|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сатирическая журналистика 1860 - 1870 гг. («Искра», «Будильник», «Гудок»)- Общественный подъем конца 1850-х — 1860-х годов дал мощный импульс развитию сатирических и юмористических изданий, равного которому не было в России с XVIII в. («Всякая всячина», «Трутень»). - Волна обличительной литературы нашла отражение в появлении юмористических и сатирических уличных листков («Ералаш», «Муха», «Не журнал и не газета», «Потеха» и др.) и журналов («Весельчак», «Гудок», «Заноза», «Оса»), ориентированных на невзыскательного городского обывателя, ищущего развлекательного чтения, пикантных новостей, анекдотов, разоблачений. Более определенно черты сатирического издания проявились в сатирическом отделе «Свисток» журнала «Современник» и в журналах «Искра» и «Будильник». - Еженедельный журнал с карикатурами стала «Искра» (1859-1873), основанная в Петербурге художником-карикатуристом Н. А. Степановым и поэтом В. С. Курочкиным. Журнал сразу обратил на себя внимание остротой, злободневностью и разнообразием содержания, большим количеством иллюстраций, широким кругом авторов. Руководители издания Курочкин и Степанов хорошо дополняли друг друга. - В журнале работали Н. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, Решетников, Успенский. Художники: Бордгелли, Волков, Громов, Знаменский, Щиглев и др. Кроме того, журнал имел обширную сеть корреспондентов, о чем свидетельствовали многочисленные письма, поступавшие и частью печатавшиеся на его страницах. Постоянное общение с читателем легло в основу организации работы редакции. - Коллективные методы работы во многом способствовали успеху «Искры». - Приемные дни в редакции собирали массу посетителей: здесь бывали литераторы и художники, студенты и чиновники, столичные жители и приезжие из провинции. - Постоянных отделов в «Искре» не было. Заканчивала журнал рубрика «Искорки» — отдел смеси, включавший в себя мелкие заметки, стихотворения, «изречения». Ведущим отделом был «Нам пишут», в котором помещался материал из провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. Название его часто менялось: «Картины из русского быта», «Между прочим», «Пестрые главы», «Голоса из провинции». - В конце 60-х годов «Искра» стала много внимания уделять иностранной политической жизни, постоянное сатирическое обозрение на эту тему вел Богданов под названием «Заметки со всех концов света». - Для структуры «Искры» были характерны циклы публикаций. С такими циклами выступали Вейнберг («Выдержки из памятной книжки старшего чиновника особых поручений „Искры"»), Минаев («Из записной книжки отставного майора Михаила Бурбонова» и «Рекреационные часы»). Они вели полемику с разными изданиями и журналистами, печатали сатирические заметки со стихами. Они хорошо воспринимались читателями. - В литературной полемике «Искра» по своим взглядам в основном совпадала с демократическими изданиями («Современником» и «Русским словом»). -Журнал следовал художественным принципам, которые были заложены в творчестве Гоголя и писателей «натуральной школы». Литературные взгляды искровцев развивали демократическую традицию критики Белинского, Чернышевского и Добролюбова, еще более усиливая ее социальную направленность. Для них более привлекательными оказывались судьбы «маленьких людей», а не исключительных личностей. - Активную позицию «Искра» занимала в отношении к либерально-монархической прессе в пореформенный период, выступая против «Русского вестника» Каткова, сотрудника «Нашего времени» Чичерина, «Дня» Аксакова. - Журнал в своем развитии претерпел определенную эволюцию. Ожидание реформ и надежды, связанные с ними, обличительство дореформенного периода уступили после 1861 г. место резкой социальной сатире, критике реформ и острой полемике с либерально-монархической прессой. - «Искра», как и вся демократическая журналистика, широко пользовалась языком иносказаний. Стесненная рамками цензуры, она прибегала к недосказанности, намекам, недомолвкам, умолчаниям. Редакция приучала читателей видеть больше, чем написано в тексте: в журнале была выработана понятная читателю система условных, зашифрованных географических названий и реальных имен (Лахань – Астрахань, Кострома – Кутерьма Муму - Муравьев). - В системе выразительных средств «Искрой» использовались внешне нейтральные слова, за которыми скрывались социально-исторические понятия; пародии, разнообразие жанров. Особую роль играла карикатура, рисунки. - В пореформенный период острота звучания журнала возросла. Он подвергся цензуре. В 1864 г. В. Курочкин был отстранен от редактирования, но потом возвращался. В это же время из журнала ушел Н. Степанов, который стал издавать сатирический журнал «Будильник». - С 1870 г. «Искра» начинает выходить без предварительной цензуры и без карикатур. Но и без карикатур журнал продолжает сохранять сатирическую направленность и остроту. На страницах «Искры» появляются публицистические статьи, выходящие за рамки утвержденной программы. Но проблемы с цензурой начались вновь, издание журнала приостановили, но не возобновили. - Еженедельный журнал «Будильник» (1865-1871). Был создан Н. А. Степановым после ухода из «Искры». - Статьи и карикатуры «Будильника» посвящены социальным противоречиям, произволу, насилию, взяточничеству, неправедности судов. Постоянной темой было положение крестьянства после реформы. - Карикатуры журнала изображали мироедов, наживающихся на бедах крестьян. В статьях писалось о жизни крестьян, ушедших на заработки в город, о нечеловеческих условиях труда, об эксплуатации детей. - «Будильник» с иронией отзывался о восторгах либералов по поводу итогов реформ. Журнал вел полемику с изданиями Каткова, Краевского, Аксакова (особенно последовательно выступал против Каткова), насмешливо отзывался об известной полемике между «Русским словом» и «Современником». - С 1867 г. в журнале много места уделялось международным событиям. В отделе «Политические шалости» в форме юмористических заметок, рассказов, очерков, карикатур печатались обозрения «политической жизни иностранных государств». - В «Будильнике» принимали участие многие авторы «Искры». Однако, несмотря на то, что в «Будильнике» и «Искре» было немало общих сотрудников, часто совпадали адресаты их критики и сатиры, обнаруживались общие темы выступлении, «Будильник» все же не сумел подняться на искровский уровень популярности. Он уступал «Искре» в яркости и остроте сатиры, в весомости полемических выступлений. -Развлекательный юмористический материал занимал большую часть журнала, оттеснив сатиру на второй план. Первые два года, когда в журнале сотрудничали Дмитриев и Минаев, являлись самыми яркими в его существовании. Затем издание постепенно обесцвечивается как в сатирическом, так и в литературном отношении, падает тираж. - Степанов неоднократно пытался добиться освобождения журнала от предварительной цензуры, но безрезультатно. С 1873 г. издание «Будильника» было переведено в Москву. Степанов, номинально оставаясь его редактором до самой своей смерти (1877 г.), фактически уже с 1871 г. не имел к нему никакого отношения. Журнал выходил как типично юмористическое издание, рассчитанное на читателя с непритязательными вкусами. - Сатирический журнал «Гудок», редактировать который был приглашен Минаев, стал выходить с начала 1862 г. Издателем его был Ф.Т. Стелловский, до этого выпускавший еженедельную газету «Русский мир». - Важнейшее значение имели социальные проблемы. Много места уделялось крестьянскому вопросу, положению «освобожденного» мужика. - Мишенями для «Гудка» служили суд, администрация, чиновники, цензура, полиция и другие органы царского самодержавия. - «Гудок» занимал принципиальную позицию в борьбе с консервативной печатью. В журнале была опубликована фантастическая пьеса «Ночной раут» – злая сатира на реакционно-монархические издания: «Северную пчелу», «Санкт-Петербургские ведомости», «Сын отечества», «Наше время». - Ведущая роль в «Гудке» принадлежала самому Минаеву, выступавшему под несколькими псевдонимами. Его товарищами были «искровцы» П. Вейнберг, Н. Курочкин, М. Стопановский. Кроме них, печатались А. Козлов, Д. Ломачевский, К. Преображенский, М. Владимирский, С. Терпигорев (Сергей Атава). Карикатуры рисовал Н. Иевлев. - «Гудок» как тип издания внешне очень напоминал «Искру». Рисунки с остроумными подписями перемежались на страницах журнала текстом. Они удачно дополняли литературные материалы, несли самостоятельную идейную нагрузку. Многие карикатуры были запрещены. Но и те, которые публиковались, представляли общественный и художественный интерес. - «Гудок», по преимуществу, составлялся из петербургского материала (в «Искре» всероссийский материал). - В основе своей сатира «Гудка» была злободневна, политически остра, актуальна. - Уход Минаева отразился на журнале, который быстро потерял социальную остроту, яркость и злободневность. И «Гудок» прекратил свое существование.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |