|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Физическая культура в эпоху первых политических образованийВозникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и в древних рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы исарматы, имевшие поселения на севере Черного моря и кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели различными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно-физическим воспитанием юношества. Римский писатель V века Апполинарий Сидоний писал о скифах: "У них страшные и верные руки, наносящие легкими копьями неизбежную смерть". Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и шитом, умело вели рукопашный бой, о чем сообщает древнеримский историк Корнелий Тацит. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика. У всех племен во времена празднеств практиковались состязания всадников, призовая стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные специально для игр. Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен в целях отражения опустошительных набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По свидетельству многих авторов, славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой. Современники отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита. Основной формой занятий физическими упражнениями были игрища, которые они устраивали в честь языческих богов Свагора, Ярилы, Перуна, Даждь-бога и других. В программу обычно включались игры с элементами бега и прыжков, борьбы, стрельбы из лука, кулачные бои, игры с животными, изображавшие приемы их приручения, культовые игры - горелки, прыжки через костер, "чур" и др. Различные боевые упражнения, военные танцы и хороводы обязательно исполнялись на тризнах-обрядах погребения павших воинов. По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения с признаками рабовладельческого типа физической культуры, сложились в Закавказье, Средней Азии и Северном Причерноморье. Древнейшей рабовладельческой формацией в Закавказье было государство Урарту (IX-V вв. до н.э.). Многочисленные войны, которые вело государство, требовали от жителей хорошей военно-физической подготовки. Основной боевой силой была конница, поэтому конное дело было высоко развито. В Урарту имелись даже конные заводы, проводились состязания в езде на колесницах, в скачках, фиксировались результаты прыжков коня с всадником. Кроме того, были развиты фехтование и стрельба из лука. Наследниками культуры Урарту, в том числе и физической, стали Армения и Грузия. В Древней Армении, население которой состояло из рабовладельческой аристократии, крестьян-общинников и рабов, основу армии составляло крестьянское ополчение. Поэтому физическое воспитание получали не только рабовладельцы, хотя оно у них было лучше организовано, чем у крестьян. Дети аристократов с 7-8 лет под руководством опытных воинов обучались искусству верховой езды, фехтования, стрельбы из лука, кулачного боя и борьбы. Много времени отводилось охоте и конным играм. На крупных праздниках, таких как Навасард и Вардавар, устраивались состязания с большим числом участников. Для их проведения строились спортивные арены. Жители Армении и Грузии были хорошо знакомы с культурой эллинов и римлян, многое перенимали у них и в области физического воспитания. Известно, что армянские атлеты участвовали в Олимпийских играх и добивались побед. Так, одним из последних олимпиоников был армянский князь Вараздат, выигравший на 291-х играх в 385 г. соревнования по кулачному бою. В VII-V вв. до н.э. на севере Черного моря возникли города Ольвия, Херсонес, Феодосия и другие, основанные эллинами как города-колонии. В них применялись многие элементы древнегреческой системы физического воспитания, имелись палестры и гимнасии, проводились регулярные тренировки и состязания. Наиболее известные - в честь богов Ахилла и Гермеса. На них состязались атлеты из многих городов. В программе были состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе, кулачном бое, стрельбе из лука, скачках и гонках колесниц. Кроме того, атлеты колоний выезжали в Афины для участия в Панафинейских играх и нередко выходили победителями, награждаясь амфорами с оливковым маслом и зерном. Такие амфоры были найдены участниками археологических экспедиций у Черного моря и хранятся теперь в Эрмитаже. 1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-X1V вв.) В IX в. на территории Восточной Европы возникло государство славян, центром которого стал Киев. Образование Киевской Руси знаменовало переход славянских и иных племен, проживавших на этой территории, от первобытных отношений к феодальным. С установлением феодального строя на Руси стал формироваться феодальный тип физической культуры, который характеризовался разделением на физическую культуру господствующих классов и народных масс. Киевское Государство возглавлял Великий князь, которому подчинялись князья и посадские мужья, управлявшие отдельными регионами страны. Во время боевых междоусобных действий, для отражения военных набегов и участия в военных походах к основному составу княжеской дружины, состоявшей из феодалов, набирали народное ополчение из крестьян. Поэтому в физическом воспитании не было резкой классовой дифференциации. Феодалы были заинтересованы в хорошей физической подготовке ополченцев и сами нередко занимались ею. В X1-XIV вв. Русь вела длительную борьбу за свою независимость с половцами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, татаро-монголами - более 160 войн, не считая междоусобных. Эта борьба требовала от народа высоких физических качеств - выносливости, силы, ловкости, умения бороться, владеть оружием. Все это в значительной мере определяло военно-прикладную направленность системы физического воспитания, хотя, наряду с военными, в народе широко бытовали физические упражнения, связанные с трудовой деятельностью, зимними и летними развлечениями и играми. Ценными источниками, дающими представление о распространенных на Руси физических упражнениях и играх, являются древнеславянские летописи - Ипатьевская, Лаврентьевская и другие, такие литературные памятники как "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", былины и сказания о русских богатырях, народные пословицы и поговорки. Из них мы узнаем, что на Руси широкой популярностью пользовались борьба, кулачные и фехтовальные бои, стрельба из лука, поднятие и метание камней, бег, ходьба на лыжах, верховая езда, плавание и гребля. В Лаврентьевской летописи есть свидетельство об играх с домашним быком. Повсеместно была распространена борьба. Фрески с изображением борцов до сих пор сохранились в Софийском соборе Киева. В ряде княжеств распространилась славяногорицкая борьба. Популярны в народе были разнообразные приемы ратоборства. Они включали фехтование на палицах, с копьями, обоюдоострыми мечами, рубку саблями. В фехтовальных поединках применялись дубинки - "ошарашники", дротики-сумецы. Ратоборцы обучались приемам защиты телом, подножкам, уходам и уверткам от ударов, что нашло отражение в пословицах - "не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся", "силач силачом, а ловкость и сноровка свое возьмут". Особой популярностью на Руси пользовались кулачные бои - поединки - "сам на сам" и групповые - "стенка на стенку". Одиночные бои чаще всего применялись для разрешения споров. В групповых кулачных боях сходились деревня на деревню, улица на улицу, слобода на слободу. Участники делились на "стены" по возрасту - подростки, юноши, взрослые, причем подростки дрались с подростками и не имели права биться с юношами, а юноши - с взрослыми. Существовал целый ряд и других неписаных правил и этических норм, которые строго соблюдались. Например, - "лежачего не бить", "подножек не ставить", "биться лицом к лицу", "со спины не нападать", "заначку в рукавицу не класть", "в схват не браться", "на чужую сторону не переходить" и др. Таких правил насчитывалось около 20-ти, что свидетельствует о попытках регламентировать кулачные бои как средство физического воспитания. В приемах кулачного и фехтовального боя было много сходного с тактическими приемами, используемыми во время боевых действий княжеских дружин. Популярность борьбы и кулачного боя в народе подтверждается пословицами "без борца, да бойца - нет венца", "кулачный боец - добрый молодец". В зимнее время, особенно в северных княжествах, были распространены катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, "взятие снежных крепостей". Летом играли в бабки, городки, чурки, набивные мячи; бытовали игры на преодоление сопротивления, с элементами погони и поиска (бег взапуски, "прятки") и др. Издревле в народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имевшиеся в каждом подворье парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время - с купанием в проруби. Важное прикладное значение имело гребное дело. Гребля широко использовалась в трудовой практике и во время военных походов, что требовало специальной подготовки. Русские дружинники были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом. В скандинавских сагах имеется запись о том, что славянский флот из 760 ладей в августе 1136 г. участвовал в морском сражении у норвежского города Конундахалду и захватил его. О размерах ладей можно судить по тому, что в каждой находилось по 44 воина и 2 лошади. Несмотря на то, что после крещения официальной религией стало христианство, в большинстве регионов продолжали проводить игрища, посвященные языческим богам. Сложились определенные формы их проведения, дни календаря, например, 16 февраля - день "встречи зимы с весной", 26 июня - день Купалы, Судя по летописным данным игрища, носили массовый характер. Нередко они устраивались на местах исторических битв в память о подвигах героев, а иногда приурочивались даже к христианским праздникам. У феодалов, составлявших старшую дружину князя, сложилась своя система военно-физической подготовки. Она основывалась на народных упражнениях и играх, но имела различия в средствах физического воспитания и формах его организации. Важное место в обучении молодых воинов отводилось овладению прикладными навыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия, охоте с соколами и гончими, облавами на крупного зверя. В качестве средств физической подготовки использовались бег на большие расстояния, упражнения в лазаньи, борьба и кулачный бой. Периодически при дворах Великого и удельных князей устраивались "конные ристания", в программу которых входили скачки, рубка на скаку, вольтижировка, стрельба из лука, метание копий, фехтование и борьба. О так называемых "турнирах знати" - "господарских утехах" - организуемых в княжеских дворах и фактах посвящения боярской молодежи в рыцари, упоминается в Ипатьевской летописи. Представление о физическом воспитании и физической подготовке феодалов можно составить по сведениям о Владимире Мономахе. Он был крепкого телосложения, физически силен и вынослив. Отличный охотник, он вступал в единоборство с медведями, кабанами, лосями и даже, зубрами. Митрополит Никифор, в одном из писем, упоминает о привычке Мономаха ходить зимой на лыжах. Сам Мономах писал, что сотни, раз скакал из Чернигова в Киев, к отцу, преодолевая за день 140 км. Он со своей дружиной провел 83 дальних похода верхом и на ладьях. В "Поучении детям своим" Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту и верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость. Он завещал потомкам быть мужественными, не бояться "ни рати, ни зверя". "Поучение" - своеобразное педагогическое сочинение, которое донесло до нас цели и содержание физического воспитания представителей господствующего класса. Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, объединив три четверти его территории. Но после его смерти междоусобицы обострились. Феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом на плечи народа легло монгольское иго. Русичи были оттеснены завоевателями в лесные дебри северо-востока, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены прямых контактов с Европой. В этих условиях Русь смогла, с одной стороны, сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе, и в области культуры физической, с другой - более чем двухвековое иго стало причиной экономической, культурной и политической отсталости. 1.4. Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв.) Необходимость освобождения от татаро-монгольского ига, защиты от завоевателей с Запада, потребность выхода к морским торговым путям, объективно способствовали постепенной ликвидации удельной розни и привели в XV веке к объединению русских княжеств. На их территории было создано Русское национальное, а затем и многонациональное централизованное государство во главе с Москвой. Укрепление феодальной власти и усиление крепостной зависимости крестьян привели к более заметному обособлению физической культуры господствующих классов от самобытной народной системы физического воспитания. Вместе с тем, объединение земель в единое государство способствовало формированию общенациональной физической культуры. Элементы физической культуры русского народа распространились среди населения вошедших в состав государства территорий. Вместе с тем, некоторые упражнения и игры народов Севера, татар, башкир и других народностей стали применяться у русских. Шел процесс естественного отбора наиболее рациональных форм и методов физического воспитания, регламентации правил проведения состязаний и игр, дифференциации отдельных видов упражнений. Так, выделились разновидности борьбы - в схватку, не в схватку, на поясах (кушаках). То, что не оправдывало себя на практике, постепенно изживалось, то же, что оказывалось ценным - повсеместно распространялось. Помимо традиционных, известных в прошлом средств физического воспитания, получили развитие и новые виды упражнений и игр: катание на качелях, гигантские шаги, ходьба на ходулях, катальные горки, прыжки с подкидных досок, лазанье по столбам, перетягивание каната, лапта, кила - игра, похожая на футбол. Однако народная физическая культура развивалась стихийно, самобытно. Закрепощенный народ не имел возможности осуществлять организованное и систематическое физическое воспитание. Более того, окрепшая к тому времени, православная церковь, рассматривала игры и развлечения народа как проявление язычества и объявляла их греховными. Против них были направлены свод церковных законов "Стоглав" (1551 г.), 92-я глава которого именовалась "Об игрищах эллинского беснования", и книга житейских правил "Домострой" (1580 г.). Мусульманская религия, распространенная среди некоторых народов Поволжья, также проповедовала аскетизм, объявляя игры и физические упражнения делом не угодным Аллаху. Против народных форм физического воспитания выступала и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал в угоду церкви указ, запрещающий народные игры и забавы. if Содержание физического воспитания феодалов определялось задачами подготовки их к военному делу. Для этого по-прежнему использовались упражнения прикладного характера, прежде всего - верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота. Детей с малых лет готовили к военной службе, которая к этому времени стала для феодалов наследственной обязанностью. Кроме военно-прикладных упражнений в физическом воспитании детей практиковались игры в мяч, шахматы и шашки, катания на санях с гор, на качелях, и другие подвижные игры и забавы. Одним из наиболее распространенных развлечений в быту дворян и бояр стали "потехи", на которых выступали борцы, кулачные бойцы, скоморохи-акробаты, канатоходцы, участники поединков с медведем, просто силачи, чаще всего из числа крепостных крестьян. Организованная физическая подготовка войск до XVII в. не проводилась. Но уже к началу XVII века, в связи с усовершенствованием огнестрельного оружия и зарождением линейной тактики, возросла роль пехоты. Для ее подготовки русский полководец Скопин-Шуйский разработал в 1647 г. руководство - "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", в котором предусматривал строевую и физическую подготовку, обучение бегу, плаванию, стрельбе, преодолению препятствий. Особое место в русском войске занимали лыжные рати. По своему характеру обучение русских воинов было более разнообразным, чем основанная на строевой муштре, подготовка войск Западной Европы. Рост и укрепление Русского государства повысили потребность в просвещении масс. Появилась медицинская и педагогическая литература, в которой отражались и вопросы физического воспитания. Для развития теории физического воспитания наибольшее значение имел труд ученого монаха Епифания Ошвинецкого, жившего в середине XVII века, - "Гражданство обычаев детских". Выделив в нем главу "О игрании", Славинецкий сделал первую попытку классифицировать игры детей и выяснить их ценность для физического и нравственного воспитания. Он разделил игры на пригодные и непригодные для воспитания. К первым отнес те, которые развивали силу, ловкость, смекалку и другие полезные качества и навыки. Непригодными назвал игры в кости, карты и иные азартные игры, развивающие корысть, тщеславие, принуждающие ко лжи и обману. Славинецкий ошибался, относя к непригодным борьбу, плавание и лазанья, по-видимому, считая их опасными для здоровья и жизни детей. Но в целом его труд был прогрессивным явлением, поскольку отражал идеи новой, гуманистической педагогики. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |