АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы отчетности и виды контроля деятельности студентов в период педагогической практики

Читайте также:
  1. A) 1) Объяснить, почему необходим стандарт финансовой отчетности в отношении резервов.
  2. A. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  3. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  4. BRITISH CLUB для студентов и взрослых (от 18 лет)
  5. I. Виды и формы СРС по учебной дисциплине
  6. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  7. I. По длине периода
  8. II. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц, за период
  9. II. Подготовка к основной учебно - познавательной деятельности.
  10. II. Предмет деятельности Товарищества
  11. II. Рекомендации для студентов.
  12. II. Создание многотабличной пользовательской формы.

Одной из основных форм работы преподавателей со студентами в период практики являются семинары и консультации, которые позволяют в наибольшей степени использовать обучение; развитие и воспитывающие возможности педагогической практики. Семинары являются одной из эффективных форм методической работы практикантов.

Их цель – расширение; углубление и закрепление знаний студентов по дидактике, методов преподавания предмета.

Консультации, их цель – оказать конкретную методическую помощь студентам в подготовке уроков и отдельных воспитательных мероприятий.

Педагогический контроль знаний- контроль знаний позволяющий выявить обученность студентов и умение и навыки практического использования теоретических знаний.

Лекция 10. Общая характеристика творческой деятельности учителя

 

Цель: раскрыть понятие «педагогическое творчество», доказать необходимость творческой работы учителя, педагога

 

План

1. Понятие творчества и творческая индивидуальность педагога

2. Алгоритм педагогического творчества

3. Технология реализации педагогической задачи

4. Творческое мышление

 

Литература

 

1. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М.. 2004.

2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность.- М.,2002.

3. Рувинский Л.И. и др. Введение в специальность. – М., 1988.

4. Кан-Калик В.А. и др. Педагогическое творчество. – М., Педагогика, 1990г.

 

Что такое творчество? Краткий психологический словарь (М. 1958 г.) так ответить на этот вопрос: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей». Какие же новые ценности создает своим трудом учитель? Что позволяет нам говорить о творческом характере педагога? Формирование гуманитарного отношения человека к миру, другим людям, добросовестное отношение к своему труду – главная цель учителя. Эти отношения – главная духовная ценность, которую он создает. Решение на практике эту сложнейшую задачу, учитель должен быть постоянно готов поиску новых решений, к постановке новых задач, к принятию нестандартных приемов работы. И в этом – главный признак педагогического творчества.

2) Алгоритм педагогического творчества.

Алгоритм – это конечный набор правил, позволяющий чисто механически решить любую конкретную задачу.

Педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения разнообразных педагогических задач. Научиться правильно их решать совершенно необходимо бедующему учителю, хотя и не легко, ведь каждое такое решение – сложный, многоэтапный, творческий процесс.

3) Технология реализации педагогической задачи

Можно ли развить в себе способность к творчеству, потребность в творческой работе? Или, может быть творчество – удел талантливых, особо одаренных? А.С. Макаренко говорил: «Я добивался освоения этого мастерства, снижения даже не верил, да есть ли такое мастерство или нужно говорить о так называемом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

4) Творческое мышление.

Разум, мышление – это то, что делает человека человеком, то есть существом, способным с помощью мысли управлять собой и осуществлять целенаправленную деятельность во внешнем мире. Мышление выполняет множество различных функций в жизни человека. Две из них основные: понимание и творчество. Понимание – основа приобретения знаний, опыта, правильного построения всего, что нас окружает. Творчество – всегда результат работы мысли, создающий нечто новое, ведущий к открытиям, решения практических жизненных задач.

Саморазвитие человека, его совершенствования себя как личности должно основываться на развитии его мышления. Что же такое мышление? Это - психологическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное (с помощью каких-то средств) познания действительности путем раскрытия связей и отношений, которые существуют между познаваемыми предметами и явлениями. Опираясь на чувственный опыт, мышление преобразует его в абстрактные, отвлеченные формы, давая возможность получить знания о таких свойствах и отношениях вещей и явлений, которые нельзя выявить с помощью непосредственного восприятия.

Творческий характер педагогической деятельности связан с ее гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности - способности создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Способность к творческой деятельности в той или иной степени ее продуктивности присуща каждому человеку. Обычно выделяют несколько уровней педагогического творчества:

Репродуктивный уровень – уровень воспроизведения готовых рекомендаций, освоения того, что создано другими;

Уровень оптимизации, характеризующийся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения;

Эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными находками;

Исследовательский, личностно самостоятельный уровень, когда педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческой индивидуальности.

Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового, оно заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может быть раскрыта как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. Гуманистическая психология рассматривает потребность к самоактуализации и самореализации как ведущую базовую потребность личности, проявляющуюся в стремлении к непрерывной актуализации ее потенций, способностей и талантов, к определению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего человеческого призвания и предназначения.

В педагогическом труде много такого, что роднит его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Выдающийся русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский называл педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность близка художественной не только своей созидательной сущностью, но и теми творческими процессами, в которые включен учитель и которые требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как основным инструментом. Не случайно самая известная книга А.С.Макаренко носит название «Педагогическая поэма». А замечательный педагог и режиссер М.И. Кнебель пишет: «Почему я назвала свою книгу «Поэзия педагогики»? Потому что несмотря на труд, муки, сомнения и разочарования, мне видится в педагогике нечто прекрасное, имеющее прямое отношение к самому высокому и сокровенному в человеке и искусстве».

Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют условия эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может осуществляться полноценно. При этом необходимо понимать, что никакая человеческая деятельность сама по себе не порождает креативное отношение человека к миру и к самому себе, ценностное по своей сути. Напротив, это отношение является условием творческой деятельности. Самореализация педагога может осуществляться двумя путями: прогрессивным, творческим, направляющим его деятельность на созидание себя, саморазвитие; и регрессивным, ведущим к самодовольству, успокоенности, иллюзии неисчерпаемости прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации изберет педагог, зависит от его профессиональной позиции и установок, направленности его личности.

Труд только тогда становиться истинно творческим, когда в отношении к нему сочетаются заинтересованность, увлеченность трудом и чувство долга, ответственности перед обществом. В.А.Сухомлинский писал о гармонии в педагогическом труде трех начал: «надо», «трудно» и «прекрасно». Трудное становится легче, когда понятно, во имя чего оно делается. Осознание общественного смысла своего труда – мощное предпосылка развития педагогического творчества. А достижение первых, пусть даже небольших результатов в воспитании и обучении детей рождается чувство удовлетворения, эмоциональный подъем, наслаждение трудом – социальное чувство глубоко бескорыстного характера.

Творческий характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности учителя в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется не только карьерным ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизненной мудрости, т.е. реализации своего человеческого предназначения. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового, это и есть творчество. Творчество (креативность) есть высшая, наиболее сложная активная форма проявления отношения человека к работе. Любая творческая деятельность связана с наличием способностей. Человек успешно трудится лишь тогда, когда его физиологические и психические качества соответствуют требованиям профессии.

Творческие способности – это умение ассоциировать, комбинировать, давать новые определения, новые понятия на основе старых, концентрировать мысли на одних моментах при игнорировании других, чтобы свести умственный процесс к взаимосвязи простейших элементов.

Педагогическая деятельность занимает особое положение в классификации видов деятельности человека. В советское время она рассматривалась однобоко, с позиции субъект-объективных отношений в школе: учитель-субъект педагогической деятельности, ее организатор и инициатор, ученик - пассивный объект педагогических воздействий. Целью школы было воспитание борцов за светлое будущее и привитие им определенных знаний, умений и навыков. Никакого творчества, никакого сотрудничества учителя и ребенка в реальной школе не было.

Раскрывая причины искаженного представления большинства людей о сущности жизненного и профессионального успеха, К.Юнг видит их в том, что современная цивилизация насаждает экстравертивную культуру, культуру достижений, называя идеи успеха, карьеры, материальных достижений как основной путь и цель личностного роста, в то время как главная цель человека – обретение внутренней целостности, «индивидуализация». «Общество не очень высоко оценивает духовные подвиги, его награждения даются за достижения, а не за индивидуальность. В результат человек часто принимает решение ограничить себя достижимым, а не стремиться к раскрытию своего подлинного потенциала. Достижения, полезность – помогают пустить корни в этом мире, но они бессильны в построении более широкого сознания, которое мы называем культурой». Построение такого сознания – важнейшее условие творческого роста учителя и реализации творческого потенциала педагогической профессии.

Творчество учителя – в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели. Ситуация может не стать задачей, если учитель ее не замечает или игнорирует, не предавая значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если учитель реагирует на возникшую ситуацию окриком.

Таким образом, ситуация становиться задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности. Задача может иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей.

Решение педагогической задачи начинается с анализа ситуации и создания проблемы. Следующий этап решения задачи – анализ исходных данных: место ситуации в процессе педагогической деятельности, характеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. Заключительный этап – выдвижение гипотезы, когда учителю надо выбрать из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, что требует активного мышления, воображения.

Чтобы так тонко использовать неординарные педагогические средства, педагог должен обладать интуицией, способностью мгновенно находить и принимать правильные решения. «Интуиция развивается в процессе деятельности человека, выступая как некоторый «спрессованный опыт». В ней своеобразно соединяются образное и понятийное мышление… Наглядный образ как бы вбирает в себя всю ту сумму знаний, которая получена путем дискурсивного понятийного мышления. Логика и оперирование образами выступают в неразрывном единстве».

Интуиция – свойство, обычно характерное для людей с творческим укладом ума, с творческими способностями. Творческие способности и умения чрезвычайно важны для педагога. Их необходимость обусловлена творческой природой педагогической деятельности, постоянной изменчивостью условий ее протекания, аудитории, класса, с которыми приходится работать, социокультурной обстановки. В своей профессиональной жизни педагог имеет дело с несколькими поколениями учеников. Каждый из них несет на себе печать времени, исторического своеобразия, обусловленного историческими, социальными, культурными событиями, сменой образовательных целей, ценностей, идеалов, изменением престижа профессии и пр. В силу этого педагогическая деятельность не может по сути своей быть рутинной, а педагог, чтобы избежать этой рутины, должен стремиться к творчеству.

Творчество оберегает педагога от рутины, монотонности деятельности, от словесных штампов, от повторения одних и тех же способов и приемов работы. Если творческий импульс исчезает, педагог списывает все свои неудачи не на новые образовательные условия, не на свою инертность и исчерпанность творческого потенциала, а только на учеников, «не интересующихся ничем», «прагматичных», «ленивых», «не умеющих думать». Наступает та профессиональная усталость, с которой трудно идти к ученикам.

Ученые обосновывают необходимость для педагога еще целого ряда способностей – у разных авторов их «набор» различен. Некоторые исследователи выделяют авторитарные способности, на основе которых развивается умение завоевать авторитет, уважение у учащихся. Выделяют конструктивные способности, на основе которых формируются умения конструировать (создавать) урок, занятие, лекцию, семинар, конструировать особым образом учебный материал.

Таким образом, способности необходимы для успешной педагогической деятельности. Однако они являются лишь предпосылкой к успеху. Человек, избравший педагогическую профессию, должен обладать обширными профессиональными знаниями, в первую очередь – психолого-педагогическими. На основе знаний развиваются необходимые профессиональные умения. В педагоге должны соединиться человек знающий и человек умеющий.

Исследовательская деятельность – непременная составляющая педагогического труда. Исследуя окружающий мир, вы не только упорядочиваете свой знания о нем и о профессии, но и формируете свой педагогический стиль, своё профессиональное и личностное мировоззрение. В систематическом самообразовании очень важно определится с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего профессионального интереса. Эта тема может быть глобальной, а может быть и локальной. Здесь важен сам навык. В вузе, как правило, есть много возможностей заниматься исследовательской деятельностью. Современные курсы по педагогическим дисциплинам предполагают и многообразие различных проектов – курсовых, дипломных, конкурсных. Неплохо, если с самого начала студент займётся исследованием наиболее интересной, по его мнению, проблемы, рассматривая её с разных позиций с разным уровнем переработки; тогда к моменту окачивания вуза накопится много материала, что значительно облегчит написание квалификационной работы.

Исследовательская деятельность даёт не только повышение уровня самообразования, но и помогает найти единомышленников, познакомится со специальностями по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс научно-педагогическую общественность с результатами своей работы через собственные публикаций в процессе и выступления на тематических конференциях. Научно исследовательская работа студента – это, во-первых, самообразование студента, умение студента работать с научной литературой, фиксировать прочитанное. Существуют следующие способы фиксации: составление плана, тезисов, конспектов, рецензий и рефератов. Учебные рефераты - это одно из форм исследовательской работы. Более высокий уровень - это курсовые работы и дипломные работы. Самообразование - это специально организованная самостоятельная познавательная деятельность направленная на достижение определенных целей. Структура познавательной работы восприятие и осмысление материала. Переработка учебной информации и превращение ее в личные знания, закрепление знаний, подготовка к выступлению на семинарах и практических занятиях, работа в социально- общественных и предметных кружках, выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ.

Способы получения переработанной информации:

1. Работа с книгой – это один из основных видов самострельного учебного труда студента. При знакомстве с литературным источником следует обращать внимание на имя автора, год издания, место издания, аннотацию. Это позволит узнать значение книги.

Существует различные виды ознакомления со структурой книги.

1. Ознакомительное чтение. Оно выборочное: начало глав, выделенные курсивом предложения, выводы. Скоростному чтению обучаются по специальным методикам.

2. Аналитическое (глубокое осмысление). Оно имеет несколько подвидов: фиксирующее или регистрирующее, с учетом всех ссылок, с целью постижения основного содержания книги.

3. Разъяснительная. По ходу чтения выясняется с помощью справочников все незнакомые места.

4. Критическое. Оно предлагает анализ и оценку исторических сопоставлений взгляда автора и своих.

5. Творческое. На основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы. Все прочитанное необходимо фиксировать студенту.

Формы фиксации аннотирования.

Аннотация - это краткое характеристика печатного издания. Аннотация включает сведения о содержании, его авторе, достоинства работы. Аннотация помещается на обороте титульного листа книги и включает характеристику издания, его основные темы, цели и результаты. Виды аннотации различны по содержанию и целевому назначению. Они делятся на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации характеризуют систематику сообщения, какие либо действия, но не дают критической оценки.

Рекомендательные. Характеризуют книгу и дают оценку для определенных категорий читателей с учетом уровня подготовки деятельности. По полноте охвата содержание она подразделяется на общие и специализированные. Общие - характеризуют книгу в целом. Специализированная представляет понимание на определенных дисциплинах на особом кругу специалистов. Все специальные аннотации чаще всего носят справочный характер. Аннотации могут быть также образными или групповыми:

1. Содержание общих носят характеристику нескольких источников.

2. Составление плана и краткого текста.

План текста это самая краткая запись в его содержании. План помогает воспроизвести в памяти большой объем материала.

Типы планов: вопросительный, назывной, тезисный, план, опорная схема.

План в котором действие обозначает существенный признак - назывной. А если действие обозначается глаголом, то это - тезисный. План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы слова.

3. Составление тезисов. Тезисы это положения отражающие смысл значительной части текста. Тезисы помогают обобщить материал, глубоко разобраться в том или ином смысле. С помощью тезисов можно определить образование форм и статей. Тезисы помогают определить суть книги, статьи и акцентирование содержание. Тезисы отличаются от плана тем, что пункт плана не раскрывается. При тезисе разное содержание. Тезисы несут в себе больше информации чем плана. Но без плана очень сложно составить тезисы или полноценный конспект. Тезисы бывают простыми и сложными. Простые - это категория утверждающих. А сложное это не только утверждение или отрицание, но и обоснование. Последовательность написания тезисов, прежде всего, составления названия план прочесть фрагмент текста который имеет свой подзаголовок и сформулировать отдельное положение, записать это и есть тезис.

4. Конспектирование - это сокращенная запись информации. Конспект может быть подробным и кратким и необходим для того, чтобы перерабатывать любую информацию и передавать ее в сокращенном виде. Выделить в письменном тексте самое необходимое, создать модель задачи. Упростить запоминание текста, накопительной информации для написания большой словарной работы.

Тезисы и конспекты. Тезис - содержит основные мысли автора в форме утверждения или отрицания. В каждом положительном заключается одна мысль.

Конспект - воспроизводится не только мысль оригинала, но и связь между ними. С сохранением мысли делятся на части сохранения оригинала.

Разделяются четыре типа конспекта.

1. Плановый тематический текстуальный и свободный

Плановый конспект сохраняется в виде плана.

Тематический конспект составляется на основе ряда историй и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

Текстуальный конспект состоит из цитат. Свободный конспект включает в себя и выписки и тезисы и цитаты.

5. Цитирование.

Цитата – точная буквальная вырезка из какого-либо текста.

Общие требования. Цитата приводится в качестве пропуска слов при цитировании обозначается многоточием. Каждый отрывок оформляется как отдельная цитата.

Цитата сопровождается библиографической ссылкой. Цитата как самостоятельная предложенная дополнение. Начинается с прописной буквы. Цитата помещается после двоеточия. Начинается со строчной группы. (потому что если тоже – начинается со строчной буквы). Цитирование также может быть и словосочетание.

6. Рецензирование - это статья содержащая в себе критический образ какого-нибудь художественного произведения или отзывную научную работу.

Рецензирование освещает содержание документа и дает критическую оценку. Рецензирование пишется на новые произведения.

Типовой план на написание рецензии:

1. Объект анализа.

2. Актуальные темы.

3. Краткое содержание.

4. Формулировка основных тезисов.

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочеты.

7. Выводы


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)