|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Преобразование хакасских улусовПосле официального вхождения Хонгорая в состав России ее территория была разделена между Кузнецким, Томским и Красноярскими уездами. Оставшиеся разрозненные группы кыргызов и их киштымов объединились в различные волости и землицы, созданные сибирской администрацией. В районе г. Красноярска располагалась Качинская землица (по-хакасски «хааштар аймах»), жители которой до завоевания Россией «писались Кыргызские землицы и ясак платили в Мунгальскую землю». В 1701 году она объединяла под собой пять родов: Шалошин, Кубанов, Татаров, Мунгатов и Тубинский, насчитывавшие 110 ясачных. [Быконя. 1981. с. 50.] В первой половине XVIII века основная масса качинцев, среди которых были и служилые татары, воевавшие с кыргызами, передвинулась в запустевшие степи Хонгорая. Русские документы 1719-1920 гг. зафиксировали, что «в разных местах и числах, уехали из Красноярска без отпуску подгородные качинские и аринские, и ястынские служилые и ясашные татары со своих урочищ с женами и с детьми и со скотом вверх Енисея реки и живут в разных в местах, где преж всего жили кыргызы». [ПСИ. 1882. С. 313-314.] Факт передвижения качинцев из-под реки Кача в степи Минусинской котловины подтверждается рядом письменных документов и хакасским историческим фольклором. В 1755 году башлыки Тунгунов и Узеков «с товарищи сказками показали, что де на вышеописанной их земле [у Красноярска по р. Бузиму - В.Б.] качинские татары наперед сего стойбищами стаивали, а ныне де те татары, например, назад тому будет лет с пятнадцать, с тех стойбищ и съехали и жительство имеют в разных отдаленных местах вверх по Июсам и Енисею рекам, где те качинские татары ныне землею и всякими угодьями тамо и довольствуются». [РГАДА] После перекочевки значительной части качинцев в Хакасию сибирская администрация вынуждена была фактически признать за ними земли по Июсам и по степям левобережья Енисея. 16 ноября 1747 г., по определению Красноярской воеводской канцелярии, «дозволено им жительство иметь вверх по Енисею реке близ Караульного и Абаканского острога и по рекам Июсам». [Быконя. 1981. с. 52.] Среди родового состава населения Качинской землицы находились сеоки: кыргыз, ызыр, хашха, бурут, соххы, оставшиеся здесь кочевать со времен Исарского улуса. Не стало кереитов, полностью ушедших в Джунгарию. Однако появились новые подразделения, такие как ойрат, сартах, паратан. Сеок «сартах» вошел в состав рода соххы. Как утверждают легенды, сеок сартах ведет свою родословную от девушки-татарки (саат), вышедшей замуж за представителя соххы (сааттаa тöреен сартах). Этноним сарт (сартак, сартул) был характерен для оседлых узбеков Средней Азии, что дает повод говорить о среднеазиатском (узбекском) происхождении данного подразделения. По всей видимости, он ведет свое начало от бухарских купцов, торговавших в Хонгорае в ХУ11- ХУ111 вв. В долине нижнего Абакана обитал сеок паратан. Согласно легендам, его предком был мальчик, приплывший в берестяной лодке с верховьев Абакана. Потомки этого мальчика стали подразделениями сеока «хашха» (паратан хасха) и сеока кыргыз (паратан хыргыс). Возможно, сеок паратан, наряду с родом «ойрат», является осколком джунгар, вошедших в середине XVIII в. в состав хакасов. Сагайцы и кызыльцы считали качинцев выходцами из страны «Тöрбет», т.е. дэрбэтами из Северо-Западной Монголии. Согласно преданиям, монгольский хан отдал одно из своих племен в приданое дочери, вышедшей замуж за кыргызского князя Оджен- бега. Последняя версия подтверждает факт переселения в Хакасию части джунгаров (дэрбэтов). Исходя из указанных данных, можно считать, что население Качинской землицы сложилось из оставшихся кыргызов, перекочевавших из-под Красноярска и Восточных Саян киштымов, а также ойратских беженцев из Джунгарии. Однако удельный вес кыргызов (езерцев) в этой административной единице был настолько велик, что даже в конце ХУШ в. в русских документах качинцев иногда называли «кыргызцами». [РГАДА] Они были экономически намного мощнее остальных этнических групп хакасов и зачастую эксплуатировали их. По ревизии 1795 года количество качинцев достигло 2590 платежных душ. По сравнению с 1701 годом число их увеличилось в 23,5 раза. На правом берегу Енисея от р. Сыда до р. Мана располагалась Яринская землица (по-хакасски «чарыннар аймах»). В 1701 году в ней значилось три рода: Абалаков, Тинский и Бохтинский, где насчитывалось 66 ясачных. До вхождения в состав России яринцы находились под властью Тубинского улуса на правах особого аймака, но иногда выступали отдельной землицей как киштымы езерцев. Яринская землица просуществовала вплоть до 1822 года, а затем ее роды (Абалаков и Тинский, в количестве 252 душ обоего пола) были причислены к качинцам. В верховьях р. Мана и р. Кан, в подтаежной зоне Восточных Саян, находилась Камасинская землица (по-хакасски «ханмазылар аймах»). В 1701 году в ней значилось пять камасинских родов: Татаров, Бугачеев, Кугин, Байгин и две волости - Ургунская и Тагинская, общей численностью 131 ясачных. Кроме того, в состав Камасинской землицы вошли конные кашинцы (по-хакасски «хааштар»), подразделявшиеся в 1701 году на пять родов: Кургулов, Мунгатков, Яргашин, Мунтуков и Угумаков, где значилось 46 ясачных. Они все обитали по реке Мана. [ГАТО] Некоторые конные кашинцы перекочевали в долину Июсов и вошли в состав кызыльцев. Например, среди малоачинского рода находится сеок нарбалар или нарбазан. По преданию, этот сеок в древности обитал по р. Нарба, находящейся за г. Красноярском. Действительно, южнее Красноярска имеется р. Нарва, приток реки Маны, впадающей в Енисей. Учитывая, что этноним нарбалар (где окончание «лар» обозначает множественное число в хакасском языке) соответственно существует и как «нарбазан», то можно выяснить его самодийское происхождение. Только в языке саянских самодийцев - камасинцев и конных кашинцев (которые, кстати, жили по р. Мана) окончание множественного числа выражалось формантом «сан». [Бутанаев. 1990. с. 79.] На территории бывшего Тубинского улуса была организована Койбальская землица (по-хакасски «тубалар аймах»). В русских документах Кайбаловская земля упоминается, начиная с 1672 г. Она была названа в честь Койбала, который был главою каменных модар в 50-е годы ХУII в. Сначала это имя сибирская администрация закрепила за его родом, а после 1703 года за Тубинским улусом, где модары составили большинство. В 1704 г. Койбальская землица состояла из следующих родов: турачаков (он же койбальский или моторский), большебайкотовский, малобайкотовский, кольский, коякский, аршупов, урченов, сыйский, яржи, бугучеев, ингаров, корнасский, алыалахамский, «остальцы» тубинцы и кыргызы. Кроме того, за «Саянским Камнем» кочевали тубинские аймаки: шурдунг (шараданов улус), аскачы улус, шеп (шипов улус). В 1718 году в Койбальской землице значилось 292 ясачных. [РГАДА] Несмотря на то, что общим названием жителей этой землицы стал термин «койбал», сагайцы и кызыльцы продолжали называть их жителей этнонимом «туба» вплоть до ХХ века. У бельтыров койбалы были известны под именем «модар». В монгольских документах ХУШ в. для них употреблялось выражение «хонгорские модоры». Таёжные племена Восточных Саян, кетоязычные котты и самодийскоязычные камасинцы, койбалов называли именем «хоорай». Исходя из указанных фактов, можно считать, что основу койбалов составили тубинцы и модары, известные в русских документах под общим названием кыргызы. Итак, на территории бывших Исарского и Тубинского улусов и их киштымских урочищ образовались Койбальская, Качинская, Яринская и Камасинская землицы, которые вошли в подчинение Красноярска. В долине Абакана, от р. Уйбат до р. Аскиз и верховьев Белого Июса, образовалась Сагайская землица (по-хакасски «сагайлар аймах»), получившая свое название по самому крупному роду «сагай». Она подразделялась на Том-Сагайскую и Юс-Сагайскую волости. В 1715 году в Сагайской землице значилось 39 ясачных, в 1745 г. в ней насчитывалось уже 80 мужчин, не считая малолетних. К 1795 году ее население выросло до 678 душ мужского пола, т.е. более чем в 17 раз. Родовой состав Сагайской землицы полностью совпадал с перечнем аймаков Алтырского улуса, за исключением имени «алтырцев». Кроме того, в Сагайской землице появились новые сеоки: аба, тиилек, туран, сойыт. Сеок «аба» - букв. медведь, происходил от абинцев, расселявшихся в ХУП в. около г. Кузнецка (по-хакасски «Аба тура») по р. Аба (ныне река Абушка) в долине верхней Томи. До сих пор хакасы называют район Новокузнецка «Аба чирw» - Абинская земля. В начале ХУ111 века абинцы полностью переселяются в Сагайскую степь. Сеок сойыт отождествляется нами с сойотами, т.е. монголизированными тувинцами, вышедшими из-за Саян. В настоящее время сойоты представляют этнографическую группу бурят, обитающую в таежных верховьях р. Ока и р. Иркут по Восточным Саянам. Это бывшие оленеводы, являющиеся потомками населения Саянской землицы ХУII в. Сойоты подразделялись на сеоки: ирхит, хаасут, онхот, баргут и шур. Еще в XIX в. они говорили на тюркском языке, который сами определяли как «уйгурский» (уйгур хэлэтэн). Буряты и дархаты Монголии называют их, а также тувинцев-тоджинцев, уйгурами. Если сойоты отождествлялись с уйгурами, то можно предположить, что тюркизация самодийского населения Восточных Саян началась еще в эпоху Уйгурского каганата (УШ - IX вв.). Название сеока «тиилек» относится к одному из древнейших этнонимов Центральной Азии и Южной Сибири. В настоящее время носителями его являются племенные группы телеутов и теленгитов, живущие на Алтае. В связи с их местообитанием хакасы и тувинцы термином «тиилек» (телег) называют вообще всех алтайцев. Сеок тиилек (тиилегес, тиилегет) оказался составной частью сагайцев, а также кызыльцев (теленгеш, теленгет). Выявленный нами этноним показывает присутствие среди южных хакасов (сагайцев и бирюсинцев) теленгитских элементов, а среди северных (кызыльцев) - телеутских. Сами теленгиты, живущие ныне южнее Телецкого озера, считали себя пришедшими на Алтай из страны Хонгорай-Сагай, т.е. Хакасии. Они признают хакасов за своих родственников, говоря: «Теленгет ле Конгырай угында бир болгон улус» - Теленгит и Хонгорай по своему происхождению единый народ. [Бутанаев. 1990. с. 69.] Вполне возможно, что речь идет о временах Кыргызского государства, когда предки как теленгитов, так и хакасов входили в одно владение. Начиная с 1803 г. Сагайская, Бельтырская и Бирюсинская землицы с центром в с. Аскиз отошли из Кузнецкого округа учрежденной Томской губернии в Красноярский округ Минусинского комиссарства. [ГАРХ.] По правобережью Абакана, от р. Арбаты до р. Табат и в долине нижнего Таштыпа, была создана Бельтырская землица (по-хакасски «gbknwhkth fqvfх»). Название возникло от рода бельтыр (букв. метисы), представлявшего один из крупных аймаков бывшего Алтырского улуса. В 1715 году в ней насчитывалось 36 ясачных. Через восемьдесят лет бельтыров стало 578 душ мужского пола, т.е. число их увеличилось в 16 раз. На основе указа кузнецкой воеводской канцелярии от 13 июля 1746 г. бельтырам отводились земли по р. Монок и р. Сос. Так как Бельтырская землица в XVIII веке располагалась в предгорьях Саян по границе с Тувой, то соседние тувинцы по ним стали называть всех хакасов общим словом «белдир». В первой половине ХУШ в. со стороны верховьев р. Кондомы в долину Абакана переселилась значительная часть таежных родов, таких как: шор, таяш, кечин, четибер и халар, относящихся к киштымам бывшего Алтырского улуса. Переселившиеся шорцы в основном осели на бельтырских землях по р. Киндырле и р. Сос. За право проживания в Бельтырской землице они, согласно историческим преданиям, преподнесли башлыку Иптышу Аюжакову с каждого по три черных соболя. Последний стоял во главе своего аймака в 1740-х гг. Переселившиеся шорцы образовали Шорскую волость или Шорский улус. В дальнейшем они ежегодно бельтырам платили оброчные деньги «иб ахачазы» за каждую юрту. В южной части горного хребта Кузнецкого Алатау, в таежных долинах р. Мрассу, р. Матур и верховьев Таштыпа, образовалась Бирюсинская или Мрасская землица (по-хакасски «gmhmcnth fqvf[«). В ее состав входило четыре рода: каргинский, кивинский, кийский и кызыльский. В 1745 году бирюсинцев насчитывалось 45 мужчин. К 1795 году их число возросло до 1012 душ мужского пола, т.е. почти в 25 раз. Образование бирюсинской этнической группы, по всей видимости, относится к началу XVIII века, ибо ранее подобный этноним не был известен в письменных источниках. Впервые имя «бирюс» упомянуто в русских документах за 1703 г. Бирюсинские роды, обитавшие в данной местности, являлись киштымами бывшего Алтырского улуса. В течение первой половины ХУ111 века они не только переселились в долину Абакана, но и вобрали в себя часть кыргызов. Например, в этом отношении показательна судьба Турантая Поросенкова. В 1731 году на допросе он сказал: «владения бывал он Турантай Кыргызской земли и с той земли в малых летах тому назад лет с тридцать полонен он Турунтай в Кузнецк кузнецким бывшим атаманом Федором Сорокиным с товарищи и продан был он Турунтай кузнецкому подгороднему ясачному татарину Поросанку Бортуеву в холопство. И оный Бортуев отпустил его Турунтая из холопства на волю и определился он Турунтай в Кузнецку тому назад лет с двадцать в ясак и платил в Кузнецк в казну Его Императорскому Величеству по соболю на год. А подлинно он Турунтай контайшин природный того за малолетством сказать не упомнит и живучи в Кузнецке в православную христианскую веру он Турунтай не крещен». [АВПРИ] В верхнем течении Томи и Аскиза, в подтаежной зоне Кузнецкого Алатау, образовалась Верхотомская землица (по-хакасски «томнар аймах»). Она иногда называлась Томской или Казановской волостью. По историческим преданиям, часть хонгорцев, спасаясь от джунгарского разгрома, ушла в верховья р. Томи. В дальнейшем они вернулись назад, но с тех пор приобрели этноним «том». Исходя из этнографических материалов, можно предположить, что верхотомцы были смешанного состава. Они вобрали в себя как тюльберские (челейский и четиберовский роды), так и кыргызские элементы. В любом случае этноним «том» на территории Хакасии появился не раньше XVIII века. Сагайская, Бельтырская, Бирюсинская (Мрасская) и Верхотомская землицы, созданные на месте владений бывшего Алтырского улуса, вошли в ведение Кузнецкого уезда. Долина Июсов, где ранее располагалась территория Алтысарского улуса, в XVIII веке закрепилась за Томским уездом. На этом месте к концу ХУ111 века возникла Кызыльская землица (по-хакасски «хызыллар аймах»). В административном отношении она была разделена на отдельные волости: кызыльскую, бусагарскую, шуйскую, ачинскую, камларскую, курчикову (кийскую), игинскую и аргунскую. Родовой состав Кызыльской землицы в общем совпадал с перечнем аймаков Алтысарского улуса. В 1734 году там насчитывалось 340 ясачных. Через 60 лет число кызыльцев возросло до 2109 душ мужского пола, т.е. почти в 7 раз. Консолидирующим ядром стал кызыльский род, один из аймаков Алтысарского улуса. Среди новых родов Кызыльской землицы надо отметить сеоки «халмах» и «теленгит». Кызыльский сеок «халмах» нельзя считать потомками калмыков. На самом деле ими были часть переселившихся телеутов, которых русские в ХУ11 в. называли «белыми калмаками». Представители этого сеока проживали на северо-западе Кызыльской землицы, недалеко от Томска, и сохранили до сих пор отдельный говор, известный у хакасов как «халмах чоогы» - калмакская речь. Роды «халмах» и «теленгит» (носившие официальное название аргунский род), вероятно, появились среди населения долины Июсов после передвижения части белых калмаков в начале ХУ111 в. из Северного Алтая в район Томска. В течение ХУШ в. наблюдался значительный процесс передвижения различных групп из Северного Алтая, Джунгарии, Восточных Саян, Тувы и долины р. Чулыма в степные просторы левобережья р. Енисей. Они консолидировались вокруг незначительного числа оставшихся и вернувшихся из угона кыргызов. В ходе исторического развития различные сеоки, обитавшие в последние два тысячелетия по периферии Минусинской котловины, подверглись сильному влиянию кыргызской культуры. После вхождения в состав России некоторые сеоки приобрели новые названия, другие передали свои этнонимы вновь образованным землицам. Все названия основных групп хакасов (качинцы, сагайцы, бельтыры, койбалы и кызыльцы) поздние и возникли под влиянием сибирской администрации по имени ведущих родов. Вмешательство русских чиновников при образовании землиц и волостей привело к тому, что, с одной стороны, соединялись в один административный род представители разных сеоков, а с другой стороны, представители одного сеока оказались расчлененными между разными аймаками. В связи с непрекращающимися претензиями Джунгарии русское правительство решило выяснить ее границы и разместить вдоль них казацкие гарнизоны. В 1745 г. капитан Плаутин, посланный в Хонгорай для установления границы между Джунгарией и Россией, планировал в своей ландкарте поставить крепости в устье р. Монок и в долине р. Таштып. В это время Красноярск уже организовал караул Абаканский, состоявший из 20 красноярских служилых казаков при р. Арбаты. Вероятно только после 1756 г. в связи с разгромом Джунгарского ханства, когда 70 тысячная китайская армия вышла к берегам Телецкого озера, российские власти поставили казацкие караулы по границе с Китаем на саяно-алтайском участке. Итак, на месте бывших Исарского и Тубинского улусов образовались новая Качинская и Койбальская землицы, находившиеся в ведении Красноярска. Указанные землицы ясак платили только в казну Российской империи. Земли в прошлом Алтысарского улуса отошли в подчинение Томского уезда. Скотоводы вновь образованной Кызыльской землицы платили ясак в Томск в казну Российской империи. Бывшие владения Алтырского улуса отошли в ведение Кузнецкого уезда. Вплоть до середины ХУ111 в. хакасские жители Сагайской, Бельтырской, Бирюсинской и Верхотомской землиц оставались двоеданцами, т.е. давали ясак русскому государю в Кузнецк и еще уплачивали албан джунгарскому владельцу. Названия большинства хонгорских родов ХУII века были перенесены в перечень новых административных единиц, но их содержание и значение резко изменилось. В начале XVIII века многие аринцы, ястинцы, бохтинцы и другие аймаки киштымских урочищ перекочевали на территорию Хакасии. Их сеоки были включены или объединены с родами качинцев, койбалов, кызыльцев. В состав сагайцев и бельтыров в основном вошли остатки бывших кыргызских аймаков Алтырского улуса. Кроме того, к ним примкнули небольшие группы переселенцев из Алтая, Тувы, Шории и Джунгарии. После присоединения Хонгорая к России ее территория была разделена между Кузнецким, Томским и Красноярским уездами. Все хакасские землицы, получившие местное название «аймаки», включали в себя десятки различных административных родов. Каждый род управлялся родовым старшиною или башлыком, именовавшимся по-русски князьцом. Достоинство башлыка, «по древней природе управления», являлось наследственным. Приказы его выполнялись помощником, называемым есаул. В знак признания русского подданства хакасские князьцы отрезали косички «киджеге», которые носились мужчинами Хонгорая в качестве прически. До сих пор хакасское выражение «rbztutkwu xdhuty necnf» - т.е. во времена ношения косичек «киджеге», обозначает понятие, связанное с жизнью до присоединения к России. В связи с изменением традиционного плетения волос скотоводами Хонгорая соседние тувинцы, сохранившие в Китае старую форму прически, стали называть хакасов «донгур» - комолые. Косичка «киджеге» для мужчин имела сакральное значение, в ней как считалось, находилась часть души человека. Срезанная косичка во время свадьбы вплеталась в волосы жены в качестве оберега. Если в драке оторвали «киджеге», то пострадавший имел право получить за бесчестье одного коня с верховым прибором. Как утверждают исторические предания, русское правительство вручило башлыкам, стоявшим во главе землиц, атрибуты власти – саблю для усмирения непокорных, нагайку для наказания непослушных и красный флаг для свидетельства монголам и джунгарам, что за Хонгораем стоит сила Российского государства. Выдача знамен пограничным дружинам народов Саяно-Алтая действительно произошла в 1728 г. На них было изображено красное солнце и написаны слова: «Никому не уступает». Один из этих атрибутов власти – сабля, обыкновенной старинной формы, еще в начале Х1Х в. хранилась как святыня у потомков сагайского башлыка Наира Тулбечекова. С целью закреплений позиции Русского государства в южной Сибири некоторые хонгорские башлыки получили от царского правительства владетельные грамоты на свои землицы. Русским запрещалось селитьтся на их территориях, ибо «все угодья в обитаемых татарами местах принадлежат татарам, то в земле и воде все принадлежит одним им». [ГАКО] Несмотря на то, что территория Хонгорая была расчленена в административном отношении между тремя уездами, пограничную службу несли выездные казаки, подчиненные только Красноярску. Смена пограничной службы хакасских башлыков казацкими силами произошла только в середине ХУIII века. В 1757 году, когда хонгорцы принесли клятву быть в вечном подданстве Белого хана, то именно тогда происходит фактическое закрепление Хонгорая за Россией. Политическое название «Кыргызская земля» после 1757 – 1758 годов перестало фигурировать в русских документах. Только сами хакасы на своем языке продолжали себя называть «хоорай», имя которое, как мы отмечали, соотносилось с русским понятием «кыргыз». Исторической имя «хонгорай», дожившее до этнографической современности в преданиях, по пояснению информаторов обозначало жителей Хакасии до вхождения их в Россию. В Российской империи хонгорцев, как и многие тюркоязычные народы, стали именовать татарами. Со временем в Х1Х в. слово татар (в хакасской форме «тадар») превратилось в самоназвание бывших хонгорцев. То же самое происходит и с ойратами, которые в качестве своего имени стали использовать русское название «калмыки». Таким образом, у бывших кочевников Джунгарии этнонимы «хонгорай» и «ойрат» уступили место экзоэтнонимам «тадар» и «калмык». В результате естественной трансформации сознания произошедшей с кыргызами средневековья (в монгольское время ХIII – ХУ вв.) на основе остатков прежнего кыргызского тумена создается новая государственность с названием Хоорай (Хонгорай). Поэтому, естественно, хакасы четко отделяют себя от ранних кыргызов (Кыргызского государства УI – ХIII вв. н.э.) и отождествляют себя с поздней этнической общностью - народом хоорай (этнополитического образования Хонгорай). Вопрос 28 Социально-классовая структура хакасского общества Социально-классовое деление аала основывалось на имущественной дифференциации хозяйств и, главным образом, на богатстве скотом. Однако эти показатели необходимо брать в комплексе, учитывая не только содержание скота, но и занятия подсобными промыслами, наем работников, отпуск рабочей силы и т.д. В XVIII веке среди хакасов еще сохранялись «княжеские семейства») «из коих волости избирают себе начальников, но которые при всем том в рассуждении жилищ, одеяния и проч. столь же бедны, как и самые последние в народе сем люди». [Георги, 2007, с. 250.] В XIX в. среди хакасов выделился социальный класс богатых скотовладельцев, известных под названием байства. Сложное сплетение патриархально- феодального и зачатков капиталистического гнета лежало в основе выделения «чох- чоосов» - наиболее эксплуатируемой части трудового населения. К ним относились бесхозные бедняки и хозяйства, имевшие по 1-2 лошади, 1-9 коров и до 20-30 овец, т. е. всего до 10-15 голов в переводе на крупный скот. Не располагая прочной экономической базой, чох-чоосы вынуждены были иметь побочные заработки, идти в кабалу и в наем. Среди них имелось несколько социальных групп: 1. «Хулы» - самая бесправная и неимущая группа бедняков. Обычно это были обездоленные сироты или не имевшие своего хозяйства люди, закабаленные долгами, иногда наследственными. Хулы находились в разной степени феодальной и кабальной личной зависимости от баев. Название данной социальной группы происходит от древнетюркского слова «кул» - раб. Слово «хул» в тюркских языках связывается с понятием «хол» - рука, что осмысливался как «работа». Положение хулов в обществе сохранилось без большого изменения со времен Кыргызского государства. 2. «Халтары» - беднейшая группа чох-чоосов, нанимавшаяся работать на золотые прииски, соляные разработки, заводы и другие промышленные предприятия вне аальной общины. Обычно весной халтары нанимались работать на золотые прииски. Осенью производился расчет. Но, растратив свой небольшой заработок, они снова должны были с осени и до весны наниматься работать На солеваренные заводы, копать колодцы, жечь древесный уголь и т.д. Халтары являлись зачатком промышленных рабочих у хакасов и работали вне сферы аального производства. 3. Батраки, называемые по-хакасски «чалчы», являлись наемными работниками среди хакасских ведомств и представляли основную часть чох-чоосов. За свою работу они получали у баев зарплату «чал». Батраки имели свое небольшое хозяйство. Нанимавшиеся «чалчы» могли быть и из своей общины. Родовая принадлежность не играла роли. Основную часть хакасов представляли «ортымаки» - середняки. Ортымаки батраков не держали и жили за счет своего труда. Если принять за основу скотоводческого хозяйства содержание крупного рогатого скота (по статистическим материалам 1909-1910 гг. крупный рогатый скот у хакасов составлял 51,5 % всего поголовья), то в начале XX в. ортымаки занимали 52 % наличных хозяйств. Они владели от 10 до 49 головами крупного рогатого скота. По обеспечению лошадьми (от 3 до 25 голов) Ортымаки в среднем по трем ведомствам составляли 59 % наличных хозяйств. Сравнительно слабое развитие капиталистических отношений у хакасов объясняет нам, почему у них была довольно многочисленная группа средних хозяйств. Эксплуататорским классом хакасского общества являлось байство (по-хакасски «пайлар»), которое сосредоточивало в своих руках многочисленный скот, мочажные земли и зимние выпасы. Они представляли как бывшую феодальную знать, так и нарождавшихся представителей буржуазии. Согласно хакасским понятиям, к баям относились богатые скотоводы, владевшие стадом в более чем 100 голов крупного скота (лошадей и коров). Баи в широком смысле, т. е. разбогатевшие скотоводы, составляли около 15 % хозяйств, но верхи феодальной по своему историческому происхождению «аристократии» не превышали 4 %. [Бутанаев, 2002, с. 117.J Баи разделялись на ряд социально-сословных групп: 1. «Пугдуры» (пугдур пайлар) - крупные скотовладельцы,имевшие тысячи голов скота и огромные территории зимних пастбищ, заимок и сенокосных угодий. Работали на них десятки хулов и много различных наемных работников вместе с семьями. Табунное коневодство, овцеводство и разведение крупного рогатого скота имели значительное товарное направление. В руках пугдуров были сосредоточены большие богатства. Поэтому их иногда называли «чызаан пай» или «пухсуп парган пай», т. е. бай, у которого «гниет богатство». По данным обследования 1909-1910 гг., в хозяйствах пугдуров насчитывалось в среднем до 700 голов скота в пере- воде на крупный. Пугдуры были феодально-байской верхушкой хакасского общества, втягивающейся в товарные и капиталистические отношения. Например, бай Петр Марков имел несколько тысяч лошадей, две тысячи овец и много коров. Его сын Григорий держал хлебный и промышленный магазины, разводил арабских и английских скакунов, держал паром через р. Енисей. По данным А. А. Ярилова, стоимость общего имущества П. Маркова на 1897 г. достигала 5 тыс. скота на сумму свыше 20 тыс. рублей. 2. «Тёнгисы» (тонiс пайлар) - древняя родовая знать, владевшая наследственными имениями. В их руках находилось много скота и золота. Тёнгисы обладали большими семействами с многочисленной прислугой. В их хозяйстве применялся труд потомственных должников-хулов и других работников. Тёнгисы в рассматриваемое время по своему богатству не уступали пу-гдурам. По древней традиции они в основном продолжали вести табунное коневодство. Тёнгисы имели в среднем на двор от 200 до 300 голов скота в переводе на крупный. Термин «тёнгис» дошел к нам с древних времен и ха- рактерен для обозначения имен богатырей и ханов героических сказаний. В середине XIX в. тёнгис Чирка Картин имел 12 тыс. лошадей, до 5 тыс. крупного рогатого скота, 12-15 тыс. овец, 30 дес. запашки в поле. Отец его был почти единственным поставщиком лошадей и скота на прииски и скопил до 30 тыс. руб. серебром. Все строения его усадьбы занимали пространство около одной десятины. «Дом окружен юртами, в которых живут его работники. Их у него с пастухами до 250-и». [Богданова. 1958. с. 193.] Внук Чирки - Апун, похваляясь своим богатством, говорил: «Прежде, чем кончится капитал Картиных, раньше переведется песок в р. Абакане». Однако в дальнейшем Апун промотал состояние предков. 3. «Кистемы» (кистем пайлар) - мелкие баи, в основном, внезапно разбогатевшие выходцы из середняков. Под эту категорию попадали также обедневшие баи. Состояние свое они строили, как правило, за счет перепродажи скота, поставки сена, продажи товаров в кредит, получения прибыли от мельницы, извоза и т. д. Среди них встречались ростовщики, ссужавшие беднякам деньги под проценты. В среднем кистемы имели 100- 200 голов крупного скота. Название «кистем», несомненно, восходит к обозначению киштымов - вассального населения Кыргызского государства и свидетельствует о преемственной связи социально-классовых институтов хакасов с предыдущими общественными структурами. Это был нарождающийся новый социальный слой сельскохозяйственной буржуазии, вышедший из простого люда. Социальная структура и административно-правовые институты Хон-горая, как и других народов Южной Сибири, отражали своеобразие сложившихся у них социально- экономических отношений при сильном влиянии Российской государственной системы. Уравнивая байскую верхушку хакасов с сородичами в качестве ясачных людей, царизм в то же время отвел им роль чинов низшего звена феодально-административного аппарата, сосредоточил в их руках сбор ясака и судопроизводство. Родовое управление поддерживало патриархально-родовые пережитки в общественном быту хакасов. Однако, с одной стороны оно не соответствовало древним генеалогическим сеокам, а с другой - феодальным отношениям, которые уже господствовали в хакасском обществе. С одной стороны оно как будто бы выражало интересы рода, но с другой - допускало произвол административных властей. Родовое управление давало возможность чайзанам применять внеэкономическую эксплуатацию рядовых скотоводов, а ясачный сбор служил им как форма экономического закабалениятрудящихся масс и, с другой стороны, являлся источником наживы. Социальная дифференциация у хакасов проходила в основном на базе скотоводческого хозяйства, и лишь в неразвитом виде дополнительным критерием социального расслоения, например в Аскизском ведомстве, выступали показатели запашки. В рамках основного классового деления выделялись социальные слои и группы. Бедняцкие хозяйства - чох-чоосы (33 % хозяйств) имели лишь 5,2 % поголовья скота и включали рабочих промышленности (халтары), батраков (чалчы), поденщиков (кунчи) и др. Средние хозяйства - ортымаки (52 % хозяйств) подразделялись на низшую группу середняков - «чодангов» и приближавшихся в небольшой своей части к баям «пардамов». Баи составляли около 15 % хозяйств. Но байская верхушка не превышала 4 % хозяйств, сосредоточивавших 31,8% всего поголовья скота. В хакасском аале шел процесс формирования буржуазии, пролетарских и полупролетарских элементов. Общественное управление и власть В 1822 г. в результате реформы М. М. Сперанского территория Хонгорая была включена в состав новообразованной Енисейской губернии. Разбитые до этого по разным уездам хакасские землицы объединились в составе одной губернии, где образовались четыре степные думы: Качинская, Койбальская, Сагайская (первоначально - Соединенных и разнородных племен) Минусинского округа и Кызыльская Ачинского округа. Они стали подчиняться окружному правлению. В 1855 г. Качинская степная дума из-за разногласий и споров чайзанов разделилась на Абаканскую и Июсскую инородные управы. Однако в 1864 г. по просьбе населения земли качинцев объединились вновь в одно ведомство, но уже в качестве Абаканской инородной управы. Из-за своей малочисленности в 1858 г. была ликвидирована Койбальская степная дума, а ее пять родов были причислены к Сагайской под названием Койбальского улуса. Кандыков и малобайкотовский роды койбалов, проживавшие на правой стороне Енисея, объединили в один салбино- койбальский род и отнесли к Абаканской инородческой управе. В 1893 г. Сагайская и Кызыльская степные думы постановлением окружного полицейского управления были упразднены и реорганизованы в Аскизскую и Кызыльскую инородные управы. Последние, в отличие от дум, подчинялись земской полиции и выполняли в основном судебно-полицейские функции. Во главе управ выбирался голова и два выборных. [ГАРХ.] Подразделениями степных дум, а затем и инородных управ, служили административные роды. «Каждый род составляет самоуправляющееся общество кочевых инородцев, - отмечал Д. Лаппо, - объединенное податными и земельными интересами и обычно-правовой формой суда». Административные роды не соответствовали понятию кровного родства, связанного общностью происхождения. Как правило, они объединяли несколько кровнородственных сеоков. «Если в основу нынешних родов минусинских инородцев и легли более древние организации родового быта, - сообщал Д. Лаппо, - то, во всяком случае, не может быть сомнения в том, что порядок разделения родов и перечисление инородцев из одного рода в другой, установленный положением об инородцах, давно разрушили в управлении начала кровного родства, создав на месте раз- рушенных древних родов административные единицы, ничего общего с ними по самой своей природе не имеющие». Роды были образованы на основе личного подчинения глав семейств родовому управлению, которое состояло из родового старосты и двух помощников. В родовом управлении все дела разбирались словесно, письменных просьб не существовало. «Ограждая степное обычное право, - писал Д. Лаппо, - (российский) закон или совершенно устраняет письменность из производства Инородческих установлений, или же предоставляет ее в зависимости от возможности». [Лаппо, 1905, с. 19'.] Однако в степных думах и инородческих управах, благодаря штату письмоводителей и их помощников, все делопроизводство велосьписьменно. Во главе степных дум находились беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками (в инородных управах - головою). Они выбирались, как правило, из среды байства и древней аристократии. «Следовательно, должность родоначальника была по существу тоже не новая, - отмечал С. А. Токарев, - и в ней сохранились, очевидно, те же старые родоплеменные и полуфеодальные традиции». |Токарев, 1952, с. 134.] От родоначальников обязательно требовалось знание русского языка. Например, в Койбальской думе в 1843 г. избрали М. Чубугина, «знающего хорошо российский язык, который под судом и в штрафах не бывал, ясак и повинности оплачивает бездоимочно, поведения хорошего, имеет достаточное скотоводство, немалую запашку и дом со всеми к нему принадлежностями» [ГАРХ.] Юрист Д. Лаппо, по- святивший одну из своих работ общественному управлению хакасов, писал: «Само собой разумеется, что правительству удобнее вести дела с более культурными, привыкшими к управлению богатыми родовичами, чем со сходом кочевников, стоящих на более низкой ступени гражданского образования и совершенно не понимающих условий и требований культурного