|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание. Найдите в литературе примеры 3—5 независимых открытий в технике, науке или культуре
Найдите в литературе примеры 3 — 5 независимых открытий в технике, науке или культуре. Диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение в социологии называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный "вестернизацией". В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изобретения — встречается в истории гораздо реже первых двух. Дополнительная информация Культурные изобретения Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. По этому списку мы можем составить культурный атлас Земли. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама пришла к нам из Индии, а бритва из Шумера или Древнего Египта, где придумали также стекло. А вот зонтик пришел из Юго-Восточной Азии. Столовые предметы изобретены в разных концах света: тарелка — в Китае, ложка — в Древнем Риме, вилка — в средневековой Италии, нож — в Индии. Сахар впервые появился в Индии, а сигареты в Мексике. География культурных растений такова: просо, гречиха и редька вышли из Китая, рис, лимоны, апельсины, манго, сахарный тростник и мандарины — из Индии. Родиной мягкой пшеницы является Средняя Азия, в которой впервые появились также горох, чечевица, хлопчатник, морковь, фисташки, абрикос. Закавказье и Малая Азия дали миру рожь, виноград, грушу, гранат, инжир, черешню, миндаль, грецкий орех, а Центральная Америка — кукурузу, фасоль, тыкву, перец. Все, что мы едим или пьем, чем постоянно пользуемся в обиходе, имеет свою историю. К примеру, кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сливочное масло начали изготовлять в Древнем Египте, там же замесили первый дрожжевой хлеб. Помидоры пришли из Южной Америки, а майонез распространился из Франции. Все, что окружает нас и что создано людьми, появилось в разные эпохи и в разных странах. Печатные книги существуют с XV века, когда в Германии изобрели первый печатный станок. Бумаге более 2 тысяч лет, она появилась в Китае. Русский алфавит создан около тысячи лет назад с использованием древнегреческого, а древнегреческий — почти 3 тысячи лет назад — на основе еще более древнего, финикийского, который пришел из Египта и Шумера. Водопроводом пользовались уже за 3 тысячи лет до н.э. на Крите, потом — в Древнем Риме и в средневековом Новгороде. Столу почти столько же тысячелетий, сколько насчитывает человеческая цивилизация. С тех пор он почти не изменился — четыре ножки и широкая пластина. Стул гораздо моложе стола. В России крестьяне вплоть до XX века предпочитали лавки. А для арабов, индийцев и японцев сидеть на полу, циновках, подушках или коврах и сегодня гораздо удобнее, чем на стуле. Стул был заведомо более почетным седалищем, и потому ему удалось победить лавки и подушки. Возвышаясь на нем пространственно, человек как бы возвышался и социально. Огонь в кухне — потомок пламени древнего очага. Телевизору — около полувека, радиоприемнику — больше восьмидесяти. А вот кухонной полке — многие тысячи лет. Керамическая ваза для цветов — ее ровесница, фарфоровым чашкам — двадцать веков, граненым стаканам — лет триста, фаянсовым чашкам — многие сотни лет. Адаптировано по источникам: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. — М., 1984. Biesanz /., Baiesanz M., Introduction to sociology. — N.Y., J968. Диффузия означает взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а сто- летие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Селективность культуры Любая культура стремится не только заимствовать нужные ей черты и элементы, но и защититься от нежелательного проникновения, которое может оказаться гибельным для нее. Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности: — культура еще не созрела для заимствования данных изобретений; — новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру; — идеология запрещает заимствование новых элементов как "враждебных", "чуждых", "плохих"; — члены общества не считают, что новые элементы нужны им. Задание Подберите конкретные примеры к четырем причинам селективности, характеризующие развитие культуры в России. Культурный лаг Культурный лаг описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не обогащается столь быстро, как материальное положение. Культурный лаг описывает не только западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране сильно отстает от западного. Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность, или непрерывность, культуры. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению пе- редавались прежде всего базисные элементы культуры. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы. В противном случае наступает разрыв культурной цепи. В 191,7 г. в России произошла социальная революция, и все носители элитарной (дворянской и нарождающейся буржуазной) культуры были либо истреблены, либо высланы. Это было разрывом культурной цепи. Но остались носители народной культуры. Сегодня страна постепенно возвращается к ценностям дореволюционной культуры. Возврат возможен благодаря тому, что сохранились, хотя и в меньшем, чем раньше, количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители старого русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, элементы трудовой этики, религия. Не могла полностью исчезнуть и историческая память народа. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, происходит культурная аккумуляция. Когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. Задание Напишите небольшую работу о том, что же произошло в СССР за 75 лет — культурная аккумуляция (обогащение) или культурное истощение? Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, которая образует некую целостность. Интеграция, или единство культуры, создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. Если различия проникают в базисные элементы, единая культура распадается на множество культур. В этом случае надо говорить о диверсификации (разветвлении, размножении) культуры. Примером диверсификации служит появление множества субкультур. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В таком случае говорят о культурном конфликте. Социологам известны несколько видов подобного конфликта. Аномия — нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных норм. У Э. Дюркгейма, введшего в социологию этот термин в 90-е годы XIX века, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, числа самоубийств, разводов выступает не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается религиозных и семейных ценностей. Вопросы к главе 1. Что такое культура? 2. Чем различаются культурная статика и культурная динамика? 3. Что такое культурные универсалии? 4. Каковы характеристики основных элементов культуры? 5. С какими формами культуры вы познакомились, читая эту главу? 6. Как распространяется и развивается культура? В заключение выделим ключевые понятия главы: Культура Культурная статика Цивилизация Культурная динамика Образ жизни Культурный комплекс Привычки Культурное наследие Манеры Культурные универсалии Обычаи.Формы культуры Традиции Элитарная культура Обряд Народная культура Ритуал Массовая культура Этикет Молодежная субкультура Нравы Культурное разнообразие Законы Культурная диффузия Мода Селективность культуры Ценности Культурный лаг Верования Культурная трансмиссия Субкультура Преемственность культуры Контркультура Культурная аккумуляция Открытия Культурный конфликт Изобретения Аномия Глава 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается ко взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации. Период подготовки ко взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, которые сохранили традиционный уклад жизни (назовите такие страны), детство прекращается сравнительно рано. А вот в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительна, чем в традиционных обществах, но и более сложна и дорогостояща. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 своего национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (стар- /N шие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение данного термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации? Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин "освоение", а не "обучение". Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в су- Л щество социальное. Социализация как бы рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился "свертывать" этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить весь этот бесконечно долгий путь развития. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |