|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чувственное и рациональное познаниеОдной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философы выделили две основные формы, в которых сознание человека фиксирует результаты познавательной деятельности: чувственно - наглядные образы и абстрактные идеи. В чувственно-наглядном образе отражаются внешние, чувственно-воспринимаемые свойства предметов (размер, форма, цвет и пр.). Абстрактная идея выражает общие свойства, свойственные всем предметам этого класса (такие понятия, как «растение», «животное», «человек» и т.п. – это абстракции). Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: - чувственное познание – процесс возникновения чувственно-наглядных образов и оперирование ими; - рациональное познание – процесс формирования абстрактных идей, понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.
Чувственное познание - это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств. Ощущения – это простейшая форма психического отражения, которой обладает не только человек. Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире. В среднем человек почти 80% информации о мире получает через зрительные ощущения, около 15% - через слуховые, остальные источники информации (обоняние, осязание и вкусовые ощущения) в познавательной деятельности человека играют вторичную роль. Роль зрительных и слуховых ощущений в познании и, следовательно, в формировании сознания человека доказывается феноменом рождения слепоглухонемых детей, у которых без помощи специалистов-психологов не формируется сознание. В прошлом их называли «дети-растения» в силу отсутствия у них какой-либо активной реакции на внешний мир. Ощущения – субъективны, поскольку не существуют в отрыве от субъекта (человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, от профессии человека (например, есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета). Проблема субъективности ощущений особенно активно обсуждалась в конце XIX века, когда немецкие естествоиспытатели Г.Гельмгольц (1821-1894) и Ф.Мюллер (1821-1897), работавшие в области физиологии слуха и зрения, сформулировали «закон специфической энергии органов чувств». Согласно этому закону, ощущения – это чисто субъективное переживание организмом состояния своих нервов, поскольку, например, любое воздействие на глаз или зрительный нерв вызывает ощущение света, а воздействие на ухо или слуховой нерв – звука. Из этого факта Гельмгольц, склоняясь к агностицизму кантианского типа, сделал вывод о том, что ощущения не дают нам объективной информации о мире. В современной науке и философии принято трактовать ощущения как субъективный образ объективного мира, подчеркивая то обстоятельство, что субъективность – не препятствие для познания, а лишь форма, в которой отражается реальность в сознании человека. Субъективность ощущений не является непреодолимым препятствием для изучения процессов и явлений действительности, тем более что с помощью приборов человек может расширять свои природные познавательные возможности и корректировать получаемую через органы чувств информацию. На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления. Восприятие – это целостное чувственно-образное отражение объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств. Специфика восприятия в отличие от ощущения состоит в следующих его особенностях: - восприятие представляет собой целостный образ предмета, а не просто сумму его отдельных свойств; - восприятие носит избирательный характер: сила, глубина восприятия какого-либо явления определяется его значением в жизни человека, в его практической деятельности; сосредоточившись на главном, человек как бы перестает воспринимать все второстепенное; - восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек замечает его сходство (отличие) с другими объектами, относит его к определенному классу (виду) объектов. Как и ощущения, восприятия субъективны: на их содержании сказываются интересы, чувства, настроения познающего субъекта, его жизненный опыт и пр. Как и ощущения, восприятия жестко связаны с объектом и возникают только при его воздействии на органы чувств человека. Вместе с тем, восприятия являются основой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения действительности, для формирования представлений. Представление – это наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств человека. Специфика представлений, отличающая их от восприятий, состоит в следующем: - представления формируются на основе прошлых восприятий, в их формировании участвуют не только механизм воспоминания, но и воображение; - представления отличается от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости при воспроизведении объекта, поскольку воспроизводят лишь основные его черты и свойства, а не все, как при восприятии; - представления, следовательно, имеют обобщенный характер; в их формировании возрастает роль знаний, жизненного опыта, мотивации и осмысления содержания того, что человек пытается представить; - представления играют в познавательном процессе особую роль: они создают предпосылки для оперирования мысленными образами, не вступая в контакт с предметами; подключая механизмы воображения и фантазии, комбинируя элементы разных представлений, человек может создавать мысленные образы несуществующих в реальности явлений (кентавры, русалки и пр.); - тем самым представления становятся основой для возникновения высшего типа познавательной деятельности человека – рационального познания ( или абстрактного мышления). Рациональное познание — более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления (которое называют также абстрактным или рациональным мышлением). Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определенность, обоснованность. С его помощью человек может выйти за пределы своего чувственного опыта и познать то, что в чувственном познании непосредственно не дано (например, сущность процессов и явлений). Особенности рационального познания: - это опосредованное отражение, поскольку разум связан с внешним миром не непосредственно, а через органы чувств; ощущения, восприятия и представления - исходный материал для логического мышления; - это обобщенное отражение действительности: сравнивая и анализируя данные чувственного познания, мышление выделяет общие признаки и свойства у различных предметов; - это абстрактное отражение, поскольку процесс обобщения сопровождается процессом отвлечения, абстрагирования (лат. abstrahere – отвлекать) от всего несущественного для данного класса предметов; - это глубокое отражение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки. Термин «понятие» в русском языке связан с глаголом «понимать», то есть в понятиях отражается понимание сущности предметов и явлений, достигнутое на определенном уровне их познания. Развитие науки и общественно-исторической практики человечества всегда сопровождается возникновением новых понятий. В зависимости от количества предметов, охваченным тем или иным понятием, они отличаются по объему и разделяются на единичные и общие. Единичные понятия включают в себя только один предмет (Россия, Европа, Солнце и т.п.). Объем общих понятий может включать в себя множество предметов (страна, часть света, звезда и т.п.). Понятия, включающие в свой объем значительное количество предметов и явлений, называют предельно общими (или предельно широкими), абстрактными понятиями – категориями. Таковы почти все философские понятия (категории) – «бытие», «материя», «познание» и т.д., а также общенаучные понятия (категории) «сущность», «явление», «причина» и т.д. Понятие можно рассматривать как «элементарную частицу» абстрактного мышления. Взаимосвязанные между собой понятия образуют суждения (в языке понятию соответствует слово, а суждению – предложение). Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте. Суждения выражают не только мысли, но и чувства, эмоции, намерения; особую роль в жизни человека играют оценочные суждения. С помощью суждений строятся научные определения. Суждения делятся на единичные («Петров – студент»), суждения особенности («некоторые студенты пропускают занятия») и всеобщие («все студенты должны сдать экзамен по философии»). Кроме того, к суждениям можно применять истинностную оценку, поэтому они бывают истинными или ложными. Многие суждения являются результатом жизненного опыта («снег белый», «зимой бывает холодно»), однако значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний путем умозаключений. Умозаключение – это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на основе двух или более суждений по законам логики выводится другое суждение. Умозаключение, в котором из единичных суждений выводится общее суждение, называется индуктивным. Противоположный ход мысли, когда вывод частного характера делается на основе общих суждений, называется дедуктивным. Если же вывод делается той же степени общности, то умозаключение называется традуктивным (напр., если, а = б, б = с, то а = с). С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся научные теории. Выделение в процессе познания двух процессов – чувственного и рационального – носит относительный характер, ибо в реальной практически-познавательной деятельности эти процессы находятся в единстве и постоянно взаимодействуют. Непонимание диалектической взаимосвязи чувственного и рационального привело мыслителей Нового времени к абсолютизации одного из них и к возникновению сенсуализма и рационализма (см.: 1.5.2; 2.5.3 – 2.5.4). При характеристике рационального познания в современной науке принято различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект рассматривается как способность к мышлению (умственная способность). Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.
Чувственное и логическое познание – основные формы познавательной деятельности человека. Однако существенное значение для постижения истины играют такие познавательные способности человека, как вера и интуиция. Вера – это состояние субъекта познания, при котором отдельные элементы знания принимаются личностью без размышлений и доказательств. Веру обычно делят на религиозную и нерелигиозную. Религиозная вера составляет основу бездоказательных представлений о сверхъестественном и считается в современном религиоведении основным признаком религии. Нерелигиозная вера встречается в научно-теоретическом познании, она связана с наличием в теориях общих утверждений, принимаемых без доказательства. В философии они называются философскими основаниями, а в науках – аксиомами и постулатами, из которых затем дедуктивным путем выводят следствия, проверяемые на практике. Интуиция - это непосредственное, без логического обоснования, постижение истины, основанное на предшествующем опыте и знаниях субъекта. В иррационалистических концепциях интуиции придается мистический смысл, отрицается ее связь с предшествующим жизненным опытом человека, с предыдущими мыслительными процессами. Философское течение, признающее превосходство интуиции над всеми другими познавательными способностями, называется интуитивизмом. Современные исследователи, объясняя интуитивные «озарения», ссылаются на работу подсознания, которая продолжается даже тогда, когда сознание не занимается решением какой-то проблемы. Признаками интуиции называют внезапность мысли, неполную осознанность процесса ее появления, непосредственный характер возникновения знания. У человека возникает абсолютная уверенность в правильности интуитивного решения, но убедить в этом окружающих он не может, так как в его сознании отсутствует ход логического умозаключения, приведшего к данному результату. Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления, поскольку интуиция совершает свою работу над проблемой в тот же период, когда над ней размышляет человек. Поэтому интуитивное решение возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных сознательных размышлений. Классический пример работы интуитивного мышления имел место у Д.И.Менделеева, который, незадолго до своего открытия писал: “В голове все сложилось, а на бумаге таблица никак не получается”. С понятием интуиции тесно связано понятие творчества. Это процесс человеческой деятельности, создающий нестандартным, в том числе, нерациональным путем качественно новые материальные и духовные ценности. В истории философии существовали разные объяснения истоков творчества и определения его сущности. Платон называл творчество божественной одержимостью, родственной особому виду безумия. В религиозной философии творчество – это проявление божественного начала в человеке. У Канта творчество в науке – это проявление таланта, а в искусстве – гения. Согласно Фрейду, творчество – это проявление инстинктов и т.п. Проблема стимулирования творческого процесса стала весьма актуальной в наше время. В науке она рассматривается в двух основных аспектах: - как развитие врожденных задатков, их раннего распознавания и стимулирования роста исходного творческого потенциала; - как оптимизация творческой деятельности специалистов. Однако попытки поставить творчество "на поток" сталкиваются с реальной практикой того, что научные открытия, зачастую, продолжают делаться стихийно. Творческий процесс осуществляется в мозгу отдельного талантливого субъекта, и в силу этого он уникален, поэтому «технология» творческого процесса умирает, как правило, вместе с его носителем. Характеризуя эту ситуацию, А. Шопенгауэр отмечал, что «талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит». Таким образом, анализ познавательных способностей человека позволяет сделать вывод, что познание - это сложный, противоречивый процесс, включающий в себя различные стадии и многообразные формы познавательной деятельности человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |