АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как следует общаться с простыми людьми?

Читайте также:
  1. В какие инстанции следует обращаться в случае нарушения прав и свобод, гарантированных Европейским Союзом?
  2. В какой срок расследуется специальное расследование?
  3. В случае если родятся сын и дочь, то как следует разделить наследство?
  4. Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.
  5. Возражает ли тантра против того, что человек следует некоторым законам жизни и считает их нравственными?
  6. Для решения задачи следует использовать следующие сведения
  7. Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
  8. Если индивидуальные издержки фирмы выше равновесной рыночной цены, то данной фирме следует принимать меры к спасению.
  9. Из формулы (8.4) следует формула Байеса
  10. Итак, неопозитивизм (название, используемое как общее для всех этапов) исследует развитие науки и её взаимодействие с философией.
  11. КАК ОБЩАТЬСЯ С ВОЛЕВЫМ РЕБЕНКОМ
  12. Как следует вести себя в обществе шейха

 

Ибн аль-Джаузи, рассказывая о том, как простые люди растрачивают время ученых, сказал: «Если хозяин дома окажется мягок, то его гость проникнется сильным желанием (пообщаться) с ним, будет засиживаться, и не исключено, что причинит ему неудобства».[174]

В действительности общение с простыми людьми требует (от человека) огромной мудрости. Они навещают искателя знания, пользуясь своим правом быть гостем в его доме, однако засиживаются у него и с интересом слушают его, только если речь идет о мирских делах. Иной раз они сами начинают что-то рассказывать, и их уже не остановить! Лучшее, что может сделать искатель знания в подобном случае, – это заранее подготовить для них некоторые подходящие книги и почитать им полезные стихи, мудрые изречения и поучительные рассказы. Его чтение будет для него самого учебой, а для них – уроком и наставлением. Ибн аль-Джаузи говорит: «Я заметил, как много людей по своему обыкновению часто приходят ко мне в гости и называют свои визиты услужением. Они хотят, чтобы им составили компанию, передают слова людей и говорят о том, что их не касается, перемежая свои рассказы сплетнями.

И это то, что делает большинство людей в наше время. А иной раз и тот, кого посещают, сам желает и жаждет подобных визитов, не терпя одиночества. Особенно в дни праздников и поздравлений ты видишь, как люди навещают друг друга. Но они не ограничиваются лишь высказыванием своих поздравлений и приветствий, а расточают время, предаваясь тому, о чем уже упомянуто.

А когда я понял, что время – это самое дорогое и им необходимо воспользоваться для совершения благих дел, я возненавидел эти визиты и встал перед выбором: если я выскажу им свое неодобрение, то встречу непонимание, поскольку положу конец привычному, а если смирюсь с этим, то потеряю время. И я стал всячески избегать встреч. Когда же это мне не удавалось, я старался быть краток, чтобы быстрее расстаться.

Затем на время их визита я приготовил некоторые дела, которые не препятствуют беседе, чтобы время не прошло даром. Я был готов к тому, чтобы во время нежелательных встреч резать бумагу, очинять калем и сшивать тетради, поскольку делать это (все равно) необходимо, что (к тому же) не требует размышления и вдохновения. И я припас эти дела на время таких визитов, чтобы не терять ни минуты своего времени».[175]

Проблема не только в простых людях. (Даже) многие искатели знания и некоторые ученые не считаются со временем и теряют как свое время, так и время тех, с кем общаются и кого навещают. И это заставило Ибн аль-Джаузи сказать следующее: «Нет сегодня лучшей компании, чем книга, которая раскрывает тебе тайны предшественников. Что же касается компании ученых, то она (может оказаться) опасной, если они не будут разговаривать, вспоминая по большей части о вечной жизни».[176]

«Разумный человек общается только с наилучшими, достойными подражания людьми: набожными, знающими, серьезными и кроткими. И если он не найдет того, кто бы обладал этими качествами, то пусть предастся знанию и чтению книг, как сказано (в стихах):

Знание – друг преданный,

Когда я одинок, то с ним уединяюсь,

В тоске и горести в нем утешение ищу,

Когда ж делами я не занят,

То слаще знания услады не найду.

Достойные люди сказали: “Книга – это собеседник, который не лицемерит, не дает скучать, не упрекает, если оставишь его, и не выдаст твоих секретов”.

Один халиф послал за одним ученым, чтобы посоветоваться с ним. И когда слуга пришел к нему, то нашел его сидящим среди книг и читающим их. Слуга сказал: “Повелитель правоверных зовет тебя!”. Тот ответил: «Скажи ему: “У меня сейчас мудрые люди, с которыми я веду беседу. Когда освобожусь от них, приду”.

Когда слуга вернулся и сообщил об этом халифу, тот воскликнул: “Горе тебе! Кто те мудрецы, что были у него?”. Слуга ответил: “Клянусь Аллахом, о повелитель правоверных, у него не было никого!”.

Халиф повелел: “Сейчас же приведи его ко мне, так или иначе!”.

Когда ученый пришел, халиф спросил: “Кто те мудрецы, что были у тебя?”. Он ответил: “О повелитель правоверных!

Есть собеседники у нас, чьи разговоры никогда не утомляют.

Они умны, всегда верны, и им неважно, коль с ними ты или одни они.

Мы знание прошлых лет, умение мыслить, воспитание,

И славу, и господство получаем, общаясь с ними. Кто же вы?

Коль скажешь, что мертвы они, то не познаешь,

А скажешь – живы, то никто не сможет отрицать слова твои».

И понял халиф, что речь идет о книгах, и не стал порицать гостя за опоздание.

Аль-Джахиз сказал: «Я пришел к Мухаммаду ибн Исхаку, когда он был правителем Багдада. Он был в своем диване[177], а люди стояли перед ним как вкопанные. Затем через какое-то время я вновь пришел к нему, когда он был один, и обнаружил его сидящим в своей библиотеке среди книг, тетрадей и рукописей, и я никогда не видел его более благоговеющим и робким, чем тогда».[178]

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)