|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2 ВЫБОР И БРАК
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины» (1 Кор. 7:1). Многие люди, указывая на это место, говорят: «Смотрите, Павел говорит, что хорошо человеку не касаться женщины». Нам пока неизвестно, о чем и о ком писали Павлу. Слово Божье говорит: «А о чем вы писали ко мне...» Павел здесь не пишет: «Вот Господь говорит, что лучше человеку не касаться женщины». Здесь сказано: «А о чем вы писали мне, то хорошо человеку не касаться женщины». Нам неизвестно, на чье письмо отвечает Апостол Павел. Вся Библия, от Бытия до Откровения, говорит о браке. Здесь полностью отображена воля Господня в том, что касается создания семьи, ее роста, размножения и наполнения земли. «...то хорошо человеку не касаться женщины, но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:1, 2). Если примем во внимание только эти стихи, это может привести к хаосу в семье, потому что тогда мы рассматриваем не всю Библию, а берем только два стиха. Во-первых, Слово говорит: «Мужчину и женщину сотворил их и соединил их, и стали едины». Во-вторых, во избежание блуда, чтоб не прелюбодействовали, имей каждый свою жену, своего мужа. Кажется, что Павел дает разрешение на брак только воизбежание этого греха. Однако если это главная причина женитьбы, то все равно один из супругов будет оглядываться на других. Брак не освободит от духа блуда. Здесь кроется другой секрет: было получено конкретное письмо и Павел отвечает на это письмо. Затем он продолжает: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:3-8). Здесь кое-что проясняется. Из истории известно, что Апостол Павел был женат, но его жена умерла, иначе неженатый человек не смог бы так много писать о семье и браке. Во-вторых, история утверждает, что он имел право голоса в Синедрионе, а это право могли иметь только женатые мужчины. Исторические источники свидетельствуют о том, что он был вдовцом. Здесь Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Это о тех людях, у которых супруги умерли. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7:9-11). Эта глава показывает, что Апостол отвечает на конкретный вопрос, заданный в письме.
ВЫБОР
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:18-23). Мы видим, что Адам сам сделал свой выбор. Никто Адама не принуждал. Бог сотворил Еву и привел ее к Адаму, и когда Адам пробудился, он увидел и полюбил Еву и сказал: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою». И он захотел жениться на Еве. Бог никогда не принуждает никого, и я не понимаю людей, которые говорят: «Я не так уж люблю, но раз Бог сказал...». Это неприемлемо. Когда Адам и Ева согрешили, Адам сказал Богу: «Та жена, которую Ты мне дал...». Это несправедливое обвинение, адресованное Богу. Бог мог бы ответить: «Это та жена, которую ты избрал». Знаешь, почему сегодня люди право выбора оставляют за Богом? Чтобы потом, если что-то будет не так, сказать: «Бог, эта та жена, которую Ты мне дал». Они не хотят взять ответственность с самого начала и сказать: «Бог, это та жена, которую я избрал, и я буду за нее в ответе». Они всегда все сваливают на Бога: «Господи, это та жена, что Ты дал мне, Ты с ней и разбирайся». Всегда помни, Бог никогда не обязывает кого-то жениться на ком-то. Бог благословляет браки, но никогда не говорит: «Ты женись на этой, а ты на той!» Адам сделал выбор, и Исаак так же сделал выбор. В Библии можно встретить много таких примеров. Часто нас спрашивают: «Как принято в вашей церкви делать выбор?» Я им отвечаю: «У нас в церкви в вопросе выбора люди свободны. Молодые знакомятся, влюбляются и потом совершают выбор». Есть церкви, где выбор происходит иначе. Подходят пресвитеры и старейшины церкви и говорят: «Вот девушка, и ты должен на ней жениться». Я, конечно, говорю о крайностях. После этого будущие супруги не должны встречаться. Старейшины церкви идут на переговоры с родителями, договариваются и молодых женят. Их мнение в расчет не берется. Я думаю, что это неверно, здесь нет свободы, нет воли Господа. Человек имеет право выбора, которое дал ему Господь. Я не знаю, насколько счастливы те, кто женился по выбору других. Я сомневаюсь в их счастье. Каждый сам должен сделать свой выбор, чтобы потом не говорить: «Бог, это та жена, которую Ты мне дал». Случаются и другие крайности. Я вспоминаю такую историю: один молодой человек сказал: «Господи, я иду на служение, та, кто возьмет мое пальто, станет моей женой». В то время церковные службы проводились в домах. И когда он вошел в дом, одна старушка взяла у него из рук пальто и повесила на вешалку. В религиозном мире люди получают дьявольские откровения и наполнены страхом: «Это воля Господня, и если я не исполню, то Бог накажет меня». Бывают и такие случаи, когда парень делает предложение, девушка отказывает и потом всем объявляет, что этот парень ее любит. В то время как эта тайна должна быть похоронена ими и оба должны идти своим путем, забыв об этом событии. Иногда меня спрашивают: «Может ли девушка сделать предложение парню?» Согласно Библии да, может. Давайте посмотрим на этот вопрос с точки зрения логики, а потом посмотрим с точки зрения Слова Божьего. По наблюдениям психологов, натуры девушек и юношей различны. Юноша может полюбить, потом сделать предложение, и если ему откажут, возможно, забудет об этом через несколько дней. Но в девушках обитает сильная преданность. Представьте, что девушка полюбила кого-то и ждет, когда он подойдет и сделает предложение. Ожидание длится месяц, два, один год, два года, а потом этот парень женится на другой. Что происходит с этой девушкой? Я знаю случаи, когда у девушек случался нервный срыв. Пойми, если ты влюбился и любовь живет в твоем сердце год, значит, целый год любовь укоренялась в тебе. Потом очень трудно бывает освободиться от нее. Разумеется, с точки зрения логики правильнее, если подойдет парень, но если он этого не делает, лучше, если девушка подойдет и скажет: «Я хочу встретиться с тобой». Однако, это не означает, что парень должен всем рассказать об этом. Это секрет двоих. Возможно, ты не прислушаешься к моим советам, но это факт. Теперь обратимся к Библии. Здесь описан случай, когда инициатива исходила от девушки. Это была бабушка Давида. Ее звали Руфь. Вооз представления не имел о Руфи, он был занят своими делами. Муж Руфи умер, и ее свекровь посоветовала ей пойти к Воозу и стать ему женой. Руфь так и поступила. Первый шаг сделала она, и только потом Вооз полюбил ее. И Руфь стала женою Вооза и вошла в ту родословную, откуда произошел род Давидов. Ни парни, ни девушки не должны оставлять Бога или отдаляться от церкви по причине неразделенной любви. Я слышал историю о девушке, которая сделала предложение парню и была отвергнута. После этого она себя чувствовала очень ущемленной. На это я сказал: «Лучше пусть несколько дней чувствует себя плохо, чем получит психическое расстройство». А что касается чувства унижения, не думайте, что это случается только с девушками, нет, то же испытывают и парни, когда девушки им отказывают. Просто нужно понять, что ответ «нет» тоже принадлежит человеку. Разумеется, можно сказать, что когда Адам сделал свой выбор, Ева стояла молча, но нужно учитывать, что времена меняются и сегодня мы живем в двадцать первом веке. Смотрите, что написано в послании к Галатам: «... нет мужеского попа, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). На смену старым временам приходят новые, и Бог поднимает авторитет женщины. До прихода Иисуса женщина считалась никем. Даже написано, что Авраам родил Исаака, а не Сарра. С приходом Иисуса Бог поднимает авторитет женщины. Если человек принимает решение жениться или выйти замуж, нужно искать не положения, а друга, друга жизни.
Как сделать выбор?
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно» (Пес. П. 8:4). Что значит «не будите»? Это значит, что никто не имеет права говорить кому-либо: «Эта девушка очень подходит тебе» или «Это тот парень, который тебе нужен». Старшие любят говорить: «Куда смотрят твои глаза? Посмотри, какая чудесная девушка». Таким образом, можно заронить семя в чье-то сердце. Это может быть семенем, которое не предназначено для этого сердца. Слово Божье говорит, «не будите и не тревожьте», пока не пробудится сердце ее. Никто не имеет права уговаривать другого: «Слушай, этот парень создан для тебя; посмотри, что за парень». Ты не имеешь права сеять подобные семена. Это наша национальная боль. Бывает так, что приходят родственники, рассаживаются и говорят девушке: «Послушай, мы знаем одного парня, он тебе очень подошел бы». Слово Божье говорит: не будите, доколе ей будет угодно. Но приходит время пробудиться. И знаешь, что говорит следующий стих? «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя» (Пес. П. 8:5). Пустыня — это голое пространство. Это подобно сердцу, когда оно пробуждается: значит, кто-то уже приходит. Случается так, что ты ошибаешься в своем выборе. Избежать этого ты можешь, ознакомившись со следующими пунктами.
В каких случаях нет гарантии для счастливого брака.
1. Не связывай свою жизнь с неверующим. Помните! Церковь не запрещает браки с неверующими, но предостерегает. Что говорит Слово Божье? Ты можешь изучить Книгу Судей, 13-16 главы, и обратить внимание на жизнь Самсона, который выбрал себе жену не из дочерей Израилевых, а из дочерей чуждого племени, что и стало причиной его смерти. Бытие 24 глава, 3-й стих говорит об Аврааме, который поручает своему рабу привести жену для сына и наказывает ему не брать жену из дочерей чужого народа. Мы видим, что Авраам так же выбирал жену для сына из своего народа. Очень важно, чтоб твой избранник или избранница были из твоего народа. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом, И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6:14-17). Слово Божье говорит, что у света с тьмою нет ничего общего. Храм Божий несовместим с идолами. Изредка случается, когда юноша — христианин берет в жены неверующую девушку, однако чаще встречается, что девушка-христианка выходит замуж за мирского парня.
Давайте рассмотрим, чем отличаются друг от друга христианская девушка и неверующий парень. Девушка-христианка знает Слово Божье, посещает Божью церковь, находится в Божьем движении, имеет подруг, друзей, различает, что хорошо, а что плохо, знает цену дружбе, знает, что значит иметь мужа и многое другое. Она видела много примеров этому. И вот появляется некий парень, делает ей предложение. И девушка влюбляется в него. Любовь слепа. Влюбившись, она уже больше ничего в мире не замечает. Она думает о том, что они поженятся, и он начнет ходить в церковь, ведь он верит в Бога. Но не будет ли правильнее, если сначала он придет в церковь, а потом они поженятся? В сердцах многих мирских парней обитает блуд, потому что, если в сердце нет Бога, то там есть все остальное. Он может изменять жене, может пьянствовать, большую часть времени проводить с друзьями и так далее. Через 1-2 месяца у девушки откроются глаза и она заметит, что друзьям он уделяет больше внимания, чем ей, и что она только и делает, что готовит обед, убирает дом, а мужа весь день не видит. У мужа есть автомобиль, но она не пользуется им, в отличие от других. И ее жизнь превращается в ад. Она не прислушалась к советам верующих, хотя Слово Божье говорит: «Что общего у света с тьмою?». Ничего общего! Многие люди думают, что в браке все вопросы решатся. Они не понимают, что теряют свой свет. Конечно, если ты хочешь выйти замуж за мирского парня, церковь тебе не запретит. Мы только предостерегаем о том, что будет впоследствии. Возможно, что все будет хорошо, они вместе станут приходить в церковь, но на сегодняшний день 95% девушек, вышедших замуж подобным образом, оставили церковь. Мужья запретили им ходить в церковь. Душой они с церковью, звонят, изредка встречаются, жалеют обо всем, плачут, но муж не позволяет ходить в церковь. Иногда, когда мужа нет дома, подруги могут забежать. Таким образом, мирской человек не может быть судьбой для христианки или христианина. Представь себе, что в трудные времена нет никого рядом, кто смог бы тебя поддержать. Писание говорит: плохо тому, кто упадет, и нет рядом никого, чтобы подкрепить его Словом Божьим. Представляешь? Нет никого рядом, чтобы тебя поддержать. Слово Божье говорит: «Двоим лучше, нежели одному [...] ибо если упадет один, другой поднимет товарища. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4:9,10). Однажды я стал свидетелем такого случая: муж идет впереди, а на расстоянии пяти метров позади него идет жена. Я не знаю, с кем шел муж, рядом никого не было, он шел один, но мысленно он был с кем-то, может быть, с друзьями. Вдруг жена споткнулась и упала. Муж обернулся к ней и сказал: «Опозорила меня. Вставай, чего развалилась?». Представляете, падение жены пристыдило мужа, но ему не было стыдно от того, что он шел, опережая свою жену на пять метров. Вот еще один случай. Жена вышла в стоптанных туфлях. Муж увидел и закричал: «Что это ты надела, позоришь меня». Жена отвечает: «У меня нет других», на что муж говорит: «Иди, иди в дом». Но при всем этом у него был автомобиль, и при желании он мог бы купить жене новую обувь. Когда я беседую с юношами, то всегда говорю: «Вы обязаны заботиться о своей жене и своем доме». Вообще-то, если мужчина пожелает, он может всего достигнуть. Когда вопрос касается стиральной машины, говорят, что нет денег, чтоб купить, но когда появляются финансы, то покупают автомобиль. За триста долларов покупают автомобиль. Лучше было бы купить на эту сумму стиральную машину, а не испорченный автомобиль, на который еще ежедневно нужно тратиться. Написано: «Горе тому, кто упадет и некому его поднять». Представляешь, ты имеешь мужа, который тебя не поднимет и в трудный момент не будет рядом. Бог желает, чтобы христиане имели правильные и хорошие семьи.
2. Не спеши заводить семью с несовершеннолетним или подростком. Мы не обязываем, а предлагаем. Если твоей избраннице или избраннику восемнадцать лет, то не спеши, позволь ей или ему немного подрасти. Известно, что подростки влюбляются с шестнадцати лет, а некоторые и еще раньше. Социологические опросы показали, что разводов меньше в том случае, когда вступают в брак старше двадцати лет. Еще реже случаются разводы, когда молодые люди поженились после двадцати пяти лет и выше. Самое большое число разводов наблюдается, когда парень женится в двадцать один -двадцать два года, а девушка выходит замуж в семнадцать-девятнадцать. Мы не должны лишать кого-то детства или юношества. В Армении мы можем встретить людей, которые спешат женить своих детей в шестнадцать или восемнадцать лет. В старину вступали в брак в более раннем возрасте. Нужно понять, что по ту сторону свадебного платья существует другой мир. Если девушка в браке видит только свадебное платье, знайте, она никогда не станет хорошей матерью. Я знал девушку, которая жила в Швеции, очень красивая девушка. Однажды ее спросили, почему она не выходит замуж, разве нет подходящих парней? Она ответила: «Есть, да еще сколько, просто я еще не готова к замужеству». Ее ответ заставил меня задуматься. Двадцатитрехлетняя девушка говорит: «Я еще не готова для замужества». На вопрос, что значит «не готова», она ответила: «Я еще хочу свое время проводить с подругами, быть свободной, и я сознаю, что если выйду замуж, я должна буду полностью посвятить себя семье, я не буду вправе вести себя так, как сейчас». Я считаю, что это правильное суждение. Через несколько лет она вышла замуж, и я думаю, что ей развод не грозит. Можно встретить девушек, которые на вид взрослые, но дома они все еще спят с мишкой или с любимой куклой. Они еще дети. Не разрушайте жизнь несовершеннолетних. К примеру, есть свекрови, которые говорят: «Пока она маленькая, возьмем ее к себе». И что это означает? Что значит «возьмем к себе?» Если хочешь иметь служанку, ты ее получишь, но твоему сыну другом она не станет никогда. Она не станет хорошей женой, она будет готовить себя для роли свекрови и ничего более. Она не станет другом ни своим детям, ни мужу, а будет ждать, когда свекровь умрет, чтобы занять ее позицию. Так что перед тем, как вступить в брак, подумайте и о возрасте.
3. Не женись ради удовлетворения сексуальных потребностей. Это не должно быть основой для твоего брака, потому что через три месяца ты перестанешь обращать на это внимание. Никогда не путай секс с любовью. Секс и любовь — разные понятия. Секс является выражением любви. Если в тебе нет любви, а только потребность секса, то это не значит, что секс перерастет в любовь. Секс — это желание плоти и глаз. Рано или поздно это утомит плоть, она устанет, если в душе нет любви. Супружество должно быть основано на духовных ценностях, которые выше, чем секс. Ценности должны быть превыше секса.
4. Не выходи замуж (не женись), чтобы избавиться от проблем. Не надейся, что после замужества о тебе наконец перестанут говорить, что засиделась в родительском доме. Не вступай в брак во избежание каких-то проблем или чтобы сбежать из родительского дома. Если тебя заботят разговоры, которые ведутся о тебе, то и после замужества они будут тебя волновать: «Ничего еще нет? Ты еще не беременна?». И ты стараешься заиметь ребенка не потому, что так решили вы, супруги, а чтоб не говорили, что ты бесплодна. Ребенок родится, будет плакать, начнутся разговоры: «Почему плачет, почему в тепле не держишь?». И всю жизнь все будешь делать так, чтобы другие о тебе чего-нибудь не сказали. Если тебе говорят, что ты засиделась в отцовском доме, ответь: «Это величайшая ложь, я не засиделась, я свободна, хожу в церковь, куда захочу, могу пойти». Знаете, кто это — засидевшаяся дома? Та, кто, входя в дом, получает один халат и один совок в руки и никогда уже из дома не выходит. В Армении, в большинстве случаев, после женитьбы не дарят вечерних платьев, в которых можно пойти в ресторан, — дарят халат. Это предсказание, каким будет будущее. Если кто-то после замужества получит в подарок красивый вечерний туалет, красивую обувь и финансы для ужина в ресторане, тогда можно было бы предположить другое, но в этом случае — халат. Многие девушки надевают этот халат и только потом, когда они беременны, их мужу советуют: «Послушай, выйди с женой, поведи ее на свежий воздух». Как собаку выгуливают. Это грустные факты, но многие соглашаются на такую жизнь. Представляешь, какое счастье? Только во время беременности она может выйти на прогулку. Вот как бывает у засидевшихся дома, а ты — не засидевшаяся. Ты можешь смело сказать: «Знаете что? Хватит! Чтоб я больше об этом не слышала. Я не засиделась дома, я самая счастливая, а замуж выйду, когда пожелаю, когда меня посватают». Если к тебе еще никто не посватался, не убегай от реальности. Это не проблема. Скажи: «Я выйду замуж, когда захочу». Скажи: «Я сама строю свою жизнь». Так что не вступай в брак, чтобы избежать проблем. Побеждай свою проблему. 5. Не женись в ожидании немедленного счастья. Брак никогда не делает счастливым. Не брак делает счастливым человека, а человек делает свой брак счастливым. Я женат, и это моя ответственность сделать свой брак счастливым, и моя жена обязана сделать наш брак счастливым, как и наши дети. Если я считаю, что я должен сделать наш брак счастливым, значит, что я делаю? Я кое-что предпринимаю: приглашаю жену и детей куда-нибудь пойти. Мы гуляем, прекрасно проводим время и счастливыми возвращаемся домой. Они тоже в свою очередь обдумывают, как сделать мою жизнь счастливой, что-то изобретают, делают сюрпризы. Многие люди думают, что для семейного счастья нужны деньги. Для этого деньги не нужны. Просто выйди с семьей и поиграй в снежки. Снег сегодня не оплачивается и налогом не облагается. Или осенью, во время листопада, пойдите вместе с детьми собирать листья, поиграйте среди опавшей листвы. Если кто-нибудь из двоих говорит, что устал и ему не до этого, значит, он лишился романтизма. Необходимо этот романтизм восстановить. Прогулка не требует денег. Мы должны сделать свой брак счастливым, а не наоборот. Давайте вспомним, что Иисус сказал, что всякая власть дана человеку. Так что используй свою власть, сделай свою семью счастливой.
6. Не женись ради денег или должности. Деньги или должность никогда не смогут быть хорошим фундаментом семьи. Мне рассказали об одной девушке, которая вышла замуж ради богатства. Однажды одна из подруг навестила ее, и та открывает шкаф, чтобы показать свой гардероб. Каждому наряду соответствовала определенная обувь. Она показывает все, что имеет: дом, где живет, постель, где спит, ванную, где моется, и в конце, вдруг начинает плакать. Она говорит: «Знаешь, 80% этих вещей я еще не надевала, в его машину я сажусь очень редко, чаще садятся его друзья, он мне изменяет, дома не ночует или приходит пьяным и валится спать. Я теперь понимаю, что не могу никого винить, я вышла замуж не за личность, а вот за это», и показывает на обстановку. «Меня никто этого не лишил, ради чего я вышла замуж, то и имею». Помни, ради чего выйдешь замуж, то и будешь всегда иметь при себе. Я часто слышал, когда ребята говорят: «Найду богатую девушку, женюсь, и жизнь моя изменится». Изменится, но к худшему. Ованес Туманян, известный армянский писатель, также затрагивал эту национальную проблему. Он пишет о Маро. Эта девятилетняя девочка думала: «Каро хороший, он приносит мне конфетки, изюм, яблочки». Вот ради чего она вышла замуж: конфетки, изюм, яблочки. Она не любила Каро как личность, она и понятия не имела, что такое супруг. Сегодня девушки и парни не должны вступать в брак ради «конфет, изюма, яблок». Мы должны видеть более высокие ценности, чем богатство. Так что не женись ради денег или имущества. Не женись ради должности, потому что эта должность тебя разрушит (если выйдешь замуж за должность, предположим, за министра, вся твоя родня будет звонить и просить, чтоб муж в чем-то помог. На третий день муж в тебе разочаруется). Должность не может стать супругом. Так же и в церкви. Некоторые девушки считают, что их мужья должны быть, как минимум, проповедники. Не выходи замуж за проповедника, выходи замуж за человека. Дома тебе проповедник не нужен, дома тебе нужен хороший муж. Представьте себе, проповедник заходит к себе домой, его ребенок подбегает и говорит: «Папа, можно тебе показать место из Послания к Коринфянам?» Это все равно что выйти замуж за военного, который дом превращает в армию, устанавливает свой устав. Проповедник дома должен быть любящим отцом. Когда моя жена вступала в брак со мной, она не выходила замуж за пастора — она выходила замуж за человека (хотя я тогда еще не был пастором). Она не выходила замуж из-за того, что я проповедую. Многие в поисках: «О, пока не будет проповедовать....» Дома тебе не нужен проповедник. Знай, будешь стремиться к проповеднику, получишь проповедь, но не мужа. Я не против проповедников, я говорю о причине, по которой ты выходишь замуж. Тебе надо стремиться иметь хорошего друга, а не хорошего проповедника. Так что не женись ради должности, обрати внимание на самого человека, потому что ты не знаешь, какой у него потенциал, не знаешь, кем он будет завтра. Так что тебе нужны дома жена, муж, а не влиятельная особа. В Армении мы часто говорим молодежи: «Послушай, не женись на деньгах», но, тем не менее, все к этому стремятся. Даже кинофильм сняли, как мужчина идет свататься к женщине, а родственники ее собрались и спрашивают: «А дополнительный источник дохода есть у тебя или нет?» Можно сказать, что это наше мировоззрение. Если подойдешь к старшим и спросишь, все прочтут большую нотацию о том, что человек не должен жениться из-за денег. Но каждый из говорящих такое стремится, чтобы избранник его ребенка был богатым. Возможно, парень или девушка сегодня небогаты, но откуда знаешь, может ты связываешь свою жизнь с будущим министром. Сегодня он студент, но в будущем может стать министром или каким-либо ответственным лицом. Поэтому при выборе супруга не смотрите только на внешние факторы, а узнайте, что он представляет из себя как личность. 7. Не вступай в брак с человеком, который обещает измениться после женитьбы. Я знал одного молодого человека, который употреблял наркотики. Вместе с одной девушкой он как-то зашел ко мне спросить совета (у нас в церкви вначале люди принимают решение жениться, а потом заходят к пастору, чтоб объявить об этом ему и получить его совет). Я спросил у девушки:»Ты знаешь, что он наркоман и еще не отказался от наркотиков?». Она отвечает: «Я знаю, он мне говорил об этом». И молодой человек сказал: «Я думаю, когда женюсь, то сразу избавлюсь от этой зависимости». Честно говоря, такому заявлению я не верю. Другой говорит: «Как только поженимся — брошу курить». Не бросит. Говорит, что с горя курит. После женитьбы забот тебе прибавится. Бывали случаи, когда парень пьянствовал и все, включая родителей, убеждали, что если его женить, то он пить бросит. Не бросит. Так что не вступай в брак с тем, кто обещает измениться после женитьбы. Кто желает измениться, меняется из страха Божьего, а не после женитьбы. Брак не может человека освободить от чего-либо. Если он сейчас не в состоянии преодолеть эти проблемы, то после женитьбы, помните, возникает еще больше проблем. В Библии рассказывается история о том, как царь Давид, еще будучи пастухом, перед тем как одержать победу над великаном Голиафом, убивал львов и медведей. Можно сказать, что это были малые бесы, и если твой избранник не привык побеждать медведей и львов, то он не сможет сражаться против Голиафа, а семья - это сражение с Голиафом.
8. Не связывайте свою жизнь с чрезмерно ревнивым человеком. В отношении ревности я хочу, чтоб мы имели баланс, я не говорю, что мы вообще не должны ревновать — это дано Богом. Однако чрезмерная ревность помешает формированию семьи. Знаете, что значит ревность? Излишняя ревность есть признак недоверия. Если кто-то доверяет своей жене или мужу, то не будет страдать от ревности. К чему тебе связывать жизнь с человеком, который тебе не доверяет? В будущем это приведет к конфликтам. Я знал одну девушку, у которой до замужества не было проблем в общении с друзьями, но после замужества она стала избегать общения с кем-то из них. Однажды ее спросили: «Послушай, почему ты всегда избегаешь нас?». Она ответила: «Когда муж видит меня, разговаривающей с кем-то, дома устраивает скандал, обвиняя в том, что это мой любовник». А ее приятель всего лишь поздоровался с ней. На почве ревности могут быть и убийства. Одна женщина рассказала мне о том, как однажды вечером она смотрела телевизор. И ее муж, войдя в комнату, подозрительно спросил: «Зачем ты так пристально смотришь на этого мужчину?» Знаете, это уже болезнь. Как эта женщина могла объяснить, зачем она смотрит? Когда смотришь телевизор, кого еще можно видеть, если не актеров? Знаешь, ревность в определенных пределах нормальна. Есть определенные нормы ревности, но когда она выходит за рамки — это становится опасным.
9. Не гарантируется создание счастливой семьи с человеком, который, по твоему мнению, недосягаем для тебя. Ты себя считаешь настолько незначительной, что тебе кажется, что ты никогда не достигнешь его. Это часто случается со звездами. Например, девушка влюбилась в певца-звезду, и он в ее глазах так велик, что она думает, что никогда не достигнет его. Если тебе встретилась личность, которую ты оцениваешь выше себя, будь-то кинозвезда или певец, и эта личность желает создать с тобой семью, то сначала ты поднимись до его уровня, а потом вступай в брак. Измени свой внутренний мир, потом выходи замуж. Связывайте свою жизнь с тем, с кем вы чувствуете себя свободно и имеете одно мировоззрение. Когда позже мы будем говорить о семейных отношениях, то ты увидишь, какую важную роль играет общение. Если не будет общения, семья разрушится. Я знаю одну семью, где муж — художник, а жена — обычная женщина, не имеющая ничего общего с искусством, и у них всегда были проблемы. Муж свысока смотрел на жену, а жена думала, что никогда не поймет искусства. Учти, ты должна быть сильной, чтобы возвысить свое положение, а потом уже вступать в брак. Но если считаешь, что никогда не сможешь этого достигнуть и быть наравне с ним, то не вступай в брак, потому что не будешь с ним счастлива.
СЕМЬЯ
Брак, как было отмечено в начале, — это механизм, который человек должен изучить. Можно сказать, что человек, создающий семью, подобен абитуриенту, поступающему на учебу в вуз. Человек, который не имеет способностей или желания учиться, не сможет иметь счастливую семью. Когда речь заходит о семье, некоторые полагают, что они все знают в этой области и им не нужно учиться. Я скажу, что это гордыня. Слово Божье говорит: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2).
