|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И философииЭпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к античному культурному наследию, а также с рождением нового гуманистического мировоззрения, отличного от средневекового религиозного миропонимания. К основным социокультурным предпосылкам Возрождения можно отнести: - развитие культуры, науки и образования в средневековых городах, крупных университетских центрах; - появление первых элементов капиталистического хозяйства, в частности, бурное развитие торговли, банковского капитала; - уменьшение власти церкви и начало процесса секуляризации (лат.saecularis – светский), то есть, освобождение от церковного влияния различных сфер жизнедеятельности людей и формирование светской, нерелигиозной культуры (литературы, искусства, философии); - появление светской интеллигенции, постепенно заменяющей духовенство в сфере умственного труда; - трансформация аскетической средневековой морали и постепенное изменение подходов к оценке сущности человека (от «сосуда греха» и «твари, которая ослушалась Творца» до «образа и подобия Бога» и его «самого совершенного творения»); - как следствие - возникновение идей свободы личности, индивидуализма, формирование гуманистического мировоззрения; - формирование в среде ученых и философов критического отношения к средневековой схоластике и обращение к наследию античной культуры и философии. Ренессансная культура, таким образом, кардинально изменяет вектор своей направленности: от потустороннего сверхъестественного мира – главного объекта внимания со стороны средневековья – к проблемам и ценностям реального мира и живущего в нем человека. Вместе с тем, было бы ошибкой считать рассматриваемый период «эпохой благоденствия», торжества науки, абсолютной свободы личности и т.п. Эпоха Возрождения в европейской культуре – это сложный и противоречивый период борьбы светского начала с религиозным, противостояния науки и Римско-католической церкви, желающей, во что бы то ни стало, удержать свои прежние позиции в обществе. Инквизиция (лат.inquisitio - расследование) – судебно-следственный орган, созданный в Средние века католицизмом для борьбы с религиозными ересями, в ренессансный период переключился на борьбу с наукой и свободомыслием. Возрождение, таким образом, это эпоха переходного типа, «мостик» между Средневековьем и Новым временем, выстроенный на базе античности. Поэтому ренессансную культуру можно охарактеризовать как синтез античной и средневековой христианской культур, давший импульс развитию западноевропейской культуре последующих эпох. Основные идеи и принципы культуры и философии эпохи Возрождения: - антропоцентризм – центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как «образ и подобие Бога», то есть наиболее совершенное природное существо; - пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – представление о Боге как о безличной силе, повсеместно распространенной в природе; ренессансный пантеизм возник как реакция на средневековый теизм и теоцентризм, но он не имел антирелигиозной или атеистической направленности; - индивидуализм – признание автономии и прав каждой личности в обществе, возможности для личности свободного выбора и ответственности за содеянное; - гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав на свободу и счастье; уважение принципов справедливости и милосердия как норм взаимоотношений между людьми. В эту эпоху кардинально изменилось отношение к проблеме человека. Возник, так называемый, «ренессансный антропоцентризм», согласно которому центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как неотъемлемая часть и наиболее совершенное творение природы. Произошла замена основного объекта интеллектуальной деятельности: схоластическое постижение Божественного заменялось изучением человека и всего человеческого. Как следствие – формирование гуманистического мировоззрения, идеала гармонической, всесторонне развитой, свободной личности и небывалый расцвет во всех областях интеллектуального творчества и искусства. В развитии философии эпохи Возрождения выделяют следующие основные направления: гуманистические идеи и концепции, социально-политические философские доктрины, религиозную философию и натурфилософию.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |