо известно, что сохранность его зави­сит от мужчины, а алкоголизация последнего его разрушает.

«Отцы не должны быть наказываемы смертию за детей… каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление» (Втор. 24,16).

Прекрасное правило, которое часто не соблюдается. А во время войн выбиваются семьи и народы,

«Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свобо­ден в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор. 24,5).

Какая забота о генофонде!

В Библии десять заповедей неоднократно повторяются («Повторенье — мать ученья»). Вот и в моем пособии есть повторы.

Хочу также привести слова Моисея: «Смотрите, посту­пайте так, как повелел вам Господь, Бог наш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево. Ходите по тому пути, по которому по­велел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Втор. 5, 32—33).

И действительно, легче жить в соответствии со своей природой. Об этом говорил римский император Марк Ав­релий. И если юриди­ческие законы и требования морали соответствуют законам природы, то они без возражения выполняются. Вот и я стараюсь, чтобы мои подопечные научились жить в соответствии с Законами, по которым они устроены, без отклонений «ни направо, ни налево».

Притчи Соломоновы

Цель их — «...познать мудрость и наставление, понять изрече­ния разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рас­судительность...» (Прит. 1,2—4).

В чем же видится начало мудрости? «Начало мудрости — страх Господень...» (Прит. 1,7).

Очень важное положение. А чего следует бояться атеис­ту? Понятно чего — нарушать законы природы, в том чис­ле и законы общения, ибо они не знают исключений. Я опускаю очевидные наставления типа «не следует иметь общих дел с ворами, разбойниками, обманищками».

А вот призыв премудрости бороться с невежеством я хочу подчеркнуть. «Доколе, невежды, будете любить невеже­ство? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут нена­ви­деть знание?» (Прит. 1, 22). «Я [премуд­рость] звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обли­чений моих не приняли; за то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня...» (Прит. 1, 24—29).

Здесь я хочу прервать речь премудрости. Многие совре­менные методики (психоанализ, гештальттерапия, когни­тивная психотерапия и др.) направлены на осознание того, что в Библии называется пре­муд­ростью. В психотерапевти­ческой практике и практике консульти­рования пациенты и клиенты, находясь в состоянии выраженного эмоциональ­ного напряжения, не могут и не хотят понять, что говорит им психотерапевт или психолог. Премудрость покидает их, и приходят на них «ужас, как буря, и беда, как вихрь». Но поздно шить парус, если началась буря.

А теперь снова предоставим слово премудрости: «Не при­няли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыс­лов их» (Прит. 1, 30—31).

И опять появилось у меня желание прервать речь пре­мудрости и обратить внимание на то, что большинство лю­дей страдают не от глупости, а оттого, что не смогли найти правильный путь (ума доста­точно, а разума, премудрости не хватает). Что бы ты умного ни делал, если не стоишь на правильном пути, имеешь неверные помыслы, исход один — падение в пропасть.

Но вернемся к речи премудрости:

«...слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Прит. 1, 33).

Фактически здесь все отражено правильно. Но форма изложения— запугивание. Вот почему нередко при чтении этих отрывков проявляется прямо противоположный эф­фект. Задача психотерапии — преподнести этот материал в другой форме, что и делается с помощью современ­ных ме­тодов.

Вторая глава притч Соломоновых — это гимн мудрости и разуму.

«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудро­сти, и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь при­зывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как Сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Прит. 2, 1-5).

«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет при­ятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путямитьмы...» (Прит. 2, 10—13).

И еще:

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, кото­рый приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобре­тения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желае­мого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава...» (Прит. 3, 13—16).

«Она — древо жизни для тех, которые приобретает ее, — и бла­женны, которые сохраняют ее!» (Прит 3,18).

«...Храни здравомыслие и рассудительность, — и они бу­дут жизнию для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безо­пасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не спот­кнется. Когда ляжешь спать, не будешь бояться; и когда ус­нешь, сон твой приятен будет» (Прит. 3,21—24).

Далее идут конкретные советы, что следует делать, а чего не следует.

Не следует отказывать в благодеянии нуждающемуся, когда в силах сделать это, замышлять против ближнего зло, когда он без опасения живет с тобою, ссориться без причи­ны, вступать на стезю нечестивых.

И опять о значении мудрости;

«Приобретай мудрость, приобретай разум... Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем име­нием твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвы­сит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Прит. 4,5—9).

«Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побе­жишь, не споткнешься» (Прит. 4, 12).

В своей работе я следую этим указаниям и систематичес­ки зани­ма­юсь логикой, этим шлифовальным камнем ума. Читателя я прошу вернуться к лекции о когнитивной тера­пии. Там как раз идет обучение мудрости (распознавание малоадаптивных мыслей и их удаление и из сознания, и из бессознательного).

Целую главу посвящает Соломон предостережению от супружес­ких измен.

«Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдо­острый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достига­ют преисподней» (Прит. 5,3—5).

«Держи дальше от нее путь твой, и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело будут истощены...» (Прит. 5, 8-12).

«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колоде­зя» (Прит. 5,15).

Между прочим, поклонники уринотерапии используют эту фразу для обоснования своего метода лечения. Курьез­но, но факт!


«Источник твой да будет благословлен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланию и прекрасною серною; груди ее да упояют тебя во всякое время; любовию ее услаждайся постоянно» (Прит. 5, 18—19).

И еще:

«Не пожелай красоты ее [чужой жены] в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба; а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горя­щим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Прит. 6, 25—28).

«Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума...» (Прит. 6,32).

Но ведь не исполняются заповеди! Морализировать не годится. В процессе психотерапии я привожу конкретные факты, иллюстри­рую­щие положения Библии. Выход в наше время — развод. Внебрачная связь подрывает здоровье, финансы и отнимает слишком много времени. Глупо! А профилактика супружеских измен должна быть позитивной и заключаться в коррекции сексуальных отношений. Тогда и в голову не придет искать «уста чужой жены».

Соломон предостерегает от поручительства за другого.

«Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Прит. 6, 1—2).

Это положение перекликается с одним из семи речений греческих мудрецов: «Ни за кого не ручайся!» До чего вер­ное правило!

Бот рассказ одного из моих коллег:

«Я поручился за своего ученика и устроил его в одно очень пре­стижное учреждение, хотя видел ряд его недостатков. Но уж очень он просил. Там он совершил ряд проступков, которые были несов­местимы с работой в этом учреждении. Он оказался нечистоплот­ным в делах и в личных отношениях. Ему предложили уволиться. Если бы он усвоил те принципы, по которым живу я и мои учени­ки, он бы немед­ленно уволился. Но нет! Началась тяжба. Руково­дитель учреждения совершенно справедливо предъявил мне претен­зии и сообщил об этом моему начальнику. В конце концов он уволился, но у меня были серьезные неприятности. Кроме того, в после­дующем этот человек распространил обо мне слухи, обвинив меня в тех действиях, которые совершал он: вхождение в доверие, кража бланков, шантаж и угрозы. Большого вреда он мне не при­чинил, так как репутация моя была достаточно хорошей, и потом все стало на свои места. Но мне было неприятно..»

Этот случай позволил мне сделать практический вывод. Все мои ученики устраиваются на работу сами. Я им помо­гаю только составить сценарий переговоров. Конечно, они указывают, что у меня учились. Чаще им удается устроить­ся так, что их руководители не обращаются ко мне за кон­сультациями. Когда же следует звонок, я даю положи­тель­ную характеристику своему ученику, если я действительно о нем хорошего мнения. Если же мнение о нем у меня не сложилось или оно отрицательное, то подтверждаю, что он у меня учился, и говорю, что за короткий период учебы я не успел хорошо узнать его.

Поэтично наставление не лениться:

«Поищи к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повели­теля; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Прит. 6, 6-11).

К сожалению, в Библии не показано, как человек ста­новится лени­вым. Ведь дети изначально не ленивы. Наши наблюдения показали, что лень развивается при неправиль­ном воспитании, когда детям не разрешают делать то, что они хотят, и заставляют делать то, что им не хочется. Раз­работан ряд технических приемов, позволяющих перевес­ти желательную для детей деятельность в социально полез­ную.

Все Законы вечны и присутствуют везде, но действуют они только тогда, когда имеются соответствующие условия. Вода при 100°С и атмосферном давлении 760 мм ртутного столба кипит. Это Закон. На Земле есть соответствующие условия, и мы можем наблюдать его действие. На Солнце таких условий нет, поэтому там этот Закон не действует. Но если соответствующие условия на Солнце будут созданы, то и на нем вода будет кипеть при 100°С.

Вот некоторые изречения из Притч Соломоновых, ко­торые используются в психотерапевтической работе. При­вожу их почти без пояснений.

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина краси­вая и безрассудная» (Прит. 11,22).

Не в бровь, а в глаз. Об этом я рассказываю в статье «Пси­хология красоты» в книге «Психотерапевтические этюды».


«Путь глупого прямой в его глазах» (Прит. 12,15).

Это примета дурака.

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а испол­нив­шееся желание — как древо жизни» (Прит. 13,12).

«В устах глупого — бич гордости...» (Прит. 14,3).

«И при смехе иногдаболит сердце, а концом радости бы­вает печаль» (Прит. 14,13).

Это изречение я использую, когда хочу проиллюстриро­вать тезис о том, что при слишком бурном выражении ра­дости происходит напрас­ная трата энергии и душевных сил.

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово воз­буждает ярость» (Прит. 15,1).

«Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Прит. 15,15).

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит. 17,22).

«Погибели предшествует гордость, и падению — надмен­ность» (Прит. 16,18).

Понятно без разъяснений.

«Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость» (Прит. 16,22).

«Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целеб­на для костей» (Прит. 16,24).

«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Прит. 16,32).

Красиво и верно! Но долготерпение бывает только у того, у кого есть цель в жизни. Поэтому тренировать дол­готерпение бесполезно. Нужно наметить цель. Тогда и по­явится долготерпение. Примером тому могут служить все люди, достигшие успеха: писатели, спортсмены, музыкан­ты и пр.

«Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» (Прит. 17,12).

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и зат­воря­ющий уста свои — благоразумным» (Прит. 17,28).

У Пушкина читаем: «Хранить молчанье в важном споре».

«Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» (Прит. 18,2).

«Слова наушника — как лакомства, и они входят во внут­ренность чрева» (Прит. 18,8).

Хорошее предупреждение и красиво сказано.

«Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Прит. 18,12).

Хорошая примета! Проанализируй судьбы исторических лиц.

«Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Прит. 18,13).

Порок, который я часто наблюдаю у руководителей. При таком поведении ты себя обнажаешь, а то, о чем думает партнер, не узнаешь.

«Подарок у человека дает ему простор и до вельмож дове­дет его» (Прит. 18,16).

Рекомендация давать взятку.

А ниже можно прочесть:

«Подарок тайный потушает гнев, и дар в пазуху сильную ярость» (Прит. 21,14).

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюб­ным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Прит. 18,24).

«Благоразумие делает человека медленным на гнев, и сла­ва для него — быть снисходительным к проступкам» (Прит. 19,11).

Хорошее правило, которое следовало бы усвоить руко­водителям, педагогам и родителям.

«Глупый сын — сокрушение для отца, а сварливая жена — сточная труба» (Прит. 1,9,13).

«Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою же­ною в пространном доме» (Прит. 21,9).

Я советую эти изречения повесить на видном месте в каждом доме.

«Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если по­щадить его, придется тебе еще больше наказывать его» (Прит. 19,19).

Это для снисходительных начальников и родителей. Действи­тельно, спустишь один раз, постепенно вспышки будут более мощными. Придется потом сильнее наказывать.

«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекаю­щийся ими, неразумен» (Прит. 20,1).

Здесь выражено отношение к алкоголизации.

«Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Прит. 21,23).

Рекомендация поменьше болтать.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Прит. 22,6).

Очень важная заповедь в духе сценарного анализа Э. Берна, согласно которому судьба человека определяется его генами и вос­питанием в первые пять—семь лет жиз­ни. Наука считает, что настав­лять нужно не в юном возрас­те, а в раннем детстве. Я за науку.

«... Кто дает богатому, тот обеднеет» (Прит. 22,16)

Подумай и убедись, что это так. Бедному можно дать немного, и он будет доволен.

«Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыль­чивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь пет­ли на душу твою» (Прит. 22,24).

Пациенты часто жалуются на гневливость своих партне­ров и хотят их переделать, а, согласно Библии, следует пре­кратить с ними общаться.

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Прит. 23,4-5).

Добавить нечего.

«В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои» (Прит. 23,9).

Многие страдания невротиков происходят от того, что они Нарушают это правило.

«...Блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает меж­ду людьми законопреступников» (Прит. 23,27—28)

Все правильно! Но это возможно только потому, что сек­суальные отношения у супругов не налажены.

«Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя» (Прит. 24, 10).

Очень мудрые слова!

«Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой» (Прит. 24, 27).

«Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сде­латься подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Прит. 26,4—5)

«Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый по­вторяет глупость свою» (Прит. 6, 11).

Не надо надеяться, что глупец поумнеет.

«Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору» (Прит. 6, 17).

Многие больные страдают из-за своей гиперсоциально­сти, из-за того, что раньше называлось «активной жизнен­ной позицией». Они вмешиваются в конфликты, возника­ющие в транспорте, в очередях, в толпе на улицах, стыдят подростков, и т. п., помогают тем, кто их не просит, и час­то попадают в тяжелое положение. Во время дискуссий они возмущаются, когда я заявляю, что прохожу мимо дерущих­ся, не читаю нотаций пьяному дебоширу. Но ведь если я это буду делать, то сейчас не смогу читать лекцию. Ведь наве­дением порядка должны заниматься совсем другие люди, профессионалы, которые знают и умеют это делать. Дока­зать мне это бывает трудно, но Библия убеждает быстрее. Один мой знакомый с возмущением рассказал мне, как в транспорте он ударил нахала, который приставал к женщи­не. А та подала на него в суд. Оказалось, что нахал был ее сожителем. Я привел знакомому эту цитату. Он рассмеялся и успокоился.

А про наушника лучше сказать то, что написано о нем в Библии:

«Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает» (Прит. 26, 20).

«Устами своими притворяется враг, а в сердце своем за­мыш­ляет коварство» (Прит. 26, 24).

«Если он говорит и нежным голосом, не верь ему; потому что семь мерзостей в сердце его» (Прит. 26,25).

Предостережения от лести:

«Что плавильня — для серебра, горнило для золота, то для человека уста, которые хвалят его» (Прит. 27,21).

«Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Прит. 29,5).

Следующие стихи весьма поучительны.

«Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не пони­маю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля сре­ди моря и пути мужчины к девице» (Прит. 30,1.8—19).

«От трех трясется земля, четырех она не может носить: Раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей» (Прит. 30,21—23).

Екклесиаст

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время выры­вать посаженное. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеять­ся; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время укло­няться от объятий; время искать, и время терять; время сбе­регать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время не­навидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1—8).

Этот отрывок я часто привожу в процессе психотерапии, особенно когда применяется когнитивная методика, где приходится корриги­ровать малоадаптивные мысли больно­го, желающего, чтобы всегда и везде ему было хорошо, что­бы его всегда и все любили, и пр. Во время сенситивного тренинга я говорю, что необходимо как можно быстрее да­вать партнеру обратную связь, сообщая о своем отношении к нему, и привожу цитату: «...Время обнимать, и время ук­лоняться от объятий».

Представь себе такую сцену.

Сидят на лавочке Он и Она, оба застенчивые и нерешительные. Наконец он рискнул и обнял ее. Все великолепно. Они сидят, об­нявшись. Оба довольны... Но вот приходит «время уклоняться от объятий». Но Он боится, что ему больше не позволят обнять, а Она боится, что Он больше не решится ее обнять, и наслаждение пре­вращается в муку. В конце концов Она не выдерживает и в гневе сбрасывает его руку со своего плеча. И все потому, что не выпол­нили этой простой библейской заповеди. Если бы обратная связь была дана в тот момент, когда объятие перестало давать наслажде­ние, то все было бы нормально.