государства». [Лаппо, 1905, с. 14.) В XIX в. башлыки (т. е. хакасское начальство) стали носить прическу с пробором (чараа), отчего получили иносказательное название «чараалыглар» - имеющие пробор. Рядовым скотоводам запрещалось расчесывать волосы на пробор. Власть находилась в руках баев - богатых скотоводов. В хакасском языке для определения понятия власти применяется термин «улгу». Данный термин, характерный только для хакасского языка, употребляется также и для обозначения закона. Таким образом, для хакасов власть одновременно являлась законом. Слово «улгу» происходит от хакасского глагола «уле-» делить, наделять, т. е. то же самое, что и слово «чаргы» -суд от глагола «чар-» разделить, разрубить. Назначение бега (родоначальника) утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бег мог быть избран пожизненно. Чтобы стать родоначальником или заседателем думы, необходимо было до этого прослужить родовым старостой, т. е. чайзаном. [ГАРХ.] Руководство степными обычаями давало хакасам широкое право при определении срока службы их должностных лиц. По всей видимости, первоначально сохранялась древняя традиция наследования княжеского звания. Например, в 1822 г. главой Качинской степной думы был Чирка Картин из сеока ойрат-кыргыз. Затем им стал его сын Хароол, а после него (в 1860-е гг.) его внук Петр. В Кызыльской думе с 1822 г. бегом служил Петр Ульчугачев (Батанаков), относящийся к сеоку кыргыз. Затем им стал его племянник Егор Ульчугачев. В XIX веке под влиянием новых условий наследственность власти сменяется выборностью. Об этом свидетельствует следующая пословица: «Если выберет дьявол, то будет шаман, если выберет народ, то будет бег». Бегов выбирали из достойных родов, среди которых не должно быть конокрадов, истеричных и незаконнорожденных. Последних никогда не выбирали на руководящую должность. Беги и чайзаны перед своими избирателями давали клятву: «Ахты хара итпестн, хараны ах итпестн» - Белое не буду делать черным, черное не буду делать белым, - что означало править без обмана, не брать взяток и т. д. Избрание на должность происходило на общем собрании родовичей. «Родоначальниками и родовыми старостами избираются лица не по уму, а по состоянию, кто имеет много скота, лошадей и денег, тот и назначается на эти обязанности. Богатые избирают друг друга сами, бедный инородец волей-неволей соглашается, если же начнет излагать свое по какому-либо случаю несогласие или мнение, то подвергается как грубиян наказанию и нередко заключению, в пример прочим, в каталажку», - писал о выборах башлыков И. И. Каратанов [АРГО.] Среди хакасского начальства во второй половине XIX в. вошел в практику обычай - прослужив три года бегом, уходить в отставку. Например, бег М. Четыков возглавлял Сагайскую степную думу в 1863-1865, 1867-1869 гг. и с 1877 по 1879 г.; П. Мойнагашевслужил родоначальником с 1869 по 1872 г.; Е. Топоев был бегом с 1872 по 1875 г.; Ф. Курчеков - с 1875 по 1877 г. Все они были награждены серебряными медалями «за усердие». Башлыки пожизненно освобождались от податей. [ГАРХ.] Кроме родоначальника, при степной думе находились два заседателя (в инородных управах - два выборных) и письмоводитель. Последний обычно происходил из русских, т.к. хакасы в основной массе были неграмотными. В функции заседателей входило исполнение судебных обязанностей. Кроме того, выбирался казначей - «сундух пазы» (букв, глава сундука, т. е. денежной кассы), который хранил денежные суммы, пред- назначенные для общественных расходов, и сдавал собранный ясак в окружное казначейство. Все должностные лица - заседатели, казначей, чайзаны (князцы) - утверждались в должностях гражданским губернатором Енисейской губернии. Как бегу, так и другим башлыкам российским законом было «предоставлено право по их степным обычаям, разумеется на мирской сходке, обсуждать и решать все дела». Бегу подчинялись чайзаны, возглавлявшие административные роды или «джоны» (по-хакасски «чон» - букв, народ). В официальных документах они назывались улусными башлыками, родовыми князцами или родовыми старостами. Термин «чайзан» происходил от китайского титула «цзяй-сян» и был заимствован через монгольский язык во времена правления династии Юань, где так обозначали правителей улусов. До начала XIX в. их власть передавалась по наследству. «Достоинство башлыка было в прежние годы наследственное, - сообщали русские документы 1820-х гг., - а ныне избирательное, хотя же в некоторых родах или улусах ныне еще находятся некоторые князьцы, занимающие достоинство свое по наследию; но сие происходит уже не от постоянного обычая, но от того, что лица найдены достойными». [РГИА.] В XIX в., с утверждением выборной должности башлыков, сохранилось право за уходящим со своего поста чайзаном назначать вместо себя кандидата. За такую услугу он получал с нового претендента в подарок одну или две лошади. В обязанности чайзана входило вести учет числа платежных душ своего рода, разбирать исковые дела и собирать албан. Символом власти чайзана была родовая печать - «тамга», с которой он никогда не расставался. «Передача родовым старостой или выборным управы печати равносильна отказу от должности и передаче своих полномочий», - отмечал Д. Лаппо. Около юрт башлыков - бегов, чайзанов и есаулов, специально устанавливали шестиаршинные шесты с красными флажками (туг). За свою службу башлыки сначала получали денежное пособие, а с 40-х гг. XIX в. им стали выделять официальное жалованье. Жалованье бега было в два раза выше, чем у заседателей, называвшихся «чыынныг» - представитель съезда, и почти в четыре раза больше, чем у чайзанов. Эти факты свидетельствовали о сложившейся иерархии среди башлыков. Хакасские беги и чайзаны, «хотя и получая жалованье, податей и повинностей никогда не платят, а пополняются таковые сбором с инородцев по особой раскладке». Подобное патриар- хально-феодальное право укрепляло экономическую мощь башлыков и господство их над простым народом. Каждый член рода обязан был отбывать трудовую повинность на своего чайзана, называемую «нымыс» - букв, служба. Обычно хакасы отрабатывали определенное время в хозяйстве башлыка. Рядовой скотовод, ставший слугой - «нымысчы» - согласно правилам очереди «теес» и находившийся в услужении у чайзана, в документах степных дум чис- лился как «десятник у князьца». Слуги «нымысчы» работали на своего родового старосту - чайзана, полмесяца в году. [ГАРХ.] Они сопровождали чайзанов в поездках, выполняли различные работы по дому - запрягали коней, кормили скот, кололи дрова, топили печь и даже прикуривали ему трубку. Эта повинность обосновывалась служебным положением чайзана, который официально был занят общественной деятельностью и будто бы не мог заниматься своим хозяйством. В течение года в хозяйстве одного чайзана отрабатывали «нымыс» до 24 бойцов из приписанных к его роду. Официально не утвержденная формапатриархально-феодальной эксплуатации «нымыс» сохранилась в Хонгорае со времен средневековья и просуществовала вплоть до начала XX в. Низшим рангом башлычества были чазоолы - сборщики податей. Они исполняли также полицейские функции. Символом власти чазоола служила серебряная нагайка «тобырчых», которая носилась за поясом. В случае необходимости он всегда мог пустить ее в ход для наказания виновных. Родовое управление в думах было основано на личном подчинении каждого родовича. Территориального деления не существовало. Представители разных родов жили смешанно, а связь между входящими в один сеок являлась наследственной. Поэтому чазоолы собирали албан не с определенных участков, а каждый с 40 юрт своих единородцев. Выделение 40 юрт в качестве податной единицы для сборщика ясака сохранилось со времен Кыргызского государства, где каждый аймак (баг) в административном отношении подразделялся на группы в 40 аалов. «Сборщики податей, - сообщалось в «Восточном обозрении», - это современные царьки, царствующие дней семь - восемь среди 30-50 человек каждый, а считая семьи, то и среди 100-200 человек». [Качи, 19О2.| Иногда для сбора налогов выезжали сами чайзаны, взимавшие деньги с особой жестокостью. Должность чазоолов была выборная, но бессрочная. «Чазоолы или помощники родовых старост также и старшины назначаются обществом на голосах и утверждаются думою без приговоров», - отмечал И. Караганов. [АРГО.] Во время сбора албана содержание их оплачивалось особым расходом, хотя помимо этого чазоолы собирали сами небольшие суммы денег «чореен чобаг» - т. е. за хождение по мукам, в размере от 50 до 80 коп. с человека, идущие в их карман. Выбирали чазоолов из байской молодежи. «Эти органы инородческой власти и действия их, подчиненные родовому старосте, законом не предусмотрены; они недоступны надзору и контролю правительственных органов; они созданы обычаями инородцев, самою необходимостью», -писал Д. Е. Лаппо |Лаппо, 1905, с. 49.] Далее он отмечал: «Внутренняя жизнь инородческих обществ мало доступна постороннему наблюдению; привыкши видеть в русских постоянных себе обидчиков, инородцы вос- питали в себе большую неоткровенность относительно всего, что касается общественной обычно-правовой жизни». Чазоолы платили всего половину албана или вовсе освобождались от податей. Все башлыки пользовались общественными льготами, получали денежное пособие, что еще больше укрепляло их экономическую мощь. На официальных документах XV11I-XIX вв. хакасскими башлыками употреблялись вместо печати и подписи тамги в виде лука и стрелы. Указанные знаки считались княжескими. Например, в 1836 г. кня-зец изушерского рода К. Куконаков «за неимением печати приложил но нашему уложению лук и стрелу». В 1838 г. башлык Я. Сухарев «прилагает по своему инородческому обряду тамгу - лук со стрелою». Идентичные тамги в виде лука со стрелой «по безграмотству своему» прикладывали лучшие люди Койбальской и Сагайской степных дум. Указанные знаки свидетельствуют о былом военном прошлом кочевников Хонгорая. В XIX в. многие неграмотные хонгорцы использовали свои родовые тамги вместо подписи. Хакасские башлыки часто злоупотребляли своей властью. Взимание ясака превратилось в один из источников их наживы. В 1833 г. члены тубинского рода Качинской думы подали жалобу высшему начальству на своего чайзана Ф. А. Баинова, который собирал албан «по своему расположению, дабы более и более воспользоваться общественными деньгами, за которым примерно полагаем осталось от сборов в бытность его княз-цом до десяти тысяч рублей ассигнациями общественных денег, замечание сие произошло оттого самого, что упомянутый бывший князец ни один раз усчитан не был, а при вступлении в должность князца был в большом задолжении заимодавцем, и бедного состояния, а через проте-чении его восьмилетней службы нажил довольное количество денег и рогатого скота пользуясь общественными деньгами, с большим отягощением длябедных инородцев...». [ГАКК.] В 1847 г. по решению Енисейского губернского суда 17 башлыков Качинской думы за присвоение общественных денег были подвергнуты штрафам. Среди них М. Киштымов должен был внести 6770 руб., 3. Картин - 4055 руб., Г. Котюшев - 5070 руб., А. Конгаров - 1714 руб., П. Бочашев - 1045 руб. и т. д. [ГАРХ.] Главным средством эксплуатации хакасов со стороны царизма являлся сбор податей и отбывание различных повинностей. Налоговый гнет царизма ложился тяжелым бременем на рядовых скотоводов, способствуя процессу их дальнейшего закабаления байством, русскими купцами и чиновниками. Эта система повинностей, феодальная по своему историческому происхождению и классовому характеру, лишь в отдельных элементах отражала эволюцию царской монархии к буржуазным отношениям. По основному содержанию повинности оставались феодальными. Хакасская администрация безмерно обогащалась, присваивая часть албана, собирая деньги на проведение родовых сходов и съездов родовых старост, а рядовые скотоводы жили в тяжелых кабальных условиях вопрос 28
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.079 сек.) |