|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическая мысль древнего КитаяКитай (бассейн реки Куанха) В 10 веке до н.э. складывается общество, для которого характерно сочетание государственной эксплуатации населения с неразвитыми формами частного землевладения, идет процесс разрушения общины.
Экономические направления (конкурирующие между собой): -конфуцианство (сейчас оба эти направления – Хенское конфуцианство) -легизм
Конфуций (551-479 до н.э.). Знатная, но обедневшая семья. Учения изначально в форме бесед. Он стремился к консервации законных отношений внутри больших семейных общин (старшие – младшие). Стремился использовать эти архаические институты для экономической устойчивости общества.
Учение об идеальном человеке, учение о благородном муже: -уважение к старшим -чувство долга -скромность -справедливость -сдержанность -скромное жилище Но он не порицает стремление к богатству, но заслужить его надо честно. Мораль – основа управления государством. Он считает: государство – это большая семья, а правитель – отец народа. Идеальный правитель должен соблюдать экономию расходов, следить за воспитанием общества. Конфуций – социально-экономическая программа: -власти должны быть озабочены тем, что богатство распределено неравномерно -власти должны быть озабочены не бедностью, а отсутствием мира между верхами и низами -недовольство низов можно предотвратить государственной регламентацией сельского хозяйства -не нарушать сезонности сельскохозяйственных работ
Этические нормы Конфуция способствовали культу большой семьи, отвечали интересам аристократии, т.к.: -патриархальные отношения -главенство традиций
Правитель подчиняется установленному порядку, который ограничивает его действия.
Легизм – наоборот за реформы, опирается не на традиции, а на законы, которые разрабатываются мудрецами, издаются государями и осуществляются министрами с помощью чиновников.
Залог стабильности страны – просвещенное чиновничество, необразованные и законопослушные жители. Идеи равных возможностей: «мобильный» человек (не только аристократ) может стать государственным чиновников – практика продажи государственных постов за деньги, которые могут покупать разбогатевшие чины земельных общин.
Источник экономической мысли легистов – древнекитайский трактат «Книга правителя области Чиан»: основные положения реформ, программы, которые провел Гунь Сун Ян 390-338 гг до н.э. в истории Чиан Ян.
В его концепции главная роль в сельском хозяйстве именно хлебопашество. Задача – накопление больших запасов продовольствия и ведение завоевательных войн. Государство добивается процветания земледелием и войной. Он сетовал, что многие земли заброшены (т.к. крестьян сгоняли на общественные работы, которые не успевали обрабатывать свои наделы). Перепись, единый налог с количества собранного зерна. -возвращение крестьян к земле -прекращение бродяжничества -предлог повысить пошлины -вести учет и привлекать к выполнению государственных повинностей купечества -высокий налог на вино и мясо Он считал, что станет < торговцев, земледельцы вернутся к полям, а чиновники вернутся к службе. Был противником возникновения аренды земли и рабства. -система взаимной ответственности за преступления -сторонник государственной монополии на добычу и производство соли и железа
Представитель легистов: Канн Фэй (умер в 233 г до н.э.). Трактат Хай Фэй-Дзи, который обобщал идеи школы легистов: -идеи прогрессивного развития общества -главная причина развития общества – рост населения
Трактат (Уань-Цзы 4 в до н.э.) – правитель царства Цзы основал академию Дворец науки, где собрал ученых. -главная роль – земледелие, покупки зерна -идея, что все действие правители должны находиться в согласии с природой: для установления налога достал истории о качестве почв (кадастр земли) -описывание 4х категорий населения (земледельцы, торговцы, ремесленники, чиновники) -налоги на любые виды деятельности приводят к замиранию этой деятельности -предлагается заменить налоги доходами от эксплуатации природных ресурсов -а также получить монополию на торговлю ресурсами -рыночная торговля – индикатор состояния экономики -регулятор экономики – изменение количества денег в обращении Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |