|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Право следования - это право автора на долю доходов от публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописейПраво следования или право долевого участия включено в 1948 г. в п. 1 ст. 14ter Бернской конвенции: "В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения" <1>. -------------------------------- <1> См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, 1990. N 287(R). С. 24.
Право следования ограничивается случаями публичной перепродажи произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей через галереи изобразительного искусства, художественные салоны, магазины или иные подобные организации. Право следования установлено в ст. 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации. Право следования имеет элементы как личного неимущественного, так и исключительного права. С одной стороны, право следования является неотчуждаемым, что свойственно личному неимущественному праву, причем неотчуждаемость права введена в законодательство для предотвращения вынуждаемого отказа автора от своего права. С другой стороны, срок действия права следования равен сроку действия исключительного права. Предоставление права следования - это попытка учесть интересы художников, скульпторов, других авторов художественных произведений, которые иногда вынуждены за бесценок продавать свои произведения из-за тяжелого материального положения. Впоследствии их произведения могут значительно повышаться в цене, однако автор не имеет дополнительных доходов. Право доступа - это право автора произведения изобразительного искусства требовать от его собственника возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, например фото- и видеосъемкой. Право доступа не установлено в международных договорах и существует в законодательстве немногих стран. В Российской Федерации право доступа признавалось как в раннем законодательстве, так и в ст. 1292 Гражданского кодекса. Введение права доступа делается в интересах автора, который мог продать свое произведение изобразительного искусства без договора и без документа, подтверждающего такую сделку. Продажа товара, в котором воплощено произведение изобразительного искусства, не означает перехода исключительного права к собственнику товара. С другой стороны, автор лишен возможности требовать обеспечения своего исключительного права, поскольку его авторство на воплощенное в товаре произведение трудно установить. Именно по этой причине многие страны отказываются от введения права доступа.
§ 4.14. Срок действия интеллектуальных прав
Личные неимущественные права авторов. Как уже отмечалось в § 4.1, с 1928 г. в Бернской конвенции установлено, что право авторства и право на защиту репутации принадлежат автору и "сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения исключительных прав" <1>. Это означает, что личные неимущественные права не передаются иным лицам и имеют ограниченный срок действия после смерти автора. В соответствии с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС члены ВТО могут не признавать личные неимущественные права. -------------------------------- <1> Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. С. 14.
Тем не менее в большинстве стран личные неимущественные права авторов признаются бессрочными и неотчуждаемыми, т.е. они принадлежат вечно автору, который не может отказаться и передать их иным лицам, в том числе и родственникам. Такая модель охраны личных неимущественных прав авторов использована как в п. 1 ст. 27 раннего российского законодательства <1>, так и в п. 1 ст. 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации. -------------------------------- <1> См.: Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М.: Республика, 1993. С. 22.
Личные неимущественные права исполнителей. Международное призвание личного неимущественного права исполнителей действует с 2002 г., после вступления в силу Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. В соответствии с п. 1 ст. 5 страны могут признавать личные неимущественные права исполнителей только в отношении незаписанных исполнений и исполнений, записанных на фонограммы. Однако даже для таких исполнений личное неимущественное право может не предоставляться из-за характера использования исполнения. Кроме того, в п. 2 ст. 5 установлено, что личные неимущественные права исполнителя "сохраняются после его смерти по крайней мере до прекращения действия исключительных прав" <1>. Договор разрешает странам вообще не предусматривать охрану личных неимущественных прав исполнителя после его смерти, если такое положение существует в этих странах. -------------------------------- <1> См.: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, 2000. N 27(R). С. 10.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |