|
||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тождественно понятиям прогрессивное эволюционное развитие, цивилизованное развитиеВ широком смысле слова – прогрессивные изменения в обществе (политике, экономике, культуре и др.) на основе западноевропейских ценностей. В узком смысле – двуединый прогресс создания машинной промышленности и либеральных (частнособственнических) преобразований в обществе.
ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов Каждая теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее. ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ Россия в начале ХХ века Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души). Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культуры, политизация общественного сознания. Появление большого количества политических партий привело к расколу цельного мироощущения у русских людей. Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества. ( Мировоззрение- получение максимальных материальных благ). Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов, ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека). Историки материалисты (И. А. Федосов и др.) связывают период 1900 – 1914 гг. с созреванием предпосылок для перехода от капитализма к социализму. Для обоснования концепции опираются на факты классового противостояния: революция 1905–1907 гг. («генеральная репетиция» революции 1917 г.), высокие темпы развития экономики в период 1907–1913 гг., монополизация промышленности («складывание объективных предпосылок для перехода к социализму»), обострение противоречий в обществе в межреволюционный период, ухудшение положения народных масс, рост антиправительственных выступлений (нарастание нового революционного кризиса в стране). В центр освещения событий ставится деятельность большевистской партии. В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам, дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, эгоизм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе). Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) рассматривают данный период российской истории через призму реформаторского пути развития страны. Для нее такие факты истории как манифест 17 октября 1905 г., деятельность 4-х Государственных Дум, реформаторская деятельность П.А. Столыпина являются свидетельствами того, что Россия в начале ХХ в. стремительно эволюционировала в сторону конституционной монархии с рыночной экономикой. Другими словами, либеральные историки усматривают в этом вхождение России в мировую цивилизацию в качестве полноправного партнера с тенденцией выхода на лидирующие позиции. Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное прогрессом техники). Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.),считают время с 1900 по 1914 гг. окончанием автократически-буржуазного цикла российской модернизации, начатого Великими реформами 1860-х гг. Россия пережила первый тур индустриализации (1890–1899 гг.), покрылась сетью железных дорог, крупными городами. События происходили на фоне только лишь пробуждающейся деревни, которой были чужды городские интересы и зародившаяся там острая социально-политическая борьба. Начавшиеся в ХХ в. модернизационные процессы в деревне к мировой войне оказались незавершенными, еще более обострили уже имеющиеся противоречия в развитии страны и породили новые. Россия в 1913 г. отсталая страна: по сложившимся пропорциям между городским и сельским населением; по доле промышленности в валовом национальном продукте; по разрыву в уровнях личного потребления между имущими и неимущими массами; по олигархическому характеру политической власти; по степени распространения современной культуры.
Сравнительно-теоретические схемы предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Оценки развития России в начале ХХ века
№ 2. Оценки земельной реформы П.А. Столыпина
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |