|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Соперники раннего конфуцианстваМоизм (мо цзя – «школа Мо») – древнейший соперник конфуцианства. Мо Ди (468-376 до н.э.) и его учение о «всеобщей любви» и «взаимной выгоде». Памятник «Мо-цзы». Антиритуализм моистов, оценка конфуцианской этической доктрины как «частной любви». Логические идеи поздних моистов. Понятие даосизма, его китайские эквиваленты – дао цзя («школа дао»), дао цзяо («учение дао»). Точки зрения на соотношение “философского” и “религиозного” даосизма. Истоки и происхождение даосизма. Легендарные и исторические основоположники даосской философии («школа дао и дэ» – даодэ цзя: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы; одноименные памятники. Понятие дао в “Дао дэ цзине”, его развитие в “Чжуан-цзы”. Концепция “уравнения вещей”. Понятия “естественности”, “недеяния”. Аксиология раннего даосизма (иерархия конфуцианских ценностей как этапы деградации миропорядка); индивидуальный (обретение «естественности», соблюдение принципа «недеяния») и социальный (архаические аграрные коллективы) идеалы. Отношение к конфуцианству и другим идейным течениям, к знанию. Идея бессмертия в “Дао дэ цзине” и “Чжуан-цзы”. Даосские идеи и оккультные традиции в древнем Китае. Социальная роль даосизма, даосизм и ритуал. «Школа Цзися» в царстве Ци (сер. IV – сер. III в. до н.э.) – преобладание мыслителей даосского толка: Тянь Пянь, Хуань Юань (даодэ цзя), Шэнь Дао (даодэ цзя и легизм), Сун Цзянь (даодэ цзя с элементами моизма), Инь Вэнь (даодэ цзя и мин цзя), Цзоу Янь. Цзоу Ши (иньян цзя). Взгляды школы Сун Цзяня – Инь Вэня. Упоминание о ней в «Чжуан-цзы». Атрибуция глав трактата «Гуань-цзы»: «Синь шу» («Искусство сердца») и «Нэй е» («Внутренняя работа») – Сун Цзянь, «Бай синь» («Чистота сердца») - Инь Вэнь. Отождествление дао и «недеяния», учение об «осемененной пневме» (цзин ци) как источнике разума, о «сердце/разуме» как вместилище цзин ци, об «очищении» и «опустошении» «сердца/разума» как условии подлинного познания. Мин цзя («школа имен», «номиналисты», «софисты») – вопросы форм, способов, закономерностей мышления и познания; решение проблемы соотношения «имен и реалий». Школы «сходств и различий» (Хуэй Ши) и «отделения твердого от белого» (Гунсунь Лун). Цзунхэн цзя («школа [союзов] по вертикали и горизонтали», «школа дипломатов»). Су Цинь (организатор военно-политических союзов «по вертикали») и Чжан И (союзы «по горизонтали»). Бин цзя («школа военной философии»). Учение о военном искусстве как об одной из основ социальной регуляции. Военное искусство как выражение общекосмических законов. Сунь-цзы (Сунь У), У-цзы (У Ци). Сунь Бинь. Фа цзя («школа закона», легизм). Шэнь Дао, Шэнь Бухай, Шан Ян. Идеологема фа-шу-ши («закон - искусство [управления] – авторитет [власти]»). Цза цзя («школа эклектиков»). Традиция создания энциклопедических сборников («Гуань-цзы», «Люй-ши чунь цю», «Хуайнань-цзы»). Истоки школы фа цзя («школа закона», легизм). Гуан Чжун, Цзы Чань. Учения Шэнь Дао, Шэнь Бухая, Шан Яна. Идеологема фа-шу-ши («закон - искусство [управления] – авторитет [власти]»). Роль даосизма в становлении идеологии легизма. Хань Фэй как создатель комплексной доктрины фа цзя, трактат «Хань Фэй-цзы»: учение о дао и «принципах»- ли как закономерностей, обусловливающих качества отдельных вещей и явлений; концепция выверения правителем своих действий по дао и ли; безусловный авторитет писаного закона; концепция наград и наказаний как основного метода управления; учения о примате земледелия и войны над всеми другими занятиями; концепция ограничения образования. Цинь Ши-хуанди и идея бессмертия. Усиление царства-удела (го) Цинь в III в. до н.э. благодаря легистским реформам, присоединение им оставшихся шести царств-уделов. Присвоение циньским правителем титула “ хуан-ди ” (“сиятельный государь-предок”), основание первой централизованной империи Цинь. Легизм в качестве государственной идеологии. Ликвидация системы уделов. Сожжение конфуцианских книг. Унификация законов, административной структуры. Реформа письменности в эпоху Цинь (221-206 до н.э.), ее предпосылки и цели (единая империя, преодоление культурного регионализма, культурная и идеологическая унификация, возможно – устранение тенденции к фонетизации). Последствия культурной реформы и падения империи для последующей китайской культуры.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |