№ 1. Причины возвышения Москвы
Название интерпретации
| Предмет изучения
| Интерпретации факта
|
Религиозная
(Христианская)
| Движение человечества к Богу.
| Союз московских князей с митрополичьей Кафедрой. В 1326 году митрополит Феогност переехал из Владимира в Москву
|
Всемирно-историческая:
| Общемировое развитие, прогресс человечества
| Выгодное природно-геогра-фическое месторасположение
|
Материалистическое направление
| Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба
| Выгодное экономико-геогра-фическое положение
|
Либеральное направление
| Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод
| Назначение Золотой Ордой Калиты генеральным откупщиком по сбору дани со всей Руси. При ослаблении центральной власти в Орде насильственный захват Москвой соседних территорий
|
Технологическое направление
| Развитие технологическое, научные открытия
| Перенимание Москвой государственных традиции могущественных восточных империй
|
Локально-историческая
| Единство человечества и территории
| «Пассионарный потенциал Москвы возобладал над богатством Новгорода, силой Твери, династическими претензиями Суздаля...». Тверь ориентировалась на Литву, а Москва заключила прочный союз с татарами. (Л.Н. Гумилев)
|
№ 2. Итог Куликовской битвы (1380 г.)
Название
интерпретации
| Предмет
изучения
| Интерпретации факта
|
Религиозная
(Христианская)
| Движение человечества к Богу
| Защита православия. «Пойди против безбожных и с Божей помощью победим» (С. Радонежский)
|
Всемирно-историческая:
| Общемировое развитие, прогресс человечества
| «Куликовская победа... была знаком торжества Европы над Азией» (С.М. Соловьев). В 1380 г. удар был нанесен по всей Золотой Орде
|
Материалистическое
направление
| Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба
| Был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей страны, который ускорил распад Золотой Орды
|
Локально-историческая
| Единство человечества и территории
| Русские бились не против Золотой Орды, а против Мамаевой Орды. Мамай, отчужденный от монгольского общества, выполнял волю генуэзцев. Русские бились против «всемирной силы, в которой соединились католический Запад и часть азиатского воинства». Русь не ставила целью выход из Золотой Орды посредством войны. Выход состоялся только после распада Золотой Орды
|