|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 2PROVERBIA ET DICTIONES. Занятие 1. 1. Cognosce te ipsum! – Познай самого себя (по преданию, эта надпись была начертана на фронтоне знаменитого храма Аполлона в Дельфах. Её авторство приписывается одному из семи греческих мудрецов Фалесу; это выражение было любимым изречением Сократа). 2. Bis dat, qui cito dat – Вдвойне даёт тот, кто быстро даёт (Публий Сир, I в. до н. э.) // «Дорогá ложка к обеду», «Дорогá милостыня во время скудости». 3. Carpe diem – лови день (Квинт Гораций Флакк, I в. до н. э.). Призыв жить сегодняшним днем, не упуская его радостей и возможностей, пользоваться моментом, удобным случаем // «Лови момент», «Время не ждёт», «Потерянного времени и конём не воротишь», «Часом опоздал – годом не вернёшь» 4. Cogĭto, ergo sum – Я мыслю, следовательно, я существую. Французский философ, математик и физик Рене Декарт (1596-1650), или Картезий (отсюда термин «картезианская философия»), считал это положение основой новой философии, свободной от веры и всецело основанной на деятельности разума («Начала философии»). По его мнению, познание истины начинается с критики, т. е. универсального (относящегося ко всему) сомнения. Другими словами, ничего нельзя заведомо принимать на веру, кроме очевидности самосознания сомневающегося во всём человека. 5. Cui prodest? – Кому выгодно? Следственный принцип, применяемый при поиске преступника, заказчика, виновника происшедшего, определении круга заинтересованных в чём-то лиц. 6. Ignorantia non est argumentum – Незнание – не аргумент (мысль нидерландского философа XVII-го в. Бенедикта Спинозы) // «Незнание закона не освобождает от ответственности». 7. Dixi et anĭmam levāvi – Сказал и душу облегчил. Другими словами, даже если эти слова прозвучали в пустую, я высказался и тем успокоил свою совесть. В основе – Книга пророка Иезекииля. 8. Errāre humānum est – Человеку свойственно ошибаться (римский оратор Сенека Старший, I в. до н. э.-I в. н. э.). 9. Suum cuīque – Каждому своё // «Кому полтина, а кому ни алтына», «Кому жить, кому гнить», «Кому тереть, кому тёрту быть». В годы Второй мировой войны слова «Каждому своё» были написаны на воротах Бухенвальда, где в 1937-1945 гг. было уничтожено 56 тыс. заключённых.
Занятие 2. 10. Debes, ergo potes – Ты должен, значит можешь. Пословица, отражающая отношение римлян к обязательствам. 11. Volens nolens – Волей – неволей; хочешь не хочешь; поневоле. 12. Nil admirāri – Ничему не (следует) удивляться. Гораций (Квинт Гораций Флакк, I в. до н. э.) говорит, что счастье заключается в достижении душевного покоя, а для этого нужно оставаться невозмутимым в любой ситуации. 13. Omne nimium nocet – Всякое излишество вредно. 14. Qualis vita, finis ita – Какова жизнь, таков и конец // «Собаке – собачья смерть», «Жил собакой, околел псом», «Жил грешно и умер смешно», «Кто как живёт, так и умирает». 15. Quod licet Jovi, non licet bovi – Что позволено Юпитеру, не позволено быку // «Что можно пану, то нельзя Ивану». 16. Quo vadis? – Куда идешь? Согласно церковному преданию, во время гонений на христиан в Риме при императоре Нероне (65 г. н. э.) апостол Пётр решил покинуть Рим. Выйдя из города, он вдруг увидел перед собой человека, направляющегося в Рим. Признав в страннике Иисусу и испытав сильные угрызения совести, Пётр спросил Его: «Куда идёшь, Господи», – на что Христос ответил, что идёт в Рим, чтобы снова быть распятым и умереть за народ, лишённый своего пастыря. Пётр вернулся в Рим и был казнён вместе с пленённым в Иерусалиме апостолом Павлом. Он считал, что не достоин умереть так же, как Иисус, и потому был распят головой вниз. 17. Sic transit gloria mundi! – Так проходит мирская слава! (в основе – трактат немецкого философа-мистика Фомы Кемпийского, XV в.). Обычно о чём-либо утраченном (красоте, славе, силе, величии, авторитете). Начиная приблизительно с 1409-го г. эти слова произносят во время церемонии возведения в сан нового римского папы, сжигая перед ним клочок ткани в знак непрочности и тленности всего земного, в том числе получаемых им власти и славы. 18. Ibi victoria, ubi concordia – Там победа, где согласие (Публий Сир, I в. до н. э.). 19. Urbi et orbi – Риму и миру (дословно: «Городу и миру»), всему миру, всем и каждому, ко всеобщему сведению. Эти слова произносит римский папа, благословляя весь католический мир в день своего избрания. Обычно выражение употребляют, желая обратиться ко всем. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |