АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурная дипломатия

Читайте также:
  1. Глобальная культура и культурная «экспансия»
  2. ДЕ 41. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция
  3. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного научного знания и ее социокультурная обусловленность
  4. Истина как культурная ценность
  5. Культурная диффузия и ее современные контексты
  6. Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы
  7. Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х годов
  8. Культурная жизнь во второй половине 60-х — 80-е годы
  9. Культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны и Блокады (1941-1945).
  10. Культурная жизнь края
  11. Культурная жизнь России в 90-е годы XX — начале XXI в.

 

Распад СССР внес принципиальные изменения в функциони­рование внешнеполитического механизма по осуществлению меж­дународной культурной политики России. В Советском Союзе основную роль в разработке такой политики, организации культур­ного сотрудничества, реализации связей и обменов в этой области играли Министерство культуры СССР и Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами (ССОД). Союзному Министерст­ву иностранных дел отводились вспомогательные функции.

Ликвидация государственной монополии на культурную дея­тельность, децентрализация международного культурного сотруд­ничества, изменение прав собственности, появление значительно­го числа новых общественных и частных организаций, действую­щих в сфере культуры, резкое сокращение бюджетного финанси­рования культурных проектов и ряд других факторов привели к тому, что в системе федеральных органов исполнительной власти МИД России стал головным органом в области организации меж­дународного культурного сотрудничества. На него возложена одна из важнейших функций по реализации федеральной целевой про­граммы «Культура России».

В соответствии с «Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» МИД осуществляет контроль за вы­полнением международных обязательств Российской Федерации в сфере культуры, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные культурные связи субъектов Федерации. Тем более, что культур­ное сотрудничество с зарубежными странами в соответствии с международной практикой включает довольно обширный круг связей в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издатель­ского, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Важное значение имеют межконфесси­ональные связи — сотрудничество Русской православной церкви и других религий России вносит свой существенный вклад в реа­лизацию внешней культурной политики государства.

Поэтому даже предложения о проведении переговоров и дру­гих международных мероприятий, а тем более заключение между­народных договоров межведомственного характера в обязательном порядке согласовываются с Министерством иностранных дел Рос­сийской Федерации. Международные договоры, соглашения, кон­венции, протоколы, программы составляют правовую основу меж­дународного культурного сотрудничества России и подлежат вы­полнению всеми государственными и негосударственными участ­никами культурных обменов. Они же и составляют основу куль­турной дипломатии — особой сферы дипломатической деятельности, связанной с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, создания благоприятного образа страны, популяризации культуры и языков ее народов.

Для обсуждения вопросов, связанных с использованием дости­жений культуры, науки и образования во внешнеполитических интересах России, а также согласования усилий по обеспечению дипломатическими средствами российского культурного присутст­вия за рубежом при МИД России в апреле 1999 г. был создан Совет деятелей культуры, науки и образования. В соответствии с Положением о деятельности Совета он наделен функциями кон­сультативного органа. В настоящее время в него входят 35 чело­век: руководители творческих союзов и ведущих учреждений куль­туры страны, представители науки и образования, видные деятели отечественной культуры и искусства.

Министерство иностранных дел координирует работу россий­ской части другого важного института проведения внешней куль­турной политики и согласования межгосударственного взаимодей­ствия в сфере культуры — смешанных комиссий, которые созда­ются на паритетной основе представителями государственных структур России и зарубежных стран. Делается это в соответствии с двусторонними договоренностями и соглашениями о культур­ном сотрудничестве. В компетенцию смешанных комиссий входит а) подготовка обзоров выполнения действующих правовых доку­ментов и выработка новых договоренностей; б) рассмотрение ор­ганизационных и финансовых вопросов, связанных с практичес­ким осуществлением согласованных обменов в сфере культуры.

Практической реализацией внешней культурной политики России в Центральном аппарате Министерства иностранных дел, помимо региональных департаментов, занимаются Департамент международных организаций (ДМО) и Департамент по культур­ным связям и делам ЮНЕСКО (ДКСЮ). Последний в своей ра­боте опирается на решения Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Руководит ДКСЮ опытный дипломат в ранге посла. У него есть заместители, курирующие региональные направления, а также заместитель — ответственный секретарь Комиссии Россий­ской Федерации по делам ЮНЕСКО. В департаменте имеются несколько отделов: 1) Европы, 2) стран Америки, Азии и Африки, 3) многостороннего культурного сотрудничества, 4) образователь­ных и культурных программ ЮНЕСКО, 5) научных программ и общей политики ЮНЕСКО, 6) секретариата междепартаментской рабочей группы по переподготовке менеджеров и управленцев, а также 7) группа по культурным связям с соотечественниками в странах СНГ и дальнем зарубежье. Их главная задача — устанав­ливать и закреплять контакты как с министерствами и ведомства­ми Российской Федерации, так и деятелями культуры и искусства зарубежных стран.

Все специалисты, приглашаемые в департамент, обладают со­ответствующим опытом работы в посольствах или в постпредстве при ЮНЕСКО, разбираются на уровне профессионалов в вопро­сах международно-правового регулирования проблем культуры и образования. Тем не менее, опыт свидетельствует, что успех реа­лизации программ культурного сотрудничества во многом зависит от личностных качеств работников, их способности налаживать личные контакты и умения заинтересовать партнера конкретными проектами.

Департамент согласовывает все инициативы по международно­му культурному сотрудничеству с другими федеральными ведомст­вами и учреждениями, организациями и субъектами Российской Федерации, координирует деятельность региональных департамен­тов, направляет работу посольств, верстает на основе их планов общие планы культурного сотрудничества, контролирует их вы­полнение, вносит соответствующие коррективы в ходе их реализа­ции. При этом учитывает, что культурные связи должны отражать федеративное устройство Российского государства, представлять Россию как страну с многонациональной культурой.

В плане совершенствования и систематизации двусторонних культурных связей сложилась относительно новая практика под­писания программ перспективного сотрудничества, которые носят рекомендательный характер. За их подготовку, наравне с посоль­ствами, отвечает ДКСЮ. По форме и содержанию такая програм­ма представляет собой рамочное соглашение, предполагающее со­здание атмосферы максимального взаимного благоприятствования в проведении культурных мероприятий на территории государств, подписавших этот документ. В частности, речь может идти об ус­тановлении льготных таможенных и налоговых условий, ускоре­нии визовых формальностей, оказании содействия в подборе имп­ресарио и продюсеров, в привлечении спонсоров и т.д.

Особая роль в разработке и проведении внешней культурной политики принадлежит российским посольствам за рубежом, ко­торые являются одним из важнейших звеньев в механизме осу­ществления двусторонних культурных связей. Как явствует из По­ложения о Посольстве Российской Федерации, основная задача дипломатического представительства в сфере культуры заключает­ся в «обеспечении дипломатическими средствами развития со­трудничества Российской Федерации с государством пребывания в культурной области». Руководит культурной работой посольства посол. Направления работы и ее формы вырабатывает Совет по­сольства по культуре, в который входят представители культур­ных учреждений, работающих с нашей страной, сотрудники по­сольства. Реализует решения Совета аппарат культурного атта­ше. В советских посольствах эта должность обычно была но­менклатурой Министерства культуры СССР или ССОДа. Сей­час эту миссию выполняют карьерные дипломатические слу­жащие. В больших посольствах они занимают должности со­ветника, в средних — 1-го секретаря. По статусу и функциям они соответствуют ведущей должности федеральной государст­венной службы Российской Федерации категории «В».

На должности культурных атташе, как правило, приглашают дипломатов, имеющих длительный опыт работы в данной стране или регионе, наработавших обширные связи, хорошо знающих специфику, традиции, обычаи, культурные особенности страны пребывания. При подборе кадров ориентируются на людей, обла­дающих определенными организаторскими и менеджерскими спо­собностями. В то же время, атташе по культуре — это не узкая специализация. На эту работу приходят дипслужащие-страноведы, в карьере которых должность атташе по культуре является важ­ным этапом, во многом подготавливающим их переход на самые высшие ступени дипломатической службы.

Высокий профессионализм существенно облегчает решение служебных обязанностей. А они достаточно обширны: атташе под­держивает пбстоянные контакты с культурными ведомствами, уч­реждениями, организациями, деятелями культуры страны пребы­вания; руководит подготовкой и реализацией двусторонних про­грамм, составлением культурных планов; готовит правовую базу культурных связей; участвует в поиске источников финансирова­ния совместных проектов; рекомендует импресарио, которые могли бы проводить гастрольную деятельность наших артистов или организацию выставок, т.е. занимается живой и серьезной по­вседневной работой в рамках своего дипломатического статуса. От качественного уровня ее исполнения и эффективности в значи­тельной степени зависит объем и формы культурного присутствия России в стране пребывания.

Непременным залогом и предпосылкой успеха этой работы яв­ляется также наличие тесных личных контактов дипломатических служащих с участниками культурных обменов (российскими и за­рубежными) как по линии государственных, так и общественных или частных структур. Важное место в ней должны занимать парт­нерские связи с объединениями соотечественников, обществами дружбы и другими организациями, имеющими цель стимулировать культурное сотрудничество с Российской Федерацией.

Большую работу по распространению объективной и разносто­ронней информации о духовно-культурной жизни России, органи­зации изучения русского языка и проведению разнообразных культурно-просветительских мероприятий с целью ознакомления зарубежной общественности с культурной жизнью нашей страны проводят российские центры науки и культуры. В их стенах про­водятся выставки работ российских художников, встречи с находя­щимися на гастролях известными артистами, прибывшими на со­ревнования именитыми спортсменами и т.д., устраиваются музы­кальные вечера, функционируют курсы русского языка. Их сеть расширяется, они становятся стержневым компонентом нашей культурной работы за рубежом.

Таким образом, используя специфический инструментарий дипломатических форм и методов, культурная дипломатия содей­ствует достижению основополагающих целей внешней политики России. Повышение ее эффективности напрямую зависит от ква­лификации и культурного уровня тех людей, которые заняты куль­турной дипломатией, от увеличения государственной поддержки культуры в целом, в том числе политической и финансовой. Опыт России и других крупных государств, которые расходуют на содер­жание механизма культурных связей значительные средства, сви­детельствует что цельформирование позитивного международного культурного имиджа страны и ее народа — оправдывает все затраты, подтверждает необходимость и актуальность этого направления дипломатической деятельности для нашей страны.

А это весьма важно, если учесть, что противоречия современного мира все более ощутимо вторгаются в сферу интеллектуаль­ной и культурной жизни. Глобализация открывает невиданные ранее возможности для взаимного обогащения культур, совер­шенствования систем образования, обмена результатами науч­ных исследований. Вместе с тем, этот процесс имеет свои из­держки и отрицательные последствия, выражающиеся в углуб­лении неравенства государств, угрозе утраты ими своей нацио­нальной самобытности. Поэтому вопрос о сохранении культур­ного многообразия мирового сообщества встает в один ряд с наи­более крупными глобальными проблемами, требующими разреше­ния в XXI веке.

Россия в своей внешней политике исходит из того, что интел­лектуальный, духовный потенциал нации может быть реализован только в условиях многомерного и многополярного мира. Причем культуре как одному из самых гибких, а потому — наиболее дей­ственных рычагов в механизме внешнеполитической деятельности Российской Федерации принадлежит особая роль. Именно она, прежде всего, призвана работать на создание благоприятного и объективного образа России в мире — без затушевывания, но и без преувеличения ее проблем. Культура должна порождать и по­ощрять чувства симпатии к нашей стране, множить число ее дру­зей, демонстрировать открытость российского общества и служить свидетельством возрождения России в качестве свободного и де­мократического государства.

Именно этим определяется то, что культурное сотрудничество с зарубежными странами является, наряду с политическими и экономическими отношениями, одним из приоритетов диплома­тической службы. Главная задача внешней культурной политики России заключается в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с иностранными государствами; развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними; наращивании участия страны в системе многостороннего культурного сотрудничества; обеспечении интеграции Россий­ской Федерации в мировое сообщество и дальнейшем освоении российской культурой мирового культурного пространства. Рос­сийское культурное присутствие в зарубежье, как и культурное присутствие зарубежья у нас, должно способствовать и уже се­годня способствует утверждению за Россией достойного, сообраз­ного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресур­сам места на мировой сцене.

Другим приоритетом внешней политики России является ока­зание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом, прежде всего в сохранении ими своей культурной, этнической и языковой самобытности, защите прав и свобод российских граждан и русскоязычного населения в странах СНГ[184]. В этих целях устанавливаются тесные связи с рус­скими землячествами и другими общественными объединениями соотечественников. Их цель — координация с ними конкретных мер по защите их законных интересов.

Основу связей с соотечественниками через культуру составля­ют организуемые при государственной поддержке или на коммер­ческой базе артистические и художественные обмены в их тради­ционных формах гастрольно-концертной деятельности. Практику­ются также комплексные мероприятия в виде «дней культуры Рос­сии», поездки представителей различных областей культурной жизни для развития творческого сотрудничества, обмены опытом, чтения докладов и лекций, участие в международных фестивалях, конкурсах и конференциях.

Растущее значение приобретают обмены художественными вы­ставками, сотрудничество в области сохранения, реставрации, ох­раны и реституции культурных ценностей. Ведется работа по уве­ковечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами, по выявлению, сохранению и популяризации находя­щихся за границей памятников культуры, связанных с историчес­ким прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее вы­дающихся деятелей, по благоустройству воинских захоронений и памятников погибшим на территории иностранных государств за­щитникам Отечества.

Особую роль в развитии международного сотрудничества зани­мают связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и перспективным фактором мировой полити­ки. Расширяются научные обмены между учебными заведения­ми, исследовательскими организациями, фондами, архивами, библиотеками. Расширяется практика создания совместных об­разовательных учреждений, разработки государственных про­грамм переподготовки и повышения квалификации российских специалистов за рубежом, поддерживаются контакты между Академиями наук, осуществляется совместная подготовка учеб­ников и научно-методической литературы, ведется преподавание русского языка и литературы. Активизируется сотрудничество радио- и телевещательных компаний, информационных агентств, а также связи в области кинематографии, печати и из­дательского дела, спорта, туризма.

Не менее важное значение имеет и формат сотрудничества. Несущей опорой в конструкции участия России в международном культурном сотрудничестве являются двусторонние связи. Россий­ская культура открыта для всего мира. В то же время объемы и формы культурных обменов с разными странами варьируются. На них сказываются многие факторы: исторические традиции, геогра­фическая удаленность, уровень политических и экономических от­ношений, урегулированность договорно-правовой базы сотрудни­чества, материально-финансовые возможности и предметно-праг­матическая заинтересованность государственных и частных струк­тур, участвующих в осуществлении культурной деятельности за ру­бежом.

С точки зрения исторической и региональной иерархии естест­венным приоритетом внешних культурных связей России явля­ются отношения с государствами СНГ и Балтии. Россия исходит из того, что идея создания единого культурного, информацион­ного и образовательного пространства как важного фактора об­щности народов Содружества должна наполняться конкретным со­держанием.

Исключительно большое значение имеет поддержание и после­довательное расширение на равноправной и взаимовыгодной ос­нове культурных обменов со странами «Группы 8» и углубление традиционных, исторически сложившихся связей с европейскими странами. Они способствуют закреплению принадлежности Рос­сии к «большой Европе» и формированию у россиян чувства евро­пейской идентичности.

Культурная политика России в отношении государств Азиат­ско-Тихоокеанского региона строится с учетом их возрастающей роли в мировой политике и культуре. Все более важное значение приобретает традиционное сотрудничество в сфере культуры с Ин­дией и Китаем.

В отношении стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки необходимо стремиться к стабилизации и углублению достигнутого уровня сотрудничества и культурного присутствия России. Ведущую роль здесь начинают играть образовательные об­мены.

Важным инструментом обеспечения культурного присутствия России в мире, дополняющим и обогащающим двусторонние связи является культурное сотрудничество на многосторонней ос­нове. Многосторонние культурные обмены включают деятельность российских субъектов в международных организациях, в междуна­родных конференциях, многосторонних культурных акциях. Осо­бое место занимает ЮНЕСКО как своеобразный интеллектуаль­ный форум в системе ООН, отвечающий концептуальным уста­новкам России по развитию международного сотрудничества. Рос­сийская Федерация заинтересована в дальнейшем укреплении зна­чимости ЮНЕСКО, оказывает принципиальную поддержку ее де­ятельности практически по всем программам.

Осуществляется координация контактов соответствующих рос­сийских ведомств и учреждений со Всемирной организацией ин­теллектуальной собственности (ВОИС), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международным советом по охране памятников и исторических мест, Международным советом музеев, а также другими органи­зациями и структурами системы ООН, межправительственными, неправительственными и общественными объединениями и ор­ганизациями, способствующими развитию науки, образования, культуры.

Одним из важнейших направлений остается взаимодействие России с другими государствами в рамках Совета Европы, кото­рый осуществляет в нашей стране различные программы и проек­ты в сфере образования, граждановедения и воспитания молодежи. Культурное измерение составляет весомую часть сотрудничества России с ЕС, в особенности в области реализации образователь­ных программ ТАСИС и ТЕМПУС, а также с другими региональ­ными интеграционными объединениями в АТР, Латинской Аме­рике, Африке.

Итак, экономическая и культурная дипломатия, соответствую­щая ей деятельность дипломатических и консульских служащих — неотъемлемая составная часть реализации государственной поли­тики России на мировой арене. Именно поэтому в системе МИД — Центральном аппарате и посольствах — существует раз­ветвленная структура взаимодействующих подразделений: кури­рующий заместитель министра — соответствующие департамен­ты — торгово-экономические и культурные отделы посольств. Вся их работа тесно координируется с заинтересованными федераль­ными ведомствами. Наличие таких структур позволяет более кон­структивно и динамично решать возникающие оперативные во­просы и вырабатывать перспективные планы международной эко­номической и культурной политики Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Задачи и цели экономической дипломатии России.

2. Роль посольства, формы и методы его работы по продвижению экономических интересов отечественных предприятий в стране пре­бывания.

3. Задачи и цели культурной дипломатии России.

4. Функции культурного атташе посольства Российской Федера­ции в стране пребывания.

5. Какие профессионально-квалификационные требования предъ­являются к дипломатическому работнику в сфере международных экономических (культурных) связей?

 

 

Литература

1. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г., № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 1033.

2. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Россий­ской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломати­ческий вестник. 2002. № 6. С. 11.

3. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г. № 1497 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

4. Щетинин В.Д. Экономическая дипломатия. М., 2001.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)