|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные элементы культуры 5 страницаКоллективная мобильность распространена в обществах, где индивидуальная мобильность сведена к минимуму. Примером такого общества служит Индия, где время от времени происходят изменения в положении отдельных каст. Индивиды же остаются прочно «привязанными» к своим кастам. Произвольный выбор критериев для определения социальных классов и слоев обусловлен целым комплексом процессов в современных обществах, сглаживающих классовые различия. Мы вновь обратимся к данной проблеме в завершение темы № 6, в коротком эссе «Конец общества больших групп?»
§ 5. Что такое маргинальность? Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами. Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – революциям или реформам. С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникновением массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формирования новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упорядочен». (Именно подобные процессы происходят в современном российском обществе.) С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выглядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной. Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределаходного типа социальности при его серьезных деформациях. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен. Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Данелия, 1974 г.).
§ 6. Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в. До революции 1917 г. в России официальным было сословное, а не классовое деление населения страны. Оно подразделялось на два основных сословия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права, закрепленные законодательством. Сами права гарантировались сословиям лишь постольку, поскольку они выполняли определенные повинности в пользу государства. Государственный аппарат, чиновники регулировали отношения между сословиями. Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов россиян, распределялось на следующие сословия: дворяне – 1,5% ко всему населению, духовенство – 0,5; купцы – 0,3; мещане – 10,6; крестьяне – 77,1; казаки – 2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым — духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными. Те дворяне, которые являлись землевладельцами, составляли особую группу – класс помещиков. Постепенно классы появляются внутри других сословий. Некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть всего крестьянства. Неоднородным образованием были мещане – средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кустарей, студентов и т. д. Из их среды и из крестьянства выходили русские промышленники, мелкая, средняя и крупная буржуазия. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе. К 1917 г. процесс классообразования не завершился, он находился в самом начале. Главная причина – отсутствие адекватной экономической базы: товарно-денежные отношения находились в зачаточной форме, как и внутренний рынок страны. Они не охватили основную производительную силу общества – крестьян, которые даже после столыпинской реформы так и не стали свободными фермерами. Рабочий класс, численностью около 10 миллионов человек, не состоял из потомственных рабочих, многие являлись полурабочими, полукрестьянами. К концу XIX в. промышленный переворот не был полностью завершен. Буржуазия и пролетариат не стали основными классами общества. Октябрьская революция разрушила старую социальную структуру российского общества. А новую назвали бесклассовой. Так оно и было на самом деле, поскольку уничтожалась объективная и единственная база для возникновения классов – частная собственность. Начавшийся процесс классообразования был ликвидирован на корню. Социальная стратификация реального социализма принципиально отличалась от сложившихся исторических типов. В своих явных и учитываемых параметрах она была искусственной и конструировалась под высокую цель достижения социальной справедливости, которая понималась как гарантированный государством объем и уровень потребления. Характер потребления определялся такими социально-учетными параметрами, как прописка и место жительства, должность, занятость в более или менее важной отрасли народного хозяйства. Новая социальная стратификация, в целом сложившаяся в 40-50-е гг., основывалась на распределительных отношениях, а не на отношениях к собственности, к средствам производства. Несомненными ее достоинствами были стабильность и определенность: отношения между социальными стратами (или, точнее для данной системы, – социальными группами) полностью определялись и контролировались государством. Содержание государственной социальной политики составляло формирование квот, норм, системы доплат и компенсаций. Такая деятельность в условиях реального социализма эквивалентна рыночным механизмам регулирования. А дефицит благ, товаров и услуг, сопровождающий ранжированное распределение, создавал особые центростремительные силы и структурировал население и рабочую силу, управленческий аппарат. Смысл и цель социальной активности состояли в том, чтобы, устроившись определенным образом, можно было «достать» и «получить». Социально-учетные группы определялись в территориальном, отраслевом и должностном аспектах, хотя при этом официально провозглашалось, что социальная структура советского общества состоит из двух классов (рабочих и крестьян) и прослойки (интеллигенции). При этом если классы определялись по отношению к двум формам собственности (государственной и колхозно-кооперативной), также провозглашенными (в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.), то для принадлежности к интеллигенции достаточно было иметь высшее образование. Принято считать, что высшим и правящим классом советского общества был особый новый класс – номенклатура, куда входили те, кто состоял в штатной номенклатуре партийных органов, руководители предприятий, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Общая их численность составляла около 750 тысяч человек, а с членами семей численность правящего класса номенклатуры в СССР доходила до 3 миллионов, т. е. 1,5% всего населения.