А приведенный ниже отрывок используется при раскры­тии поло­же­ний экзистенциального анализа.

«Вот еще что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто тру­дится под солнцем во все дни жизни своей, которые ему дал Бог; потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от Них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар Божий» (Еккл.5, 17—18).

Фрейд много позднее напишет, что в этой жизни стоит делать две вещи: любить и работать.

«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчас­тия размышляй...» (Еккл. 7, 14).

И несчастье имеет смысл.

«И похвалил я веселие; потому что нет лучшего для чело­века под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровож­дает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем» (Еккл. 8,15).

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них Предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Итак иди, ешь с весе­лием хлеб твой, и пей в радости сердце вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под сол­нцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9, 4—10).

Здесь мы видим фактически полное изложение экзис­тенциального анализа, в соответствии с которым смысл жизни в труде, любви и стра­даниях. Этот отрывок широко используется в работе с покуша­ющимися на самоубийство.

«Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий...» (Еккл. 9, 17—18).

Впоследствии Фрейд отмечал, что голос интеллекта тих, но он не устает повторять — и слушатели находятся.

Премудрость Соломона

«Начало ее [премудрости] есть искреннейшее желание уче­ния, а забота об учении — любовь, любовь же — хранение за­конов ее, а наблюдение законов — залог бессмертия...» (Прем. 6, 17—18).

«Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа» (Прем. 6, 26).

Очень интересные положения. Прочитай их еще раз!

А вот как ценил премудрость Соломон:

«...Я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам и богат­ство почитал за ничто в сравнении с нею; драгоценно­го камня я не сравнил с нею, потому что перед нею все золо­то — ничтож­ный песок, а серебро — грязь в сравнении с нею. Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпоч­тительно перед светом, ибо свет ее неугасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее; я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими» (Прем. 7, 8—12).

«Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня премуд­рость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единород­ный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, влаголюбивый, ско­рый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твер­дый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо пре­мудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает, <...> Она — одна, но может все, и, пре­бывая в самой себе, все обновляет, и, преходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков…» (Прем. 7, 21—27).

Премудрость Иисуса, сына Сирахова

«Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил тво­их, того не испытывай» (Сир. 3, 22).

Очень полезный стих для невротиков, которые в силу гипер­социаль­ности взваливают на себя дела, которые не­возможно выполнить в принципе, например, перевоспитать другого человека, сделать так, чтобы все были ими доволь­ны, чтобы всякий раз им сопутствовал успех.

«Кто любит опасность, тот впадет в нее...» (Сир. 3,25).

Многие люди напоминают мне альпинистов. Просто так жить они не могут. Они сами себе создают опасности, а потом их преодолевают. Таким любителям опасностей по­мочь очень трудно.

«Не удерживай слова, когда оно может помочь: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка — знание» (Сир, 4,27—28).

Стих перекликается с другими изречениями из Библии, о которых я уже говорил.

«Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих. Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домо­чадцам твоим. Да не будет рука твоя распростертою к приня­тию и сжатой при отдания» (Сир. 4,33—35).

«Не полагайся на имущества твои и не говори: станет на жизнь мою» (Сир. 5,1).

Хороший совет для тех, кто живет по принципу: «На мой век хватит». Жалко, что эти люди Библию не читают и моих лекций не слушают.

«Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих. В речах — слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему» (Сир. 5,13—15).

«Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол: листья твои ты истребишь и пло­ды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево» (Сир. 6,2-3).

«Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки. Не заводи тяжбы с человеком богатым, что­бы он не имел перевеса над тобою; ибо золото многих погуби­ло, и скло­няло сердца царей. Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. Не шути с не­веждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки» (Сир. 8, 1-5).

«Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враж­дебный тебе: помни, что все мы умрем» (Сир. 8,8).

«Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламе­ни огня его, и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих» (Сир. 8,13—14).

«Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя; а если дашь, то считай себя потерявшим» (Сир. 8,15).

«Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, за­боться, как обязанный заплатить» (Сир. 8, 16).

Хорошие советы, и в комментариях не нуждаются.

«С отважным не пускайся в путь, чтобы он ее был тебе в тягость; ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погиб­нуть от его безрассудства» (Сир. 8,18).

Вот рассказ одного моего пациента:

«Когда я услышал этот стих в первый раз, он показался мне стран­ным и невер­ным. Но потом я проанализировал свою жизнь и понял, что причина моих неудач заключалась в том, что я всю жизнь мечтал пристроиться к сильной личности и с ее поддержкой решить свои проблемы. Сейчас я понял, что сильная личность имеет свои пробле­мы и будет использовать меня для их решения. А притязания силь­ной лич­ности гораздо серьезнее моих. И если я не могу справиться со своими задачами, то тем более не смогу выполнить его. Теперь я стараюсь решать свои проблемы сам, прибегая к помощи професси­оналов. Кстати, история фашизма, завоевательных войн и револю­ций показывает судьбу тех, кто пускается в путь с отважными».

«Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» (Сир. 10, 2).

Главный психолог в коллективе — руководитель. Он же и эмо­циональный лидер. Замечено, что в коллективе все­гда такое настроение, какое у первого лица.

«Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева — для рожда­ющихся от жен» (Сир. 10, 21).

Очень точное замечание. Гордость и гнев — признаки невротизма. Подробно об этом пишет Шопенгауэр...

«Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время нужды» (Сир. 10, 29).

Комментарии не нужны.

«Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к чело­веку за наружность его» (Сир. 11,2),

Этой теме посвящена статья «Психология красоты» из книги «Психологические этюды».

«Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, тогда и упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай. Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников» (Сир. 11, 7—9).

Все один к одному. Советы весьма необходимые. К со­жалению, ими не пользуются.

«...Не берись за множество дел: при множестве дел не ос­та­нешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не дос­тигнешь, и, убегая, не уйдешь» (Сир. 11,10).

Специально для лиц с «активной жизненной позицией», которые берутся за все.

«Во дни счастья бывает забвение о несчастье, и во дни не­счастья не вспомнится о счастье» (Сир. 11, 25).

Верное наблюдение. Позже Данте писал: «Вдвойне не­счастен тот, кто в дни печали про сладостные вспоминает времена». Я предлагаю пациентам «разбавить» несчастье какими-нибудь делами. Об этом я уже говорил.

«Минутное страдание производит забвение утех, и при кон­чине человека открываются дела его. Прежде смерти на на­зывай никого блаженным; человек познается в детях своих» (Сир. 11,27‑28).

Перекликается с речением Солона, одного из семи древ­негре­чес­ких мудрецов: «Жизни конец наблюдай».

«Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смута­ми и сделает тебя чужим для твоих» (Сир. 11,34).

«Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его...» (Сир. 12, 10).

«Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем за­мыш­ляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью» (Сир. 12,15).

«Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в обще­ние с теми, кто сильнее и богаче тебя» (Сир. 13,2).

Далее описано все то, что сделает с тобой богатый и сильный, причем очень точно. Затем идет призыв общать­ся только с равным. А если хочешь общаться с более силь­ными, стань сам сильнее.

«Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов — дикие ослы в пустыне, так пастби­ща богатых — бедные. Отвратительно для гордого смирение: так отвра­тителен для богатого бедный. Когда пошатнется бо­гатый, он поддерживается друзьями; а когда упадет бедный, то отталки­вается и друзьями. Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправ­дали его. Подвергся несчастью бедняк, и еще бранят его; ска­зал разумно, и его не слушают. Заговорил богатый, — и все замолчали и превознесли его речь до облаков; заговорил бед­ный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнется, то совсем низвергнут его» (Сир. 13, 22—29).

Может быть, кому-то это не понравится, но это правда. Не жалуйся на бедность — стань богатым. Кстати, богатство определяется не счетом в банке, а состоянием души. Тот, кто живет по закону любви — быть довольным тем, что имеешь, не мысля об ином — всегда богат.

«Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему...» (Сир. 19, 16—18).

Хороший совет!

«...Во всякой мудрости — исполнение закона» (Сир. 19,18).

Верно и обратное: если исполняешь Законы (я имею в виду законы природы), всегда поступаешь мудро...

«Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно» (Сир. 20,1).

Это об обратной связи.

«Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — все­гда» (Сир. 20,24).

Верное замечание. Невежда всегда лгун, хотя и не осоз­нает этого. Понятно, что необходимо хорошее образование, если не хочешь ока­заться лжецом. Или молчи.

«Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения. Скрытая мудрость и ута­енное сокровище — какая польза от обоих? Лучше человек, скрыва­ю­щий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость» (Сир. 20,29—31).

«Строящий дом свой на чужие деньги — то же, что соби­рающий камни для своей могилы» (Сир. 21,9).

«Поучающий глупого — то же, что склеивающий черепки, или пробуждающий спящего от глубокого сна» (Сир. 22,7).

«Прежде пламени бывает в печи пар и дым: так прежде кровопролития — ссоры» (Сир. 22, 28).

«Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую...» (Сир. 25,15).

«Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою» (Сир. 25, 18).

«Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего вра­га, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не го­нись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение» (Сир. 27, 17-27).

«Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал яро­сти его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его — ярмо железное, и узы его — узы медные, смерть лютая — смерть его, и самый ад лучше его» (Сир. 28, 20—24).

Какое серьезное предостережение! При обучении пси­хотерапевтов я всегда призываю очень осторожно пользо­ваться словами, ибо слова вызывают эмоции, эмоции — мысли, мысли — действия. Это снаружи. Внутри может произойти вегетативная буря. Пациентов я учу укры­ваться от злого языка.

«Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела доро­же всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богат­ства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь» (Сир. 30,14— 17).

Много хороших советов. И Шопенгауэр говорил позднее почти теми же словами. На психотерапевтических сеансах следует обучить больных здоровому образу жизни.

«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30, 22—25).

Один недостаток в этих советах. Здесь говорится, ЧТО делать, но не указывается КАК. Этим как раз и занимается психотерапия.

«Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет» (Сир. 33,6).

Если насмешливый, то уже не друг. Лучше всего помога­ет справ­ляться с насмешниками психологическое айкидо.

«...ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей; и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем. Доколе ты жив и ды­хание в тебе, не заменяй себя никем; ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих. Во всех делах твоих будь главным...» (Сир. 33, 19—23).

Если бы король Лир воспользовался этим советом!

«Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы» (Сир. 34,22).

А это для наших руководителей, которые не платят зар­платы своим сотрудникам.

«Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; от советника охраняй душу твою и наперед уз­най, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя; может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе: «путь твой хорош»; а сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. Не советуйся с недоброже­лателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения. Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым — о войне, с продавцом — о мене, с покупщиком — о продаже, с завистли­вым — о благодарности, с немилосердным — о благотвори­тельности, с ленивым — о вся­ком деле, с годовым наемни­ком — об окончании работы. <...> Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда больше скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения» (Сир. 37, 7—13).

На психотерапевтических тренингах показывается, что человек должен сам принимать решения и нести ответ­ственность за них. А задача психотерапевта не давать сове­ты, а научить пациента само­стоятельно принимать реше­ния.

«Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подверг­шийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыда­ние теплое, и продолжи сетование о нем, по дос­тоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тог­да утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. С несчастьем пребывает и печаль... Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспо­миная о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь» (Сир. 38,16—21).

«С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38, 23).

«Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин: ибо как из одежд выходит моль, так от женщины — лукавство женское» (Сир. 42, 12—13).

Сказано верно и коротко. Мне же пришлось написать об этом целых двадцать страниц.

 

 

4.2. Идеи принципа сперматозоида
в Евангелии от Матфея

Из Нового завета в своей работе я чаще всего обращаюсь к Еван­гелию от Матфея. В нем мне больше всего увиделись идеи гештальт­терапии. Кроме того, там также прослежива­ются идеи трансактного и экзистенциального анализа, сце­нарного перепрограммирования и т. д. Разница только в том, что Иисусу Христу удавалось получить эти результаты в одно мгновение, а психотерапевтам приходится много и упорно работать.

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5, 17).

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневаю­щийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5,21—22).

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье...» (Матф. 5,25).

Если подумать, то Иисус Христос прав. Что такое гнев? Это незавершенное убийство. Животное не гневается -- оно приходит в ярость. Глаза при этом становятся широкими, пасть раскрывается в оскале, лапы готовы к удару, и живот­ное сразу же нападает. В социуме ярость показывать не по­ложено, набрасываться опасно. И вместо ярости возникает гнев. При этом сдерживается агрессия, которая должна быть направлена вовне. Сжимаются кулаки, стискиваются челю­сти, раздуваются крылья носа. Агрессия, которая должна быть направлена на другого, направляется на себя. Если человеку часто приходится гневаться, у него постепенно портится характер, а на лице застывает недовольное выра­жение. Он перестает осознавать, что находится в постоян­ном эмоциональном напряжении. Рано или поздно посто­янно гневающийся человек, пытаясь найти причину своих неудач, начинает кого-то ненавидеть. Нельзя жить с нена­вистью в душе. Христос заботился не о врагах наших, а о нас. Когда есть нена­висть в душе, найдешь, кого ненавидеть. Эти рассуждения помогли мне понять, что мириться друг с другом нужно как можно быстрее и нельзя гневаться на дру­гого человека. В свете гештальт­терапии гнев — это признак незавершенного гештальта. Однако одной проповеди недо­статочно, нужна кропотливая работа пациента и врача.

«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вож­делением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5, 27-28).

И опять правильно! К сожалению, когда отношения между супру­гами не налажены, остаются неудовлетворен­ными те психологические и сексуальные потребности, ко­торые можно удовлетворить только с партнером противо­положного пола. Если эти потребности не удовлет­воряются в семье, а мораль не позволяет вступить в контакт с другим партнером, то волей-неволей человек начинает прелюбо­действовать «в сердце своем».

Недостаток религиозных догм, как я уже отмечал, за­ключается в том, что они просто запрещают человеку что-то делать, ибо это может привести к беде. И только психо­терапия учит человека жить так, чтобы он не нарушал в общем-то разумных социальных норм не потому, что это запрещено, а потому, что нет потребности это делать.

«Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы...». А Я говорю вам: не клянись вовсе... <...> Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5, 33—34, 37).

Замечено, что тот, кто чересчур старается уговорить кого-то, обма­нывает. Аффектируется то, чего нет на самом деле. Замечено, что когда человек клянется, то часто клят­ву свою нарушает. Это вытекает из природы человека делать все наоборот. Я бы к этому еще добавил, что не следует тре­бовать клятвы с другого человека. После того, как она дана, она скорее будет нарушена.

«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» (Матф. 5, 38, 39).

На этом основано сформулированное мною правило принципа амор­тизации. Правда, я сделал некоторое уточ­нение: «Если ты видишь, что кто-то хочет тебя ударить, постарайся сделать так, чтобы он промахнулся».

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и не­навидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благослов­ляйте проклинающих вас, благотворите ненавидя­щим вас и моли­тесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Матф. 5, 43-44).

Важная мысль. Врагов действительно следует любить, ибо от них больше толку, чем от друзей, — они тебе не по­зволяют расслабиться, они тебя тренируют.

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры и в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже полу­чают награду свою. У тебя же, когда творишь мило­стыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, что­бы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тай­ное, воздаст тебе явно» (Матф. 6, 1—4).

Ниже я хочу привести фрагмент психотерапевтическо­го занятия, посвященного этой теме.

«Вы можете спросить, а существуют ли бескорыстные поступ­ки? Существует ли благодеяние? Да, существует! Это тогда, когда «левая рука твоя не знает, что делает правая». Если я знаю, что я сде­лал благодеяние, то это и есть награда за мой поступок, и я не буду требовать благодарности за свое деяние, ибо если я требую благо­дарности, это уже не благодеяние. Тем, кому я сделал что-то хоро­шее, я должен сказать спасибо за то, что они приняли от меня мое деяние, и не буду ждать благодарности.

Поэтому я хочу сказать спасибо моим детям за то, что


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.071 сек.)