АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К коэволюционному взаимодействию

Читайте также:
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  2. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой
  3. Типология организаций по взаимодействию с человеком
  4. Типы организаций по взаимодействию с человеком

С точки зрения современной науки становление человеческого общества – длительный процесс, продолжавшийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения и развития общества стал труд – целесообразная деятельность человека, направленная на природу с целью получения материальных и духовных благ. Таким образом, историю человечества можно рассматривать как историю взаимодействия общества и природы, выделив в этом процессе четыре этапа.

Первый этап начинается с появления «человека разумного» и носит название «присваивающей экономики»: человек ничего не создает, а только использует для поддержания своей жизнедеятельности природные богатства, занимаясь собирательством, охотой, рыболовством.

Второй этап взаимодействия общества с природой – этап «производящей экономики» - начинается с появления земледелия и скотоводства и продолжается до возникновения в Европе капиталистических отношений. Этот период характеризуется активным вмешательством человека в природные процессы: вырубаются и выжигаются леса, строятся ирригационные системы, приводящие к засолению почв, хотя в целом воздействие общества на природу носит пока локальный характер.

Третий этап - «промышленной экономики» – начался с промышленной революции XVIII века в Англии и привел к возникновению в Европе так называемой «техногенной цивилизации». В этот период масштаб хозяйственной деятельности человека по преобразованию и «покорению» природы стал сопоставим с геологическими процессами (например, возникновение землетрясений как результат выработки земных недр при добыче полезных ископаемых).

Хищническое отношение к природе, психология «хозяина», взгляд на природу как на бездонную кладовую привели в ХХ веке к появлению глобальных кризисов и проблем. Начался новый, четвертый - «коэволюционный этап» взаимодействия природы и общества (то есть этап их совместного и взаимозависимого развития).

Активная производственная деятельность человеческого общества, таким образом, составляет особую стадию истории природы, в ходе которой человек занял господствующее положение среди других форм жизни на Земле. Разум человека, человеческое общество в целом, становится мощной геологической силой, поскольку область социальной разумной деятельности (ноосфера) постепенно охватывает всю нашу планету и даже околоземное пространство. Не случайно В.Вернадский называл ноосферу «новым геологическим явлением» на нашей планете, полагая, что в ноосфере природная и социальная реальность практически сливаются.

Однако, коэволюция общества и природы, тем не менее, не означает их абсолютного отождествления. Природная реальность и социальная реальность – два различных вида объективной реальности, каждая из которых уникальна, специфична и не сводима к другой.

Природную реальность (или просто природу в узком смысле этого термина) можно представить в виде некого множества материальных объектов, существующих в пространстве и развивающихся во времени долгое время вне и независимо от человеческого общества. Общество, социальная реальность – результат развития природой реальности и появляется лишь на определенном этапе ее эволюции.

В ходе исторического развития отношение человека к природе менялось: от ее одухотворения в первобытнообщинном строе до превращения в главный объект научного познания и преобразования. В результате активной человеческой деятельности возникла так называемая «вторая природа» - совокупность материальных вещей, созданных человеком (материальная культура). В отличие от «чисто природных» материальных явлений, предметы, созданные человеком из вещества природы, нельзя рассматривать как «чисто материальные». Каждый из них имеет вторую, нематериальную смысловую составляющую: это воплощенная в данном предмете идея, проект, замысел и т.п. Следовательно, данное явление уже нельзя трактовать как объективную природную реальность. Оно – сверхприродно и относится к социальной реальности.

Социальная реальность это совокупность общественных явлений, которые выступают по отношению к членам общества как надындивидуальные, объективно сложившиеся обстоятельства их существования. Понятие «социальная реальность» охватывает множество различных явлений. Это сами люди (их объединения, отношения, действия), язык, созданные людьми феномены материальной и духовной культуры. Главная особенность социальной реальности (и ее отличие от природной реальности) состоит в «двойственности» всех ее объектов: они одновременно и материальны и нематериальны, природны и «сверхприродны».

«Сверхприродное» свойство явлений социальной реальности состоит в их способности заключать в себе человеческий смысл. Смыслом обладают не только слова и высказывания. Все, что делают люди как разумные существа, проникнуто смыслом: произведения искусства, религиозные обряды, правила поведения, научные исследования, спортивные состязания и т. д. Однако, взятые сами по себе, вне отношения к человеку, явления социальной реальности никакого смысла не имеют. Смысл – нематериален, он создается и придается вещам людьми. Поэтому для археологов иногда неразрешимой проблемой становится расшифровка символов «мертвой» культуры или определение назначения древних сооружений. Выявить смысл можно только через постижение той социальной реальности, которая их породила.

Однако не только духовное содержание (смысл), но и материальная форма является необходимым атрибутом социальной реальности. Если некий замысел не воплотится в материальную оболочку, а останется лишь в голове человека, он не войдет в социальную реальность. Самая гениальная идея, не будучи выраженной в звуках музыки или речи, в мраморе или металле, в словах или поступках людей, пропадет бесследно для общества, не оказав на него никакого реального воздействия.

Для человека граница между природной и социальной реальностями достаточно относительна, так как люди привносят свой смысл (в виде идей красоты, пользы, ценности) не только в социальные, но и в природные явления.

Общество не может существовать, не взаимодействуя с природой и не преобразуя ее объекты. Не случайно сегодня часто сравнивают нашу Землю с огромным космическим кораблем, который несется в космическом пространстве, обладая значительным, но все же ограниченным запасов ресурсов. Задача «космонавтов» – землян – не только выжить самим, но и обеспечить возможность «продолжения полета» своим потомкам – обществу будущего.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)