|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Московский телеграф» Н. А. Полевого – первый энциклопедический журнал- издавался с 1825 по 1834 год Н.А. Полевым, ежемесячный - редактор учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности. - установка на злободневность - В первые полтора-два года с момента образования «Московский телеграф» имел научно-литературный характер, а затем стал энциклопедическим благодаря усилению общественно-экономической проблематики, разнообразию и популярности изложения материала, интересу к практическим знаниям. - «Московский телеграф» включал в себя следующие отделы, в иных сочетаниях уже известные русской периодике: «Науки и искусства», «Словесность», «Библиография и критика», «Известия и Смесь», «Моды». - Просветительская по своей сути программа журнала была обширной, разнообразной и ориентированной на популяризацию научных знаний. В первом отделе журнала присутствовали история, археология, география, статистика, эстетика, изящные искусства. Во втором — новейшие произведения русских иностранных писателей, переводы с арабского, китайского, английского и итальянского языков. В третьем — известия о новых русских и иностранных книгах, критические разборы и обозрения. В четвертом — коммерческие известия, научные открытия, заседания ученых обществ, жизнеописания знаменитых современников. - Нацеленность на новые знания и на их практическое применение нашла отражение в названии — «Московский телеграф» и в рисунке на обложке. В России телеграфа еще не существовало, на обложке журнала был изображен известный европейцам семафорный оптический телеграф в виде башни с сигнальным устройством, возвышающейся на скале вблизи озера. - В «Московском телеграфе» принимали участие писатели, историки, археологи, физиологи, географы, филологи, педагоги, в том числе П. Вяземский, С. Полторацкий, С. Соболевский, Е. Баратынский, В. Одоевский, А. Бестужев» Марлинский, И. Киреевский, М. Максимович, П. Кеппен, А. Вельтман, А. Галахов, эпизодически Пушкин, Жуковский. В последние три года существования журнала ведущую роль в нем играл брат издателя К. А. Полевой, а сам Н. А. Полевой занимался преимущественно драматургией и историей. - Первоначальный тираж журнала составлял 700 экземпляров, к третьей книжке он возрос до 1200 и продолжал увеличиваться. - «Московский телеграф» выступал за преобразования отечественной экономики на буржуазных началах. Общественный прогресс и благоденствие России Н. Полевой связывал с развитием промышленности, капитализацией государственного хозяйства, а промышленный прогресс государства органически связан с культурным. - В статьях «О воспитании вообще и особенно купцов» и «О купеческом звании», полемизируя с М. Погодиным, Н. Полевой отмечал, что важную роль в экономическом строительстве отвидится купечеству и с ним связаны успехи отечественной промышленности. - В журнале прозвучала идея «русизма» Н. Полевого, его мнение о мессианической роли России, «обновительницы» Европы. - «Московский телеграф» проявил интерес к европейским событиям и прежде всего к буржуазной революции 1830 г. во Франции, увидел реализацию идеала конституционной монархии, близкого политическим взглядам самого издателя, в Июльской монархии. В обзорах международной жизни говорилось об освободительном движении в Греции, латиноамериканских странах, о личности Боливара. Эти материалы появлялись с цензурными купюрами, недомолвками и намеками. - В освещении литературной жизни России и зарубежья «Московский телеграф» твердо стоял на романтических позициях. Печатались произведения отечественных писателей-романтиков, получившие высокую оценку в критических статьях самого издателя (Бестужев-Марлинский). Из иностранных авторов: В. Гюго, философ Кузен. -В течение первых трех лет существования «Московского телеграфа» активную роль в нем играли П. А. Вяземский и дворянские писатели, велась критика «торгового направления» в литературе. К концу 1827 г. Н. Полевой разрывает отношения с прежними союзниками, из журнала уходит Вяземский. Издатель объявляет войну писателям-«аристократам». С 1828 до начала 1831 г. он одобрительно отзывается о Булгарине и его романах, однако затем возобновляет полемику с «литературными промышленниками». - Полемика пронизывала критические статьи «Московского телеграфа», систематически присутствовала в отделе «Смесь» под рубрикой «Журналистика». Заполняла страницы сатирического прибавления «Новый Живописец общества и литературы». Объектом сатирических насмешек в прибавлении являлись дворяне-тунеядцы, столичные и провинциальные чиновники — взяточники и казнокрады, литераторы-аристократы, кичащиеся своим происхождением и не приносящие пользы обществу. Полевой заявил о продолжении традиций сатирической журналистики Новикова и использовал в «Новом Живописце» жанры и приемы его изданий (говорящие фамилии, сатирические портреты и объявления, стихотворные пародии, диалоги, письма к издателю с характеристикой позиций журнала и т. п.). - Литературная полемика, сопровождавшая всю историю издания «Московского телеграфа», не всегда отличалась последовательностью, имела личностный характер, что видно на примере его отношения к «Литературной газете». В выступлениях «Литературной газеты», и прежде всего Вяземского, Н. Полевой усмотрел «литературный аристократизм» и повел с ним борьбу на страницах «Московского телеграфа». При этом Полевой старался отделить Пушкина от его «знаменитых» друзей. И только после появления пушкинского «Послания к К. Н. Б. Ю.» в «Литературной газете». Полевой открыто враждебно выступил против поэта. Он поместил в своем журнале сатиру «Утро в кабинете знатного барина», в которой изобразил поэта, сочиняющего мадригал хозяину богатого дома в благодарность за приглашение к обеду. - Полевой выступал в защиту наметившегося процесса демократизации русской журналистики. - Задетые в критических статьях Н. Полевого журнальные конкуренты «Московского телеграфа» обвиняли издателя в «невежестве», «шарлатанстве», издевались над его купеческим происхождением, фиксировали погрешности в языке и стиле его статей. Собрав воедино эти высказывания, Полевой составил книгу «Особенное прибавление к „Московскому телеграфу". Обозрение критических и антикритических статей замечаний на Московский телеграф, помещенных в Дамском журнале, Вестнике Европы, Сыне Отечества, Благонамеренном, Северной пчеле, Северном архиве. - Главными антагонистами Н. Полевого являлись Ф. Булгарин и Н. Греч. Булгарин доносил на Полевого, обвиняя его журнал в распространении революционных идей, сочувствии декабристам, пропаганде материалистической философии. Министр народного просвещения С. Уваров поручил одному из чиновников выписать крамольные места из статей журнала и ждал удобного момента для принятия карательных мер. Такой случай представился в 1834 г. Н. Полевой опубликовал в журнале рецензию на пьесу Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Он критиковал художественный уровень драмы, заслужившей «много рукоплесканий на сцене», не подозревая, что в числе тех, кто аплодировал автору верноподданнической пьесы на премьере в бенефис В.Каратыгина, был Николай I. По приказу последнего Полевого доставили в столицу в сопровождении жандарма для дачи объяснений. После возвращения в Москву он получил уведомление о запрещении «Московского телеграфа».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |