|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные элементы культуры 4 страницаКому же не дано отличать средства от цели, кто не умеет «ситуацию моделировать» - не изучал он социологию, его личный социальный опыт однобокий и ограниченный, представления о социальном статусе остались самыми примитивными (на уровне обыденного, часто весьма убогого, сознания), и тогда бог ему судья с его немерянными ликвидными ценностями, которые, надо признать, вознесли его на высокое место в социально-статусной иерархии трансформируемой социальной структуры модернизируемого российского общества. К затронутым здесь злободневным и актуальным для каждого вопросам мы еще обратимся в коротком эссе «Индивидуализация стилей жизни и социальное неравенством», завершающем данную тему № 6. А продолжая вникать в социологическую теорию и упорно подниматься над уровнем обыденного сознания, разберемся, из чего складывается социальный статус, и как они с социальным неравенством друг друга обусловливают. Как уже отмечалось, каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, формальной – директор, профессор, либо реальной – олигарх «авторитет»). Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается расовым, этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор, чемпион города, России, олимпийский чемпион и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат, глава фракции, настоятель собора, тренер сборной и т. д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений и являются социальные статусы. С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства. Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), – существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т. д. Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, либо процесса ее изменения, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения, но его меняют выдвижения или возникновения целых социальных слоев. Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социальных ролей.
§ 2. Социальная стратификация и совокупный социально-экономический статус. Информационная стратификация Социальная стратификация – постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это – понятие обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства. Социальная стратификация – структурирование неравенства между различными социальными общностями, слоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального неравенства. Термин «стратификация» заимствован из геологии, где он обозначает расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Социальная стратификация – представляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по количеству входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколько систем стратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. накопления), критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития. Информационное неравенство (информационная стратификация) в эпоху формирования информационного общества становится одним из важнейших факторов дифференциации социальных групп и целых слоев. В 1997 г. Программа развития ООН ввела новое измерение бедности – информационное, характеризующее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев населения. В информационном обществе основным конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью. При этом в развитых странах феномен зависимости успеха человека в современном мире от его отношения к телекоммуникационной революции получил название «цифровой барьер», или «цифровой разрыв» (Digital Divide). Социальные группы и слои, лишенные доступа к информационным ресурсам, изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом. Информационная стратификация существует и внутри самой сети Интернет. Разными правами по доступу к информации обладают владельцы ресурсов и пользователи, администраторы, модераторы сетей межличностного общения и участники указанных сетей. Наиболее заметным в Интернете является лингвистическое неравенство. Подавляющее большинство ресурсов представлено на английском языке. Таким образом, пользователи, не владеющие этим языком, оказываются в экономически невыгодном положении. Кроме лингвистического аспекта, существует еще когнитивно-семантический аспект информационной стратификации. Существо когнитивно-семантического аспекта состоит в том, что способность индивида к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, которым он свободно владеет. Информационная стратификация пользователей может осуществляться и в зависимости от их гражданства. Кроме того, в многопользовательских компьютерных системах существуют различные системы ограничения доступа к информационным ресурсам, устанавливаемые владельцами этих систем. Наиболее значимой и болезненной проблемой, способствующей информационной стратификации для России, с ее территориальной разбросанностью, является проблема доступа к Сети в малонаселенных и географически удаленных от региональных центров населенных пунктах. Если заглядывать в будущее, то после становления информационного общества информационная стратификация, по всей видимости, будет определяться уже не столько социальными признаками, сколько соотношением в психике субъектов социальных отношений и политикой государственных или межгосударственных структур. Можно сделать вывод о том, что социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым. Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство. Богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход – только работающие. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход. Суть власти – в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти – политической, экономической или религиозной, – составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия, т.е. чего добился в соответствие с уровнем и качеством полученного образования. Таким образом, доход, богатство, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации. В современном, быстро меняющемся мире, в условиях глобализации и формировании информационного общества (о которых нам еще предстоит вести речь) возник новый тип стратификации – информационная стратификация.
§ 3. Социальный слой и социальный класс – основные категории социальной стратификации. Что такое средний класс? Социальный слой – большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальными групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ только на основе символического взаимодействия (на основе близости интересов, специфических культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления); это – множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации, это – разновидность социальной общности, объединяющая людей по статусным признакам, которые объeктивно приобретают в данном обществе ранговый характер: «выше-ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно» и т.д.; это – группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам. Они могут и приближаться к понятию класса, и представлять внутриклассовые или межклассовые прослойки. К понятию «социальный слой» могут быть отнесены также различные сословия, касты, деклассированные элементы общества. Социальный слой – социальная общность, которую выделяют по одному или нескольким признакам дифференциации общества – доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п. Социальный слой может рассматриваться как составная часть класса и больших социальных групп (например, рабочие, занятые трудом низкой, средней и высокой квалификации). При выделении слоев, различающихся, к примеру, по уровню доходов или другим признакам, можно определить расслоение всего общества. Такая стратификационная модель носит, как правило, иерархический характер: в ней выделяются выше- и нижележащие слои. Анализ слоевой структуры общества позволит объяснить многие стороны его дифференциации полнее, чем классовый анализ. В стратификационной модели могут быть выделены наибеднейшие слои, независимо от их классовой принадлежности, а также наиболее богатые слои общества. Различные признаки, характеризующие положение слоев на стратификационной шкале, могут быть сведены в систему математически вычисляемых индексов, которые позволяют определить положение того или иного слоя в системе социальной иерархии не по одному признаку, а по достаточно большому их множеству. Оказывается возможным выявить и взаимную связь признаков, степень тесноты этой связи. Социальный класс – крупная таксономическая единица анализа в теории стратификации, рассчитанная на изучение наиболее существенных, предельно общих изменений в обществе; это – (в широком смысле) большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получение дохода; это – (в узком смысле) любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем; это – большие по размерам группы людей, которые отличаются общественно-экономическими ресурсами, значительно влияющими на стиль их жизни. Социальный класс – большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепленному в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов). Между социальными классами могут существовать как эксплуататорские отношения сотрудничества, справедливого обмена результатами их деятельности. Данное определение социального класса является достаточно общим и применимым к различным общественным системам, которое нуждается в конкретизации в связи с теми или иными общественными отношениям, с тем или иным этапом развития цивилизации. Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, то уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса – рабы и рабовладельцы. При феодализме и капитализме существуют антагонистические классы: эксплуататоры и эксплуатируемые. Такова точка зрения Карла Маркса, которой придерживается сегодня и российские и зарубежные социологи. В классовом обществе государство не занимается вопросами социально-классового закрепления своих граждан. Единственным контролером, в данном случае, является общественное мнение людей, которое ориентирует на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить количество социальных классов в той или иной стране, число страт, или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно. Необходимы критерии, которые выбираются достаточно произвольно. В научной литературе сложилось два принципиальных положения: как бы ни определялись социальные классы, но основных только три: богатые, зажиточные и бедные; неосновные социальные классы возникают за счет добавления страт, или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
Средний класс и дискуссии о нем Средний класс – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Это дает право многим авторам исследований говорить о нем во множественном числе: «средние классы», «средние слои». Различают средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда («белые воротнички» или менеджеры). Старые средние слои – мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее крестьянство, мелкие собственники товарного производства – подвержены разорению. Стремительный рост технологии и науки, «всплеск» сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи собственной рабочей силы. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%. Средние классы выражают тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни, являются проводниками ценностей традиционной семьи, что сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Эти классы представляют собой оплот ценностей современного общества, они – основные носители традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества. В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии, так как продолжают развиваться социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. Социологи в течение долгого времени спорили о границах, однородности и даже существовании среднего класса, который определяется как класс, охватывающий тех, кто занят умственным трудом. Эта полемика разворачивалась в двух направлениях. По-прежнему ведутся дискуссии в связи с положением, считающимся марксистским, о том, что в обществе существуют два главных класса, из-за чего среднему классу практически не остается места. Споры о среднем классе разворачиваются также в связи с ростом числа профессионалов, которых обычно относят к среднему классу. Существуют два основных подхода к проблеме среднего класса. С одной стороны, подчеркивается, что средний класс является довольно большим и что его члены имеют условия труда и заработную плату, лучшие по сравнению с рабочим классом, но худшие – по сравнению с высшим. Часто говорится о том, что относительно благоприятная рыночная позиция среднего класса основывается на высоком образовательном и квалификационном уровне ее представителей. Второй, более распространенный подход основывается на представлении о том, что средний класс состоит из ряда отдельных секторов, при этом один сектор является фактически частью рабочего класса, другой, меньший по размеру, – частью высшего, в середине же остается относительно небольшая группировка, относящаяся к собственно среднему классу. Данный подход по сути подрывает значимость различия между профессиями умственного и физического труда. § 4. Социальная мобильность и ее каналы Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида… от одной социальной позиции к другой». Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность означает изменение социальной позиции без изменения ранга (человек работал учителем в одной школе, но перешел в другую). Вертикальная мобильность означает изменение своего статуса с изменением ранга: учитель становится директором школы, директор становится депутатом и др. Вертикальная социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. Различают также внутрипоколенную и межпоколенную социальную мобильность. При внутригтоколенной мобильности изменение, социального положения происходит в пределах одной человеческой жизни, при межпоколенной - речь идет об изменении социального положения детей по сравнению с их родителями. Если такого изменения нет, то можно сделать вывод о ригидности (устойчивости, инертности) стратификационной структуры. Интенсивность социальной мобильности зависит от проницаемости границ между стратами и классами общества. Если эти границы непроницаемы (закрытая структура), то социальная мобильность минимальна, в обществе преобладают предписанные статусы. Если границы между классами проницаемы (открытая структура), то социальная мобильность весьма интенсивна, преобладают достигаемые статусы. Надо отметить, что не существует абсолютно закрытых или абсолютно открытых систем, можно говорить лишь о большей или меньшей степени того или другого. Наиболее ярким примером общества, близкого к закрытому типу, служит Древняя Индия с ее жесткой системой каст, когда принадлежность к касте наследовалась, освящалась религиозными верованиями и изменению не подлежало, а общение между членами каст ограничивалось. В современной Индии каст тысячи и они по-прежнему влияют на поведение людей. В частности браки представителей разных каст осуждаются. Стратификационная система средневековых европейских обществ также была близка к закрытой. Рыцарем, аристократом также как и крестьянином человек был от рождения. Однако крестьянин мог стать ремесленником, монахом, торговцем. Феодал также мог стать клириком. В средневековых университетах Европы могли учиться представители почти всех сословий. Т.е. несмотря на трудность изменения социального положения и на то, что такое изменение своего статуса часто осуждалось, возможность для него все же существовала, а значит, система не была абсолютно закрытой. К варианту абсолютной открытости приближается современное общество. Факт изменения своего положения скорее правило, чем исключение. Однако мы не можем сказать, что современное общество предоставляет всем равные шансы для социального роста. Таких шансов гораздо больше у сына богатых родителей, чем у сына родителей не очень зажиточных, у выпускника престижного ВУЗа больше, чем у выпускника провинциального института, у мужчины до сих пор больше, чем у женщины, у жителя крупного города больше, чем у жителя деревни и т.д. Это говорит о том, что одним людям проще изменить свой социальный статус, чем другим, а также о существовании чего-то подобного средневековым привилегиям. Т.о. и современное общество равных возможностей и всеобщей открытости тоже не является обществом с полностью открытой социальной структурой. В любом структурированном обществе существуют определенные каналы социальной мобильности, т.е. пути, следуя которым индивид может изменить свой социальный статус. П. Сорокин выделил несколько таких каналов: 1) Образование - с древности и вплоть до сего дня овладение знанием давало шанс повысить свой статус. Поэтому доступ к образованию всегда был затруднен, предполагал достаточно жесткий отбор кандидатов. В принципе, даже в современном обществе при всей доступности образования, существуют элитные образовательные учреждения, доступ в которые ограничен. 2) Армия, или участие в военных действиях (на закате Римской империи преторианцы имели шанс не только выбирать императоров, но и самим становится императорами). Наполеон и де Голль также получили власть благодаря военным действиям. В современных обществах этот путь не самый распространенный. Однако он по-прежнему актуален в обществах, где военные – главная политическая сила. 3) Фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние. Такой путь возвышения наиболее характерен для патриархальных обществ с закрытой структурой стратификации, а к таковым можно отнести все доиндустриальные общества. В современном обществе существует в виде «знакомств», неофициальных протекций и т.д. 4) Экономическая деятельность. В случае успеха приводит к богатству, которое дает возможность для дальнейшего социального восхождения. 5) Удачный брак, то есть брак с представителем более высокого класса. К этим каналам можно добавить также характерный для современного демократического общества: 6) Участие в политических движениях и партиях. Надо отметить, что в качестве таких каналов могут выступать фактически все социальные институты, а также работа в разного рода бюрократических организациях, структуре которых присуща четкая иерархия уровней, восхождение по которым означает повышение статуса. В обществе могут существовать и «обходные пути» для социальной мобильности. Это обусловлено тем, что легальные каналы доступны не всем и не в одинаковой мере. Наиболее известным нелегальным каналом является организованная преступность. Коллективная (групповая) социальная мобильность Групповая мобильность имеет место тогда, когда свое социальное положение меняет группа, слой или класс. Реформы Российского общества, проводимые с середины 80-х годов, привели к тому, что ряд групп утратил свое положение или существенно понизил свой статус (парт номенклатура, инженерно-технические работники, преподаватели школ и ВУЗов, представители военно-промышленного комплекса и др.). В то же время возникли новые группы и новые элиты в разных сферах деятельности (хотя новые элиты включили и многих наиболее активных представителей старых элит, той же партийной номенклатуры). Коллективная мобильность характерна именно для обществ, переживающих коренные реформы или революции. Европейская буржуазия, чтобы закрепить свое экономическое господство, прошла через ряд революций, давших ей и политическую власть, оттеснив представителей наследственной аристократии. Российская революция 1917 года привела не только к подавлению, но фактически к полному физическому уничтожению прежний господствующий класс - дворянство, что может служить примером нисходящей групповой мобильности. Коллективная социальная мобильность сопровождается как правило масштабными изменениями, в системе ценностей данного общества На смену преобладающей культуре прежних элит приходят ценности и нормы новых «хозяев жизни». Приход к власти класса буржуазии, что означало становление нового типа общества – капиталистического, привел к тому, что прежние аристократические ценности (честь рода, щедрость вплоть до расточительности, воинская доблесть, культ прекрасного и т.д.) сменились буржуазными добродетелями (трудолюбие, бережливость, простота и чистота нравов, скромность, расчетливость). В конце 60-х – начале 70-х годов нашего столетия переоценке подверглись и эти буржуазные добродетели. После молодежных бунтов, охвативших в этот период европейские страны и США, получили распространение новые ценности – гедонизм, потакание собственным желаниям, свободное отношение к моральным нормам, ориентация на развитие собственной индивидуальности. Эти ценности лежат в основе современного западного общества потребления и современной массовой культуры, создавая определенные трудности. Трудности заключаются в том, что подобные ценности сложно совместить с социальными обязательствами, долгом и ответственностью, без которых общество существовать не может. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |