АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Публицистика Л. Толстого 1890–1900-х гг

Читайте также:
  1. От Шекспира до Толстого
  2. Поэтика ранних рассказов А.Н.Толстого
  3. ПУБЛИЦИСТИКА 30-х гг.
  4. Публицистика в годы Великой Отечественной войны (Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Алексей Сурков).
  5. Публицистика В. Розанова.
  6. Публицистика и Драматургия периода ВОВ
  7. Реализм и его эстетические принципы в литературе ХХ столетия. Творчество А.Н.Толстого, М.Горького, Л.М.Леонова (по выбору экзаменующегося).
  8. Религиозно-этическая и общественно-политическая проблематика творчества Л.Н.Толстого 1880-х — 1900-х гг.
  9. Сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова – Щедрина.
  10. Социалистический реализм как эстетический феномен и его современные научные интерпретации. Концепция личности в творчестве Н.А.Островского, А.А.Фадеева, А.Н. Толстого.
  11. Темы истории, личности, семьи, общества в творчестве Л.Н.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

Начало 90-х годов в России было отмечено тяжелым бедствием — голодом, охватившим многие районы страны. Свыше 40 миллионов крестьян оказалось на краю гибели.

Как и в 1873 г., во время голода в Самарской губернии, Л. Н. Лев Толстой в 1891—1893 гг. возглавил широкое общественное движение в помощь голодавшим крестьянам. писатель организовал в деревнях Рязанской и Тульской губерний сеть бесплатных столовых.

Статьи «Страшный вопрос», «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», «Великий грех» и особенно его статья «О голоде», в которой писатель заклеймил паразитические классы России, обрекавшие деревню на голодовки и вымирание - Свидетельство глубокой связи Толстого с народом («паразит собирается накормить то растение, соками которого он питается»)

Деятельность Толстого в помощь голодающим встретила одобрение и поддержку передовых людей России (А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Н. С. Лесков и др)

В 1898 г., в связи с новым недородом, Лев Толстой возобновил свою деятельность среди голодающих крестьян, на сей раз в Чернском уезде Тульской губернии. К этому времени относится его знаменитая статья «Голод или не голод?», в которой писатель снова с большой остротой поставил вопрос о бедственном положении народа в царской России.

Один из важнейших вопросов революции — земельный вопрос — занимает большое место в публицистике Толстого.

Необычайная чуткость Толстого к нуждам народа, превосходное знание деревенской России позволило Толстому сразу же после опубликования царского манифеста об „освобождении” крестьян в 1861 г. увидеть, что они ничего не получили из рук землевладельцев.

В публицистических статьях 80-х — 900-х годов Толстой обличал грабительский, эксплуататорский характер частной собственности на орудия и средства производства и на землю. Он пишет о частной собственности как о корне всего существующего в обществе зла, как о средстве, с помощью которого одни пользуются трудами других.

С возмущением пишет он о том, что правительство, ограждая интересы помещиков, лишает людей, работающих на земле, естественного права человека пользоваться плодами своего труда. „Право на землю,— пишет Толстой,—подобно праву на дорогу, которую захватили разбойники и по которой не пропускают людей без выкупа”.

Толстой явился выразителем идей и настроений русского крестьянства эпохи назревания буржуазной революции в России.

В своей публицистике Толстой поставил со свойственной ему остротой и искренностью вопрос о причинах такого страшного явления, как массовый голод. Он приходит к ясному осознанию настоящих причин этого явления, обусловленных социально экономическим положением народа: голод- результат систематического ограбления мужика помещиками, купцами, чиновниками.

. „Письма о голоде.” были созданы писателем во время оказания помощи голодающим. В этом цикле статей он с особенной ясностью обнажил социальные причины разразившегося бедствия. Засухи и неурожай лишь ускорили и усилили то массовое разорение крестьянского хозяйства, которое началось еще в предыдущие пореформенные годы. Перед нами проходят потрясающие картины нищеты. Толстой пишет о уездах Тульской губернии. В 1891 г. здесь даже на лучших землях почти ничего не уродилось. Крестьянские семьи ютятся в избушках, печи топят конским навозом и разобранными плетнями, потому что нет возможности купить дрова.

Уже в статье „Так что же нам делать?” (1886) Толстой резко указал на нетерпимость такого положения, при котором одни живут в роскоши, а другие умирают в нищете. В 90-х годах, когда в связи с массовым голодом это противоречие обнаружилось с предельной остротой, подобное разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых вызывает в писателе особенно сильное возмущение.

Вместе с тем Толстой прямо заявляет, что народу ждать земли из рук царского правительства бесполезно. В статье.Где выход?” он пишет, что правительство никогда не отдаст народу землю, потому что большинство лиц, составляющих правительство, владеет землями, и на этом владении основано все их существование.

Толстой решительно протестовал против реформ. Он ссылается на страны Европы и Америки, где, несмотря на существование конституций и парламентов, земля также находится в руках богачей.

Однако, протестуя против земельного рабства, Толстой отвергает революционный путь борьбы за землю.

Подобно народникам, Толстой не хотел видеть, что в России „укладывается” буржуазный строй. Он видел только ужасы разорения и жестокой эксплуатации, которую нес с собой для народа капитализм, но не понимал значения нарождающегося нового класса, могильщика буржуазии — пролетариата. Толстой полагал, что Россия может избежать капиталистического этапа развития. Он мечтал о таком общественном устройстве, при котором не будет ни помещиков, ни капиталистов, ни помещичьего правительства, ни помещичьей земельной собственности и вместо полицейско-классового государства будет общежитие равноправных мелких крестьян.

В статье „Великий грех” (1905 г.) Толстой писал, что русский народ не должен подражать народам Европы и Америки, не должен „опролетариться”, что он имеет свое великое историческое призвание — показать другим народам путь разумной, свободной и счастливой жизни вне промышленного, фабричного, капиталистического насилия и рабства. Он говорил, что народу необходимо, якобы, только получить землю, и тогда рабочие вернутся с фабрик к земледельческому труду и этот труд станет идеалом человеческой жизни.

Нужно сказать, что Толстой, настаивая на возможность и необходимости „мирного” решения земельного вопроса, проводит мысль о необходимости уничтожения насильственной власти, эксплуатации человека человеком.

В статье „Рабство нашего времени” Толстой пишет, что улучшение положения народа возможно только при уничтожении организованного насилия, а „организованное насилие есть правительство”. И пока существует власть эксплуатирующего меньшинства над эксплуатируемым большинством трудящиеся не смогут свободно пользоваться плодами своего труда. Богатство, добываемое народом, „будет все уходить к насильникам”.

В работе „Так что же нам делать?” он писал: „Джордж предлагает признать всю землю государственной собственностью и поэтому все

Таким образом, Толстой в экономических вопросах был идеалистом. Он отвергал материалистическую точку зрения на общественное развитие и считал, что не экономические условия, а насилие злых людей над добрыми определяет положение их в обществе. Злые, безнравственные люди захватили власть и насилуют людей добрых, живущих нравственной, трудовой жизнью. Отсюда его стремление „остановить, обличить, усовестить” этих злых людей, отсюда его пера в возможность изменения общественных отношений путем нравственного возрождения каждого общественного индивидуума.

Толстой во всех своих произведениях выдвигал на первый план, как первоочередную задачу эпохи, требование ликвидации остатков крепостничества, передачи всей земли крестьянам, отмены податей и уничтожения сословных ограничений.

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)