АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Северный вестник» — трибуна русского модернизма. Критические статьи А. Волынского

Читайте также:
  1. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  2. VI. Философия русского космизма.
  3. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  4. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  5. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  6. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  7. Белорусская экономическая модель, как компонент идеологии белорусского государства
  8. Белорусского государства.
  9. Белорусского государства.
  10. Билет 7. Возникновение русского романтизма.
  11. Билет № 30 Анализ учения русского философа (по выбору)
  12. Внешняя политика в царствование Александра III, создание франко-русского союза

К умеренно-либеральным журналам 80-х годов надо отнести «Северный вестник», издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный литературно-научный и полит журнал под предварительной цензурой. Издательницей его первоначально (до 1889 г.) была А.В. Сабашникова, редактором – А.М. Евреинова.

История «СВ» имеет два периода, которые определяются лидерами: Н. К. Михайловским— 1885-1888 гг. и А. К. Волынским — 1889-1899 гг.

Вместе с Н. К. Михайловским в «Северный вестник» из «Отечественных записок» пришли известные литераторы: Г. И. Успенский, А. Н. Плещеев (редактором отдела беллетристики), Г. 3. Елисеев, С. Н. Южаков, В. Г. Короленко, А. М. Скабичевский и др.

С 1891 г. «Северный вестник» окончательно меняет свой до известной степени прогрессивный характер. Волынский активно включается в борьбу с революционно-демократическим наследством 60-х годов, с критическим реализмом, с идеями Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Журнал заполняется массой скабрезных рассказов и повестушек, в нем культивируется поэзия декадентов, пропагандируется космополитизм, ведется борьба с материализмом. Неудивительно, что с 1897 г. журнал разрешено было издавать без предварительной цензуры.

Однако престиж журнала неуклонно снижался. Тираж значительно упал. Столкнувшись с серьезными материальными затруднениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.

С декабря 1891 г. журнал переходит в полную собственность Гуревич, которая пригласила в качестве официального редактора литератора М. Н. Альбова, с 1895 г. она сама становится редактором-издателем, но руководителем и идеологом «Северного вестника» был Волынский.

Любовь Яковлевна Гуревич, писательница, литер и театр критик, переводчица, купив «Северный вестник», не только организовывала его издание, находила новых авторов, вела переговоры с цензорами, но и сама много писала, но словам Волынского, «во всех отделах журнала, начиная с беллетристического и кончая библиографией». Она была сторонницей женской эмансипации и поднимала женский вопрос.

«Северный вестник» полемизировал и с демократами, и с народниками, и с декадентами, и с консерваторами.

Его выступления по проблемам литературы носили полемический, нередко скандальный характер. Он как бы со всех сторон вызывал огонь на себя. Особенно острой и неприемлемой для оппозиционной журналистики оказалась позиция Волынского в отношении литературной критики революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова

«Утилитарная критика, — замечал Волынский, — бессильна именно потому, что она элементам второстепенным, историческим, житейским подчиняет то, что главенствует надо всем... метафизическое начало нравственной свободы». В связи с этим Волынский вводит в практику свое понимание идеализма, который «ставит впереди всего внутреннее духовное начало, власть души, морали, свободной воли». Полемизируя с Н. К. Михайловским, «модернизируя» народничество, Волынский зовет к борьбе не за социально-политическое переустройство общества, а за духовную революцию. В позиции лидера «Северного вестника» было и принципиальное ядро: он дифференцировал литературную критику и публицистику. Волынский рассматривал литературную критику как отрасль науки, анализирующей литературный процесс, отделяя от нее политические настроения и наслоения. Критика не должна подменяться публицистикой, смешиваться со злобой дня. Программная статья Волынского 1893 г. называлась «Наука, философия и религия» — именно в них он видел основные орудия критика. В связи с этим подходом в цикле статей 1893-1896 гг. он подверг критике не только наиболее дорогих для прогрессивной интеллигенции литературных критиков прошлого, но и целый ряд других (Ап. Григорьева, В. Майкова).

В ответ на обвинения в разрушении наследия шестидесятников Волынский писал: «Мой спор ведется только против теоретических взглядов, которые проводились в некоторых журналах и воздействие которых кажется мне мертвящим». При этом он подчеркивал: «...навсегда остается положительным вкладом в историю России... то, что делалось освободительного, обновляющего в условиях социального быта». В грех статьях, посвященных анализу наследия В. Г. Белинского, он рассматривает его как необходимый и важный этап в развитии литературной критики, считая недостатком Белинского то, что он не смог «установить и защитить в авторитетных выражениях надлежащие эстетические критерии, ряд отвлеченных теорем, объясняющих значение и условия развития литературных явлений». Поскольку, но мнению Волынского, Н. А. Добролюбов страдал еще большей публицистичностью, он по сравнению с Белинским сделал шаг назад. Еще более сурово лидер «Северного вестника» обошелся с Чернышевским и Писаревым.

. Литературно-критический отдел «Северного вестника», который возглавлял Волынский, не только придавал своеобразие журналу, но и какое-то время удерживал внимание читателей. Другой не менее важной заслугой было стремление редакции привлечь в журнал новые молодые литературные силы. Волынского называли «наставником зарождающегося русского символизма», представители которого уже печатались в «Северном вестнике». Волынский сразу же заметил это литературное явление и попытался его понять. В 1892 г. Д. С. Мережковский выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Волынский сразу же написал на нее рецензию, где сформулировал свое понимание категории «символ»: «Для символа нужна способность видеть все преходящее в связи с безграничным духовным началом, на котором держится мир». Это положение будет затем развиваться как самим его автором, так и символистами. Общим у них было и отграничение символизма от декадентства, которое они критиковали. Почти все ведущие тенденции русского модернизма впервые проявились в «Северном вестнике». Здесь раскрылось своеобразие поэзии символистов, отразившей чувство «утраченности святынь»:

Отцы и деды, в играх шумных 13ы истощили вес до дна, Не берегли в пирах безумных Вы драгоценности вина.

(Д. Мережковский. IИстин чаша)

В «Северном вестнике» был напечатан первый символистский исторический роман «Отверженный» Д. С. Мережковского, первые прозаические произведения Ф. К. Сологуба, в том числе его роман «Тяжелые сны». Вообще «Северный вестник» способствовал творческому становлению литературных сил символизма: Гиппиус, Мережковского, Минского, Сологуба и др.

Подрастая, символисты уходили из-под опеки Волынского. Сам Волынский также понял различие своих взглядов и точек зрения сторонников символизма. В 1898 г. он подвел итог своих отношений с ними в статье «О символизме и символистах»: «В их неясно обозначающихся талантах, шатающихся из стороны в сторону, в их смутных исканиях новых форм и ощущений я сочувственно выделял только то, что могло развиться в художественный идеализм, открыто осуждая и отшвыривая все враждебное идеализму, а следовательно, истинному символизму...» Символизм рос на почве литературного творчества, творческих поисков, и, когда он стал самим собою, предложенные схемы теоретика оказались лишними. Дороги символистов и Волынского разошлись.

Как литературный критик Волынский обладал достаточной зоркостью к новым явлениям литературного процесса, что позитивно сказалось на содержании «Северного вестника», его литературного отдела. Не сразу, но одним из первых Волынский поймет новаторство творчества А. П. Чехова, высокую оценку даст первым же шагам М. Горького, талант которого он считал наиболее заметным на фоне новой литературы тех лет. С его благословения в журнале будут помещены рассказы М. Горького «Озорник», «Мальва», повесть «Варенька Олесова». Эти произведения вызвали в прессе дискуссию, но «Северный вестник» и это уже не спасло: он был на грани закрытия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)