АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 9. Философия неоконфуцианства. Модернизация Китая и «новое конфуцианство»

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

«Три учения» и доктрина их единства. Складывание ситуации религиозного и культурного синкретизма в Китае.

Возникновение неоконфуцианства в XI-XII вв. как интеллектуальная реакция на ситуацию культурного синкретизма. Значения термина «неоконфуцианство»: 1) доктрины основоположников «учения о принципе» (ли сюэ) - Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, Чэн Хао, Чэн И (XI в.), Чжу Си (XII в.) и их последователей; 2) «учение о принципе» и конкурировавшее с ним «учение о сердце» (синь сюэ); 3) концепции мыслителей-конфуцианцев дальневосточного региона XI-XX вв. Китайские эквиваленты понятия неоконфуцианства: сун сюэ («учение эпохи Сун», т.е. периода правления династии Сун); дао сюэ («учение дао», или «учение истины», явленной древними «совершенномудрыми»); ши сюэ («учение о реальном») и шэн сюэ («учение совершенномудрых»).

Доктрина Чжоу Дуньи (1017-1073) и ассимиляция ею даосской философии. Трактат «Тай цзи ту шо» («Изъяснение Плана Великого предела»): описание процесса космо-антропогенеза - последовательного «порождения» одних структур мироздания другими, до возникновения человека; идеальная личность - «совершенномудрый» - упорядочивает вселенную посредством «срединности», «преданности», «гуманности/социальности» и «долга/справедливости». «Тун шу» («Книга проникновения»), или «И тун» («Проникновение в перемены»): чэн («искренность») - условие «высшего блага» (чжи шань) и «совершенной мудрости» (шэн). Использование проблематики и способов постановки проблем, присущих даосизму и буддизму; широкое использование методологических схем и моделей, основанных на «Чжоу и»; преимущественная опора теоретических построений на четыре конфуцианские «книги» (шу) - «Лунь юй», «Мэн-цзы», «Да сюэ» («Великое учение»), «Чжун юн» («Срединность и постоянство»).

Доктрина Чжан Цзая (1020-1078): связь понятия мировой «пневмы»- ци с космологическими категориями у цзи («Беспредельное») и тай сюй («Великая пустота»). «Концентрация» и «рассеяние» «пневмы» как источник многообразия вещей; отождествление «рассеянного» состояния «пневмы» с «Великой гармонией» (тай хэ). Концепция двуединства человеческого знания: «знание увиденного и услышанного» и «совокупного знания природы благодати/добродетели» (дэ син со чжи), источник которого - надопытное «благое знание» (лян чжи). Введение Чжан Цзаем понятия «природы Неба и Земли» как всеобщей совершенной «природы», противопоставленной «природе телесной сущности пневмы» (ци чжи чжи син), в которой реализуются индивидуальные качества человека. Критика даосской трактовки «пустоты» (сюй) и буддийских представлений о сознании как источнике феноменального мира.

Развитие в учениях братьев Чэн – Чэн И (Чэн Ичуань, 1033-1107) и Чэн Хао (Чэн Миндао, 1032-1085) – тенденций, которые привели к возникновению конкурировавших школ неоконфуцианства. Категория ли - «принцип»: структурообразующее начало, единое для всей Поднебесной. Чэн И: «пустота» (сюй) есть «принцип», тогда как наличие “пневмы” означает существование “[явленных] форм”; отождествление «принципа» с дао: «превращения и перемены, совершающиеся во времени», суть «постоянное дао», а «взаимообусловленность уменьшения и роста суть небесный принцип». «Пневма» вторична по отношению к «принципу», но «качество пневмы» определяет качество вещей и явлений. В сердце человека присутствует сам «принцип», но «сердце» не тождественно «принципу» вследствие пагубного влияния человеческих страстей. «Достижение знания» становится возможным в результате «выверения вещей» (гэ у) посредством «обращения вовнутрь», к единому “принципу” всех вещей. Чэн Хао: избегание акцента на первичность «принципа» по отношению к «пневме»; «искреннее и почтительное» «сердце» не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь), которое одновременно является универсальным «принципом», поэтому «исчерпание [собственного] сердца» является способом «исчерпания принципа» и «исчерпывающего [познания своей] природы», единосущной природе Вселенной. Обретение этической категорией жэнь онтологического характера как условия достижения “общетелесности” (тун ти) с миром.

Чжу Си (1130-1200) как систематизатор «учения о принципе» (ли сюэ): сущностное тождество категорий тай цзи («Великий предел») и у цзи («Беспредельное») как универсального «принципа», присутствующего в каждой вещи; совмещение «принципом» признаком рациональности и совокупности моральных норм и качеств.

Главный оппонент Чжу Си – Лу Цзююань (1139-1193), основоположник «учения о сердце» (ли сюэ): «сердце» как тождественное «принципу» вместилище всех «принципов» вселенной. Конкуренция социоцентричной линии Чжу Си и персоноцентричной линии Лу Цзююаня. Линия Чжу Си – продолжение традиции Сюнь-цзы (при формальном почитании учения Мэн-цзы), ориентирующей на познание внешнего мира как способ постижения даоли сюэ - тождественных дао «принципов»- ли). Линия Лу Цзююаня - развитие учения Мэн-цзы, ориентация на внутреннее содержание человеческой личности («сердце»), аккумулирующее вселенские «принципы» и являющееся в этом смысле источником всего сущего.

Неоконфуцианство в версии школы [братьев] Чэн - Чжу [Си] (ли сюэ) в качестве имперской идеологической ортодоксии (с XIII в.); признание в Японии, Корее и Вьетнаме. Продолжение линии Лу Цзююаня в учении Ван Янмина (1472-1529) (школа Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина]). Жесткий акцент при маньчжурской династии Цин (1644-1912) на доктрине Чжу Си в качестве государственной идеологии. Проникновение янминизма в Японию и Корею, возникновение на его основе самобытных школ.

Формирование движения «за усвоение заморских дел» ие (янъу), обоснование необходимости реформ и заимствование зарубежного опыта посредством философии «школы текстов новых письмен»: Линь Цзэсюй, Вэй Юань, Гун Цзычжэнь и др.

«Новое конфуцианство»: «первая волна» (Лян Шумин, Сюн Шили), «вторая волна» (Фэн Юлань, Хэ Линь, Цянь Му, Моу Цзунсань и др.), «третья волна» (Ду Вэймин, Чэн Чжунъин и др.).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)