|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Использование знания
Используй приобретаемое тобой знание в жизни, и это поможет тебе заучивать его, что вполне осуществимо во многих областях знания, например при заучивании слов мольбы и поминания Аллаха (ду‘а и зикр), при изучении хадисов о благонравии и нравственных качествах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и др. Аш-Ша‘би сказал: «Заучивать хадисы нам помогало то, что мы использовали их в жизни».
Глава четвертая Основные правила чтения и изучения книг, содержащих знание
Прежде всего ты должен знать цену тому, чем занимаешься. Ведь ты изучаешь слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также то, что помогает тебе понять их смысл. Твоя учеба – это великое поклонение, так ощути же величие, в котором ты пребываешь. Знакомясь с биографиями наших предшественников, мы видим, что они считали лучшим для себя читать хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, только совершив омовение.[339] Не забывай призывать благословение на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнося слова благословения всякий раз, когда читаешь, и писать эти слова всякий раз, когда пишешь его благородное имя. Автор книги «Аль-Ба‘ис аль-хасис», рассказывая о правилах записывания хадисов, сказал: «Пусть он всегда восславляет Аллаха и призывает благословение на Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если эти слова повторяются многократно, он не должен от этого уставать, поскольку в этих словах содержится большое благо… И пусть он пишет слова благословения и приветствия полностью, а не обозначает условными символами… и пусть не ограничивается словами «‘алайхи-с-салам» («мир ему»), а четко и полностью пишет «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»)».[340] Не забывай исправлять опечатки, если в конце книги прилагается список опечаток. Ведь может случится так, что какая-нибудь ошибка, являющаяся всего лишь опечаткой, будет сопровождать тебя долгие годы, особенно это касается правильного прочтения имен собственных. Введение к книге и различные ее указатели имеют особую важность. Поэтому тебе следует прочитать введение и указатели прежде основной части. Многие книги содержат особые выражения, свойственные только их авторам, и ты должен разобраться в них прежде, чем приступишь к чтению. К вопросу о специальных выражениях (терминах): следуя по пути знания, помни, что многие специальные слова и выражения, встречающие в шариатских текстах, раньше употреблялись не в том значении, в котором мы их понимаем сегодня.[341] Читай медленно, вникая в каждое предложение. Ничто так не вредит искателю знания в наше время, как быстрое чтение («чтение газет»), которое стало всеобщей потребностью. Это ни в кое мере не означает, что мы принижаем значение просмотрового чтения. Ведь со многими книгами, особенно с теми, которые содержат указатель с подробным обзором приводимых в них тем, читателю достаточно лишь бегло ознакомиться, а затем (внимательно) прочитать то важное или новое, (что он найдет в них для себя).[342] Если тебе повстречается какой-нибудь сложный вопрос и ты решишь, что понял его, то не удовлетворяйся лишь собственным предположением, пока, отложив книгу в сторону, не представишь себя в роли учителя, разъясняющего этот вопрос своим ученикам.[343] Чтение вслух – по мере возможности – лучше, чем чтение про себя, поскольку наравне со зрением в работу включается и слух, а чем больше органов чувств задействовано при восприятии речи, тем легче она усваивается и заучивается. Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Тому, кто читает книгу, следует читать ее вслух так, чтобы он мог слышать самого себя». Не менее поучительны слова аз-Зубайра ибн Баккара: «Когда ко мне зашел мой отец, я что-то читал про себя в тетради, и он сказал мне: “Когда ты так читаешь, твое сердце воспринимает (прочитанное) только через твое зрение. Если же ты хочешь читать (по-настоящему), то смотри (в тетрадь) и произноси (то, что видишь), вслух. Так твое сердце будет воспринимать и через зрение, и посредством слуха”.[344] Один ученый сказал: «Когда учитесь, повышайте голос – это помогает лучше запомнить и лучше отгоняет сон. Чтение про себя (необходимо) для понимания, а чтение вслух – для заучивания и для понимания». Некоторые ученые читали книгу, а затем учили ее, проговаривая каждую букву, словно повторяли за кем-то. Аш-Ша‘би сказал: «Когда учащийся учится, он должен повышать свой голос так, чтобы мог слышать самого себя, поскольку то, что слышит ухо, прочно укореняется в сердце. Поэтому человек лучше понимает то, что слышит, нежели то, что читает». Абу Хилаль аль-‘Аскари после высказывания аш-Ша‘би говорит: «Если предметом изучения является то, что улучшает речь человека, и учащийся постигает его вслух, то он будет изъясняться более правильно».[345] И, быть может, это раскрывает нам причину того, почему многие ученые сегодня, хоть и читают множество книг, но не умеют правильно и красноречиво выражаться. Это происходит потому, что они читают глазами, а не языком. Передают, что один шейх рассказывал:[346] «В одной из набатейских деревень я встретил юношу, который правильно и красноречиво изъяснялся, и я спросил его о том, как он научился так хорошо говорить, когда другие жители его деревни говорили плохо. Он ответил: “Я старался каждый день читать по пятьдесят страниц из книг аль-Джахиза, и я читал их вслух громким голосом. И уже совсем скоро я стал таким, каким ты видишь меня”. (Всегда) читай, размышляя. Приучи себя к тому, чтобы во время чтения у тебя в руке всегда была ручка, и, найдя что-нибудь ценное и полезное, записывай, чтобы не забыть, откуда это было взято. В особенности записывай те сведения, которые обнаруживаешь не там, где искал. И не забудь упомянуть источник и номер страницы, «а рядом с тем, что выписал, добавь: “заимствовано”, чтобы не перепутать с тем, что не было заимствовано. Также пиши: “дошел до стр. …”, чтобы пометить то место, до которого дочитал, и впоследствии не пропустить непрочитанного текста».[347] Не бойся заполнять книгу своими поправками и примечаниями. Некоторые из предшественников говорили: «Книга не станет излучать света до тех пор, пока не потемнеет (от сделанных в ней многочисленных поправок)»[348]. Они считали книгу достоверной, если видели в ней добавления и поправки. Сколько книг я в жизни прочитал, Сказав себе: теперь я их исправил. Затем я вновь их в руки взял И, прочитав, опять нашел ошибку и поправил. У тебя должна быть специальная тетрадь (блокнот или записная книжка), которой ты будешь доверять свои жемчуга и перлы. И будет лучше, если ты поделишь свой блокнот на (тематические) разделы и составишь оглавление, чтобы легче было с ним обращаться. А то, что не будет подходить ни под один из выделенных тобой разделов, записывай под рубрикой «Разное». Автор «Тазкират ас-сами‘»[349] сказал: «Он не должен пренебрегать ничем полезным из того, что слышит, и легко относиться к правилам, которые узнает, а пусть побыстрее их запишет». Точно так же все мысли и идеи, которые приходят тебе в голову, тебе следует записывать прежде, чем они разбредутся, как это делал Ибн аль-Джаузи в своей книге «Сайд аль-хатир». Не надейся на свою память и не обольщайся своей молодостью. Ведь придет старость, и тогда ты станешь сожалеть. Сколько полезного забывает искатель знания, а затем сожалеет о том, что не записал. Как верно наставление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданное некоторыми его сподвижниками: قَيِّدُوا الْعِلْمَ بِالْكِتَابةِ «Закрепляйте знание, записывая его». [350] Имам аш-Шафи‘и сказал: «Знайте, что это знание убегает, как убегают верблюды. Так сделайте же книги его защитниками, а калемы – его пастухами». Он также сказал: Знание твое – твоя добыча, А привязь для него – калем, что на бумаге пишет. Добычу привяжи веревкою покрепче и потуже. Ведь если ты, поймав газель, отпустишь Ее на волю погулять, то это глупо! Самым полезным чтением является то, когда ты кратко записываешь все, что прочитал. Это станет возможным после того, как ты достигнешь определенных результатов в знании и решишь взяться за чтение книг, написанных великими учеными, такими как Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим, Ибн Раджаб, ан-Навави и др. Вот тогда старайся кратко записывать содержание каждой книги, которую ты хочешь изучить, и это не так сложно, как может показаться. Более того, подобное конспектирование поможет извлечь наибольшую пользу из прочитанного и избавиться от болезни, на которую жалуются искатели знания, что они много читают, но забывают большую часть прочитанного, словно и не читали вовсе. Ты можешь последовать следующему методу. Прочитай книгу первый раз, соблюдая все перечисленные выше правила, с тем чтобы понять ее содержание, узнать ее особенности, познакомиться со стилем. Затем возьми ручку и прочитай ее второй раз, вычеркивая то, что можно пропустить: недостоверные сведения, повторяющиеся выражения или значения, то, что неактуально в наше время и т.п. Попутно записывай все сложные моменты и примечания, которые приходят тебе на ум… И испрашивай помощи у Великого и Могущего Аллаха.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |