|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Становление раннего скотоводства и древней металлургии на территории ХМК в эпоху бронзы (III - II тыс. до н.э.)Окуневцы достигли больших успехов в технологии обработки металлов – они освоили технологию горячей ковки, а также стали в большинстве случаев использовать не чистую медь, а изготавливать функционально более совершенный сплав – мышьяковистую бронзу (т.е. это сплав меди с оловом, мышьяком, свинцом и т.д.), что позволило освоить технологии примитивного литья металла. Преимущество бронзы заключается в том, что она имеет, по сравнению с медью, более низкую температуру плавления (медь - 1084ºС, бронза - от 800 до 1000ºС), а также увеличенный интервал кристаллизации, что позволяет отливать изделия. Небольшая разница в температурах (от 1084 до 800-900ºС) принципиально важна тем, что первую температуру можно достичь только с применением искусственного поддува, что, естественно, являлось для древнего человека технологическим препятствием. Помимо температуры плавления, бронза отличается от меди также своими свойствами – она более твердая, причем твердость можно варьировать в зависимости от количества мышьяка (либо олова) в сплаве. Несмотря на вышеперечисленные новации в области металлургии, металлические предметы в памятниках окуневской культуры достаточно редки. Как правило, это небольшие изделия, которые неэффективны, либо тяжело изготавливаемы из других материалов (кости, камня) – иглы, проколки, а также украшения. Медные и бронзовые пластинчатые ножи встречаются в женских, значительно реже, мужских, погребениях. Основные категории орудий труда все еще делались из камня и кости. Это наконечники стрел, дротиков, гарпунов, скребки, тесла, песты, зернотерки и т.д. Археологический материал окуневской культуры в процентном соотношении костей диких и домашних животных демонстрирует нам определенный регресс скотоводческого хозяйства окуневцев по сравнению с афанасьевцами. С другой стороны, у окуневцев, помимо уже разводимых овец и коров, появляется новое мясное домашнее животное – лошадь. Очевидно, что в условиях относительного снижения доли производящего хозяйства возрастает роль рыболовства и охоты. В археологическом плане об этом свидетельствует увеличение количества находок таких предметов, как костяные наконечники гарпунов и каменные наконечники стрел.
Вопрос 3 Это произошло в середине III тыс. до н.э., когда на территорию Хакасии с запада приходят европеоидные племена, разводившие домашний скот и занимавшиеся примитивным земледелием. Считается, что они сюда прикочевали, преодолев не одну тысячу километров, из степей Восточной Европы. В археологической литературе культура этих западных мигрантов известна как афанасьевская, в честь горы Афанасьевой, расположенной на севере Хакасии на берегу Енисея. Под этой горой С.А. Теплоухов впервые в 20-е годы ХХ столетия исследовал захоронения этой культуры. С приходом афанасьевцев начинается не только эра производящего хозяйства в Хакасии, но и эпоха бронзового века. Пришедшие племена, в отличие от местных, знали, что в горах можно найти камни, из которых при их накаливании вытекает необычный материал. Остывшим кускам ударами можно было придать разную форму, совершенно не доступную для изделий из камня, кости или дерева. Это была медь. Также первым медеплавильщикам было известно, что при добавлении в медь мышьяка получается более твердая бронза. Из этих металлов афанасьевцы изготовляли иголки и шилья, которые были намного прочнее костяных. Из расплющенных пластин делали листовидные ножи, которые, в отличие от каменных, можно было быстрее заострить. Ими можно было прорезать узкие и глубокие желобки в кости и дереве. Для обработки мягких материалов из меди и бронзы делали небольшое долотце. Для рыбной ловли начали изготавливать медные крючки, которые были гораздо удобнее в употреблении, чем громоздкие каменные и костяные. Медными оковками и накладками ремонтировали деревянную посуду, а проволокой скрепляли треснувшие керамические сосуды. Люди знали в это время и другие металлы. Сразу были оценены золото и серебро, из них изготовляли небольшие украшения в виде проволочной спирали или колечка. А однажды археологи в одной из могил нашли остатки браслета, в состав которого входили тонкие железные свернутые пластины - это за тысячелетия до начало производства железа! Выяснилось, что это было метеоритное железо, легко подающееся ковке. И все же медь и бронза в это время еще не могли вытеснить из употребления каменные орудия. Ученые отмечают даже некоторый прогресс в обработке камня, из которого изготовляют наконечники стрел, топоры, колотушки, скребки, песты и терки. Афанасьевцы варили пищу в яйцевидных и шаровидных горшках с отогнутым наружу венчиком. Чтобы такой сосуд был устойчивым, его погружали в толстый слой раскаленных углей чашевидного очага, вырытого в земле. Практически вся поверхность сосудов украшалась несложным орнаментом в виде рядов прямых или косых оттисков гребенки, гладкой пластинки, палочки. Такой орнамент, скорее всего, имитировал фактуру плетеных корзин. На большие праздники, когда собиралось по несколько семейств, угощение варили в огромных сосудах объемом более 200 литров. Из глины также изготавливались ритуальные курильницы, представлявшие собой небольшие чаши, снизу имевшие поддон или ножки, а сбоку - ручку с отверстием для подвешивания. В таких сосудах жгли благовония во время религиозных церемоний. Со времени афанасьевской культуры в Хакасии начинает широко распространяться традиция сооружения каменно-земляных конструкций для погребения усопших. Афанасьевцы для погребения выкапывали просторную квадратную яму с округленными углами. В такой могиле в ее юго-восточной половине укладывали от 3 до 9 человек разного пола и возраста. На второй половине размещались сопроводительная пища в горшках и вещи погребенных. Захоронение происходило в теплый период, ведь в промерзшем грунте было невозможно выкопать просторную могилу деревянными копалками. Тех же, кто умирал зимой, до весны размещали в специальном временном хранилище, предварительно отделяя голову от тела. Могилу перекрывали плотно подогнанными друг к другу бревнами, а сверху насыпали небольшой земляной холмик. В особых случаях земляной холм был значительных размеров и сверху покрывался каменными плитками в виде панциря. Вокруг могилы сооружали круглую ограду из выложенных плашмя плит, а иногда и поставленных на ребро. Диаметр такой ограды достигал 12 метров и более. Вероятно, она отделяла мир живых и мертвых, которые, по представлениям древних, не должны были соприкасаться. Помимо рядовых захоронений, в это время появляются и вождевые, например, курган у с. Восточное. Ширина только ограды составляла 5 м, в то время как у остальных 0,5-1 м., а диаметр - 20 м. Первоначально она была высотой 2 м., что в два раза выше, чем обычные. Здесь были похоронены старый вождь и его супруга, причем без голов, в сопровождении останков младенцев. В могилу были положены огромный сосуд-корчага и жезл власти, украшенный гвоздиками. Возможно, здесь покоится именно тот самый вождь, который своей железной волей довел своих соплеменников до скотоводческой земли обетованной - Хакасии.
вопрос 4 Племена афанасьевской культуры первые, но не последние в эпоху бронзового века пришли в хакасские степи с запада. Примерно в XVIII веке до н.э. по тому же пути сюда проникают новые племена, но в отличие от афанасьевцев, они не чуждались людей из местных племен, живших здесь с неолита, и охотно шли с ними на контакт. Европеоиды-мужчины, пришедшие с запада, брали в жены монголоидных женщин из местных племен. В результате смешения образовался новый народ, который постепенно вытеснил из степей Хакасско-Минусинского края радевших за чистоту своей крови афанасьевцев. Многие из последних под давлением обстоятельств отбросили свои вековые традиции и слились с новым народом. Этот народ сформировал новую самобытную и уникальную культуру, которую археологи условно назвали окуневской по названию хакасского улуса Окунево. Здесь С.А. Теплоухов исследовал один из первых курганов этого народа. Но долгое время считалось, что эти могилы относятся к более позднему времени или к предшествующей афанасьевской культуре. И только изучение Г.А. Максименковым в 60-е годы ХХ столетия целого кладбища окуневцев позволил ему выделить эту культуру. Таким образом, одна из ярчайших культур бронзового века была открыта, как не странно, последней. Участие в формировании нового народа местных племен, живших в этих краях еще с неолита и промышлявших зверя, привело к тому, что охота у окуневцев заняла одну из важных ролей в хозяйстве. Бывшим охотникам было трудно в одночасье отказаться от привычных занятий. К тому же высокий уровень охотничьего искусства позволял довольно эффективно добывать средства существования. Об этом свидетельствует широкий спектр объектов охоты, охватывающий практически всех представителей местной фауны. Окуневцы добывали косуль, оленей, маралов, лося, кабаргу, соболя, сурка, выдру, бобра, кабана и различных пернатых. В тайге они не боялись противостоять таким опасным хищникам, как медведю и рыси. Большое значение охоты отразилось и на мировоззрении окуневцев. Из зубов и костей животных они изготовляли магические амулеты и ожерелья. Особым почитанием пользовались медведь, волк, лось и олень, их изображения наносились на предметах культового назначения. Вероятно, также и религиозные традиции не позволяли забросить охотничий промысел. Но как бы не были искусны окуневцы в охоте, все же они по достоинству оценили преимущества разведения скота. Об этом говорит тот факт, что корова, бык и баран занимали ведущие роли в их божественном пантеоне. Вероятнее всего, именно из-за необходимости смены пастбищ им приходилось часто перемещаться на повозках, запряженных быками. Их поселения были не долговременные, и не оставляли после себя значительных следов проживания, вследствие чего в долинах рек Хакасско-Минусинской котловины таковых известно очень мало. Археологические исследования последнего времени дали возможность установить, что многие горные крепостные сооружения, которые хакасы называют «све», были сооружены именно окуневцами. По большому скоплению остатков жизнедеятельности стало понятно, что они проживали в них более длительное время, чем на стоянках в долинах. Све обычно сооружали на горе, имевшей, как правило, скальный выход. На самой вершине выбирался участок, который огораживался стеной со стороны пологого спуска. Стена выкладывалась без связующего раствора из плит песчаника. Во многих случаях наблюдается два пояса стен. При нападении небольших военных соединений, которые могли себе позволить родоплеменные сообщества бронзового века, такие несложные фортификационные сооружения позволяли эффективно держать оборону. Материалы укрепленных поселений свидетельствуют, что окуневцы еще в значительной степени изготовляли орудия из камня. Как и ранее, из него делали наконечники стрел и копий, скребла и отбойники, топоры и тесла, а также и украшения. И все же прогресс металлургии брал свое. Помимо того, что окуневцы также как и афанасьевцы изготовляли иголки, крючки и лезвия ножей, которые они вставляли под углом в костяную рукоять, они начали выковывать кинжалы, а также научились выливать втульчатые наконечники копий и проушные топорики из бронзы. Керамические сосуды окуневцев совершенно не походят на афанасьевские. Они плоскодонные, баночной формы, и практически всегда у них орнаментирована вся внешняя поверхность, иногда даже дно. Орнаменты выполнены зубчатым штампом или палочкой, которыми наносились шахматные узоры, зигзаги и ямки, по венчику с внутренней стороны выдавливались бугорки. Так же, как афанасьевцы, окуневцы делали из глины ритуальные курильницы, отличавшиеся наличием небольшого кармашка. Для культовых целей изготовляли различные небольшие предметы из разных материалов. Из них можно выделить стеатитовые стерженьки с человеческой головой на конце, костяные пластины с изображением женщин и костяной жезл с мордой медведя, проглатывающего барана. Столь развитое религиозное мировоззрение не могло не выработать свой канон проводов человека в иной мир. Окуневская традиция кардинально отличается от афанасьевской. Окуневцы огораживают свои курганы квадратной оградой из поставленных на ребро плит, а не округлой. У них практически отсутствуют коллективные захоронения, как у афанасьевцев. В основном хоронили одного человека в небольшой погребальной камере, сооруженной из плит песчаника в виде ящика. Такие могилы в определенном порядке располагались внутри каменной ограды. Погребенных укладывали на спину с согнутыми ногами, а под голову подкладывали каменную плитку. Но бывало, что в одном ящике размещали и два, и по три усопших: одного мужчину и двух женщин. Имеются случаи, когда в одном ящике с одним погребенным находили несколько черепов. Иногда погребальные ящики надстраивались друг над другом. Встречаются также захоронения в катакомбах. Вся жизнь окуневцев была пропитана религиозными культами и магическими ритуалами. Их жрецы и шаманы, помимо духовной власти, обладали и властью светской, их хоронили более в монументальных курганах, а для некоторых сооружали комплекс, напоминающий кромлех. Более ярко религиозное мировоззрение окуневцев отражается в изображениях на изваяниях.
Вопрос 5 В то время как люди на берегах Енисея ваяли из каменных глыб своих причудливых и фантастичных идолов, на бескрайних степных просторах, простирающихся от Уральских гор до Алтая и от Сибирской тайги до полупустынь Средней Азии, начали активно расселяться многочисленные племена. Они преимущественно разводили скот, и это позволило им хорошо адаптироваться в открытой степи. По своему облику они были ярко выраженными европеоидами, говорили они на одном из языков индоевропейской языковой семьи. Некоторые ученые считают, что это были те самые арии, которые, попав в Индию, создадут ведические тексты. Они обладали передовыми технологиями бронзолитейного дела: в двусторонних каменных формах они выливали втульчатые топоры, так называемые кельты, вислообушные топоры и копья. Вероятно, их беспрепятственному расселению способствовало их совершенное вооружение, в том числе боевая колесница, против которой пешему войну было трудно устоять. Появление колесницы было связано с изобретением колеса со спицами вместо сплошного деревянного диска. Это позволяло значительно облегчить повозку, и тем самым увеличить скорость и маневренность ее передвижения. В XIV веке до н.э. они, обогнув Кузнецкий Алатау с севера, ворвались на своих колесницах с северо-запада в степи Хакасско-Минусинского края. Кстати, именно в местах, через которые они вторглись, археологи впервые обнаружили их захоронения, возле села Андроново, в окрестностях г. Ачинска. И по этому населенному пункту их культура и была названа андроновской. Скотоводы-андроновцы, увидев благодатные степные пастбища Хакасии, решили овладеть этой землей, но жившие здесь идолопоклонники-окуневцы не хотели покидать свою родину и сдаваться без боя. Конечно же, они не могли противостоять захватчикам в открытом бою, где их пешее ополчение сметали андроновские колесницы, но при взятии укрепленных горных поселений окуневцев эта новейшая военная техника была бессильна. Андроновцы так и не смогли полностью завоевать долину Среднего Енисея, овладев только ее северной частью, в то время как на юге продолжали жить окуневцы. Со временем жизнь перешла в мирное русло, и оба народа стали проживать по соседству, перенимая друг у друга идеи и традиции. Археологи отмечают, что у андроновцев в Хакасско-Минусинской котловине появляются новые формы сосудов, и они, как и окуневцы, начали расписывать днища своих горшков. Кстати, именно керамическая посуда является одной из отличительных черт андроновской культуры на всем ее обширном ареале распространения. Посуда андроновцев была двух видов: во-первых, сосуды баночных форм с простым орнаментом, во-вторых, парадная посуда в виде горшков с плоским дном и выпуклым туловом, шейкой и плечиками. Часто эти горшки украшались сложным геометрическим орнаментами, выполненными гребенчатым и гладким штампами. В композицию орнамента в разном сочетании входили зигзаги, ромбы, треугольники, меандры и свастики. Также известно, что андроновцы делали свою посуду из бересты и дерева в виде туесов, бадеек и чаш. Их орнаментировали, раскрашивая краской или вырезая треугольники. Андроновцы шили одежду из кожи и шерстяной ткани, а украшения в основном изготавливали из бронзы. Из бронзовых округлых пластин выдавливали конические бляшки с двумя отверстиями по краям. Бусы изготовляли из бронзовых пластинок в форме бочонков. Серьги были из проволоки, свернутой кольцом в несколько оборотов. Их также делали из свернутой бронзовой пластины, загнутой в кольцо, у которой один из концов был конической формы. Серьги делали еще из серебра и золота. Запястья андроновцев украшал браслет со скрученными в спираль концами. Как и предшествующие племена, андроновцы возводили для усопших курганы с каменной оградой. Их могильники состояли из нескольких десятков курганов и практически никогда не размещались в местах, где находились более древние захоронения. Вероятно, этим они подчеркивали свою непричастность к окуневцам. В большинстве случаев ограды курганов выкладывались из плашмя положенных каменных плит округлой формы. Иногда ограды были прямоугольные. В среднем ограды достигали диаметром 10 м. и первоначально имели высоту 1 метр. Во многих случаях ограды пристраивались друг к другу. Обычно в центре ограды было одно захоронение, но есть ограды, где могил найдено больше. Конструкция погребальной камеры у андроновцев разная. Это и простая грунтовая яма, деревянный сруб или рама в один венец, но чаще сооружался каменный ящик из поставленных вертикально плит для захоронения детей, а для взрослых возводилась циста, у которой стенки могильной ямы выкладывались из горизонтально уложенных и хорошо друг к другу подогнанных плиток песчаника. Иногда стенки одной могильной ямы строились по-разному, как у каменных ящиков, так у цист. В могилу умерших укладывали на левый бок с согнутыми в коленях ногами. Руки размещали перед лицом. Обычно в могилу укладывали одного покойного, но бывали случаи, когда хоронили двоих. Как правило, в парных захоронениях женщину располагали за спиной мужчины. Исследователи полагают, что это свидетельствует о существовании у андроновцев парной семьи и главенства мужчины в ней. Известны случаи трупосожжений. Детей хоронили как на общем кладбище, так и на отдельных могильниках. Большая доля детских захоронений свидетельствует о значительной детской смертности. Сопроводительная пища помещалась в парадных горшках, устанавливавшихся у головы погребенного. Необходимо отметить, что погребальный инвентарь андроновских могил небогат. Возможно, в условиях враждебного окружения изделия из металлов были нужнее живым, нежели умершим. Изучение конструкций курганов андроновской культуры показало, что в их среде выделялись племенные вожди, для которых возводились более монументальные погребальные комплексы, нежели для остальных соплеменников. Так известны курганы, диаметр ограды которых достигает 30 метров, а высота земляной насыпи - 2 метров. Могильные конструкции этих курганов также монументальнее рядовых, и в них больше сопроводительной пищи. В одном из этих курганов внутри ограды были зафиксированы останки человеческого жертвоприношения. Вопрос 6 Слух о том, что андроновцы нашли чуть ли не скотоводческий рай на северных отрогах Саяно-Алтая, разлетелся по многочисленным родственным племенам, широко расселенным по просторам казахской степи. И в XIII в до н.э. некоторые из них в поисках лучшей доли переселяются в Хакасию. Теперь здесь андроновские племена начинают значительно преобладать над окуневцами. Они начинают их постепенно вытеснять с их исконных южных территорий, а некоторая часть окуневцев вливается в новый формирующийся этнос, и образуется новая культура, которую археологи назвали карасукской в честь речки Карасук (что в переводе с хакасского обозначает «черная вода», так обычно обозначались небольшие речки и ручьи). На одной из таких речек на севере Хакасии С.А. Теплоухов исследовал могильник этой культуры. И хотя он был далеко не первый, изученный археологами, он дал наиболее представительный материал. На первых этапах карасукцы вели полукочевой образ жизни. На это указывает тот факт, что до настоящего времени археологам крайне редко встречаются поселения раннекарасукского периода, что обычно бывает, когда люди проживают на одном месте недолго, не оставляя после себя значительных следов пребывания. Возможно, сказывались хозяйственные традиции пришедших из сухих степей мигрантов, и не исключено влияние увеличения в это время сухости климата, не дававшего больших возможностей для ведения комплексного хозяйства. К тому же в это время начинается использование лошади для верховой езды. На втором этапе существования карасукской культуры люди переходят на более оседлый образ жизни, что было связано с развитием земледельческого хозяйства. Об этом свидетельствует появление массивных бронзовых серпов-секачей. Для размола крупы стали использовать плитки песчаника в качестве зернотерок. Поля, скорее всего, обрабатывались мотыгами. Появляются долговременные поселения, на них сооружаются полуземлянки. Обычно они были прямоугольные, как небольшие, так и обширные, до 200 м2. В землю такие жилища углублялись на 1-1,5 м. Кровля опиралась на столбы, а стены укреплялись деревом. Вход вырывали сбоку в земле, но и не исключено, что зимой, когда в основном использовались такие жилища, входом служило и дымовое отверстие крыши. Пол жилого пространства обмазывали глиной, здесь располагались очаг и хозяйственные ямы. Вдоль стен сооружали нары. Но помимо полуземлянок карасукцы строили и наземные сооружения. Так на поселении Торгажак, в Аскизском районе, исследованном в конце 80-х годов ХХ века Д.Г. Савиновым, было обнаружено 5 таких конструкций. Это были крупные сооружения прямоугольной формы, достигавшие площади более 250 м2. Они располагались П-образно по отношению друг к другу и были соединены узкими переходами. Основная часть пострек была каркасно-столбового типа, достигавшей в высоту 3,5 м. Такие жилища использовали летом, и в них не разводили огня для отопления помещения. Наиболее существенным достижением карасукцев по сравнению с предшествующими поколениями были их успехи в металлургии бронзы. Они стали добывать больше медной руды и для выплавки меди стали сооружать из песчаника сложные по конструкции печи. Карасукские кузнецы знали такие методы металлообработки, как литье, ковка и пайка. Из бронзы стали изготовлять разнообразные предметы. Большое распространение получают бронзовые ножи с разной степенью изогнутости. Встречаются коленчатые ножи, у которых лезвие образуют тупой угол с рукоятью. Интересно отметить, что в Китае в эпоху Чжоу ходили монеты-ножи, по форме схожие с карасукскими ножами. Помимо ножей изготавливают кинжалы с перекрестием, и без него. Многофункциональными были кельты, использовавшиеся как топоры и как тесла, не исключено, что они использовались и в качестве оружия. Специально для военных целей производили наконечники копий с длинной прорезью вместо втулки. Из бронзы начинают изготовлять и наконечники стрел. На втором этапе карасукской культуры появляется загадочный коромыслообразный предмет. Археологи до сих пор теряются в догадках, что это такое. Его так и назвали предметом неизвестного назначения, сокращенно - ПНН. Существуют две версии относительно предназначения этого предмета. Во-первых, археологи предполагают что это - накладка на лук, во-вторых, что при помощи него колесничий удерживал поводья, освобождая руки для стрельбы из лука. Разнообразна серия бронзовых украшений - это височные кольца, серьги, перстни, браслеты, сферические бляшки, лапчатые подвески, розетки из соединенных полусфер, бусы-пронизки, кольца и колечки из проволоки и др. В конце карасукской эпохи появляются бронзовые дисковидные зеркала. Особо следует отметить появление художественного литья. Рукояти ножей и кинжалов украшались головами горных козлов, баранов и лосей. Помимо этого, кинжалы, ножи и кельты декорировались простыми геометрическими орнаментами. Карасукская керамика этого времени также своеобразна. Сосуды имели уплощенное или округлое дно, реповидное тулово и прямой венчик. Позже появляются удлиненные круглодонные и яйцевидные сосуды. Они орнаментировались не одинаково, некоторые из них вообще не имели декора. Но имеется серия богато орнаментированных сосудов с узором в виде рядов ромбов, сложных треугольных фестонов, зигзагов, заштрихованных треугольников. На последней стадии культуры появляется традиция украшения венчика, обычно косыми насечками. В эпоху развития карасукской культуры в Хакасии наблюдается существенное увеличение плотности населения. Сейчас известно огромное количество могильников этого времени, которые располагаются не только на прибрежных участках как раньше, но и далеко в степи и на горных перевалах. Могильники могут состоять из сотни плоских курганов, расположенных в определенном порядке. Курганы этого времени выглядят в виде небольшой прямоугольной или квадратной каменной ограды из поставленных на ребро плит песчаника, в центральной части которой расположен обычно один каменный ящик, перекрытый плитами. Погребенного укладывали вдоль северо-западной стенки со слегка согнутыми в коленях ногами. На последней стадии культуры погребальный обряд становится более разнообразный. О религиозных верованиях карасукцев с наибольшей выразительностью рассказывают найденные на поселении Торгажак плоские речные гальки с гравированными рисунками. На многих из них изображались антропоморфные лики с прорисовкой человеческих фигур. Считается, что это нарисованы одетые женщины. Также наносились разные заштрихованные геометрические узоры. По мнению Д.Г. Савинова эти гальки связаны с обрядами плодородия и деторождения. Вопрос 7 В конце бронзового века начинает распространяться верховая езда на коне - это ознаменовало новую эпоху в истории Великой степи Евразии. Эпоху всадничества и номадизма. Эпохальные события начинают в корне изменять культуры степных племен. Это также коснулось и карасуской культуры, носители которой проживали в Хакасско-Минусинском крае. На ее основе к VII веку до н.э. формируется новая тагарская культура. В сложении этой культуры также приняли участие переселенцы с берегов Оби, остатки андроновских племен. Передвижение племен, вероятнее всего, связано с изменениями климата, который значительно увлажнился. Хакасию до этой эпохи еще не населяло такое огромное количество людей. Эта культура оставила самое большое количество археологических памятников. Практически все курганы, хорошо видимые в степи, малые и большие, без которых сложно представить ландшафт хакасских степей, были сооружены тагарцами. Наверное, нет в Хакасии ложбины и долины, где не встретишь эти курганы. Они могут стоять по одному, особенно большие, а могут составлять целые могильные поля. Первоначально даже культуру эту С.А. Теплоухов назвал курганной. В тагарскую ее переименовал С.В. Киселев, по наименованию острова и озера, где в конце ХIХ столетия были произведены раскопки, давшие показательный материал. Столь бурный рост населения ученые связывают с интенсивным развитием основных видов хозяйственной деятельности - скотоводства и земледелия. В эту эпоху широко распространилась верховая езда на коне и усовершенствовалась упряжь. Это дало стимул для более мобильного ведения скотоводства, позволяя одному хозяйству эксплуатировать обширные пастбища и тем самым увеличивать поголовье скота. Я.И. Сунчугашев доказал, что многие оросительные каналы, остатки которых до сих пор встречаются в степи, сооружены именно в тагарскую эпоху. Большей частью они использовались для орошения пастбищ, что, естественно, увеличивало их травостой. Также ирригационные системы применяли для орошения посевов. В это время совершенствуются орудия мотыжного земледелия, появляется бронзовый наконечник мотыги, увеличиваются в размерах бронзовые серпы, используемые для сбора урожая. Точно установлено, что в это время начинает использоваться вращающаяся зернотерка, которая значительно повышает производительность переработки зерна. Эпоха, в которую развивается тагарская культура, обычно в науке называется ранним железным веком. Но вот парадокс, железные изделия в курганах этого времени практически не представлены, найдены в основном бронзовые предметы. Железо же у тагарцев появляется на последних этапах существования их культуры. Во многом это связано с высоким уровнем бронзолитейного дела, которое полностью удовлетворяло потребности общества, а также с доступностью медной руды. Интересно отметить, что первоначально преимущество железа над бронзой не было по достоинству оценено. Так, например, при изготовлении кинжалов тагарские кузнецы делали из твердого железа рукоять, а из более мягкой бронзы - лезвие. Широкое распространение конной верховой езды не только благоприятно сказалось на скотоводстве, но и на развитии всей культуры. Общество стало более мобильным, значительно увеличились контакты разного характера с соседями. Весь степной пояс Евразии в это время был объединен в единое культурное пространство. Некоторые вещи, найденные в тагарских курганах на берегах Енисея и Абакана, аналогичны предметам из курганов знаменитых скифов Причерноморья. Порой кажется, что они сделаны одним мастером. Практически на всех степных просторах Евразии в это время можно встретить такие же, как у тагарцев, бронзовые удила, кинжалы, стрелы. И, конечно же, образцы художественного бронзового литья, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле. Название этого стиля говорит само за себя, основными персонажами этого искусства являлись дикие и домашние животные. Одним из распространенных животных, которого изображали тагарцы, был горный козел. Изящные бронзовые фигурки этого зверя украшали специальные колоколовидные навершия, которые устанавливались на столбики по углам погребального ложа. Также их припаивали по верху ритуальной факельницы. Помимо горного козла изображались кабан, волк, барс, головы птиц. Ими украшались ножи, кинжалы, зеркала, пряжки, чеканы (боевое оружие в виде клевца). Появившийся еще в карасукское время коромыслообразный предмет неизвестного назначения в период расцвета тагарской культуры уменьшается, стилизуется и на концах украшается головками лошадей и лосей, превратившись из реального предмета в нашивную бляшку, имевшую сакральный смысл. Помимо таких бляшек, были широко распространены бляхи в виде изображения животного. Например, оленные бляхи, на которых передан рельеф оленя с поджатыми к брюху ногами, вытянутой шеей и нереалистично ветвистыми рогами. Иногда такие бляхи оборачивали золотой фольгой для большего блеска, так как они, вероятнее всего, символизировали солнце. Вполне закономерно, что искусство тех далеких племен было неразрывно связано с их религиозными представлениями. Скифо-сибирский звериный стиль отобразился и в наскальном искусстве. Надо отметить, что в Хакасии рисунков на скалах и на курганных стелах, относящихся к тагарской культуре, значительно больше петроглифов других эпох. Здесь, в отличие от бронзовой пластики, изображались не только животные, но люди. Наиболее распространенный персонаж - это человек с ярко выраженными мужскими признаками. Помимо статичных фигур, часто встречаются батальные сцены и сюжеты из мирной жизни. Особо необходимо отметить знаменитую Боярскую писаницу, на которой изображено целое селение позднетагарского времени. По ней можно судить о быте той эпохи. Здесь представлены изображения срубных домов, юрт, людей, домашних и диких животных. Изображены большие бронзовые котлы, с поддоном и ручками по венчику, в которых варили пищу для большой патриархальной семьи. Причем подобные котлы тагарцы изготовляли в реальной жизни. Это позволяет считать, что все, что изображено на этой писанице, отражение реально существовавшей картины жизни. Вопрос 8 В 201 году до н.э. территория Хакасии была завоевана одной из первых кочевых империй Центральной Азии, которую образовали хунны. Народ, который через несколько столетий станет грозой для Римской империи, под именем гуннов. Их грозным оружием была жестко дисциплинированная конница, состоявшая из лучников, стрелявших стрелами с железными наконечниками. Тагарское войско со старыми приемами ведения боя и в основном оснащенное оружием из бронзы не смогло противостоять грозным завоевателям. Основной целью, которую ставили хунны при завоевании тагарских племен, был сбор дани, расселяться в степях Хакасии они не стремились. Об этом свидетельствует отсутствие захоронений хуннов здесь, в то время как на соседних территориях Саяно-Алтая их находят. При этом в местной среде получают распространение детали украшения пояса, которые были свойственны хуннской культуре. Это массивные ажурные железные и бронзовые пряжки. На многих из них имелись изображения противостоящих быков, одиночных коней и верблюдов, сцены поединков коней и куланов, терзания хищником копытного животного или борьбы двух хищников. Очень колоритно выглядят пряжки в виде двух извивающихся змей внутри прямоугольной рамки, а также ажурные бляхи с головой дракона. Появляются своеобразные ложечковидные бронзовые застежки со стилизованным изображением головы сайги. С внешнеполитическими событиями связаны и изменения в погребальной обрядности, которая к тому же становится разнообразной. В основном людей хоронят в обширных родовых склепах, при похоронах череп покойного трепанировали, и после обмазывали глиной. Лицо дополнительно покрывали слоем гипса, по которому наносился узор. Часть населения хоронит своих усопших на отдельных кладбищах в каменных ящиках, деревянных срубах и грунтовых ямах. Вокруг каменных ящиков, которые более распространены, обычно сооружали небольшую прямоугольную каменную ограду. Также распространяется обряд захоронения в насыпях более древних курганов. Разнообразие погребальной обрядности связывают как с проникновением в Хакасско-Минусинскую котловину нового населения, так и с социальными процессами. Но самым главным памятником, появление которого обычно связывают с хуннским завоеванием, является глинобитный дворец, располагавшийся в окрестностях г. Абакана. В 1940 году при строительстве дороги был задет край холма, который был похож на обычный курган. Но во время строительства рабочие стали находить необычные черепки, на которых, как ни странно, были изображены китайские иероглифы. Археологические исследования, которые проводили В.П. Левашева, С.В. Киселев и Л.А. Евтюхова, прерванные Великой Отечественной войной, выявили, что это были руины дворца, архитектура которого являлась типичной для Китая ханьского времени. Дворец имел размеры 35 х 45 м. и был сориентирован по сторонам света. Глинобитные стены здания достигали 2 м. толщины. Здесь применялись две технологии воздвижения стен: это заливание раствора в опалубку и выкладывание сделанных на стороне слоев, толщиной 4-6 см. Из дерева были сделаны опорные столбы, стропила, матица, потолки и двери. Нижние концы столбов обматывали берестой, и опускали в ямы, достигавшие глубины до 0,8 м. Дниша ям выкладывались каменными плитками, чтобы уменьшить проседание. Единственный вход в здание был с южной стороны, и человек, заходя в него, попадал сначала в прихожую, а далее, следуя прямо, входил в центральный большой квадратный зал площадью 132 м2, к которому примыкали анфилады из шести комнат. Всего в здании было 20 комнат, площадь которых в среднем составляла 28-32 м2. Под глинобитным полом на глубине от 30 до 60 см имелись специальные каналы прямоугольные в сечении, шириной в среднем полметра. Стенки каналов и их перекрытие были выложены хорошо подогнанными друг к другу плитками песчаника. Эти каналы являлись системой отопления помещений, по которым проходил нагретый в печах горячий воздух. Для обогрева столь обширного здания было несколько печей, стенки которых были сложены из врытых в землю плит песчаника. Крыша дворца была покрыта кровельной черепицей, характерной с древних времен для стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Черепицу изготовляли из хорошо отмученной серой глины и подвергали печному обжигу. Интересно отметить, что на внутренней стороне многих черепиц имелись знаки, оставленные мастерами. Они схожи с рунами средневекового орхоно-енисейского письма. Ученые до сих пор спорят о причастности этих знаков к сложению древнетюркской письменности. На торцевых дисках черепицы были обнаружены китайские иероглифы, оттиснутые деревянным штампом. На них было написано: «Сыну Неба 10000 лет мира (А той, которой мы желаем) 1000 осеней радости без горя». Также из глины изготовляли облицовочные квадратные и прямоугольные плиты, которые были покрыты зигзагообразными желобками. Ими декорировали фриз здания, оконные и дверные проемы. На дверях здания имелись массивные бронзовые ручки в виде антропоморфной личины с рогами. В большом горбатом носу этой личины продето кольцо. На ее макушке изображена корона, с боков имеются бакенбарды. Длинные усы завиты на концах, а под ними видны оскаленные зубы верхней челюсти. Предполагается, что они изображали духов, которые должны были охранять центральный зал от нечистой силы. В ходе исследования замка были обнаружены железный нож с массивным кольцом на рукояти, железная втулка «пешня», осколок овального блюдца из светло-зеленого нефрита, коралловая бусина, золотая серьга. Также было много фрагментов глиняной посуды, в основном местного происхождения, но имеется фрагмент, схожий с керамикой хуннской культуры. Изучая впоследствии территорию вокруг дворца, Л.Р. Кызласова пришел к заключению, что здесь располагался целый деревянный город, жители которого пытались обнести его глинобитной стеной. Сразу же после археологических исследований в научных кругах было выдвинуто предположение, что этот дворец был сооружен для хуннского наместника китайского происхождения Ли Лина, который управлял делами в I в. до н.э. Впоследствии это здание по иероглифам на торцевых дисках, было датировано несколько иначе, I в. н.э. Возникло новое предположение, что дворец был построен для жены хуннского наместника Сюйбудана. Ее звали Имо, ее мать была китаянка, а отец - хуннский шаньюй. Вопрос 9 В ходе внешнеполитических событий, связанных с завоеваниями хуннов, в Хакасию проникают тюркоязычные племена, названные в древнекитайских хрониках как гянь-гунь. По мнению синологов, это название является искаженным этнонимом кыргыз. В процессе смешения пришлого населения в I в до н.э. с тагарцами образуется новая археологическая культура - таштыкская. В это время в быту начинается широкое распространение предметов из железа. Я.И. Сунчугашев обнаружил более 100 железоплавильных печей таштыкской эпохи, которые представляли собой ямы с отходившим от них поддувалом. Сейчас установлено, что в это время в Хакасии были известны пахотные земледельческие орудия. На поздних этапах этой культуры появляются металлические стремена и седло, что существенно повлияло на развитие всадничества. Всадник-воин становится одним из основных персонажей на таштыкских наскальных рисунках. Об этнически неоднородном составе населения в это время говорит погребальный обряд. В таштыкскую эпоху людей хоронили как в грунтовых могилах, так и в склепах. Нередко те и другие располагались вблизи друг от друга. Грунтовые могилы в основном представляли собой невысокий деревянный сруб, поставленный в глубокую яму. Сверху он был перекрыт бревнами и плотно обернут берестой. В некоторых случая такое перекрытие сруба сохраняется до современности. В начале ХХ столетия отмечен случай, когда в такую грунтовую могилу провалился человек. Могильники, состоящие из таких могил, могут насчитывать до нескольких сотен погребений. Они обычно располагались преимущественно на склонах сопок. А иногда такие могилы устраивали в насыпях тагарских курганов. Склепы имели более сложную конструкцию. Обычно их сооружали на возвышенном месте. При сооружении склепа первоначально выкапывали обширный прямоугольный котлован, по периметру которого возводили стену-крепиду из плитняка шириной до 1 м. Конструкция склепа во многом зависела от его площади. В малых склепах устанавливался низкий сруб или клеть. Стенки ямы обкладывались плитами песчаника. В больших склепах, достигавших площади 90 м2, стены внутри котлована обставляли тыном. И уже внутри огороженного тыном пространства возводились высокий деревянный сруб или клеть. Перекрывали склепы мощным накатом из бревен и сверху устилали берестой. Поверх перекрытия укладывались каменные плиты и дерновина. С западной стороны к склепу вовнутрь вел вход, имевший ступеньки. Внутри усыпальницы иногда устанавливали специальные полати для покойных. После окончания захоронений склепы обычно поджигались изнутри. Из-за недостатка кислорода огонь не мог полностью выжечь дерево, и оно обугливалось, в результате чего сохранились очертания многих деревянных изделий, сопровождавших усопших. Так сохранились деревянные скульптуры животных (оленей, баранов) и людей. Особо интересными находками являются обугленные планки, на которых представлены изображения сцен охоты, зарисовки хозяйственной деятельности и военных действий. Считается, что на этих планках отображались иллюстрации к эпическим сказаниям. В обоих типах захоронения хоронили по обряду как трупоположения, так и кремированные останки. При этом отмечается, что в склепах большей частью представлен обряд трупосожжения на стороне, а в грунтовых могилах чаще встречается трупоположение. Исследования антропологов показали, что среди лиц, захороненных по обряду трупоположения, преобладают женщины. А сожженные покойные обычно являлись мужчинами. Установлено, что перед захоронением трупы подвергались мумифицированию, включавшим трепанацию черепа и обмазывание гипсом головы. Тело бальзамировали, извлеклись внутренние органы. В хорошо сохранившихся грунтовых могилах остались неистлевшие куклы, сделанные из шкур домашних животных, плотно набитых травой. Внутри этих кукол были обнаружены меховые мешки с кальцинированными костями покойных, сожженных на ритуальном костре. Это дало повод, утверждать, что во всех случаях, когда встречается только кучка кальцинированных костей, когда-то тоже лежали подобные куклы, просто они не сохранились. Поверх головы такой куклы и лиц мумифицированных трупов укладывалась посмертная маска, выполненная из глины с примесью известняка или гипса. Маску лепили как по слепку, снятому с лица трупа, так и на кожаных овальных болванках, отпечатки которых встречаются на внутренней стороне. Лицу, как считается, придавали портретное сходство с умершим. Маски могли покрывать только лицо, а могли иметь форму бюста. После изготовления они покрывались изображениями разного цвета. Обычно на лбу красной краской рисовали спираль, на щеках и подбородке - красные пятна. Носы раскрашивались поперечными полосами, а на шее могли быть изображены ожерелья. Интересно отметить, что среди лиц, запечатленных на масках, встречаются как ярко выраженные европеоиды и монголоиды, так и смешанный антропологический тип. Все это свидетельствует о сложной этнической ситуации в таштыкском обществе. Одни из часто встречающихся в склепах предметов - это разнообразные бронзовые пряжки. Самый распространенный тип представляет собой прямоугольный щиток с овальным кольцом, на конце которого имеется язычок для крепления ремня. Также получают широкое распространение бронзовые амулеты в виде лошадиных голов, повернутых друг от друга. Многие ученые считают, что этот амулет является прямым продолжением тагарских ПННов с головками животных на концах. Керамическая посуда таштыкской культуры также имеет свою преемственность от тагарской. Нередко археологи, находя безорнаментированные лощеные фрагменты керамики, точно не могут определить, к какой из этих двух культур они принадлежат. В таштыкское время лепили кубковидные, баночные, сферические и бомбовидные сосуды. Появляются горшковидные сосуды со специальными ушками, отверстиями, чтобы можно было повесить горшок над костром. Некоторые горшки напоминают по форме кувшина. (Рис. Таштыкские сосуды) 10 вопрос Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |