АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание. Некоторые специалисты считают, что апартеид в ЮАР во многом напоминал кастовую систему

Читайте также:
  1. Window(x1, y1, x2, y2); Задание окна на экране.
  2. В основной части решается практическое задание.
  3. Домашнее задание
  4. Домашнее задание
  5. Домашнее задание
  6. Домашнее задание
  7. Домашнее задание
  8. Домашнее задание
  9. Домашнее задание
  10. Домашнее задание
  11. Домашнее задание
  12. Домашнее задание

Некоторые специалисты считают, что апартеид в ЮАР во многом напоминал кастовую систему. А вы согласны с таким мнением? Какими правами обладали и не обладали негры во времена апартеида? В чем сходство и различие кастового строя и апартеида?

Дополнительная информация Кастовый строй Индии

Принадлежность к касте определяет все: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые погребению)все это происходит в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.

Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни де­сятков поколений. Касты возникли в то время, когда не было городов или они еще только зарождались. В небольшой деревне был один


горшечник. И один кузнец. А в больших селах горшечники составляли целую улицу. И плотники. И кузнецы. Каждый ремесленник, как и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если эти семьи из высоких каст, то и ремесленник считается членом более вы­сокой подкастыгруппы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить круговой поруки связывала семьи обслуживаемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаятвыборное правление касты — и привлекал виновных к са­мой строгой ответственности.

Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снаб­жали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обес­печивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготов­ляли в обмен на их продукцию утварь, одежду, украшения; члены ни­зших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы живо­тных, обдирали их и изоготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюде­нием всех кастовых предписаний.

Каждая каста живет в соответствии со своей дхармойтем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведе­ния, регулируют поступки и даже чувства. Одно из предписаний гла-сит:"Только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как и ты; только она может стать твоей женой и матерью твоих детей".

Кастовый строй уподобляет индийское общество улью с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изо­лирован от другого системой запретов взаимного общения и, глав­ное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков. Высокие не должны общаться с низкимини естьвместе, ни пить из их рук, ни курить вместе, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности че­ловека к той или иной касте. Характер жилища, пищи, даже сосудов для ее приготовлениявсе определено, все предписано, все изучено с детства.

Очень трудно поэтому выдать себя за члена другой кастыта­кое самозванство будет немедленно разоблачено. Самое страшное наказаниеисключение из касты. Отверженных не принимали в другие касты. Их лишали права пользоваться колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, даже навозом от своего скота. Связывая лю-


дей сотнями нерасторжимых уз, каста превращалась в замкнутый социальный организм, который мало изменялся в течение столе­тий. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социаль­ную гармонию, упорядоченность и смысл жизни. Будучи членом определенной касты, индиец обладает рядом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны всей касты, на ее участие в семейных праздниках и событиях.

Адаптировано по источнику: Гусева Н.Р. Многоликая Индия.М., 1980.

Сословия

Формой стратификации, предшествующей классам, являются со­словия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обы­чаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей не­сколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их по­ложения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV — XV веков обще­ство делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X — XIII веках главных сословий было три: духовенст­во, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечест­во, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия ос­новывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность сущест­вовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рьщарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой че­ловек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.


Задание

Познакомившись с доступной исторической литературой, от­ветьте на вопросы:

1. Какие обязанности закреплялись за каждым сословием?

2. Какие виды повинностей лежали на крестьянах?

3. Почему феодал не только эксплуатировал, но и заботился о подданных?

Дополнительная информация Российское дворянство

Характерная черта сословийналичие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не име­ли государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеж­дой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отли­чительные символы главному сословиюдворянству. В чем конкретно это выражалось?

Титулыустановленные законом словесные обозначения слу­жебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как "генерал", "статский советник", "камергер", "граф", "флигель-адъютант", "статс-секретарь", "превосходи­тельство" и "светлость".

Мундирыофициальная форменная одежда, соответствовав­шая титулам и визуально выражавшая их.

Орденавещественные знаки отличия, почетные награды, до­полнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира, а собственно орденский знакобычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чинранг каждого государственного служащего (военного, штат­ского или придворного). До Петра I понятие" чин" обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 года Петром I в России была введена новая система ти­тулов, правовой основой которой послужила "Табель о рангах". С тех пор "чин" получил более узкое значение, относящееся только к госу­дарственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно ко­торому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх це-


ликом, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный минимум лет (в низших 34 года). Высших должностей было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обла­дателем закрепилось наименование "чиновник".

К государственной службе допускалось лишь дворянствопоме­стное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской ли­нии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в созна­нии постепенно формировались чувство преемственности поколе­ний, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В со­вокупности они составляли понятие"дворянской чести", важной со­ставляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к не­запятнанному имени. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине XIX века I миллиону.

Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян"ваше благородие". Частный титул "дворянин" в быту не употреблялся. Его заменой служил предикат "господин", который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались иные замены: "фон" при немецких фамилиях, "дон" при испанских, "де" при французских. В России данная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Имен­ная трехчленная формула применялась только в обращении к бла­городному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полуимя считалось признаком принадлежности к неблагородным сословиям.

Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, кня­жеские и иные родовые титулы. В Европе они обозначали разные сте­пени вассальной зависимости. До XVIII века в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, ко­торый в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I впервые вве­дены родовые титулы западных государств: "граф" и "барЪн". В Древней Европе баронский титул был самым важным и почетным. Бароннепосредственный вассал короля. Графдолжностное ли­цо, представляющее власть короля в графстве, т.е. в крупном на-


следственном феодальном владении. В XVIII веке графский титул расценивался как равный княжескому или даже более почетный. Князья и графы могли быть: I) владетельными (действительными), имеющими земельный участок, 2) титулярными, не обладающими земельным владением. В России графских родов в конце XIX века на­считывалось 310, баронских240, княжеских250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедемина). Родовые титулы бы­ли пожалованными и полученными по наследству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. Великий князьнаследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул "цесаревич". Император обладал общим титулом "ваше императорское величество", а наследник и прочие великие князья"ваше императорское высочество". В 1914 году им­ператорская фамилия насчитывала более 60 человек.

В сословной иерархии России очень сложно переплетались дости­гаемый и приписываемый титулы. Наличие родословной указывало на приписываемый статус, а ее отсутствиена достигаемый. Во втором поколении достигаемый (пожалованный) статус превращался в приписываемый (наследованный).

Адаптировано по источнику: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена.— М., 1991.

Возникновение классов

Промышленная революция XVIII — XIX веков разрушила фео­дально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс в собственном смысле слова, а не в расширительном — главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие "класс" появилось лишь в XVI11 веке. Уже в это время численность чет­вертого сословия выросла настолько, что заставила потесниться три классических сословия феодального общества — духовенство, дворянство и крестьянство.

Ускоренное развитие промышленности и торговли оттеснили землю как экономический ресурс на второй план и вызвали к жизни новые профессии: "предприниматель", "коммерсант", "банкир", "купец". По­явилась и постоянно росла многочисленная мелкая буржуазия. Крестьяне все больше разорялись и превращались в наемных ин­дустриальных рабочих — новую социальную страту, которой не знало традиционное общество. Формировалось индустриальное общество, экономической основой которого выступал капитализм. Ему соответ­ствовала новая система стратификации — классовая, характеризую­щая общество открытого типа. Новые социальные слои, не имевшие по-


жалованных и унаследованных титулов, начали активно бороться за место под солнцем. Их огромный вклад в развитие индустриального об­щества явно не соответствовал тому социальному статусу, который они имели в феодальном обществе.

Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословия­ми, но стать новым сословием они не могли. Термин "сословие" отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучше всего отражало понятие "класс", в котором не значилось сословных перегородок, привилегий и условностей. Оно выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от своего таланта и трудолюбия.

Переход от закрытого общества к открытому доказывал возросшие возможности человека самостоятельно вершить свою судьбу. Сослов­ные ограничения рушились, каждый мог свободно переходить из одно­го класса в другой. Великая Французская революция XVIII века поли­тически закрепила права человека быть равным другим независимо от своего социального положения.

Дополнительная информация Когда трудно определить свой класс

При работе, а также в сословном и кастовом обществе люди точ­но знали свое место. Оно определялось чем-то, что не зависело от них самих,религией, законом, обычаем. Поэтому в таких обще­ствах статус называется приписываемым.

Сложнее обстоит дело в классовом обществе. Никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы интуитивно ощу­щаете это сами и стараетесь вестищсебя в соответствии со своим социальным положением. Иногда вам помогают ученые, организующие статистический учет населения или выясняющие особенности социальной структуры. Для того, чтобы облегчить се­бе задачу, ученые придумали систему объективных критериев. Один из нихразмер дохода и богатства семьи. Но иногда они не помога­ют, и социологи обращаются к методу опроса, стремясь узнать мнение людей.

Субъективный метод, применяемый во многих социологических исследованиях, обладает недостатком: результат зависит от то­го, как сформулирован вопрос. В конце 40-х годов американский журнал "Форчун" опубликовал сенсационное сообщение: "Америкаобщество среднего класса". 80% респондентов отнесли себя именно к нему. Однако после проверки выяснилось, что в анкете предлагалось всего три альтернативы: высший, средний и низший классы. Позднее


провели общенациональное обследование, а в анкету добавили еще од­ну альтернативурабочий класс. Теперь уже 50% респондентов от­несли себя именно к нему. Последовал новый вывод: "Америкаобще­ство рабочего класса".

"Форчун" так и не смог доказать, что США есть общество среднего класса. Однако журналисты выяснили любопытное обсто­ятельство. Оказывается, люди испытывают неприязнь к слову "низший класс". Те, кто по своим доходам принадлежал к рабочему классу, с большей охотой отнес себя к среднему, нежели к низшему классу. Поэтому социолог всегда должен учитывать психологию восприятия людей.

Постепенно социологи научились задавать правильные вопросы. В 1964 году Дональд Трейман сформулировал вопрос так: "Если бы Вас попросили использовать одно из названий для обозначения своего социального положения, какое бы Вы предпочли: средний класс, низ­ший класс, верхний-средний класс, рабочий класс, высший класс?"

Адаптировано по источнику: Robertson I. Sociology.N. Y., 1977.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)