АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское учение о материи

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. А) Первичное обучение
  7. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  8. Атомистическое учение Демокрита
  9. Атомно-молекулярное учение
  10. Атрибуты и свойства материи
  11. Б) Обучение на рабочем месте.
  12. Безвозмездное получение основных средств.

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов.

В ходе развития философской мысли складывались различные представления о материи, и, соответственно, строились различные варианты материалистической онтологии.

Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи: она трактовалась ими как субстрат (лат.substratum – основа), то есть, материал, вещество, из которого состоит все существующее. Первоначально в качестве материи рассматривали какое-либо чувственно- воспринимаемое природное явление: вода, огонь, воздух (ионийская натурфилософия). Позже античные атомисты (Демокрит, Эпикур) субстратом, из которого состоят все тела, стали считать мельчайшие неделимые частицы атомы.

Субстратный подход к пониманию материи доминировал в науке и материалистической философии вплоть до конца XIX века. Однако открытия в физике на рубеже XIX – ХХ веков (радиоактивность, делимость атома, и др.), показали ограниченность субстратной концепции материи, в рамках которой под материей понимается фактически один из ее видов (например, сегодня это – элементарные частицы, кварки). Рано или поздно прогресс науки обнаруживает ограниченность понимания того или иного материального явления как «предела делимости» бытия. Тем не менее, именно этот подход доминировал среди материалистов и ученых прошлого и занимает серьезные позиции сегодня по причине его непосредственной связи с наукой (сегодня – с ядерной физикой).

В Новое время сложился гносеологический подход к определению материи, в рамках которого материальным объявлялось все, что существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания, и что является источником наших ощущений (напр., П.Гольбах). Позже, развивая эти идеи, В.Ленин сформулирует определение материи как «объективной реальности, данной нам в ощущениях».

Сегодня возникла еще одна, так называемая «атрибутивная» концепция материи. Под атрибутом (лат. attributum – данное, приписанное) в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта.Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение, пространство и время.

В рамках атрибутивной концепции материю предлагают рассматривать не как носитель атрибутов, а как их совокупность. То есть, материя – не что-то существующее отдельно от движения, пространства и времени, а система всех этих атрибутов, взятая как целое.

Отождествление понятия материи с понятием «объективная реальность», то есть с бесконечным многообразием явлений и процессов, привело современный материализм к необходимости ее трактовки как сложной структурно-системной организации. Так возникло учение о структурных уровнях материи.

Окружающий нас материальный мир можно разделить, во-первых, на микромир, макромир и мегамир, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя различные уровни организации материального бытия:

- в неживой природе: 1)субмикроэлементарный уровень (куда входят, например, кварки – частицы с дробным зарядом, физические поля), 2)микроэлементарный (электроны и состоящие из кварков адроны), 3) ядерный (ядро атома, состоящее из адронов), 4)атомарный, 5)молекулярный, 6)уровень макротел, 7) планетарный, 8) галактический, 9) сверхгалактический или мегагалактический, 10) Вселенная в целом;

- в живой природе: 1) доклеточный (микробиологический – вирусы и т.п.), 2)клеточный, 3) уровень многоклеточных организмов, 4) уровень видов и популяций, 5) уровень биоценозов (сосуществования различных видов и популяций), 6) биосфера в целом;

- в социально-организованной материи: 1) человек (индивид), 2)семья и другие малые социальные группы, 3) большие социальные группы (классы, нации, этносы, жители государств и пр.), 4) человечество в целом.

Каждый из структурных уровней (и подуровней) материи возникает и существует на основе предыдущих, однако не сводится к ним как простая сумма элементов, поскольку обладает новыми качествами и подчиняется в своем функционировании и развитии иным закономерностям.

Необходимо иметь в виду, что предложенная иерархия структурных уровней не закончена и несовершенна: например, уже сегодня физики отмечают, что, строго говоря, «элементарной частицей» (то есть – неделимой) является только электрон. Однако дальнейшее развитие физики микромира может изменить и это представление. Аналогичным образом обстоят дела и с другими структурными материальными образованиями. Не случайно в свое время много писали о проблеме «бесконечности материи». Предложенная иерархия форм бытия отражает, следовательно, современный уровень достигнутого познания и может быть пересмотрена в любой момент.

Учение о материи как субстанции и ее структурных уровнях играет большую роль в обосновании принципа материального единства мира, или материалистического монизма, поскольку рассматривает все, что нас окружает, как то, или иное проявление материи или ее свойств (так, сознание в рамках материализма трактуется как свойство высокоорганизованной материи – мозга).Объединяя все мироздание в единое и взаимосвязанное целое, принцип материального единства мира играет большую методологическую роль в развитии современной науки, позволяя, например, отсеивать (то есть, даже не рассматривать как научные) гипотезы, предлагающие сверхъестественное объяснение непонятным или малоизученным феноменам, оставляя их «открытыми» для изучения последующим поколениям ученых. Как заметил по этому поводу Ф.Энгельс, материальное единство мира доказывается не парой фокуснических фраз, а длительным и сложным путем развития науки.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)