§ 7. Социальные группы и слои современного российского общества (по Т.И.Заславской) Современные представления о факторах, критериях и закономерностях стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе его реформирования. Согласно принятой академиком Т.И.Заславской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна». Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ. Второй слой назван средним, во-первых, с учетом его положения на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего слоя» в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. К тому же, пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие. Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус. Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Что касается социального дна, то главной его характеристикой служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.1 Тема 7. Социология семьи как самостоятельная отрасль социологии План § 1. Понятие семьи и ее функции. § 2. Историческое развитие семьи и ее типология. Жизненный цикл семьи. § 1. Понятие семьи и ее функции Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как в ней закладывается и формируется умение жить в обществе. Семья по сравнению с другими социальными группами занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы созданы обществом, т.е. их можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь. В 1949 г. социолог Дж. Мердок, после изучения 250 семей различных слоев общества, определил семью как «социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. Она включает взрослых обоих полов, причем по крайней мере двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей». Но под это определение Мердока подпадают неполные семьи, сожительствующие пары, гомосексуальные и лесбийские пары, люди, живущие в коммуне, и т д. Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение, определив семью как «ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку». Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности. Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей). Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная. Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи – воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи. Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания: 1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. 2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. 3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т. д. Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Можно и более детально указать функции, которые выполняет в обществе семья: - организация регулирование сексуального поведения; - рождение детей в законном браке; - забота о детях, пока они не смогут сами заботиться о себе; - социализация или неформальное обучение детей тому поведению, ценностям и позициям, которых ожидает от них общество; - «распределение труда» между мужем и женой с точки зрения заработка, содержания домохозяйства воспитания детей и так далее, чтобы семейная группа. могла действовать как эффективная и взаимосвязанная ячейка; - определение таких ролей, как жена, мать, отец муж внук, внучка, сын, дочь и т. д., - которые позволяют членам семьи знать, что от них требуется и чего требовать друг от друга; - стремление окружить любовью, заботой, обеспечить эмоциональную безопасность и защиту всех членов семьи, что, в отличие от других групп, к которым могут принадлежать люди, создает глубокую, постоянную ответственность в обществе; - обеспечение досуга и отдыха для членов семьи и создание ячейки, внутри которой можно отмечать праздники и значительные события, такие как рождения, браки и смерть. По мнению уже упомянутого социолога Мердока, можно определить четыре основные жизненно важные для общества задачи. Это: - регулирование потенциально деструктивной сексуальности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак; - воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями; - производство и распределение таких ресурсов для поддержки населения, как пища, одежда, средства к существованию; - обучение должно осуществляться так, чтобы культура общества передавалась от поколения к поколению. Дж. Мердок утверждал, что семья вносит значительный вклад в каждую из данных жизненно важных функций, и это объясняет, по его мнению, то, что семьи существуют во всех обществах. Мердок также считал, что семья положительно влияет как на отдельных членов общества, так и на всю социальную систему. Таким образом, он утверждал, что эти функции лучше осуществляют люди, сплоченные в семьи. Например, сексуальная функция обеспечивает личное удовлетворение, в то же время создавая нормы сексуальных отношений внутри определенного общества. Она также помогает создать между мужем и женой более прочные отношения в семье, Функционалистское направление было развито Толкоттом Парсонсом, связавшим эту точку зрения с современными индустриальными обществами, такими как США. Заслуга Парсонса состоит в попытке объяснить то, как семья приспособилась к изменениям, связанным с переходом общества от сельского хозяйства к промышленности. Современные общества нуждаются в более специализированных институтах. В феодальном обществе члены одной семьи работали сообща на земле или занимались вместе ремеслом. В семьях учили детей всему, что им было необходимо знать, чтобы выжить, и что определяло их статус и положение в обществе. По мере того, как структура общества усложнялась, появлялись специализированные предприятия, например заводы; школы взяли на себя задачу обучить тем знаниям и умениям, которые необходимы в обществе и на работе; молодые люди все чаще покидали дом, чтобы самоутвердиться и создать себе положение с помощью собственных талантов и умений. Другими словами, семья утратила некоторые из своих общественных функций и, следовательно, больше сосредоточилась на тех вещах, которые могли быть осуществлены только в семье. Парсонс утверждал, что в современных обществах функции, которые может выполнять «только семья», свелись к двум жизненно важным задачам: - первоначальная социализация молодежи; - становление взрослой личности. Первоначальная социализация остается важной, потому что именно в результате этого процесса передается культура общества – его нормы, ценности, обычаи и язык. Парсонс утверждал, что происходящее в семье – больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личности, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности. Это помогло утвердить внутри любого общества разделяемые всеми ключевые убеждения, а процесс социализации служил для того, чтобы найти общий взгляд на понятия, которые объединяли общество и сглаживали конфликт. В американском обществе к этим ценностям традиционно относились индивидуальные достижения, конкуренция и патриотизм. В других обществах это могли быть смелость, альтруизм, уважение к старшим, забота об общем благе, и т.п. § 2. Историческое развитие семьи и ее типология. Жизненный цикл семьи Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих теорий в рамках общественных наук. Особый интерес представляют результаты этнологических исследований американского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество». В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет, т.е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Промискуитет характерен для низшей ступени дикости. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо понятие родства в смысле его, человека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака. Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном, случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон у но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для полового удовольствия и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в определенные периоды развития общества и в отдельных общинах и сообществах. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |