АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Литературная газета» (1830-1831гг.) А. Дельвига. Роль А. С. Пушкин в газете

Читайте также:
  1. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  2. А. С. Пушкин
  3. А. С. Пушкин – редактор, публицист «Современника». Язык и стиль Пушкина – журналиста.
  4. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  5. Билет 15.поэты пушкинского круга: дельвиг, языков, веневетинов
  6. Билет 20. Пушкинская реформа языка художественной литературы.
  7. Билет 21. Литературная полемика вокруг руслана и людмилы.
  8. Битов, Пушкинский дом
  9. Борьба литературная
  10. Вопрос 5. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В. Г. Белинский).
  11. Вопрос 6. Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
  12. Вопрос 7. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Участвуя в «Северных цветах», Пушкин не оставлял мысли о создании в Петербурге более оперативного печатного органа, который можно было бы противопоставить реакционной периодике Булгарина и Греча. Ни ему, ни Вяземскому правительство не выдаст разрешения, он поручил хлопоты Дельвигу. Дельвиг упросил цензурный комитет разрешить ему выпуск «Литературной газеты» без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер.

«ЛГ» выходила один раз в пять дней, на 8 полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. Цель газеты – знакомить образованную публику с новейшими произведениями литературы, заявляла редакция. Состав участников: те, кто публиковались в «Северных цветах», кроме Булгарина и Греча (они имели собственные периодические издания). Так «ЛГа» сразу же противопоставила себя «Сыну отечества» и «Северной пчеле».

Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного, который, помимо технической работы, занимался переводами и переложениями научных статей.

Выпустив два номера, Дельвиг по делам уехал из СПб, и руководство газетой на два месяца перешло к Пушкину. В отсутствие Дельвига Пушкин совместно с Сомовым издал десять номеров (с 3 по 12-й). За 1830 г. он поместил в «Литературной газете» более двадцати своих статей, рецензий, полемических заметок и свыше десяти подготовил, но не опубликовал.

Пушкин просил друзей ходатайствовать о расширении ее программы. «Но неужто Булгарину отдали монополию политических новостей?». Все же сотрудники «Литературной газеты» находили способы освещать вопросы политической современности в критических статьях, рецензиях и полемических заметках.

Номер обычно открывался худож произведением в прозе, затем стихотворения и научная или полемическая статья; последние две-три полосы отводились на библиографию русских и иностранных книг и «Смесь».

В отделе прозы помещались повести, отрывки из романов, описания путешествий, очерки, записки. Были опубликованы отрывки из VIII главы «Евгения Онегина», две главы из повести Гоголя «Страшный кабан», главы из «Путешествия в Арзрум» и «Арапа Петра Великого» Пушкина, отрывки из романов А. Погорельского «Монастырка», сатирическое произведение Фонвизина «Разговор у княгини Халдиной», путевые записки и очерки Сомова, В.Г. Теплякова, А.С. Норова, Я.И. Сабурова. Зарубежная литература была представлена переводами из произведений В. Скотта, Гофмана, Мериме, Стендаля, Гюго, Манцони, В. Ирвинга.

В 1м номере была опубл заметка о книге «Некрологии генерала от кавалерии Н. Н. Раевского». Автор книги- генерал-майор М. Орлов, один из руководителей Союза благоденствия, книга о герое войны 1812 Раевском, своем зяте. Эта заметка Пушкина заверяла читателей, что события 1812 и 1825 получат освещение на страницах нового издания. Подтверждением служили опубликованные в произведения декабристов А. Бестужева и А. Одоевского, Ф. Глинки и Д. Давыдова, пушкинское стихотворение «Арион» («Я гимны прежние пою...»).

В отделе поэзии сотрудничали виднейшие поэты – Пушкин, Дельвиг, Вяземский, Д. Давыдов, Баратынский, Ф. Глинка и др.; без подписи печатались стихотворения ссыльных декабристов – А. Бестужева и Кюхельбекера.

Статьи по истории и теории литературы (Катенин, Вяземский), статьи по истории, педагогике, философии, медицине, естествознанию

Живым и злободневным был отдел библиографии, в котором рецензировались новинки русской и зарубежной литературы и науки, печатались отзывы о периодических изданиях. В этом отделе и в «Смеси» велась острая борьба с реакционной прессой, закладывались основы подлинно научной критики и просветительской журналистики.

Позиция «ЛГ» в вопросах критики и библиографии в заметке Пушкина «О журнальной критике» (1830). Отмечал, что «критика или ограничивается сухой библиографией, или дружескими похвалами, или просто превращается переписку издателя с сотрудниками».!!!Необходимо рассматривать не только произведения, «имеющие видимое достоинство». Необходимо брать и такие, при анализе которых можно выйти за пределы чисто литературных вопросов, потому что «нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных». Пушкин рекомендует применять разговор с читателем «по поводу» – прием, который позже теоретически разработал и осуществил Белинский.

В «ЛГ» проявились особенности пушкинской журнальной статьи: экономность словесных средств, логически безупречная выстроенность сюжета, многофункциональность цитирования источника. Вывод в иносказательной форме касался проблем нравственности, норм общ поведения, проф этики журналиста. В заключительной фразе звучала раскрывающая смысл всей статьи остроумная сентенция, нередко подкрепленная цитатой из басни или притчи.

Почти все участники «ЛГ» находились в связях с декабристами, поэтому газета воспринималась современниками и правительством как орган русского просвещенного дворянства, как орган политической оппозиции.  доносы Булгарина на вольномыслие ее сотрудников. Еще он видел в «ЛГ» сильного конкурента «Северной пчеле».

В анонимной рецензии 1830 г. Дельвиг дал объективную оценку псевдоисторическому роману Булгарина «Иван выжигин». Тот решил, что автор рецензии — Пушкин, и напечатал пасквильную заметку о некоем французе, который более ревностно служит Бахусу и Плутусу, чем музам. Когда же в печати появилась седьмая глава «Евгения Онегина», Булгарин провозгласил «совершенное падение» пушкинского таланта. Он дал понять к тому же, что Пушкин заимствовал некоторые описания московской жизни из «Ивана Выжнгина», обвинил в том, что поэт не воспел успехи русского оружия и без должного почтения говорит о России, вспоминая Отечественную войну

В № 20 «Литературной газеты» на 1830 г. Булгарину ответили Дельвиг и Пушкин. Дельвиг отмел клевету Булгарина о якобы имевшем место плагиате, напомнив, что описание Москвы из седьмой главы «Евгения Онегина» было опубликовано в «Северной пчеле» за год до появления «Пиана Выжигина». Пушкин напечатал свой памфлет «О записках Видока».

Поэт использует форму библиографической заметки, чтобы известить читателей об изданных во Франции записках начальника полицейского отряда, а до того уголовного преступника Видока. Это памфлет, в котором Булгарин разоблачается как сыщик в литр-ре и жур-ке, построенный на сходстве биографий Видока и Булгарина (дезертирство из армии, доносительство, мошенничество и др.). Читатели сразу поняли, что речь идет о Булгарине. В результате были запрещены все печатные высказывания о Видоке, «Записки» и даже его портреты изъяты из продажи.

Почти одновременно с памфлетом Пушкин сочинил эпиграмму «Не то беда, что ты поляк», в которой имя Видока соединил с именем Фиглярина, т. е. Булгарина.

После этого Булгарин участил доносы на «ЛГ», и Третье отделение стало зорче следить за нею. В августе 1830 г. Дельвиг получил строгий выговор за помещение в одной из заметок фразы, взятой из революционной французской песни. За цитирования французского четверостишия, Дельвига вызвали в Третье отделение. Бенкендорф принял Дельвига сурово, обвинил в якобинстве, пригрозил Сибирью. Выход «Литературной газеты» был приостановлен, вскоре неожиданно скончался Дельвиг. Благодаря заступничеству товарища министра внутренних дел Блудова издание возобновилось, но уже под редакторством Сомова. «Литературная газета» в 1831 г. заполнилась произведениями малоизвестных сочинителей, Пушкин и Вяземский постепенно отошли от нее. Тираж стал резко падать и газета закрылась.

Чернышевский: ЛГ не проникла в публику, т.к. газета ориентировалась не на массового, а на просвещенного, образованного читателя+ она не получила права на политическую информацию

После прекращения «Литературной газеты» Пушкин продолжает острую полемику с Булгариным и Гречем в журнале Н.И. Надеждина «Телескоп», который не раз критиковал Булгарина как писателя.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)