Помните, что семья не строится сама собой, семья строится через познание, а знания получаешь, учась. Что касается источника, из которого получаешь знания о семье, то самое правильное представление о семье дает Библия. Причина, по которой я смело заявляю, что Слово Божие есть истина, это то, что основателем и автором семьи является Всемогущий Бог. Теперь давайте исследуем, что говорит Слово Божье о семье. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:24, 25). На мой взгляд, это слово является сильным пророчеством в отношении будущего. Вначале Бог создал мужчину, а потом создал женщину, после чего они поженились и Бог провозгласил Свою волю на их семью. Бог провозгласил заповедь относительно семьи (Быт. 2:24,25). «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Здесь есть две заповеди: первая — оставить, вторая — прилепиться. Человек оставит, и человек прилепится. Обязательство падает на мужчину, но с другой стороны, и мужчина и женщина являются человеками, и это слово относится к обоим. Мужчина оставит своих отца и мать, и прилепится к своей жене, и будет счастлив. Это слово относится и к женщине, она также должна что-то оставить.
Во многих случаях человек не хочет оставить родительский дом и уйти, чтобы создать отдельную семью, чтобы начать новую жизнь. Есть две крайности, есть две проблемы. Почему человек не может оставить? В основном существуют две причины: Первая причина — страх: «Как мы будем жить?» Вторая — эгоизм родителей: «Чтоб мой ребенок жил отдельно?!» О первой проблеме Слово Божье говорит: «Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» Я видел фильм, в котором герой родился и вырос среди устроителей шоу. Он живет в студии и не думает, что сама его жизнь — шоу, даже не догадывается, что сами люди удерживают его в этом состоянии, и даже не представляет, что по ту сторону этой студии существует мир. И когда он хочет выйти из студии, все кричат: «Ты задохнешься, ты не сможешь жить». И герой в ужасе становится узником, не представляя о существовании мира и его красоте вне студии. Так же я не понимаю родителей, которые путают своих детей: «Давай, отделись, я посмотрю, как ты будешь жить? Что будешь есть, что будешь делать? Когда будешь умирать с голоду, вернешься». Это не отцовская поддержка, это не родительское благословение. Это вредные лекарства, которые мы впрыскиваем в детей с детства. Такими отрицательными словами родитель делает своего ребенка пассивным. Я думаю, что правильный родительский совет должен быть таким: «Ты пойдешь вперед, у тебя все получится, ты будешь успешен». Скажи ему: «У меня получилось, а у тебя еще лучше получится». Благословение родителя должно состоять из положительных слов. Часто дети не успешны, потому что родитель не благословил. Бог отводит очень большую роль родительскому благословению. Люди хотят создать одну общую семью со своим сыном, который собрался жениться, но Бог хочет, чтоб каждый глава семьи управлял своей семьей. Крепкая семья строится на божественном фундаменте любви и общения. Вообще супружеская жизнь включает в себя три вида общения. Если отсутствует один из этих видов, то семья превращается в хаос, и не важно, есть причины для раздоров или нет. Будут споры, но не всегда причиной ссор являются финансы. Есть люди, у которых нет финансовых проблем, но они день и ночь ссорятся.
Три вида общения
Физическое, сексуальное общение. Без физического общения в семьях всегда бывают разногласия, и супруги не понимают, почему ссорятся. Бог, сотворив человека, заповедал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). А Апостол Павел пишет: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1 Кор.7:3). Библия здесь имеет в виду сексуальное общение. Как вы думаете, почему слово Божье придает значение сексуальному общению между супругами? Даже апостол пишет, что это долг, который нужно уплатить. Бог знает Свое творение и знает, в чем оно нуждается. Вот причина этой заповеди. Между супругами, не имеющими сексуального общения, происходят бесконечные ссоры. Теперь представьте, что в двухкомнатной квартире живут три невестки со своими мужьями, и хотя у них есть крыша над головой, может быть и балкон перестроили в комнату, все равно этот вопрос не решен, они лишены свободного общения. Эти семьи разрушатся.
Душевное общение. Душевное общение играет более важную роль в жизни человека, чем физическое. Душевное общение между супругами — бесконечные беседы на любимые темы. Когда муж возвращается с работы, он не ложится перед телевизором с газетой в руках, а жена не предпочитает сериалы общению с мужем. И самое важное: супруги могут свободно общаться, когда живут отдельно.
Духовное общение. Духовное общение в семье является, безусловно, самым главным. Чрезвычайно важны молитвы согласия супругов: молиться друг за друга, молиться за детей, молиться за решение проблем и так далее. Ничто не может так сильно объединить семью, как молитва, поскольку праведность, мир и радость во Святом Духе проникают в семью через молитву согласия. Отсутствие молитвы создает самый большой хаос в семье. Так что в общей семье духовное общение тоже невозможно. Плоть нуждается в сексуальном общении, душа — в согласии, дух — в молитве. Когда супруги имеют возможность общаться в этих трех сферах, бытовые условия никогда не будут для них причиной ссор, они будут радоваться каждому кусочку хлеба. Они не будут жить, чтобы есть, а будут есть, чтобы жить. Жизнь обретет другой смысл. Когда супружеская пара будет жить отдельно и пребудет в этих трех видах общения, благословения Божьи дойдут до них. В Армении можно заметить, что в зрелом возрасте у супругов начинаются проблемы, они теряют общение друг с другом. В чем причина? Объяснение можно сформулировать так: большинство (не все) женят своих детей. И с этого дня взгляды супругов направлены в сторону детей, чтобы научить их, как надо жить, как избегать ошибок. Конечно, уделять внимание детям и давать советы необходимо, но не за счет их супружеского общения. Тем более детям не по душе, что кто-то, пусть даже родители, вмешиваются в их дела, живут их семейной жизнью. Можно сказать, что в это время рушатся две семьи. Никогда не верьте, что если в одной квартире живут три невестки со своими мужьями, их отец с матерью, из этой семьи произойдут великие бизнесмены или хорошие специалисты. В таких семьях люди замыкаются в себе, становятся пассивными в действиях. Обсудим одну семью, где трое сыновей живут с родителями.Родители решают женить их. Они живут в двухкомнатной квартире. Знаете, у родителей, возникает такой сильный страх потерять своих троих сыновей, что за этим не замечают своих жилищных неудобств, думают, ничего, приспособимся. Если вы замечали, матери ревнуют своих сыновей. Может, ты не согласишься со мной, но жизнь свидетельствует об этом. Продолжим историю. Женится старший сын, и воля Божья в том, чтоб он отделился и создал новую семью. Однако они остаются у родителей и пытаются создать общую семью. Конечно, общую семью в данном случае строит не сын (хотя власть созидать и благословение Бог дал ему), этим, в основном, занята мать. И, конечно, в такой семье всегда будет отсутствовать общение, истинная любовь, и они никогда не научатся служить друг другу. Потому что в общей семье порядки и законы другие. Вначале стирку делает свекровь, а невестка убирает в доме, варит обед, сын уходит на работу. Затем складывается так, что сын уже не хочет возвращаться домой. Знаете причину? Две женщины на кухне — это много, даже очень много. Я исследовал и убедился, что между невесткой и свекровью проблема не в том, кто как вешает белье после стирки, задача в том, чтоб одну смирить перед другой. Причиной ссоры может послужить и способ приготовления обеда. Невестка вермишель сначала обжаривает, а потом варит, свекровь делает иначе. Свекровь принимает, что обжаренная вермишель вкусней, но хочет, чтоб было по ее слову. Человек имеет систему защиты, которая находится у него в подсознании. Во время споров эта защитная система начинает действовать. И эта одна кастрюля вермишели становится причиной большого спора. Никто не сможет смирить женщину, если она не захочет себя смирить, а невестка хочет быть покорна только своему мужу. Но мать парня хочет, чтоб невестка была покорна общей семье, и посмотрите, что происходит. Когда муж возвращается вечером домой, мать говорит: «Послушай, жену свою приструни, только не говори, что я тебе сказала». Муж подходит к жене и не знает, как жене об этом сказать, и пока он обдумывает, жена говорит: «Послушай, твоя мать меня поедом ест, только не говори ей, что я тебе сказала». Муж оказывается в тупике. Как говорится: «Сюда пойдет — наши, туда пойдет — наши», что ему делать? Потом приходит домой его отец, мать осторожно дает понять мужу, что сына надо научить уму-разуму. На этот раз отец начинает сердиться на сына, приводить в пример других парней, «как они воспитывают своих жен». Рассерженный сын входит в комнату и весь гнев обрушивает на жену. Жена, видя, что ее единственный защитник, муж, перешел на сторону родителей и оставил ее в одиночестве, пытается вернуть утраченного мужа. Но, видя, что это не удается, и она в этой войне одна, призывает на помощь свою мать. Как вы думаете, на чью сторону встанет мать, когда увидит, что целая армия встала против ее дочери. Конечно, на сторону своей дочери. И таким образом, начинается война между двумя семьями. Разумеется, такие случаи не происходят в первые месяцы после свадьбы, но случаются спустя два-три месяца. Это начало трагедии общей семьи. В такой враждебности и напряженности они проживают несколько лет. И вдруг в это время женится второй сын. И вскоре обе невестки объединяются в союзническую армию против свекрови. Потом женится третий сын — в армии сопротивления стало одним больше. (Я хочу напомнить, что в этой квартире две комнаты. И в такой обстановке муж должен общаться с женой). Теперь давайте представим, что происходит дома: мужья уходят на работу, дома остаются мать и три невестки, и не надо удивляться, что там напряженная атмосфера. Не надо удивляться, когда увидите, что мужья не хотят возвращаться домой, потому что это для них ад. Представьте, мужья возвращаются домой и женщины, каждая в отдельности, начинают жаловаться своим мужьям. Они жалуются не только на свекровь, но и друг на друга. Начинают ненавидеть друг друга. И семья делится на четыре части. Четыре поля боя в одной семье. И все это является следствием нарушения Божьих заповедей. Какова же Божья воля? Когда женился старший сын, ему должны были сказать: «Удачи тебе, прощай». Когда женился второй сын, а затем и третий, они так же должны были отделиться. Родители остались бы одни и все внимание уделяли бы друг другу. В Армении разговор на эту тему вызывает враждебность, но это и есть истина. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене совей...» (Быт. 2:24). Мы видим, что здесь Бог дает две заповеди: оставит и прилепится. Давайте исследуем первую заповедь. 1. «Оставить» — на еврейском звучит «азаэ», которое имеет три значения: а) ослабить взаимоотношения, то есть после женитьбы сын ослабляет взаимоотношения с родителями; б) распрощаться. Конечно, это требует много слез; в) оставить. Обратной дороги нет. Проститься с прежней жизнью. Это будет и круг друзей, и круг родственников. Человек всегда должен быть готов после женитьбы начать новую жизнь со своей женой или мужем. Известный евангелист Карл-Густав однажды рассказал мне о своей семье. Когда его дети собирались жениться, он для них не построил домов, а сын хотел жить отдельно, и отец спросил: «Как вы будете жить?». Очень важно, когда заставляешь своего ребенка задуматься над тем, что он собирается делать. Когда его сын женился, он часто приходил к родителям и говорил, что дела идут неважно, и он нуждается в финансах, а отец денег не давал. Хотя отец был обеспечен, он не говорил: «Я дам вам денег на пропитание». Нет, он спрашивал: «А что ты будешь делать, как поступишь? Иди, попробуй вот это дело...» После чего отец через своего друга послал сыну деньги, держа в секрете, что он финансирует сына. Сын воодушевляется, вкладывает деньги в задуманное дело, думая, что Бог услышал его молитвы и послал ему благословение. Об этом он свидетельствует даже отцу. Тем не менее отец не раскрывает тайны. Он мудро поддерживает своего сына, не держа его в зависимости от себя. Он дал возможность молодой семье состояться в этом мире. В Армении молодожены оказываются даже под контролем родственников. Свои свадебные подарки они не осмеливаются продать и вложить в какое-то дело: «Это бабушкино кольцо, а вдруг она придет, и увидит, что его нет?». Мы, армяне, очень любим шоу, любим все делать напоказ, даже свадебные подарки вручаем молодоженам, танцуя и демонстрируя всем. Возникает вопрос — зачем? Для того, чтобы во-первых, все знали, кто сделал подарок и что именно подарил, и во-вторых, для того, чтобы молодую пару поставить в зависимость, чтобы каждый раз была возможность спросить, где кольцо, подаренное им. Я этих людей не осуждаю, они научились тому, что видели. Однозначно, они стали рабами наших неправильных традиций. Наши показные традиции должны быть разрушены. Можно сделать вывод, что молодежь с момента вступления в брак теряет свободу, данную им Богом, и оказывается в плену традиций. Другой пример: группа женщин идет одевать новобрачную, и, войдя в дом, они удаляются в одну из комнат и под пение раздевают невесту, а потом наряжают ее. Ведь это унижает, лишает человека свободы. Давайте позволим человеку чувствовать себя человеком — пусть одевается так, как ей хочется. Давайте разрушим неправильные традиции. Приведу еще один пример. Я не знаю, какой бесноватый человек придумал такое понятие как «красное яблоко». Представьте себе, до какой степени человек должен быть помешанным на сексуальной почве, чтобы выдумать такую традицию как «красное яблоко»1. Эта традиция разрушает браки. Может быть, девушка в своей жизни ошиблась, дьявол обманул ее, но теперь она приняла Иисуса, начала новую жизнь и парень любит ее. Мы верим, что Бог желает сделать ее счастливой. А почему традиционное «красное яблоко» распространяется только на девушек? Почему это не распространяется также на юношей? Красное яблоко — публично преподносится родителям невесты после первой брачной ночи в знак подтверждения девственности невесты. Отсутствие этого подарка расценивается как позор для семьи девушки.
В действительности, я против внебрачных связей. Воля Божья, чтобы люди сохраняли свою девственность, будь-то девушка или юноша. А если жизнь человека была сломана и обманута? Что же, ему больше нет прощения? У Бога хватает милости, чтоб дать ему новую жизнь. Сегодня я не выступаю против людей, я выступаю против неверных традиций, которые душат человеческую свободу. Одна армянка американского происхождения написала книгу о том, почему у армян грустные глаза, в которой она доказывала, что причина этого в том, что наши армяне пережили геноцид. Некоторые меня спросили, каково мое мнение об этой книге. Я им ответил, что не разделяю этого мнения, потому что нынешнее поколение не было свидетелем геноцида, но рождается с грустными глазами. В чем причина? Причина — наши традиции. В наших условиях ребенок со дня рождения лишен свободы. Со дня рождения родители кладут ему нож и вилку под подушку, чтоб не приключилось ему зло, не понимая, что делают ребенка причастным к колдовству. На кроватки вешают амулеты, чтобы вдруг не сглазили. Возлюбленные, учтите, что это имеет исламское происхождение. Я на своих детей не вешал никаких амулетов, многие восхищались ими, но ничего не произошло, потому что я не верю в «сглаз». Я скорее верю в то, когда мне говорят: «У тебя умный ребенок», и, конечно, они правы. Во что поверишь, то и получишь. Давайте, возлюбленные, оставим эти бесовские традиции, которые противны нашему Богу.
Мы рассмотрели первую заповедь, которая говорит — «оставить», и это воля Божья. 2. Человек прилепится к своей жене: «Прилепиться» — на еврейском языке звучит «дабаг», и также имеет три значения: а) Бежать, преследовать жену. Если мужчина, муж, не преследует жену, найдется кто-то другой, кто пожелает преследовать. Гораздо лучше, чтоб это был муж, чем кто-то другой. Жена всегда нуждается в этом. Она всегда желает быть в центре внимания мужчины. Я хочу, чтобы вы имели правильное представление: речь не идет о тех случаях, когда говорят: «волочится за женщинами» или «не пропускает ни одной юбки». Нет, мы говорим о правильных взаимоотношениях и крепкой семье. Можно сказать, мы говорим о том, что скрыто в женском характере, чего женщина ждет от мужчины. Уважение к женщине — качество истинного джентльмена. б) Объединиться с ней. То есть стать единой плотью, неделимой плотью. Если кто-то выступает против нее, значит выступает против тебя. Знаете, мы с женой настолько сильны в единстве друг с другом, что даже наши дети не смогут нас разъединить. Наши дети знают, что мы не подставим друг друга, чтобы защитить их. в) Держаться крепко друг за друга. Есть ребята, которые после женитьбы оставляют все, но друзей не могут оставить. Между тем необходимо оставить все и держаться семьи. В Швеции есть обычай. Перед свадьбой друзья парня и девушки проводят с ними странный день:
жених и невеста должны исполнить все, что ни скажут друзья. Потом идут в ресторан и прощаются с ними, говоря: «Вы уже не из нашего круга, мы с вами прощаемся, вы становитесь друзьями друг другу!» Это закон. Конечно, поженившись, они остаются друзьями, но все понимают, что они не прежние, и они заняты. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». Это заповедь Господня и одно из главных условий семьи. Эта заповедь закладывает начало семьи.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.036 сек.) |