АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Детерминизм и закономерность

Читайте также:
  1. Глава 4. Причинность и детерминизм в методологии науки
  2. Гносеологическая связь категорий «зависимость», «закономерность», «закон».
  3. Государства социалистического выбора закономерность возникновения или случайность.
  4. Детерминизм и индетерминизм
  5. Детерминизм и индетерминизм.
  6. Детерминизм и свобода человека
  7. Детерминизм как фундаментальный онтологический и методологический принцип. Причина и следствие, случайность и необходимость.
  8. Диалектические категории детерминизма.
  9. Единство чувственного и рационального - закономерность познания.
  10. Закономерность изменения величин альтернативной стоимости
  11. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей.

Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость всех процессов и явлений бытия.

Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют две группы онтологических категорий, первая из которых раскрывает тип организации бытия, его структуру, вторая – детерминации бытия, его упорядоченность и обусловленность. Почти все онтологические категории «парные», что является отражением фундаментальной противоречивости бытия.

 

К первой группе категорий бытия относятся: единичное и общее, содержание и форма, часть и целое, система и элементы и др.

Единичное и общее – категории, раскрывающие факт существования бытия в виде отдельных объектов и одновременно наличие в любом из них свойств, совпадающих с другими объектами. Связь между единичным и общим выражается в понятии «особенное»: каждый единичный объект относится к какому-то классу объектов (общее), но обладает своими неповторимыми чертами (особенное).

Содержание и форма - категории, выражающие наличие в каждом объекте двух взаимосвязанных сторон. Содержание – определяющая сторона, представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов и связей. Форма – способ существования и выражения содержания, а также способ его упорядочения («внутренняя форма»). Понятия «форма» и «содержание» разрабатывались многими мыслителями прошлого, от Аристотеля до Гегеля, но именно последний создал идеальную по лаконичности формулу их взаимосвязи: «форма содержательна, а содержание оформлено».

Часть и целое – это категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, которая объединяет их в один объект и приводит к появлению у него новых свойств и закономерностей, отсутствующих у отдельных элементов. Категории часть и целое связаны с такими понятиямикак система и элементы.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – простой, неразложимый в данной системе компонент сложных объектов, который связан с другими элементами в системный комплекс. Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого, это внутренняя упорядоченность элементов и их взаимодействий, которая определяет качество объекта. Изучение явления как системы (системного объекта), обладающей устойчивой, целостной структурой, называется системным подходом. Системы бывают открытые и закрытые. Открытые системы обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией, а закрытые системы– нет. Высший тип систем самоорганизующиеся системы, изучаемые синергетикой (см. 3.1.3).

 

Вторая группа онтологических категорий, куда относятся: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность и др., раскрывает универсальные связи детерминации бытия, его обусловленности и упорядоченности, позволяя в своей совокупности обосновать две важнейших онтологических идеи: принцип детерминизма и идею закономерности (закона).

Детерминизм – (лат.determine – определяю) философское учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, концепция противоположная детерминизму носит название «индетерминизм».

Основой принципа детерминизма является учение о причинности, то есть такой связи между явлениями, когда одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие).

Причинно-следственная связь – это генетическая связь и носит необратимый характер. Современный детерминизм базируется на признании многообразия причинно-следственных связей: как необходимых, закономерных, так и случайных.

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные степени детерминированности явления. Необходимость порождается главными, постоянно действующими причинами и характеризуется строгой однозначностью и определенностью, а зачастую, даже неизбежностью возникновения события (напр., гибель живого организма от старости). Случайность так же причинно обусловлена, но порождается непостоянными, незначительными, побочными для данного явления причинами (напр., гибель животного от пули охотника).

Необходимость и случайность взаимосвязаны: то, что в одном аспекте выступает как необходимость, в другом является случайностью. Как отметил Гегель, случайность – форма проявления необходимости, а необходимость включает в себя случайность. Между тем, многие философы прошлого абсолютизировали необходимость и отрицали существование случайности. Например, Демокрит, полностью отождествляя причинность и необходимость, отрицал наличие в мире случайных причин, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Подобную точку зрения разделяли многие мыслители Нового времени (напр., Б.Спиноза, П.Гольбах). В этот период получил распространение «лапласовский» механистический детерминизм (названный по имени французского ученого П.Лапласа) который полагал причинную связь однозначной, необходимой и постоянной. Закономерным следствием отрицания случайности и абсолютизации необходимости является фатализм (лат. fatum – рок) – учение о всеобщей предопределенности явлений (см.3.4.4).

Ограниченность механистического детерминизма обнаружилась в начале ХХ века в связи с развитием квантовой физики, поскольку причинно-следственные связи между микрообъектами не укладывалось в жесткие рамки механистической предопределенности. Квантовая физика поначалу заняла позицию индетерминизма – отрицания причинности в микромире, однако со временем выработала новые представления о причинности и, следовательно, новое понимание принципа детерминизма.

Важную роль для понимания взаимосвязи причины и следствия имеют категории возможность и действительность, которые характеризуют две основных ступени в становлении и развитии объекта, его движение от причины к следствию. Возможность – это предпосылка возникновения какого-либо явления. Действительность - это реализованная возможность, реальное существование какого-либо явления. В причинно-следственных связях следствие уже потенциально содержится в каком-либо объекте, а причина реализует эту возможность, превращая ее в действительность.

Детерминизм базируется не только на принципе причинности, поскольку причинность – не единственный вид обусловленности и упорядоченности явлений, но и на представлениях о наличие в объективной действительности закономерных связей и отношений. Понятие закономерности (закона) для своего раскрытия требует анализа категорий сущности и явления, которые, соответственно, выражают глубинный и поверхностный уровни постижения действительности.

Сущность и явление – философские категории, отражающие наличие в любом объекте внутреннего содержания (сущности) и его внешнеговыражения (явления). В истории философской мысли сущность всегда трактовалась как нечто умопостигаемое (например, «идеи» Платона), а явление – как то, что дано нам в чувственном восприятии. Обычно сущность противопоставлялась явлению вплоть до объявления ее непознаваемой (например, кантовская «вещь-в-себе»). Гегель, настаивая на взаимосвязи этих двух сторон бытия, утверждал, что сущность является, а явление существенно. В последующем развитии философии было отмечено, что эти категории выступают как ступени постижения объекта: сначала изучаются его чувственно-воспринимаемые свойства, а затем мышление проникает в сущность. Взаимосвязь сущности и явления не означает их тождества. Как отметил К.Маркс, если бы сущность и явление совпадали, то «всякая наука была бы излишней». Категория сущности непосредственно связана с одним из центральных понятий неуки и философии – с понятием «закон».

Закон – это объективная, необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь между явлениями. Таким образом, характерными чертами закона являются:

- объективность: под термином «закон» в науке понимаются не правила, принятые людьми для регулирования своей жизнедеятельности, а существующие независимо от них объективные связи бытия (напр., закон всемирного тяготения);

- необходимость: в законе фиксируются главные, постоянные взаимосвязи, а не случайные, побочные;

- существенность: закон раскрывает сущность объектов, а не их внешние свойства и качества; смешение сущности и явления – одна из причин научных ошибок;

- устойчивость и повторяемость -важнейшие признаки, позволяющие отделить закономерные связи от случайных, поверхностных и т.п. Научным методом, позволяющим эффективно выявить устойчивость и повторяемость в связях между объектами, является эксперимент. Его применение значительно ускоряет темпы научных открытий (см. 3.3.2), поскольку позволяет воспроизвести объект столько раз, сколько необходимо для обнаружения устойчивости и повторяемости.

Бытие многообразно, поэтому существуют различные типы законов, которые можно классифицировать по разным основаниям.

По основным видам бытия выделяют:

- законы природы, которые, в свою очередь подразделяются на законы микромира, макромира и мегамира;

- социальные закономерности, которые проявляются как тенденции через действия больших масс людей;

- законы человеческого мышления, изучаемые логикой.

По степени общности законы бывают:

- частные, действующие в конкретных формах движения материи, то есть, законы отдельных наук – физики, химии и пр.

- общие, действующие в нескольких формах движения материи, например, закон сохранения энергии;

- всеобщие, действующие во всех сферах бытия, например, закон перехода количественных изменений в качественные и другие законы диалектики.

По характеру связей выделяют:

- законы развития, относящиеся к процессам, обуславливающим развитие объектов, например, эволюционная теория Ч.Дарвина;

- законы структурно-функциональные, в которых выражается характер связи между элементами определенной системы, специфика их деятельности (например, законы анатомии и физиологии живых организмов).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)