|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОЦИОКОММУНИКАТИВИСТИКА
В социологии, начиная с первой четверти XX столетия, получили распространение целый ряд учений о социальной коммуникации. Их можно представить следующим образом. Лингвистические теории социальной коммуникации — они ведут начало от работ знаменитого швейцарского языковеда Ф. де Соссюра, находившегося под заметным, влиянием идей О. Конта, Э. Дюркгейма и Г. Тарда. Де Соссюр рассматривал язык — важнейшее средство социальной связи — как "коллективное произведение" и считал, что к языку следует относиться как к "социальному факту". Для Соссюра "язык есть система, все элементы которой образуют целое". Поскольку же язык есть сугубо социальное явление, его следует отличать от речи — явления индивидуального. Чрезвычайно важным является положение швейцарского лингвиста о "речевой деятельности". При этом, как неоднократно подчеркивал сам автор теории, именно язык выражает социальный аспект Многие идеи Ф. де Соссюра в последующем развил и дополнил французский лингвист А. Мейе. Наибольший интерес для нас представляют положения Мейе о способности языка (речи) воздействовать на поведение и психические состояния людей и, следовательно, способности управлять действиями индивидов. В дальнейшем эта идея была подхвачена и развита представителями пражской школы функциональной лингвистики, которую обычно рассматривают как раздел структурной лингвистики. В знаменитой исследовательской программе "Тезисы Пражского лингвистического кружка" его члены указывают на две основные функции языка — социальную (связь между индивидами) и экспрессивную (способность вызывать определенное эмоциональное состояние, ответную реакцию). Видный член Пражской школы в языкознании Р. Якобсон подробно проанализировал структуру языковой коммуникации и представил ее в следующем виде: Контекст В соответствии с этой структурой проявляются основные функции языковой коммуникации: - эмотивная (она связана с адресантом и заключается в егоотношении к передаваемому сообщению); - конативная (функция, направленная адресату с целью вызвать у него ответную соответствующую реакцию); - фатическая (функция установления контакта межцу адресантом и адресатом); - поэтическая, или эстетическая (эта функция связана с формой сообщения, скажем, стихотворной, прозаической, музыкальной, мимической и т. д.); - метаязыковая (это то, что связано с кодом передаваемой информации); - референтная (функция, обусловленная контекстом сообщения). Прагматические теории социальной коммуникации связаны с именами Ч. Морриса, Л. Блумфилда, Б. Скиннера и др. Ч. МОРРИС (1901—1979) — автор так называемого диспозиционного подхода к речевому поведению, суть которого заключается в понимании значения знака (языка) как диспозиции, т.е, указания к определенному действию. Согласно Моррису, только люди используют в своих взаимоотношениях знаки. Соответственно, первым условием социального бытия становится язык, а развитие и функционирование языковой (знаковой) системы представляет, по Моррису, семиозис, слагающийся из синтаксиса (связь знаков между собой), семиотики (знаковых значений) и прагматики (управления человеческими взаимоотношениями и поведением посредством знаков). Л. БЛУМФИЛД считает, что коммуниканты (субъекты коммуникации) друг с другом связаны в двух планах: речевом и неречевом (практическом). Причем речевое взаимодействие является референтным, оно заменяет практическое взаимодействие (поведение). Прагматический аспект коммуникации связан с практическими интересами, потребностями и вообще реальной действительностью. Поэтому язык и вообще знаковые системы играют в коммуникации лишь вспомогательную роль, тогда как сам коммуникативный процесс, сами коммуникативные связи определяются в первую очередь практическими задачами и целями коммуникантов. Н. СКИННЕР (г.р. 1904) описывает коммуникацию в терминах бихевиоризма и необихевиоризма. Коммуникация при таком подходе интерпретируется как вид "социального обмена", главным законом которого является "выгода" для одной или обеих сторон (участников) "обмена". Общую философско-социологическую концепцию социальной коммуникации попытались создать основоположники символического интеракционизма Дж. Г. Мид и Г. Блумер, а также позднее активный член уже известной нам франкфуртской школы Ю. Ха-бермас. Для названной концепции показателен закрепившийся в социологии на многие десятилетия подход к обществу вообще как к системе коммуникации. Для известного нам американского со- Другого ведущего разработчика концепции символического интеракционизма Г. БЛУМЕРА (1900—1987), являющегося автором самого термина "символический интеракционизм", обычно представляют как ученого, стоящего у колыбели теории массовой коммуникации. Являясь продолжателем идей Дж. Г. Мида, Блумер связывает процесс формирования значений с "личностным Я". Законом массовой коммуникации и является нивелирование индивидуальных значений. Проблемам социальной коммуникации Ю. ХАБЕРМАС (г.р. 1929) посвятил специальные сочинения "Коммуникация и эволюция общества" и "Теория коммуникативных действий" (в 2-х тт.). Кратко рассуждения ученого сводятся к следующему. Основу общественной системы образуют взаимодействие (интеракция) и взаимопонимание. Люди (индивиды) проживают в трех взаимопересекающихся мирах: во-первых, в объективном мире, где имеют место деловые отношения; во-вторых, в социальном мире — мире нормативных и оценочных отношений; и, в-третьих, в субъективном мире, который образуют человеческие чувства, переживания, надежды, размышления и т. п. Соответственно, к объективному миру отношение индивидов Хабермвс характеризует как деловое, к социальному миру — как нормативное, к субъективному миру — как экспрессивное. Отношение ко всем трем мирам индивиды выражают посредством языка, причем языковое оформление индивидуального отношения в первом случае ориентировано на истину, во втором случае — на норму, а в третьем случае — на правду. Соответственно рассматривает Хабермас три "ценностные сферы": сферу науки, где имеют место человеческие притязания на Язык как главное средство, или способ, социальной коммуникации при таком подходе должен выполнять функцию не только передачи некоего сообщения, но и содержать смысл индивидуального притязания. И понимание поэтому заключает в неразрывной связи два момента: объективность и интерсубъективность. Важное место в теории Хабермаса занимает анализ современного общества, отличительной особенностью которого, по мысли самого автора, является рационализация коммуникативного поведения людей. Названный процесс находит свое воплощение в "колонизации" "жизненного мира" "системным миром". Второй — это мир анонимных, "инструментальных" отношений, связанных с рынком и государством. Все "острые" проблемы современной жизни, считает ученый, вызываются разрастанием "системного мира" за счет "жизненного мира". В соответствии с франкфуртскими традициями Хабермас разрабатывает рецепты избавления общества от его социальных болезней. И один такой рецепт: поставить с помощью прогрессивных социальных и политических сил барьер на пути "системного мира". В 40-е годы XX столетия в США получила распространение техническая концепция коммуникации. Ее основоположники — авторы книги "Математическая теория коммуникации" инженеры К. ШЕННОН и У. УИВЕР. Согласно их подходу, систему коммуникации образуют: 1) источник, 2) послание, 3) преобразователь сигнала (средство кодирования и декодирования информации), 4) получатель сигнала (информации), 5) цель коммуникации. Один из названных авторов К. Шеннон вошел в историю науки как создатель количественной теории информации. В числе основных разработчиков теории массовой коммуникации видное место занимает американский социолог Г. ЛАССУЭЛЛ (1902—1978). Во-первых, он обратил внимание на функции коммуникации. Их, по Лассуэллу, три: 1 — функция надзора за социальной обстановкой, предохраняющая людей от возможных опасностей; 2 — функция корреляции различных частей общественного организма для адекватных ответов на складывающуюся ситуацию; 3 — функция трансмиссии социального опыта от одного поколе- Семиологическая концепция социальной коммуникации связана с именем итальянского писателя, культуролога, философа и социолога У. ЭКО (г.р. 1932). Он определяет коммуникацию в технических терминах. Для него это процесс "перемещения сигнала". И сам по себе этот процесс имеет следующую структуру: шум В модели Эко появляется очень важное понятие "текста" и его "интерпретации", а то и другое в свою очередь связаны с понятием "культуры". Вещественная модель коммуникации предложена Ж. БОДРИЙЯРОМ (г.р. 1929). Французский социолог рассматривает коммуникацию не столько как связь между людьми, сколько как связь между людьми и вещами. Другими словами, по Бодрийяру, в коммуникации реально участвуют не только субъекты, но и вещи, которые обозначаются им как "символические объекты". Это мебель, одежда, предметы гигиены и т.д. Интересны, в частности, рассуждения о роли белого цвета, который выполняет определенную функцию социальной коммуникации. Это цвет "чистоты", "девственности", "гигиены", "здоровья". Любая старинная вещь становится знаком "прошлого", "истории", "прожитого" и "пережитого", символом "памяти", "эпохи". Модель социальной коммуникации Бодрийяра легла в основу современной теории рекламы. Деконструктивистская теория комуникации разработана французским ученым Ж. ДЕРРИДОЙ (г.р. 1930). Ее суть заключается в отходе от понимания коммуникации как процесса преимущественно знакового. Если допустить, что текст, рассуждает Дер-рида, — не просто лингвистический феномен, то деконструкти-визму надо заниматься тем, что называется "реальность", "экономика", "история". Значение знака как средства коммуника- Деррида утверждает, что любой текст амбивалентен, т.е, в нем скрыты по крайней мере два смысла, противоположных друг другу. И понять действительный смысл текста можно не в связи с "буквальным значением" или нормативной истиной, а только в сравнении с другими текстами. Этот принцип Деррида называет интертекстуальностью. Постструктуралистские модели коммуникации разрабатывали французские социологи Ж. Лакан, Ж. Делез и др. В частности, Ж. ЛАКАН (1901—1981) исходил в своих рассуждениях из идеи 3. Фрейда о главной роли в человеческом поведении бессознательного начала. Такой формой бессознательного служит так называемая "зеркальная фаза" в индивидуальном развитии ребенка, когда он учится узнавать свое собственное изображение в зеркале. Именно отсюда начинается развитие коммуникативных представлений с элементами обратной связи. Функция речи, считает Лакан, — не информировать, а вызывать представление. Отсюда задача — анализировать то, что субъект не говорит. Язык молчания, который впоследствии проанализировала Э. Эстерберг, проявляется в следующих модусах: "молчания, вызванного неопределенностью", "выжидательного молчания", "угрожающего молчания", "молчания, вызванного настороженностью", "молчания-размышления", "оскорбленного молчания". Кроме того, может быть "молчание от усталости", "молчание, вызванное желанием отдохнуть", "молчание от уныния", "молчание от удивления или смущения". Лакан отходит от концепции "нормативной коммуникации". Именно в этой связи он вводит новое понятие "коммуникативного идиота". Это субъект, который не знает не только то, что говорит, но еще не знает и о своем незнании. Как участник коммуникативного процесса в обществе такой персонаж встречается довольно часто. Иной постструктуралистский вариант коммуникации предлагает Ж. ДЕЛЕЗ (1925—1995). Согласно его исходному тезису, язык как и само бессознательное, может ничего не выражать. Бессознательное есть лишь своеобразная пружина (машина), запускающая человеческие действия ("желания", в терминологии Делеза) и, соответственно, коммуникативные процессы между людьми. Знаки не имеют значений, не являются означающими, они лишь провоцируют действия ("желания"). В соответствии с терминологией Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |