|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Либеральное направлениеТоталитаризм Государственный строй, подавляющий личность, «усредняющую до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Модернизация Тождественно понятиям прогрессивное развитие, цивилизованное развитие. В широком смысле слова – эволюционные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе мирового прогресса. В узком смысле – двуединый процесс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе. ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
оценки СОСТОЯНИя СТРАНЫ В 20 – 30-е ГОДЫ Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества.(Мировоззрение – получение максимальных материальных благ.) Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего общества и в нем человека). Историки материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) долгое время не выделяли это время в особый период отечественной истории, растворяя его то в рамках «реконструктивного периода» от капитализма к социализму 1926 – 1937 гг., то в рамках «переходного периода» от капитализма к социализму 1917 – 1937 гг. Основным содержанием этого периода считалось построение в СССР основ социалистического общества, заключавшемся в реализации трех задач: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлении культурной революции. Социализм трактуется как государственный строй, при котором господствует общественная собственность на средства производства, власть принадлежит всему народу, отсутствуют эксплуататорские классы. В литературе, написанной после ХХ съезда КПСС (1956 г.), с 30-ми гг. связывалось формирование культа личности Сталина и нарушения «социалистической законности» (раскулачивание, политические репрессии). Негативные явления в жизни страны связывались с личностью Сталина. Эпоха перестройки 1985 – 1991 гг. вызвала стремление историков весь период 1917 – 1985 гг. объявить периодом «незрелого», «казарменного» социализма. В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе). Либеральная литература (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) с 30-ми гг. связывает формирование в СССР тоталитарного общества, идеологизированного государства и с этих позиций рассматривала всю предшествовавшую и последующую советскую историю. Тоталитаризм трактуется как государственный строй, подавляющий личность, низводящий ее «до уровня всех» и осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни с режимом личной диктатуры. Тоталитарное государство, с одной стороны, создавало мощную, но однобокую, милитаризованную экономику, с другой стороны, подвергало лишениям народ и уничтожало личность. Влияние этой теории на историков привело к тому, что с 1987 г. они стали выделять особый «сталинский» период в советской истории, начало периоду положил 1929 г., который под разными названиями – «год великого перелома», «революция сверху», «термидорианский переворот» стал рассматриваться как грань между НЭПом и сталинской политикой форсированной, мобилизационной индустриализации в экономике и тоталитарным обществом в целом. С 1992 г. «сталинский» период был перенесен на всю советскую историю 1917 – начало 90-х гг., которая стала оцениваться как советская модель тоталитарного общества. Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники). Сторонники направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) используют термин «сталинская модернизация» или «модернизация по-сталински», выделив в особый период 1928 – 1938 гг. Они считают, что сталинская модернизация (прогресс) объективно преследовала те же цели, что и модернизация начала ХХ в. Она также имела «догоняющий» характер, поэтому ей были присущи те же противоречия и возможные тупики. В то же время она была отягощена рядом как объективных, так и субъективных обстоятельств, совокупность которых можно определить понятием «тоталитаризм». Сталину удалось реализовать цели отечественной модернизации: построить в стране индустриальное общество, достичь технико-экономической независимости, вывести СССР в передовые страны по валовому национальному продукту.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье, продление жизни). Историки локальной теории, (Г. В. Вернадский и др.) являясь сторонниками сильного государства положительно оценивают принципы государственного устройства СССР (федерацию народов, однопартийную систему, единую идеологию). Создание самого мощного в истории Евразии государства – СССР.
Сравнительно-теоретические схемы предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Методы построения советского государства
№ 2. Оценки построения советского государства к 1937 г.
№ 3. Оценки деятельности И.В. Сталина
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |