|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фонограмма - это воплощенные на материальном носителе звуки исполнений или иные звукиДоговор ВОИС по исполнениям и фонограммам уточнил определение фонограмм, данное Римской конвенцией, но ввел ошибочное представление об "отображениях звуков", создаваемых компьютерными программами и которые могли быть записаны на фонограмму. Эксперты ВОИС не смогли понять, что перед записью синтезированная музыка всегда воспроизводится композитором и только после прослушивания выбирается наилучший вариант, который и записывается на фонограмму. Однако такое "отображение звуков" ничем не отличается от иных звуков, особенно если учесть, что очень часто компьютерная музыка создается на основе так называемых образцов звуков (сэмплов), полученных с помощью реальных музыкальных инструментов. Простой иллюстрацией, показывающей абсурдность представления об "отображениях звуков", может служить деятельность композитора, создающего произведение в нотной записи, которую с полным правом можно считать "отображением звуков". Однако это отображение звуков можно записать на фонограмму только при исполнении нотной записи, другими словами, на фонограмму всегда записывают только звуки, а не их отображения. Передача организации вещания - это распространяемые в эфир или по кабелю звуки и изображения реальных и виртуальных объектов и исполнений, в том числе литературных, художественных и музыкальных произведений. Определение этого понятия отсутствует в международных договорах и в национальном законодательстве. Сложность определения заключается в том, что слово "передача" имеет двоякий смысл. С одной стороны, передача - это процесс распространения аналогового или цифрового сигнала в эфир или по кабелю, а с другой стороны, передача - это объект охраны. В соответствии с Римской конвенцией "передача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков беспроводными средствами для приема публикой" <1>. Это определение относится к процессу передачи, но не к объекту охраны. Такой же подход используется в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, в котором вместо термина "передача в эфир" используется термин "эфирное вещание". Таким образом, международные договоры определили процесс передачи, но неопределенным остался объект охраны. -------------------------------- <1> Rome Convention: International Convention for the Protection of Performers, Producers of Phonograms and Broadcasting Organizations. Geneva: WIPO, N 328(E). 1999. P. 4.
В соответствии со ст. 1(i) Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, "программа - совокупность материалов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений, звуков или изображений и звуков, передаваемая посредством сигналов с целью последующего распространения" <1>. -------------------------------- <1> Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Женева: ВОИС, 1974. С. 3.
В этой Конвенции указан объект охраны - материалы, но он не конкретизирован. Эта попытка определить объект охраны не получила дальнейшего развития в иных международных договорах, поскольку все последующие обсуждения охраны прав вещательных организаций на международном уровне относились лишь к "сигналу", передаваемому вещательной организацией, а не к понятию "передача организации вещания". В соответствии с предложенным выше определением к передачам могут относиться три вида объектов: - звуки и изображения реальных объектов окружающего мира, например спортивные передачи; - исполнения, создаваемые сотрудниками организаций вещания, например дикторами, ведущими; - исполнения литературных и музыкальных произведений, например аудиовизуальные исполнения (в том числе с участием виртуальных исполнителей), видеоклипы, записи сценических исполнений и т.д. Существует множество программ не только традиционного вещания, но и его новых форм, прежде всего компьютерного сетевого вещания (web-casting). Новые технические достижения - цифровое вещание, телевидение высокого разрешения, многоканальность, мультиплексирование, передача данных, интерактивность - расширяют возможности пользователей, не изменяя ни существа вещания, ни его содержания, ни тем более его предназначения, главными из которых являются политика и бизнес. Инвестиционная база данных - это воплощенная на материальном носителе совокупность данных, подбор и расположение которых не являются результатом творческого труда, но в создание или представление содержания которой инвестированы значительные ресурсы. Подобно креативным базам данных, инвестиционные базы данных также могут включать не только любую информацию, но и произведения, объекты смежных прав и промышленной собственности. Определение инвестиционной базы данных отличается от определения обычной базы данных заменой творческого критерия в подборе материалов базы данных на инвестиционный критерий. Как уже отмечалось в § 2.5, разделение баз данных как на креативные и некреативные, так и на инвестиционные и неинвестиционные является субъективным из-за субъективности творческого и инвестиционного критериев. Другими словами, любые базы данных можно охранять авторским правом. Представление об инвестиционных базах данных введено только для того, чтобы сделать охрану баз данных бессрочной. В соответствии с п. 3 ст. 10 Директивы Европейского союза "О правовой охране баз данных" любые существенные изменения базы данных возобновляют срок охраны <1>, т.е. делают охрану бессрочной. Попытки распространить такую модель охраны на международном уровне были предприняты на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в 1996 г. Однако предложенный проект договора в отношении охраны инвестиционных баз данных <2> был отвергнут большинством стран без обсуждения. Большинство стран были единодушны в том, что предложенная охрана инвестиционных баз данных может подорвать научное, научно-техническое и общественное развитие. -------------------------------- <1> См.: Directive 96/9/EC of the European Parliament and of the Council of March 1996 "On the Legal Protection of Databases" // Official Journal of the European Communities. N L77/20 of March 27. 1996. <2> См.: Основные предложения в отношении положений, регулирующих материальные нормы права, Договора об интеллектуальной собственности в отношении баз данных, которые должны быть рассмотрены Дипломатической конференцией (Женева: ВОИС, 1996. CRN R/DC/6, 30.08).
В ст. 1334 Гражданского кодекса Российской Федерации инвестиционной базой данных признается электронная (креативная) база данных, которая содержит не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных. Такой подход к пониманию инвестиционных баз данных представляется рациональным при единственном условии: база данных должна находиться не только в компьютерной сети, но и в гражданском обороте в виде тех или иных товаров, в которых воплощена база данных. В таком случае новый срок охраны будет распространен на охрану новой базы данных, воплощенной в новом товаре. К сожалению, использованный в Гражданском кодексе термин "изготовитель базы данных" не подразумевает производства товаров. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |