АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. И. Кравченко

Читайте также:
  1. А. И. Кравченко
  2. А. И. Кравченко
  3. А. И. Кравченко
  4. А. И. Кравченко
  5. А. И. Кравченко
  6. А. И. Кравченко 81
  7. Кравченко А. И.
  8. Кравченко А. И.


следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в чело­веческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологи­чески и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих су­ществ это справедливо только наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только в че­ловеческом обществе встречаются родители, которые намеренно под­кидывают или передают своих детей на воспитание в другую семью ли­бо передают под опеку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей (поду­майте, как они называются) и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отно­шений родительства.

В глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей нередко убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, за­кладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные ро­дители. Некоторые из подобных мер оправдывались самыми просве­щенными умами человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе необязательно, а древнерим­ский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младен­цев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоеда­ния. Уничтожение детей получило специальное название инфантици-да. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский "Домо­строй" — свод житейских правил и наставлений XVI века — проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убий­ство родителя смертной казнью.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности ро­дителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответ­ственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отноше­ниях между родителями и детьми: ответственность одних была преуве­личена, а ответственность других преуменьшена.


Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в од­ной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко воз­росла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гу­манистических ценностей и восстановила естественную цепочку соци­ализации. Подобный принцип характеризует существование большин­ства видов живых существ. В ходе многовекового развития человече­ское общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы традиций, нсрм и правил поведения, механизмов со­циального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав) и ценностей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)