|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В голосообразовании
1. Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Выдохните воздух – «пф...ф...ф». Сделайте добор через нос. Туловище – в полу наклоне, спина прямая, во время выдоха «звучите» «би-ба...» Это хорошо регулирует центральное, серединное звучание. Подключайте тренировочный текст, например пословицу «Не красна изба углами, а красна пирогами». 2. То же самое упражнение, но наклоняйте туловище к полy, как бы что-то поднимая. Разгибаясь, произнесите: «би-ба...би-ба...» Затем произнесите любую тренировочную фразу, в которой много звуков [а], [о]; например: «Красно поле пшеном, а речь умом». 3. «Озвученный штопор». Исходное положение – стойка прямо, ноги на ширине плеч. Во время поворотов туловища на выдохе произносите звукоряд согласных с гласным [а]: ба-ва-га-да-жа-за-ка- ла-ма-на-па-ра-са– та-фа-ха-ца-ча-ша-ща. 4. Сядьте на стул, спина прямая. Выдохните воздух – «пф...ф...ф». Сделайте добор. Сгибайтесь с прямой спиной к коленям, произнося «а...а...а...» В конце упражнения обозначьте окончание выдоха звуком [х] – «a...a...a…х». Сделайте добор, разогнитесь, произнося «а...а...а...х». Темп задает ведущий. 5. Лягте на пол на спину. Спина расслаблена и плотно прилегает к полу, нижняя челюсть расслаблена. Произнесите несколько раз подряд звук [я] – «я...я...я...», затем слова яма, юла, яблоко, каюта и др. Звук произносите без напряжения, как бы самому себе, затем в потолок и т.д. Интонация будет разной в зависимости от задания: спросить, ответить, назвать, не согласиться и т.д. 6. Лежа на полу, медленно поднимайтесь, цепляя, отталкивая друг друга на звуке «а...а...а...». 7. Сидя на полу, потянитесь в стороны со звуком «ай-яй-яй...»; «ох- ох-ох...» и т.д. 8. Лягте на стол животом, ноги на полу, подбородок упирается в стол. Откидывая голову назад, произносите сочинение АО с любыми согласными: «бао, вао, гао, дао...» Упражнение активизирует работу внутриглоточной полости и способствует развитию смешанного регистрового звучания. 9. Положение тела то же самое, что и в предыдущем упражнении. Произносите ГМА, ГНА, РНА и т.д. Развивается грудное звучание. 10. «Рупор». Соберите звук. Для этого дотроньтесь ладонями до обеих щек, поднимая их немного вверх и, вытягивая губы вперед в «рупор»; одновременно произносите – нининана (3 раза), затем – вививава (3 раза), лилилала (3 раза) и мимимама (3 раза). 11. «Ритуальный танец». Стоя на широко расставленных, слегка согнутых в коленях ногах, пританцовывайте, слегка перескакивая в ноги на ногу. Озвучивайте движения, придавая разный характер и темпо-ритм звукам «а...а...а...». 12. Прыжки на одной или двух ногах. Подпрыгивая, произносите «ба, би – ба...» Проверяйте звучание в среднем, нижнем и верхнем регистрах. Делайте это упражнение, используя любую фразу, например, «Добыл бобыль бобов» и небольшие стихотворные тексты. 13. Прыжки через скакалку. Следите за ровностью дыхания и звучания: «ба-ба-ба...» «Звучите» сначала в среднем, затем в верхнем и нижнем регистрах. В упражнения, формирующие навыки правильного звучания, сильную систему резонаторного звучания речевого голоса, полезно вводить физические движения. Наклоны, прыжки, кувырки, бег помогают развить речевой голос, не теряющий выработанных профессиональных качеств при использовании текста любой напряженности. Первичные дыхательные голосовые упражнения должны выполнятся с учетом следующих советов. 1. Нельзя сильно забрасывать голову назад. Во время исполнения задания должно быть чувство «толстой» шеи (как у борца). 2. Тем, у кого гортань закрыта или заблокирована, полезно делать упражнения в стойке на голове. 3. Если сжата глотка от толстого корня языка, полезными будут такие упражнения: а) засуньте палец под верхнюю губу и произносите гласные в сочетании с согласными (би-ба- би-ба- би- ба...), сначала с препятствием (палец), затем без него; б) прижмите нижнюю губу пальцами на середине и дергайте ее вниз при произнесении согласного с гласным звуком, например: «гбди-гбдэ- гбда-гбдо-гбду-гбды». 4. Если сжата глотка от толстого корня языка, полезны будут такие упражнения: а) проверить, как расширяются нижние ребра при вдохе, взяв за передние их концы; б) сделать массаж твердого неба; в) выполнить артикуляциоцно-дыхательные упражнения на стаккато. 5. Если голос не направляется вперед к губам, необходимо поставить указательный палец на твердое небо за альвеолы, перед верхними зубами и, протягивая вслух гласный звук [у], помассировать небо, затем отнять палец и произнести вслух небольшую фразу проверочного текста (5-6 раз), например: Радость пробежала по дорожке, радость распахнула все окошки. 6. Если звук имеет носовой оттенок (гнусавость), необходимо выполнить упражнения внутриглоточной гимнастики. Помогает и такой способ: пальцами руки закройте ноздри, произнесите: мама, Нина, Нонна, панама, панорама и т.д. Затем эти же слова произносите, разжав ноздри, не добирая воздух перед произнесением текста. 7. Горловой оттенок объясняется порой сдавленностью гортани при напряжении мышц шеи. Следите за шеей: сильно не вытягивайте и не втягивайте ее. 8. Зубной оттенок (резкость, сжатость звука) получается из за того, что нижняя челюсть не опускается, как следует. Необходимо делать упражнения с движениями нижней челюсти в вертикальном направлении. Для достижения нервно-мышечного расслабления можно применять определенные формулы самовнушения, которые можно проговаривать беззвучно и вслух. Педагогами Российской академии театрального искусства предлагается следующая последовательность формул самовнушения. • Я хочу иметь яркий, звучный голос. • Мое желание – постоянно заниматься голосовой тренировкой. • Я вижу и слышу себя как ведущего с хорошим звучанием голоса. • Я способен тренировать свой дыхательный аппарат систематически, долго, активно. Моя нижняя челюсть освобождается от скованности, напряжения. • Мимические жевательные мышцы расслабились, я их ощущаю. • Мышцы глаз отдыхают. Все складки на лице отдыхают, разглаживаются. • Я вижу свое лицо, никакого напряжения на лице. • Все тело успокоилось, расслабилось, брюшные мышцы активно работают, выдох продолжительный, сильный. Полная свобода, непринужденность. • Я вижу и ощущаю работу речевого аппарата. • Прилагаю огромные усилия в работе над голосом. У меня сильная воля. • Я вижу, ощущаю работу всего речевого аппарата. Я слышу мягкий, объемный, приятный голос. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |