|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Словарь (глоссарий)Философия древнего и средневекового Китая Методические и дидактические материалы Словарь (глоссарий)
Аньшигао 安世高(II – начало III в.). Буддийский миссионер парфянского происхождения, проповедовавший в Китае, основоположник практики перевода буддийских текстов на китайский язык. «Бессмертный». Кит. сянь. 仙Обозначение онтологического статуса подвижника, обретшего бессмертие, в китайской культурной и религиозной (даосской и народной) традиции. «Благородный муж». Кит. цзюнь цзы. 君子Нормативная личность в конфуцианстве. Бодхидхарма. 菩提达摩Полулегендарный индийский миссионер-буддист, прибывший в Китай, по разным версиям, во второй половине V в. или в начале VI в. (520, 527 гг. и т.д.). В чань-буддизме традиционно считается 28-м буддийским патриархом и первым патриархом школы Чань. Буддизм. 佛教Религиозная система, зародившаяся, согласно традиции, в VI-V вв. до н.э. в Индии. Одно из «трех учений», составивших основу философской и религиозной культуры Китая. Ван Аньши. 王安石1021-10086. Государственный деятель, философ-конфуцианец, использовавший доктрину «пяти элементов» для обоснования политики реформ, нацеленных на усиление контроля государства за экономикой и общественной жизнью. Представлял тенденцию в конфуцианстве своего времени, противостоящую метафизическим поискам неоконфуцианцев. Ван Би. 王弼226-249. Один из родоначальников философского течения сюань сюэ («учения о сокровенном»), синтезировавшего проблематику даосизма и буддизма; ведущий мыслитель философии «отсутствия/небытия» в рамках указанного течения. Ван дао. 王道«Путь совершенного правителя», «путь истинного царя». Понятие традиционной китайской, главным образом конфуцианской политической мысли, выражающее идеал государственного управления. Ван Сюаньлань. 王玄览 626-697. Даосский мыслитель, разработавший доктрину «двух дао» - «древнего» («постоянного») и «нового» («профанического»). Основное сочинение - «Записи о Сокровенной жемчужине» («Сюань чжу лу»). Ван Тинсян. 王廷相1474-1544. Философ-неоконфуцианец, оспаривавший некоторые положения двух главных направлений в неоконфуцианстве – «учения о принципе» (ли сюэ) и «учения о сердце» (синь сюэ). Ван Фучжи. 王夫之Ван Чуаньшань. 王船山1619–1692. Китайский философ-конфуцианец, в творчестве которого отмечаются сильные материалистические тенденции. Ван Чун. 王充27-97 (или 107). Философ, с рационально-критических позиций осмысливший достижения философской мысли разных направлений; в марксистской историко-философской науке считался материалистом. Основное сочинение – «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений»). Ван Янмин. 王阳明1472-1529. Философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле «учения о сердце» (синь сюэ). «Весны и осени». Кит. «Чунь цю». 春秋Название летописи царства Лу, составление которой приписывается Конфуцию; охватывает события с 722 по 481 гг. до н.э. «Взаимореагирование Неба и человека». 天人感应Концепция взаимодействия человека и высших природных и провиденциальных сил, разработанная реформатором конфуцианства Дун Чжуншу (II в. до н.э.). «Внешняя» алхимия. Кит. вай дань 外丹(букв. «внешняя пилюля»), цзинь дань («золотая пилюля») и т.п. Даосская лабораторная алхимия, нацеленная на создание эликсира бессмертия из тяжелых металлов (обычно свинца), киновари и других веществ. «Внутренняя» алхимия. Кит. нэй дань 内丹(букв. «внутренняя пилюля»). Даосская медитативная практика, нацеленная на «взращивание бессмертного зародыша» в теле адепта из энергетических субстанций организма посредством их трансмутации и создание таким образом обновленной бессмертной личности, приобщенной к дао. Вэй Боян 魏伯阳(100-170). Один из основоположников китайской алхимии, автор трактата «Чжоу и цань тун ци» («Единение триады согласно “Чжоу и”». Вэйши цзун. 唯识宗«Школа только сознания». Китайский аналог буддийской школы виджнянавадинов (йогачары). Вэнь-«письменность/культура». 文Категория китайской традиционной философии и культуры. В широком значении - явленная упорядоченность, исходящая от природы; «культурное», «гражданское» начало, дополняемое «воинственностью», «военным/насильственным» началом у. Го Сян. 郭象252-312. Один из ведущих представителей философии «наличия/бытия» в рамках философского течения сюань сюэ («учения о сокровенном»). Гуа. 卦Обозначение графических элементов двух представленных в «И цзине» («Чжоу и») классификационных схем – восьми триграмм и 64 гексаграмм. В «И цзине» гуа, состоящие из черт двух видов – целой, символизирующей ян, и прерванной, символизирующей инь, – выступает воплощением миропорядка и средством, с помощью которого древние «совершенномудрые» упорядочивали жизнь человеческого общества. Гунсунь Лун. 公孙龙Середина IV – середина III в. до н.э. Главный представитель одного из двух ведущих направлений школы мин цзя – «школы отделения твердого от белого». Гу Янъу 顾炎武(Гу Тинлинь顾亭林). 1613-1682. Философ, основоположник эмпирико-критического направления в конфуцианстве – пу сюэ («учения о простом»). Гэ Хун 葛洪(2886-363 или 283-343). Теоретик даосской алхимии, автор трактата «Баопу-цзы». «Да сюэ». 大学Глава из конфуцианского канона «Ли цзи», в качестве самостоятельного произведения вошедшая в неоконфуцианское «Четверокнижие». Содержит изложение «трех устоев» («выявление сиятельной добродетели»; «породнение с народом» - в версии Чжу Си «обновление народа»; «установленность в высшем благе») и «восьми основоположений» («выверение вещей» – гэ у 格物, «доведение знания до конца» – чжи чжи 至致, «обретение искренности помыслов» – чэн и 诚意, «исправление сердца» - чжэн синь 正心, «совершенствование личности» – сю шэнь 修身, «благоустроение семьи» – ци цзя 齐家, «приведение в порядок государства» – чжи го 治国, «умиротворение Поднебесной» – пин Тянь ся 平天下). Да тун. 大同«Великое единение». Конфуцианская утопия, представленная в каноне «Ли цзи». «Да цзан цзин». 大藏经 «Великое хранилище сутр» - китайский аналог «Трипитаки». В отличие от других версий буддийского канонического свода, включает помимо индийских переводных памятников также китайские апокрифы, комментаторскую литературу и т.п. Дай Чжэнь. 戴震1723-1777. Главный представитель эмпирико-критического направления в цинском конфуцианстве – пу сюэ («учения о простом»). Дао. 道 Букв. «Путь». Одна из важнейших категорий китайской культуры и философии. В общем смысле – обозначение универсума и мирозакона. «Дао дэ цзин» 道德经 («Канон Пути и Благодати», «Книга дао и дэ» и т.п.). Основополагающий трактат даосизма, приписываемый полулегендарному мудрецу Лао-цзы. Ок. IV в. до н.э. (традиционая версия – VI в. до н.э.). Дао тун. 道统 «Передача традиции». Сложившаяся в неоконфуцианстве концепция передачи истины «учения совершенномудрых» от древних правителей древности через Конфуция и Мэн-цзы. «Дао цзан».道藏 «Сокровищница дао». Полный свод даосских памятников (1120 томов- бэнь, 112 папок). Окончательно сложился в XV в. Даосизм. 道家,道教Автохтонная китайская философско-религиозная система, одно из «трех учений», составивших основу философской и религиозной культуры Китая. Ду Вэймин. 杜维明Современный философ, историк философии, предложивший концепцию конфуцианства как «конфуцианского проекта», способного в кризисные ситуации восстанавливать сознание глубокого смысла человеческого существования. Дун Чжунш у 董仲舒 (190 или 179 – 120 или 104 до н.э.). Реформатор конфуцианства, придавший ему статус государственной идеологии. «Естественность». Кит. цзы жань. 自然 «Естественность». Концепция спонтанности и беспредпосылочности дао, впервые представленная в «Дао дэ цзине». Жэнь-«гуманность/социальность». 仁Категория классической китайской философии, введенная Конфуцием. Варианты перевода - «гуманность», «человеколюбие», «взаимность». Содержание понятия исторически расширялось от обозначения норм межчеловеческих отношений и нравственного идеала личности до выражения онтологического принципа всеобщей связи вещей. И-«долг/справедливость». 义Категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства. В общем смысле выражает императив единственно должного действия. Словарные значения - «долг», «чувство долга», «справедливость», «добропорядочность», «значение», «смысл», «принцип». Инь ян. 阴阳Противоположные космические начала. Пара основополагающих категорий китайской философии и культуры, фиксирующая базовую для них классификационную схему и познавательную матрицу. Инь и ян соотносятся с бесконечным рядом оппозиций, главными из которых принято считать те, что ассоциативно и иным образом связаны с противопоставлением вторичного женского и доминирующего мужского начал: луна - солнце, темное - светлое, пассивное - активное, мягкое - твердое, нижнее - верхнее и т.д. Терминологизированные пары философских и общекультурных категорий, составленные по модели И.я., в качестве первого члена обычно включают референцию ян: Небо - Земля, Юг - Север, внутреннее - внешнее и т.п. «И цзин» 易经 («Канон Перемен», «Книга Перемен»). Название главной (канонической) части древней китайской гадательной книги, излагающей основания универсальной классификационно-прогностической системы, применявшейся в восточной и центральной Азии во всех областях традиционного знания для его классификации и систематизации. Полное название – «Чжоу и» («Чжоуские Перемены» или «Циклические Перемены»). Графическая система «У цзина» складывалась, видимо, в конце II – начале I тыс. до н.э., комментирующая («Десять крыльев») – ок. IV в. до н.э. «Истинный человек». Кит. чжэнь жэнь. 真人Обозначение даосского подвижника, достигшего высших степеней духовного совершенства. «Исторические записки» («Ши цзи»). 史记Первый в Китае историко-энциклопедический свод, составленный Сыма Цянем (145 до н.э. -?). Кан Ювэй. 康有为1858-1927. Мыслитель и политический деятель. Идеолог умеренного реформаторства. Каноноведение. Кит. цзин сюэ. 经学Традиция комментирования конфуцианских канонов. В рамках каноноведения сосуществовали два основных направления – «школа текстов новых письмен» и «школа текстов старых письмен», в русле которых выстраивались оригинальные философские и общественно-политические доктрины. Конфуцианство. Принятое на Западе обозначение ведущего в Китае философского и этико-политического течения; китайское наименование – жу цзя 儒家(«школа ученых-интеллектуалов»), жу цзяо 儒教(«учение/убеждения ученых-интеллектуалов»); по отношению к конфуцианскому философскому и этическому учению, отделенному от идеологических функций, применяется термин жу сюэ 儒学(«учение ученых-интеллектуалов»). Конфуций. 孔子, 孔夫子552/551-479 до н.э. Мыслитель, основоположник конфуцианства. Кумараджива 鸠摩罗什(344-413). Индийский миссионер-буддист, один из организаторов перевода буддийских текстов на китайский язык, принадлежит к числу патриархов школы Саньлунь. Лао-цзы. 老子1. Полулегендарный основоположник даосизма, согласно традиции – автор трактата «Дао дэ цзин». 2. Второе название трактата «Дао дэ цзин». Легизм. Кит. фа цзя. 法家Обозначение древнекитайской школы философской и политической мысли, доктрина управления которой основывалась на примате писаного юридического закона. Ли-«принцип». 理Категория классической китайской философии, обозначающая структурирующее начало мироздания, имманентное каждой вещи и всему космосу. Особое значение приобрела в неоконфуцианстве. Ли-«[этико-ритуальная] благопристойность». 礼Категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианской этики. Словарные значения - «ритуал», «церемонии», «этикет», «вежливость». Ле-цзы. 列子1. Название древнего даосского трактата (известен в раннесредневековой редакции). 2. Полулегендарный отшельник IV в. до н.э. Ле Юйкоу, согласно традиции – автор трактата «Ле-цзы». Ли Гоу. 李觏 1009-1059. Философ-конфуцианец, политический мыслитель, создавший целостную концепцию управления. Представлял тенденцию в конфуцианстве своего времени, противостоящую метафизическим поискам неоконфуцианцев. Ли сюэ. 理学«Учение о принципе». Обозначение направления в неоконфуцианстве, созданного братьями Чэн и Чжу Си. «Ли цзи». 礼记 «Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов», «Книга установлений», «Книга обрядов», «Трактат о правилах поведения», «Записки о нормах поведения». Одно из главных произведений конфуцианской канонической литературы. Авторство приписывается ученикам Конфуция, но текст составлялся в основном в III-I вв. до н.э. Во II в. до н.э. трактат наряду с «Чжоу и», «Шу цзином», «Ши цзином» и «Чунь цю» включен в состав конфуцианского «Пятикнижия» («Пятиканония» - «У цзин»). В XII в. две главы «Ли цзи» - «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединность и постоянство») - в качестве самостоятельных произведений вошли в «Четверокнижие» («Сы шу») - базовый конфуцианский канонический свод. Линьцзи цзун. 临济宗Одна из пяти ведущих школ южной ветви чань-буддизма. Получила название по имени патриарха (ум. 866 или 867). Ло шу. 洛书 «Письмена из реки Ло». Графическое выражение математической структуры – так называемого магического квадрата. Сумма нечетных чисел Ло ту составляет 25, четных – 20; сумма цифр по вертикали, горизонтали и диагонали – 15 (итого 45). Наряду с Ло шу («Письменами из реки Ло») считался источником базовых графических структур «И цзина» – восьми триграмм. Сопрягается с девятиричной матрицей и интерпретируется как собственно двятиклеточный квадрат. Может быть использован как «математическая машина». Схема Ло шу соотносится с порядком триграмм по Вэнь-вану («посленебесным»). Как и Хэ ту, представляет собой формальный аппарат, позволяющий вводить в него информацию (триграммы и гексаграммы, «элементы» и их конкретные референты) и оперировать ею по числовым законам «магического квадрата». Лу Цзя. 陆贾216-172 до н.э. Китайский мыслитель, положивший начало синтезу доктрин древних философских школ, нацеленного на создание идеологической системы централизованной империи. Основное философское сочинение - «Синь юй» («Новые речи»). «Лунь юй». 论语 «Суждения и беседы», «Беседы и высказывания», «Рассуждения и высказывания», «Аналекты», «Изречения». Сборник бесед и суждений древнекитайского мыслителя Конфуция(Кун-цзы, VI-V вв. до н.э.), составленный его учениками. В XI-XII вв. вместе с «Мэн-цзы», «Да сюэ» и «Чжун юн» - в базовый конфуцианский канонический свод «Четверокнижие» («Сы шу»). «Лю цзу тань цзин». 六祖坛经 «Сутра помоста Шестого патриарха». Один из канонических текстов чань-буддизма, излагающий взгляды патриарха Хуэйнэна. Лю Цзунъюань. 柳宗元773-819. Китайский литератор и философ. Активно поддерживая движение за «возрождение древности» (литературного стиля древних канонов), в отличие от зачинателя этого движения Хань Юя рассматривал конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу учения, выдвинул тезис о «единении конфуцианства и буддизма». Лян Цичао. 梁启超1873-1923. Философ, историк философии, представитель либеральной реформаторской политической мысли; считал морально-этические факторы детерминантами исторического развития. Лян Шумин. 梁漱溟1893-1988. Философ, представитель «первой волны» «современного конфуцианства» (по другим представлениям – «последний конфуцианец»), создатель самобытной философской и историософской системы, видевший будущее человечества в принятии ценностей китайской культуры. Мин-«предопределение». 命Категория китайской философии. Словарные значения - «судьба», «жизнь», «жизненность», «веление», «приказ». Мин цзя. 名家«Школа имен», «номиналисты», «софисты», «диалектики». Одна из ведущих китайских философских школ 5-3 вв. до н.э. Проблематика школы была сосредоточена на формах, способах, закономерностях рассуждения и познания. Одна из главных проблем мин цзя - соотношение «имен и реалий» (мин - ши). Мо Ди. 墨翟Мо-цзы. 468 (или 478, 480, 490) – 376 (или 403, 392 и др.) до н.э. Основатель древнекитайской философской школы мо цзя (моистов). Моизм. См. Мо цзя. Мо цзя. 墨家Древнекитайская философская школа, основанная Мо Ди; известна идеей «всеобщей любви и взаимной выгоды Моу Цзунсань. 牟宗三Р. 1909. Философ, историк философии. Развитие конфуцианства рассматривает как процесс построения «моральной метафизики», выстраивает собственную систему «моральной метафизики» на основе синтеза китайской философской традиции с кантианством. Мэн-цзы. 孟子1. Мэн Кэ. 孟372-289 до н.э. Ведущий представитель древнего конфуцианства. 2. Философский трактат, в основном составленный учениками Мэн Кэ на основе записей его высказываний. «Недеяние». Кит. у вэй. Концепция беспредпосылочности дао (и, соответственно, мудреца), впервые представленная в «Дао дэ цзине». Неоконфуцианство (Neo-Confucianism). Термин западного происхождения, обозначающий направление конфуцианства, сложившееся в XI-XII вв. Применяется в нескольких значениях: 1) концепции основоположников «учения о принципе» (ли сюэ) 理学- Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, Чэн Хао, Чэн И (XI в.), Чжу Си (XII в.) и их последователей; 2) «учение о принципе» и конкурировавшее с ним «учение о сердце» (синь сюэ) 心学; 3) концепции мыслителей-конфуцианцев дальневосточного региона XI-XX вв. Неоконфуцианство, в целом противостоявшее буддизму и даосизму, использовало проблематику и способы постановки проблем, присущие конкурентам конфуцианства; широко использовало методологические схемы и модели, основанные на «Чжоу и» («И цзине»); опирало теоретические построения не столько на «Пять канонов» («У цзин»), сколько на выделенное основоположниками конфуцианства «Четверокнижие» («Лунь юй», «Мэн-цзы», «Да сюэ», «Чжун юн»). Поднебесная. Кит. тянь ся. 