АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Итоги приватизации в оборонно-промышленном комплексе

Читайте также:
  1. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  2. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  3. Анализ правовых основ приватизации
  4. Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере приватизации
  5. Билет №16. Правление Петра I. Характеристика внешней политики. Основные цели, направления, события и итоги.
  6. Билет №17. Внутренняя политика Ивана IV Грозного. Задачи, этапы, итоги.
  7. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: основные этапы, события и итоги.
  8. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные периоды и события, причины победы, итоги и уроки.
  9. Венский конгресс и его итоги
  10. Влияние приватизации на рынок труда
  11. Влияние собственности и приватизации на трудовое поведение
  12. Война на Северном Кавказе 1990-е гг.: причины, анализ основных событий и итоги.

Приватизация предприятий оборонно-промышленного комплексапривела прежде всего к преобразованию структуры и уменьшению общего числа предприятий и организаций (по состоянию на 1 января 1992 г. – 2456 предприятий, на 1 января 2000 г. – 1690, на 1 января 2004 г. – 1639) и росту удельного веса предприятий в форме акционерных обществ (рис. 9).

 

 

За период 1992 – 1995 гг. на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса было образовано 1110 акционерных обществ открытого типа, большинство из которых оказалось в тяжелом финансовом положении. Структурные изменения в составе оборонной промышленности объясняются не только приватизацией, но и последствиями процедур банкротства и залога. Около 20% из них были объявлены неплатежеспособными (банкротами) уже в начальный период их деятельности.

В период 1997-2002 гг. (по состоянию на 18 октября 2002 г.) процедуры несостоятельности (банкротства) были применены в отношении 160 оборонных предприятий. В результате ликвидированы в процессе конкурсного производства 35 предприятий, продолжалось конкурсное производство на 46 предприятиях, введено внешнее управление на 31 предприятии.

В настоящее время в составе оборонной промышленности учитывается 120 предприятий, полностью контролируемых частными предпринимательскими структурами. Более половины из них (51,3%) продолжают выполнять оборонные заказы, т.е. их специализированное имущество продолжает использоваться по назначению. Такие предприятия сложно (практически невозможно) интегрировать в создаваемые холдинги, хотя некоторые из них являются единственными или основными производителями соответствующих видов оборонной продукции. Часть имущества предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) утрачена, так как при приватизации документы, характеризующие состояние приватизируемого имущества (результаты инвентаризации), не были обязательным приложением к плану приватизации.

Более того, 77,1% оборонных предприятий приватизировались региональными комитетами по управлению государственным имуществом, которых сохранность имущества оборонных предприятий практически не интересовала. К тому же нет правовой основы для инвентаризации его приватизированной части. Таким образом, имущественный комплекс оборонных предприятий, существовавший на момент начала приватизации, оказывается фактически невосполнимым.

Следует отметить, что результаты приватизации ОПК сказались негативно на мобилизационной подготовке экономики. По информации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, администрации при разработке региональных мобилизационных планов сталкиваются с рядом серьезных проблем. В частности, перепрофилирование производства на большинстве приватизированных предприятий бывшего ОПК, сокращение производственных мощностей, утрата технологий привели к тому, что размещение мобилизационных заданий в полном объеме и номенклатуре практически стало невозможным.

Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты свидетельствуют, что в ОПК иностранные юридические и физические лица или их аффилированные структуры владеют более чем 10% обыкновенных акций минимум в 47 акционерных обществах, пакетами, превышающими размер блокирующего, – в 22 акционерных обществах, из них в 12 акционерных обществах авиационной промышленности.

Непосредственно иностранные участники имеют блокирующие пакеты только в трех обществах авиационной промышленности – ОАО «АНТК им. Туполева», Саратовское ОАО «Сигнал» и ЗАО «Евромиль».

Оптимизация состава оборонно-промышленного комплекса будет оставаться актуальной проблемой и в будущем по мере создания интегрированных структур оборонного комплекса, усиления контроля со стороны государства за использованием государственной собственности, а также за повышением эффективности работы предприятий оборонной промышленности. Так, например, по состоянию на 1 марта 2004 года в реестр предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса предполагалось включить около 1300 предприятий и организаций, реально участвующих в оборонном производстве.

Приватизация в Минобороны России осуществлялась в основном путем реализации высвобождаемого военного имущества (далее – ВВИ) на аукционах с целью получения дополнительных источников финансирования строительства и приобретения жилья для военнослужащих, а также привлечения средств на проведение военной реформы.

В период 1992 – 1997 гг. возмездное отчуждение ВВИ осуществлялось в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. № 1518 «О порядке реализации и использования высвобождаемого военного имущества». Фактически в указанном периоде действие законодательства Российской Федерации о приватизации не распространялось на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации. Данным Указом Министерству обороны Российской Федерации было предоставлено право реализации и использования высвобождаемого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов):

на внутреннем рынке – через Специализированное государственное хозрасчетное предприятие (СГХП) при Центральном управлении материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны России (ЦУМРиВЭС), как правило, на биржах и аукционах;

на внешнем рынке – через ЦУМРиВЭС в установленном законодательством порядке.

В июле 1997 года действовавший порядок реализации ВВИ был отменен. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 775 было установлено, что реализация ВВИ (кроме вооружения, военной техники, боеприпасов и имущества, не подлежащего приватизации) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Вместе с тем предусмотренное Указом Президента Российской Федерации распределение денежных средств от реализации высвобождаемого военного имущества между Минобороны России, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами действующему законодательству Российской Федерации о приватизации противоречит.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», а также пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что денежные средства от продажи федерального имущества подлежат перечислению в федеральный бюджет в полном объеме. Противоречит распределение средств от реализации ВВИ между бюджетами разных уровней и требованиям статьи 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как показали проверки, проведенные Счетной палатой в период после 1997 года, порядок высвобождения и реализации недвижимого военного имущества, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 623, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 775, повышение эффективности использования ВВИ не обеспечил. Результаты его реализации через РФФИ оставались крайне незначительными.

В 2001 – 2002 годах списано 5322 высвобожденных объекта недвижимости остаточной стоимостью 4,2 млрд рублей, не нашедших применения, а по 5454 высвобожденным объектам с такой же остаточной стоимостью решения по их дальнейшему использованию приняты не были. На аукционах в период 2001 – 2002 гг. было реализовано через РФФИ только 1,3 % от общей стоимости высвобожденного недвижимого военного имущества, т.е. на уровне 1995 – 1997 годов. Доходы в 2001 – 2002 годах от реализации 156 объектов недвижимого военного имущества составили только 363,5 млн рублей, в то же время на охрану и поддержание в эксплуатационном состоянии нереализованных в этот же период объектов были израсходованы государственные средства в сумме около 200,0 млн рублей.

Низкий уровень исполнения принимавшихся решений по продаже на аукционах высвобождаемых объектов недвижимости Минобороны России был связан в первую очередь с несовершенством и громоздкостью действующего порядка реализации. Отсутствуют также нормативно установленные критерии для принятия обоснованных решений о переводе недвижимого военного имущества в категорию высвобождаемого. Нормативно не определены сроки как предпродажной подготовки, так и реализации недвижимого военного имущества, в результате чего указанные процедуры по выставленным на продажу объектам затягиваются на 2 – 3 года.

К причинам низкой эффективности реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества следует отнести и то, что в соответствии с Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 584, законный представитель собственника – бывшее Минимущество России – оказался вне процесса реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества и контроля его результатов. Его деятельность после передачи РФФИ планов продажи фактически сводилась лишь к обеспечению ускоренного продвижения объектов на реализацию безотносительно к ее эффективности, что способствовало постепенному отрыву бывшего Минимущества России от изучения конъюнктуры рынка и негативным образом отражалось на качестве утверждаемых им планов продажи недвижимого военногоимущества и результатах их выполнения.

В этих условиях объекты федеральной собственности, расположенные в престижных районах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, реализовывались по ценам, не превышающим размера арендной платы при передаче указанных объектов в аренду на срок 1 – 2 года. Два самолета Ан-72 были проданы на аукционах по ценам 7,7 млн рублей и 11,0 млн рублей, или в 6 раз дешевле их остаточной балансовой стоимости (соответственно 32,2 млн рублей и 75,0 млн рублей).

Не выполняются также требования постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» в части разработки и утверждения методических рекомендаций по оценочной деятельности, из-за отсутствия которых происходило занижение реального дохода от продажи объектов недвижимого военного имущества, а обязательное проведение экспертизы отчетов независимых оценщиков при утверждении планов продажи объектов федеральной собственности бывшим Минимуществом России не осуществлялось.

Одной из важных составных частей оборонно-промышленного комплекса является система научных и научно-производственных организаций, в рамках которых создавались новые технологии, объекты интеллектуальной собственности и иные нематериальные активы.

Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем рынках наукоемкой продукции и связанным с этим обвальным снижением инвестиций в науку явилось отсутствие государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий. Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический и образовательный потенциал, однако эффективность его практического использования явно низка, так как формирование национальной инновационной системы в условиях рыночной экономики находится в начальной стадии развития. Проводимая государством политика в этой сфере фрагментарна и несистемна, целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности не сформирована, роль государства в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором не созданы.

Это существенным образом отразилось на деятельности научных и научно-производственных организаций оборонно-промышленного комплекса России. В 90-е годы на предприятиях существенно сократились количественные показатели изобретательской и рационализаторской работы, снизилось качество патентно-лицензионной деятельности, на ряде предприятий подразделения, обеспечивающие эту деятельность, ликвидированы, разрушилась действовавшая ранее система управления изобретательством. По экспертным оценкам, с начала 90-х годов в Российской Федерации произошел спад количества поданных заявок на изобретения на оборонных предприятиях в 10-20 раз. Утрачены кадры патентоведов, не обеспечивается проведение необходимой проверки создаваемой научно-технической продукции на патентную чистоту и наличие патентоспособных решений.

Практически не патентуются российские разработки в странах предполагаемого или осуществляемого экспорта, что могло бы создать для российской стороны весомые конкурентные преимущества. Только за первые шесть лет проведения экономических реформ, по оценке Центра исследований и статистики при Минпромнауки России, эффективность внутренних затрат в сфере научно-технической деятельности, отнесенных к объему выпускаемой инновационной продукции, снизилась в 3 раза. Несмотря на отмечаемый в последние годы рост числа лицензионных соглашений на поставку (экспорт) отечественных технологий, сальдо платежей по импорту и экспорту продолжает складываться не в пользу России.

В 90-е годы крупнейшие иностранные производители вооружения, используя правовые пробелы в регулировании прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, вели беспрецедентную работу по закреплению за собой исключительных прав на изобретения российских авторов, созданные за счет бюджетных средств. Практически во всех случаях формула изобретения в нарушение Патентного закона Российской Федерации[138] передавалась в патентные ведомства иностранных государств, минуя российское патентное ведомство. По данным Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. По экспертным оценкам, в 1992-2000 годах только в США зарегистрировано более 1000 патентов на технологии военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав – иностранные юридические и физические лица.

В это же время зарубежные фирмы непосредственно в России активизировали патентование на свое имя доступных им и не имеющих правообладателя научно-технических разработок российского оборонного комплекса, особенно в авиационной и ракетно-космической отраслях промышленности. Сложилась опасная практика, позволяющая блокировать наиболее перспективные направления развития авиационной техники в России патентами, оформленными на иностранных юридических и физических лиц. Так, французская фирма «Эрокоптер Франс» в период с 1993 года по 1998 год получила 8 патентов Российской Федерации на перспективные технические решения, используемые в области вертолетостроения. В результате Россия, даже не вступая в ВТО, может получить претензии по экспортируемой технике военного и двойного назначения.

Таким образом, к 1998 году в Российской Федерации сложилась система инициативного присвоения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета, физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными. Меры по пресечению неконтролируемой утечки за рубеж результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета, своевременно не принимались, что нанесло невосполнимый ущерб национальной безопасности России.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)