АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неолиберализм (западногерманский)

Читайте также:
  1. Кейнсианство и неолиберализм
  2. Чикагская школа неолиберализма

Профессор Вальтер Ойкен (1891—1950), духовный отец рефор­мы, получил образование в университетах Киля, Бонна и Йены. Круг его научных интересов был весьма широк: "национальная экономия", история, статистика, философия, — и это помогло ему успешно защитить первую докторскую диссертацию. После окон­чания первой мировой войны, на которой Ойкен прошел путь от солдата до командира батареи и был награжден за храбрость, он вернулся к научной работе, защитил вторую докторскую диссерта­цию. В 1925 г. он стал заведовать кафедрой в Тюбингенском универ­ситете, а с 1927 г. до конца жизни был профессором Фрайбургско­го университета.

В его книге " Основания национальной экономии " (1947), вы­державшей девять изданий, изложены основные идеи неолибера­лизма. Центральная категория теории Ойкена — категория хозяй­ственного порядка, который гарантировал бы права, свободы, до­стоинство человека в обществе, свободном от тоталитаризма. Сле­довательно, хозяйственный порядок — это не только экономичес­кая программа, а особое мировоззрение, особая идеология свобод­ного и ответственного поведения человека, признающего законы и правила, обусловленные реальной жизнью.

В 1948 г. вышел первый номер еженедельника "Ордо" (от нем. Ordnung— порядок). Поэтому неолибералов иногда называют ордолибералами. Сторонники этого направления выступают за "эконо­мический гуманизм", за "международное рыночное хозяйство", защищают третье сословие. С одной стороны, неолибералы объяв­ляют себя последователями старого либерализма с его идеями сво­боды конкуренции, вечности частной собственности и экономи­ческой обособленности экономических агентов, а с другой — они понимают необходимость в новых условиях минимального вмеша­тельства государства в экономику. Недаром Л.Эрхард сравнивал роль государства с ролью футбольного арбитра, который только следит за соблюдением правил игры, но не вмешивается в нее, пока не нарушаются правила.

Неолибералы говорят о порочности современного капитализма, так как он искажает конкуренцию. Они считают, что существует два типа хозяйств: тоталитарное (командно-управляемое), к кото­рому они относят первобытную общину, рабовладение, фашизм, социализм, и социальное (свободное) рыночное хозяйство. По их мнению, в современном капитализме нет гибкости цен, свободы сделок, и в этом виноваты монополии, они — главное зло, причем профсоюзы — это тоже монополии на рынке труда, так как они диктуют цены на рабочую силу и тем самым искажают конъюнкту­ру рынка.

Отвергая и современный капитализм, и социализм, германские неолибералы ищут третий путь. В социальном рыночном хозяйстве, на их взгляд, реализуются социально-философские основы неоли­берализма. Они сформулировали четыре основных принципа, на которых базируется социальное рыночное хозяйство:

1) принцип открытых рынков, т.е. обеспечение свободной кон­куренции, которая не должна ограничиваться никакими монопо­лиями;

2) принцип свободы сделки, состоящий в том, что каждый пред­приниматель имеет право продавать свою продукцию кому он по­желает и покупать необходимые ему продукты у кого он пожелает;

3) принцип частной собственности, заключающийся в том, что частная собственность на средства производства является важней­шим условием конкуренции и свободы сделки, без которых невоз­можно никакое социальное рыночное хозяйство;

4) принцип ответственности, согласно которому каждый пред­приниматель должен полностью отвечать за свою хозяйственную деятельность.

Акционерные компании, по мнению неолибералов, — это бла­го, так как распространение акций среди всех слоев общества дела­ет эти компании демократичными, сглаживает противоречия в об­ществе, делает несущественными классовые различия. Значит, ста­новится более однородной структура населения, крупная собствен­ность рассредоточивается во многих руках, да и сама собственность как таковая отходит на второй план в общественных отношениях. В конечном счете увеличение числа акционерных компаний приве­дет к "государству всеобщего благоденствия" — это и есть новый путь развития экономики. Само социальное рыночное хозяйство, считают неолибералы, являет собой "совершеннолетнее общество", третью фазу "нового индустриального общества". Позднее они бу­дут говорить об эволюции этого общества в так называемое "офор­мленное общество".

Реализация неолиберальных идей началась в 1948—1949 гг. и при­вела к оживлению производства в послевоенной Германии, а по­том и к его бурному подъему, что позднее и стало известно как "западногерманское экономическое чудо". Осуществлению этого "чуда" в Западной Германии способствовали следующие условия: широкая социальная база для развития свободного предпринима­тельства, помощь американских оккупационных войск в поддержа­нии политической и социальной стабильности по плану Маршал­ла, но главное, четко проработанная концепция преобразований в германском обществе, разработанная фрайбургской школой еще в период второй мировой войны. (Поразительный факт: идеи о жиз­ни в обществе без Гитлера и национал-социализма обсуждались еще в 1942 г.) Реформа оказалась успешной в значительной степе­ни потому, что ее проводили сами авторы. Это тот редкий случай, когда создателям теоретической концепции представилась возмож­ность проверить ее на практике.

Выдающуюся роль в практической реализации неолиберальных идей сыграл Людвиг Эрхард (1897—1977). Закончив реальное учили­ще в Баварии, а после первой мировой войны — Высшую коммер­ческую школу в г.Нюрнберге, Эрхард защищает докторскую дис­сертацию, становится заместителем директора научно-исследова­тельского института в Нюрнберге. Не будучи допущен национал-социалистами к преподавательской деятельности из-за недостаточ­ной лояльности к режиму, Эрхард во Фрайбурге начинает вместе с единомышленниками разрабатывать основы экономической поли­тики после войны. Министр хозяйства Баварии, профессор Мюн­хенского университета, а затем министр народного хозяйства Фе­деративной Республики Германии, вице-канцлерФРГ при Адена­уэре и канцлер после его смерти — таков путь, пройденный Л.Эрхардом.

В книге "Благосостояние для всех" (1956), которая явилась свое­образным отчетом о проделанных преобразованиях, Эрхард Отме­чает, что основные цели социального рыночного хозяйства — сво­бода и справедливость, причем он ясно дает понять, что экономи­ческая свобода невозможна без политической свободы, без госу­дарственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости. Неоли­бералы были убеждены, что все члены общества должны иметь воз­можность осознавать и реализовывать свое индивидуальное благо­состояние в рамках "установленных правовых и моральных границ"1.

Несмотря на жесткое сопротивление реформам со стороны Со­циал-демократической партии Германии, Эрхард завоевал доверие народа и провел реформу цен и денежную реформу, а политика планомерного стимулирования производства потребительских то­варов не только улучшила снабжение населения, но в той ситуации означала особую разновидность капиталовложений. "...Соображе­ния экономической эффективности снова стали определяющим фактором"2, — отмечал Эрхард.

Возникает вопрос, можно ли повторить это "чудо" в России? Вероятно, нет, так как путь каждой страны своеобразен и только собственные усилия на соответствующей социально-экономичес­кой базе приведут к положительным изменениям. Эрхард считал именно так и писал: "Если этот немецкий пример должен иметь значение и за пределами границ современной страны, то только в том смысле, что он должен показать всему миру, каким благом является свобода человека и свобода экономического развития"3.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)