天下В китайской культуре - обозначение ойкумены (вместе с социумом), гармонизируемой властью единственного легитимного правителя – Сына Неба. «Пять канонов». 五经Основополагающий набор конфуцианской классики: «Ши цзин», «Шу цзин», «Ли цзи», «И цзин», «Чунь цю». «Пять элементов». «Пять стихий», «пять фаз», «пять движений». Кит у син. 五行Универсальная пространственно-временная классифицирующая схема китайской нумерологии, знаменующая единство универсума и взаимосвязь его аспектов. Саньлунь цзун. 三论宗 «Школа трех трактатов». Китайский аналог буддийской школы мадхьямиков. Син-«[индивидуальная] природа». 性Категория китайской философии. В широком смысле означает природные, не благоприобретенные качества любой вещи и любого существа; чаще применяется в более узком значении - «природа» человека. Син - «[телесная] форма». 形 «Тело», «плоть», «фигура». Категория китайской философии. В отличие от западного философского понятия «форма» син не может быть истолкована как порождающая структура, противопоставляемая порождаемой вещи. Синь-«благонадежность/доверие». 信Понятие китайской философии. Основные этимологические значения - «вера», «истинность», «верить», «доверять». Особенно существенно для конфуцианской этики, где означает один из важнейших принципов отношений между людьми. Синь сюэ. 心学 «Учение о сердце». Обозначение направления в неоконфуцианстве, созданного Лу Цзююанем, Ван Янмином и их последователями. «Совершенномудрый». Кит. шэн жэнь. 圣人Идеал личности в конфуцианстве; «совершенномудрыми» считались легендарные древние правители Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун, а также Конфуций и Мэн-цзы. Сун Цзяня – Инь Вэня школа. 宋尹学派Философская школа даосского толка, существовавшая в древнекитайской «академии» Цзися в царстве Ци в 4 в. до н.э.; ведущие представители – Сун Цзянь 宋и Инь Вэнь 尹文. Сыма Цянь. 司马迁145 до н.э. -?. Создатель первого в древнем Китае историко-энциклопедического труда. Сю шэнь. 修身«Совершенствование тела/личности». Принятое главным образом в конфуцианстве обозначение самосовершенствования. Опирается на представление о личности как нерасчленимой при жизни психосоматическо-духовной целостности - «теле/личности» (шэнь). Сюань сюэ. 玄学См. «Учение о сокровенном». Сюн Шили. 熊十力1885-1968. Философ, буддолог, создатель философской системы «новой йогачары» («нового учения о только сознании – синь вэйшилунь). Сюнь-цзы. 313-238 до н.э. 荀子Сюнь Куан 荀况, Сюнь Цин荀卿. Один из ведущих представителей древнего конфуцианства; предложил концепцию «злой» природы человека. Сяо кан. 小康«Малое процветание». В конфуцианском каноне «Ли цзи» (гл. «Ли юнь») – общество относительной социальной гармонии. В современном китайском политическом лексиконе – общество, которое должно быть создано в Китае к середине XXI в. Сяо ти. 孝悌 «Сыновняя почтительность (благочестие) и почитание старшего брата». Категории конфуцианской этики. «Тай пин цзин» 太平经 («Канон Великого равновесия», «Канон Великого равенства» и т.п.). Один из важнейших даосских текстов, окончательно сформировавшийся в первые века н.э. Тао Хунцзин. 陶弘经456-536. Патриарх даосской школы Шанцин, теоретик даосской алхимии, один из создателей собрания даосских текстов «Дао цзан». Тяньтай цзун. 天台宗 «Школа Тяньтай». Направление китайского буддизма, в рамках которого было подробно разработано учение о буддийской медитации чжигуань. У вэй. 无为 «Недеяние», «отсутствие деятельности». Категория китайской философии и культуры, прежде всего даосизма. Выражает принцип невмешательства в естественный порядок вещей в подражание мирозакону- дао. У син. 五行См. «Пять элементов». У чан. 五常 «Пять постоянств». Традиционное для конфуцианства обозначение нормативных этических качеств, восходящее к пятеричной классификационной матрице («пять элементов» - у син). Словосочетание у чан («пять постоянств») у Дун Чжуншу обозначило качества, над совершенствованием которых должен трудиться правитель (ван): жэнь - «гуманность», и - «должная справедливость», ли - «[этико-ритуальная] благопристойность», чжи - «разумность», синь - «благонадежность /доверие». «Уравнение вещей». Кит. ци у. 齐物Концепция отсутствия самосущих единичностей, изложенная в трактате «Чжуан-цзы». «Учение о бессмертии души». 神不灭论Форма интерпретации буддийского учения о сансаре в раннесредневековом Китае. «Учение о сокровенном». Кит. сюань сюэ. 玄学Китайское философское направление III-IV вв., характеризующееся премущественным интересом к онтологической тематике и тяготением к синтезу проблем и фразеологий, присущих даосизму и конфуцианству. Иногда именуется «неодаосизмом». Фан Ичжи. 方以智1611-1671. Философ, ученый, идейно близкий к Хуан Цзунси. Впервые в истории китайской мысли предложил термины для различения науки и философии: чжи цэ 质测(«измерение вещества» и тун цзи 通机(«проникновение в исходные импульсы»). Фань Чжэнь 范缜 (450-515). Мыслитель-рационалист, ведущий представитель контрбуддийской пропаганды, автор трактата «О смертности души» Фасин школа. 法性宗Обобщающее название школ китайского буддизма – Саньлунь, Хуаянь и Тяньтай, одинаково трактующих сущность дхарм (санскр. дхармата, кит. фа син) – как «пустотную» (санскр. шуньята, кит. кун). Фасян школа. 法相Китайская буддийская «Школа Свойств дхарм» (санскр. дхармалакшана). Обычно отождествляется со школой Вэйши. Фэн Юлань. 冯友兰1895-1990. Философ, историк философии, создатель философской системы «нового неоконфуцианства» (синь ли сюэ). Хань Фэй. 韩非280-233. Крупнейший теоретик и главный систематизатор философской и политической доктрины легизма, автор трактата «Хань Фэй-цзы». Хань Юй. 韩愈768-824. Философ-конфуцианец, инициатор движения «за возрождение древности» (прежде всего господствующего статуса конфуцианства) в условиях засилья буддизма и даосизма. Построения Хань Юя в дальнейшем легли в основу неоконфуцианской концепции «передачи истины учения» (дао тун), создатель классического для средневековья литературного стиля, ориентированного на простоту и ясность языка конфуцианских канонов. Хуайнань-цзы. 淮南子1. Лю Ань, князь удела Хуайнань (1779-122 до н.э.). Считается одним из главных трактата «Хуайнань-цзы». 2. «Философ из Хуайнани» или «Хуайнаньский князь». Название известного трактата, излагающего по преимуществу взгляды даосов. Ху Ши. 胡适1891-1962. Философ, историограф, социолог, историк философии, общественный деятель. Сторонник прагматизма и вестернизации Китая, усмотревший в доктрине «И цзина» «конфуцианскую логику», а в логических идеях моистов – «моистскую логику»; в последней видел национальную ментальную опору для усвоения западных научных концепций. Хуан Цзунси. 黄宗羲1610-1695. Философ-неоконфуцианец, идейно близкий к школе Ван Янмина; обосновывал роль конфуцианской бюрократии как самостоятельного политического субъекта. Хуаянь цзун. 华严宗«Школа Цветочной гирлянды». Оригинальная школа китайского буддизма, разработавшая концепцию «беспрепятственного взаимопроникновения принципов и вещей/дел» и «беспрепятственного взаимопроникновения вещей/дел». Хуэйнэн 慧能(638-713). Основоположник учения о «внезапном просветлении» и южной ветви буддийской школы Чань. Хуэй Ши. 惠施Ок. 370-310 до н.э. Главный представитель одного из двух ведущих направлений школы мин цзя – «школы сходств и различий». Хэ ту. 河图«План из реки Хэ». Графическое выражение математической структуры - одного из вариантов так называемого магического креста. Сумма нечетных и четных чисел креста Хэ ту составляет 55 (в китайской нумерологии – так называемое «число Неба и Земли). Наряду с Ло шу («Письменами из реки Ло») считался источником базовых графических структур «И цзина» - восьми триграмм. Сопрягается с девятиричной матрицей. Парные числа (четное и нечетное, различающиеся на 5), условно помещаемые в квадраты «креста», соотносятся с триграммами, «пятью элементами» и сторонами света. Корреспондирует с порядком гуа по Фу Си («прежденебесным», генотипом). Цзин-«семя». 精Категория китайской философии. Варианты перевода - «духовные силы», «эссенция», «утончение», «тончайшее», «семенное». Одна из трех главных субстанций мироздания наряду с ци-«пневмой» и шэнь-«духом», обусловливающая возможность «порождающих порождений» (шэн шэн) как космического процесса, а также психики и сознания. Цзинту цзун. 净土 «Школа Чистой Земли». Направление китайского буддизма, основывающее свою сотериологическую доктрину на вере в перерождение в блаженной Чистой Земле по обетованию будды Амитабхи. Цзися. 稷下Собрание ученых – философская «академия», существовавшая в 4-3 вв. до н.э. в царстве Ци. Цзюнь цзы. 君子 «Благородный муж», «совершенный муж» (букв. «дитя правителя»). Обозначение нормативной личности в конфуцианстве. Ци-«пневма». 气Категория китайской философии и культуры, выражающая субстанциальное единство универсума. Обозначает универсальную пространственно-временную субстанцию, энергетичную, динамичную и континуальную. Варианты перевода и контекстуальные значения ци - «дыхание», «энергия», «жизненная сила», «материя», «материальная сила», «духовная сила», «эфир», «воздух», «газ», «темперамент», «нрав». Традиционные трактовки Ц. близки современной идее физических полей и континуально-волновым представлениям о веществе. Цюаньчжэнь цзяо. 全真教«Учение Совершенной истины». Второе по влиянию направление даосизма в Китае, ныне доминирующее на континенте. Чань-буддизм. 禅宗Школа Чань (от кит. транскрипции санскр. Дхьяна - чаньна). Направление буддизма, согласно традиции, берущее начало от проповедавшего в Китае в конце V или начале VI в. индийского миссионера Бодхидхармы. Оказало большое влияние на китайскую и японскую культуру (школа Дзэн). «Четверокнижие». Кит. «Сы шу». 四书Ставшие основополагающими для неоконфуцианства четыре конфуцианские «книги» (шу) - «Лунь юй» («Суждения и беседы», излагающие высказывания Конфуция), «Мэн-цзы» и две главы из канона «Ли цзи» («Записок о правилах благопристойности») - «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Срединость и постоянство»). Чжан Бодуань. 张伯端984-1082. Теоретик даосской «внутренней» алхимии, автор трактата «Главы о прозрении истины» («Чжэнь у пянь»). Чжан Цзай. 张载1020-1078. Один из основоположников неконфуцианства («учения о принципе» - ли сюэ). Чжи-«мудрость/разумность». 智Понятие китайской философии. Использовалось главным образом в конфуцианстве, обозначая одно из необходимых качеств совершенной личности «благородного мужа» (цзюнь цзы). Чжи - син. 知行 «Знание - действие». Терминологическая оппозиция в классической китайской философии, выражающая проблему соотношения чистых форм познания и практического опыта, с одной стороны, и их нравственной реализации, с другой. Чжоу Дуньи. 周敦颐1017-1073. Главный основоположник неоконфуцианства. Основные сочинения – «Тай цзи ту шо» («Изъяснение Плана Великого предела»), «Тун шу» («Книга проникновения [в Перемены»)]. Чжоу-гун. 周公Легендарный «совершенномудрый» XI в. до н.э., брат чжоуского У-вана и регент при его сыне Чэн-ване, по традиционным представлениям – создатель совершенной системы управления. «Чжоу ли». 周礼 «Чжоуские ритуалы». Другое название – «Чжоу гуань» («Дела управления в эпоху Чжоу»). Один из конфуцианских канонов. Описывает идеальную административно-ритуальную структуру, якобы существовавшую в эпоху Западной Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Чжу Си. 朱熹1130-1200. Главный представитель неоконфуцианского «учения о принципе», придавший ему универсальную и систематизированную форму. Чжэн мин. 正名«Выправление имен», «исправление имен». Социально-гносеологическая концепция, впервые сформулированная Конфуцием и подразумевающая требование соответствия реального номинальному, необходимое для политико-административного управления. Чжуан-цзы. 1. Чжуан Чжоу 庄周 (IV в. до н.э.), один из основоположников даосизма, которому традиция приписывает авторство трактата «Чжуан-цзы». 2. «Мудрец Чжуан», один из основополагающих даосских трактатов. «Чжун юн». 中庸Глава из конфуцианского канона «Ли цзи», в качестве самостоятельного произведения вошедшая в неоконфуцианское «Четверокнижие». Содержит, в частности, изложение концепции «искренности» (чэн) как космического принципа (качества, присущего Небу) и требования к человеческому существу, а также концепции «обращения к собственной личности» (фань шэнь) для совершенствования ее самой и социальной сферы. «Чунь цю». 春秋См. «Весны и осени». Чэн И 程颐 (Чэн Ичуань). 1033-1107. Один из основоположников неконфуцианства («учения о принципе» - ли сюэ). Чэн Хао 程颢 (Чэн Миндао). 1032-1085. Один из основоположников неконфуцианства («учения о принципе» - ли сюэ). Шан Ян. 商鞅390-338 до н.э. Государственный деятель и политический мыслитель, один из основоположников легизма. Основное сочинение – «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Шао Юн. 邵雍1011-1077. Философ, основоположник «нумерологического» направления в неоконфуцианстве. «Ши цзи». 史记См. «Исторические записки». «Ши цзин». 诗经 «Книга песен», «Канон стихов». Один из главных конфуцианских канонов – собрание песенно-поэтических произведений, в основном сформированное предположительно в X-VI вв. до н.э. «Школа текстов новых письмен». 今文经学Каноноведческая школа, основанная на толковании текстов канонов, записанных с устной перечачи во II в. до н.э. реформированным письмом. Акцентировала скрытый аллегорический и символических смысл канонических текстов, приписывала Конфуцию авторство на ряд канонов. «Школа текстов старых письмен». 古文经学Каноноведческая школа, основанная на толковании текстов канонов, якобы обнаруженных в I в. до н.э. в стене дома Конфуция. Акцентировала буквальное понимание канонических текстов, отличалась склонностью к толкованию отдельных слов и выражений, историко-философским разысканиям, использовала некоторые формы лексико-грамматического анализа; считала Конфуция редактором, а не автором канонов. «Шо вэнь». 说文Сокр. от «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение письмен и толкование иероглифов»). Первый в Китае подробный этимологический словарь иероглифов, созданный Сюй Шэнем (58 – ок. 147). Шунь. 舜Один из легендарных «совершенномудрых» правителей китайской древности, предшественник Юя (по одной из традиц. версий – 2255-2205 до н.э.) «Шу цзин». 书经 «Книга истории», «Канон документальных писаний». Другое название – «Шан шу» («Книга преданий»). Один из главных конфуцианских канонов, собрание преданий, сказаний, мифов и их историзованных версий, обращений и указов правителей, поучений сановникам и т.п. Историзованный материал охватывает период с XXIV по VIII в. до н.э. Шэн 圣 - «совершенная мудрость», «совершенномудрый». Традиционное для китайской философии и культуры, прежде всего для конфуцианства, обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, реализуемого главным образом в способности к идеальному правлению. Под «совершенномудрыми» в конфуцианстве понимаются прежде всего идеальные правители древности - Яо (традиц. версия - 2356 - 2255 до н.э.), Шунь (2255 - 2205 до н.э), Юй (считается основателем династии Ся, 2205 - 2197 до н.э., по др. версии - 21 в. до н.э.). Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан, 1766 - 1753 до н.э., др. версия - нач. 16 в. до н.э.), Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, одна из традиц. версий - 12 в. до н.э., по др. - 11 в. до н.э.), а также Конфуций и Мэн-цзы. Шэньсю 神秀 (606-706). Основатель северной ветви чань-буддизма, оппонент Хуэйнэна. «Эр я». 尔雅 «Приближение к классике». Первый в Китае толковый словарь (III-II вв. до н.э.). В средние века вошел в число конфуцианских канонов. Ю - у. 有无 “Наличие/бытие - отсутствие/небытие”. Устойчивая категориальная оппозиция в китайской философии. В отличие от западной дихотомии “бытие - небытие” фиксирует проблему соотношения двух видов бытия - “наличного”, характеризующегося наличием “форм” и “реалий”, и “неналичного”, в котором “формы” и “реалии” отсутствуют. В обыденном языке значения ю - “иметь”, “находиться”, “быть в наличии”, “имущество”, “достояние”, у - “не иметь”, “отсутствовать”, “не быть в наличии”. Юань ци. 元气 «Изначальная пневма». Изначальная субстанция, предшествующая космогенезу и содержащая в нерасторжимом единстве изначальные же потенции субстанций мироздания: «семеной эссенции» (цзин), «пневмы» (ци), «духа» (шэнь). Юй. 禹Сяский Юй, Великий Юй. Один из легендарных «совершенномудрых» правителей китайской древности. Считается основателем древнейшей «династии» Ся (по одной из традиционных версий – 2205-1766 до н.э.), покорителем потопа. Яо. 尧Один из легендарных «совершенномудрых» правителей китайской древности, предшественник Шуня (по одной из традиц. версий – 2356-2255 до н.э.).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.) |