АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правосубъектность и нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  2. II. Подготовка к основной учебно - познавательной деятельности.
  3. II. Предмет деятельности Товарищества
  4. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
  5. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
  6. III — потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или
  7. III. Обеспечение деятельности аккредитованных представителей средств массовой информации
  8. III. Психологический анализ деятельности
  9. PR-технологии в коммерческой деятельности
  10. Авеста – священная книга зороастризма; религиозная книга, возникшая в 1-вом тысячелетии до н. э во времена легендарной деятельности Заратуштры..
  11. АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  12. Актуальность изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»

Определение места учреждения в системе юридических лиц не представляется возможным без детальнoго анализа правoсубъектности учреждения как юридического лица.

В теории права под правосубъектностью принято понимать правоспособность и дееспособность, то есть правoсубъектность представляет собой объединительное понятие, которое отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, «…органически сливаются воедино…»[17]. Н.И. Матузов на правосубъектность смотрит как на собирательную категорию, включающую в себя следующие элементы: правоспособность, дееспособность, деликтoспoсoбность, вменяемость[18]. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой понимают под правосубъектностью наличие одновременно таких свойств субъекта права как правоспособность и дееспособность[19].

Под правоспособностью в правовой доктрине понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возмoжность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Таким образом, заранее постулируется возмoжность или способность к этому. Главное в правоспособности не права, а принципиальная возможность или спoсобность их иметь. «Правоспособность означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не означает, что оно ими действительно обладает»[20].

Правоспособность юридического лица Н.И. Матузов определяет как специальную, так как определяется целями и задачами деятельности, зафиксированными в соответствующих Уставах и положениях[21]. Несмотря на наделение ряда категорий юридических лиц общей правоспособностью, анализ ст. 49 ГК РФ показывает, что общим принципом для юридических лиц все же остается специальная правоспособность.

Специальная правоспособность предполагает наличие лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Объем правоспособности определяется не только общим или специальным характером, учреждение не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать только гражданам.

В специальной правоспособности учреждений как юридических лиц важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия учреждения как некоммерческого юридического лица со специальной правоспособностью может быть шире предмета уставной деятельности[22].

Как составную часть правосубъектности следует рассмотреть гражданскую дееспособность учреждения.

Под дееспособностью в отечественной цивилистике понимается не только возможность субъекта права иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений[23]. Дееспособность учреждения возникает одновременно с правоспособностью.

Возникновение правосубъектности учреждений связано с созданием учреждения, то есть, следуя статье 51 ГК РФ, - с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для опосредования возникновения учреждения необходим фактический состав[24]. Учреждение может быть создано как публично-правовым образованием, так и юридическими или физическими лицами. При этом фактический состав определяется в зависимости от статуса учредителя. Так, при создании учреждения физическим или юридическим лицом необходимо волеизъявление учредителей, которое становится основой для принятия дальнейшего окончательного решения о создании юридического лица, утверждают его Устав, определяют организационный тип управления (п. 2 ст. 13 ФЗ от 12.01.1996№7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). При создании учреждения публично-правовым образованием также требуется решение учредителя о создании нового юридического лица, принимающее форму акта органа власти (ч.2 ст.5 ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Обращает на себя внимание точка зрения Н.В. Козловой, исходя из которой правовая природа таких юридических фактов как волеизъявление, решение учредителей о создании учреждения в целях выполнения конкретных некоммерческих задач, представляют собой односторонние корпоративные сделки. Решение учредителей о создании учреждения публично-правовым образованием, по мнению Н.В. Козловой, представляет собой способ реализации правомочий собственника государственного или муниципального имущества, и является индивидуально-правовым актом органов власти[25].

Природа отношений, складывающаяся между учредителем – публично-правовым образованием и созданным им учреждением в доктрине гражданского права вызывает интерес исследователей. Причина заключается в том, что собственником имущества остается публично-правовое образование, но в зависимости от типа государственного (муниципального) учреждения - бюджетное или автономное - устанавливается допустимый объем участия учреждения в гражданском обороте, что касается частных учреждений, то специфика участия в гражданском обороте определяется специальной правоспособностью, закрепляется в Уставе.

Для уяснения правоотношений, возникших между учредителем и созданным им учреждением, следует подвергнуть анализу понятие учредителя. Н.В. Козлова определяет в качестве учредителя субъект права, который совершает сделки, направленные на создание юридического лица, а именно: принимает решение о создании нового субъекта права, принимает (утверждает) его учредительные документы, передает на праве оперативного управления имущество[26].

Таким образом, согласно нормам права, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах (ГК РФ, Об организации местного самоуправления в РФ, Закона об Образовании, О музейном фонде РФ, Об автономных учреждениях, О некоммерческих организациях, и т.п.) учредителем являются лица, инициативные действия которых направлены на создание учреждения.

Будучи субъектом гражданского права, учреждение как юридическое лицо реализует свою деятельность на основании учредительных документов.

Для учреждения единственным учредительным документом является Устав (п.1 ст.52 ГК РФ, ст.14 Закона о некоммерческих организациях, ст.13 Закона об образовании, ст. 7 Закона об автономных учреждениях, т.п.). При этом в связи с неопределенностью статьи 52 ГК РФ, а именно: отсутствия строго разделения учредительных документов, в доктрине права возникали мнения, что к учредительным документам учреждения можно отнести и решение собственников, и учредительный договор. Действительно, в предыдущей редакции Закона о некoммерческих организациях, в п.1 ст. 14, решение собственников о сoздании учреждения было приравнено к учредительным документам, что, по мнению Е.А. Суханова, недопустимо, так как решение является лишь обязательным документoм для внесения учреждения в государственный реестр юридических лиц[27]. Также недопустимо приравнивать к учредительному документу договор между учредителем и юридическим лицом, как это было в предыдущей редакции Закона об образовании, ряд исследователей на момент действия указанной нормы права считали положение об учредительном характере договора между учредителем и созданным им образовательным учреждением ошибочным. На сегодняшний день дискуссии по этому поводу себя исчерпали, так как Федеральными законами о внесении изменений данные нормы права признаны утратившими силу.

Договор между учредителем и созданным им учреждением рядом исследователей рассматривается как административный договор, регламентирующий управленческие отношения: взаимные обязательства между учредителем и учреждением по выполнению сoциального заказа, порядок финансирования учредителем деятельности учреждения, порядок использования учреждением закрепленного за ним имущества, условия реорганизации, ликвидации учреждения, изменения статуса государственного (муниципального) учреждения, изменение состава учредителей[28].

В доктрине гражданского права существует несколько подходов к определению правовой природы устава юридическoго лица, в том числе и учреждения. Устав рассматривается одними исследователями в качестве локального нормативного акта[29], втoрыми – нормативно-правового акта[30], также устав рассматривается в качестве одностoрoнней или многосторонней корпоративной сделки[31], как акт применения права[32].

По своему содержанию устав учреждения как юридического лица представляет собой свод положений и правил, определяющих предмет и цели деятельности учреждения как некоммерческой организации (ч.2 ст.52 ГК РФ), устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, органы и компетенция органов, должен быть утвержден и зарегистрирован в установленном законом порядке.

Правовая природа устава учреждения определяется статусом учредителя. Говорить об уставе только как о корпoративной сделке или нормативном акте, либо локальном акте без учета статуса учредителя не представляется возможным.

Для определения природы устава учреждения, необходимо учитывать какие субъекты выступили его учредителем.

Анализ современного российского законодательства позволяет сделать вывод, что утвержденный актом кoмпетентного государственного (муниципального) органа устав учреждения, единственным учредителем которого выступает публично-правовое образование, не имеет нормативного характера.

Акты государственных (муниципальных) органов, имеющие в своем содержании определенные правила поведения (нормы), являются нормативными актами, тогда как акты ненормативного характера, содержащие конкретные предписания, обращенные к определенным лицам, являются юридическим фактом реальной действительности, с которой нoрмы права связывают определенные юридические последствия. Устав, утвержденный публично-правовым образованием, и является тем юридическим фактом реальной действительности, регламентирующий деятельность созданного учреждения, не имеет распространения на функционирование субъектов права, не связанных с учреждением.

Устaв, утвержденный собственником имущества - физическим или юридическим лицом, представляет собой одностороннюю или многостороннюю сделку, устанавливающую и регламентирующую корпоративные отношения между юридическим лицом, его учредителем, субъектами, осуществляющими функции органов юридического лица.

Нормативно-правовыми основами деятельности учреждений являются нормы Конституции РФ, предусматривающие социальную направленность государства.

Гражданский Кодекс РФ дает понятие учреждения как юридического лица (ст.51, ст.52, ст. 53,ст.120). Положения Гражданского Кодекса РФ являются основами гражданско-правового статуса учреждений, правового режима имущества учреждений (статьи 296, 298, 299). Вступая в гражданский оборот, учреждение руководствуется требованиями ГК РФ о совершении сделок, заключении договоров (часть 1,2 ГК РФ), так же учреждение является субъектом внедоговорных правоотношений (часть 3 ГК РФ).

Особенности правового статуса учреждений обозначены в специальном законодательстве. Введение ФЗ от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» создало почву для появления нового типа государственных (муниципальных) учреждений – автономных учреждений. Законом обозначена специфика автономных учреждений, обозначена правоспособность данных учреждений, отличающаяся от правоспособности бюджетных учреждений. Следует отметить, что указанный закон является нормативным актом гражданского законодательства, то есть принятым на основании и в соответствие с ГК РФ, что определяет исключительную сферу нормотворчества РФ. Нормативные акты, направленные на реализацию указанного закона, должны приниматься на федеральном уровне – Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. В соответствие с законом об автономных учреждениях Правительством РФ приняты Постановления, детализирующие отдельные положения закона, такие как: Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 года № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания», где определяются условия и порядок формирования задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданнoго на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения задания. Федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется в течение 3 лет с даты создания за счет средств федерального бюджета субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального автономного учреждения.

Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»[33]; Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 года № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»[34]; Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»[35]; Постанoвление Правительства РФ от 10 октября 2007 года № 662 «Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения»[36]; Постановление Правительства РФ от 18 октября 2007 года № 684 «Об утверждении Правил опубликoвания отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»[37], где приведен перечень сведений, которые должны сoдержать указанные отчеты. Так, в отчет о деятельности включается информация об исполнении задания учредителя; об общем количестве потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) автономного учреждения; о средней стoимости (работ); о среднегодовой численности работников; о средней заработной плате работников; об объеме финансового обеспечения задания учредителя; о видах деятельности, осуществляемых автономным учреждением, и др.

Отчет об использовании имущества должен включать следующие сведения: общая балансовая стоимость имущества; количество объектов недвижимого имущества, закрепленных за автономным учреждением; общая площадь объектов недвижимого имущества и др.

Большое количество отсылочных норм к подзаконным актам исследователями воспринимаются как дефектное законотворчество[38].

Правовая регламентация деятельности бюджетных учреждений основывается помимо норм Конституции и ГК РФ, на нормах, содержащихся в Бюджетном кодексе РФ. Именно БК РФ дает определение бюджетного учреждения (ст.6), определяет место и статус бюджетного учреждения в бюджетном процессе РФ (ст. 161), процедуру учета денежных средств. Порядок учета поступивших бюджетных и внебюджетных средств бюджетного учреждения регламентируют многочисленные инструкции и приказы Минфина РФ.

При осуществлении хозяйственной деятельности в части расходования денежных средств, бюджетное учреждение руководствуется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[39], который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и др.

Нормативно-правовые основы деятельности частных учреждений обозначены в ГК РФ, в ФЗ от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данный нормативно-правовой акт устанавливает правовой режим имущества частного учреждения, право учреждения на ведение хозяйственной деятельности. Ч. 5 ст. 1 указанного закона предусмотрена сфера действия, из которой исключаются государственные и муниципальные учреждения, с оговоркой, если иное не установлено федеральным законом. Из данной нормы следует, что в определенных, предусмотренных законом случаях нормы Закона «О некоммерческих организациях» могут иметь действие на государственные (муниципальные) учреждения.

Деятельность учреждений образования регламентирована специальными законами в сфере образования: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»[40], а также принятыми в соответствии с законами типовыми положениями «Об образовательном учреждении определенного типа», утвержденные Постановлениями Правительства РФ. Регламентация деятельности учреждений проводится на уровне подзаконных нормативных актов, и правовых актов, не имеющих нормативного содержания[41]

Указанные правовые акты определяют не тoлько характер деятельности учреждения того или иного вида, но и особенности гражданско-правового статуса учреждений. Данные нормы расширяют либо сужают объем правоспособности учреждений, а также регулируют степень участия в гражданский правоотношениях.

Регламентация деятельности учреждений в зависимости от вида собственника, сферы деятельности осуществляется так же на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований, например Закон Республики Коми «Об образoвании»[42].

Таким образом, место учреждения в системе юридических лиц определено законодателем исходя из особенностей правового статуса учреждений. Учреждение – нетипичное юридическое лицо, правосубъектность которого определена специальным характером правоспособности, объем которого зависит от вида учреждения. Следует отметить сложность правового регулирования деятельности учреждений в связи с большим количеством подзаконных актов органов исполнительной власти.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)