|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задание. Определите, к какой из трех форм культуры относятся следующие произведения:
Определите, к какой из трех форм культуры относятся следующие произведения: 1. Песни Высоцкого и Окуджавы. 2. Оперы Верди. 3. Рок-опера "Юнона и Авось". 4. Частушки. 5. Мыльные оперы. 6. Порнографическая литература. Субкультура Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Молодежная субкультура У современной молодежи отдых и досуг — ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодежные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% — девушки. "Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше". Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовка на своей площадке", посещение видеосалонов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику. "Сидят у себя в подвале" лишь 15% опрошенных. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Контркультура Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм. Дополнительная информация Дети Сатаны Родилось новое неформальное молодежное объединение или, лучше сказать, движение. Оно достаточно многочисленное, но о нем пока мало говорят. Его приверженцы называют себя сатанистами. Существует даже классификация тинэйджеров-сатанистов. Первый и самый многочисленный тип — "осатаневшие тины", или гопники. Их символика: черные кожанки, нашивки с черепами, скелетами, перевернутыми крестами. Патлы длинные и немытые или наголо бритые головы, татуировки в виде крестов или трех шестеренок, у некоторых — свастика. Словарный запас 100 — 150 слов, считая матерные. Тусуются в каждом районе, в тусовке обычно 15 человек. Посвящение в "братство" новых членов происходит крайне примитивно. Вся тусовка едет в заброшенную церковь, убивает кошку или собаку, их кровью рисует на стенах всякую похабщину, потом все накачиваются водкой и устраивают неприличные оргии. Иногда они "( выскакивают на крестных ходах, поливают всех матом, бросаются камнями. Второй тип сатанистов более серьезный. Они сознательно противостоят "продажной действительности". Многие из них, как могли, изучали историю религии, но сделали односторонние выводы, разочаровались в ней и в современных служителях культа. Они полагают, что святая церковь ныне бессовестно наживается на прихожанах (священники ездят на "фордах", бабульки обогащаются продажей свечей, а их слова о любви к ближнему — наглая ложь), а раньше она отринула славянских, греческих, египетских, римских языческих богов, назвав их приспешниками Сатаны. Третий тип — хорошо организованные, сплоченные и иерархизи-рованные "маги офигительные". Они на "ты" с самим Сатаной: взглядом якобы останавливают кровь и зажигают сигареты. Их задача — подготовка почвы для пришествия Антихриста. Сатанизм — увлечение каких-то групп подростков необычным, экстравагантным. Его можно бы было сравнить с пристрастием к катанию на роликах или с алисоманством, но оно может принимать более опасные формы. Адаптировано по источнику: Московский комсомолец. — 1993 — 12 мая. Культурное разнообразие Анализ культурной статики мы завершаем рассмотрением разнообразия национальных культур и субкультур. Культурное разнообразие (культурная дифференциация) — это многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т.е. черты культуры, приобретают разное, иногда противоположное значение. В одних культурах браки между родственниками запрещаются, в других, напротив, разрешаются. Культурное разнообразие народов, отличие каждого из них от других проявляется во всем — в приготовлении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и многом другом. Дополнительная информация Чем различаются народы Национальные особенности проявляются и в правилах вежливости. Европейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, чего не делают китайцы, японцы и индийцы. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит "целую руку", а поляк на самом деле целует ей руку. Англичанин начинает письмо словами "дорогой сэр", даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура — черный, а в Китае — белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты). Индийца, наверное, удивляет, если жена европейца назовет своего мужа по имение присутствии его матери, а у народности ашанти в Гане зять не имеет права разговорить с тещей. Если европеец попадет на обед к вождю папуасов и его угостят, косточкой дичи, то он должен, наполовину обглодав ее, передать вождю. Таков знак высокого уважения к хозяину. Гость как бы показывает, что он — его друг, с которым надо делиться едой. Разумеется, европейцам такой обычай показался бы унизительным. В разных культурах различаются даже представления о расстоянии, на котором следует вести беседу. Североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались, и отступает назад как раз тогда, когда латиноамериканец сочтет, что наконец-то подошел достаточно близко, чтобы заговорить. Для канадца удобное расстояние при разговоре — 75 см, а для аргентинца это слишком далеко. Поэтому последний считает, что американец, с которым он разговаривает, держится холодно и отчужденно. Таковы нравственно-психологические критерии общения. Не в меньшей степени различаются эстетические нормы, представления о прекрасном. Древним сарматам не нравилась естественная форма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не оставалось вертикального лба! У инков же голова делилась как бы на две части, связанные перемычкой: они перетягивали череп младенца специальной повязкой. В Африке сохранился еще обычай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали приплюснутым, а во Франции XVI века было популярным вытягивание носов. Длинные ногти на пальцах сегодня — признак молодежной моды, а в древности они свидетельствовали, что их обладатель не занимается физическим трудом. Раньше в Китае искусственно отращивали ногти, которые служили признаком благородного происхождения. У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, старались, чтобы шея росла, расположить его голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |